Имидж педагога в современной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 19:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования – изучение и характеристика имиджа педагога в современной школе.
Объектом исследования является педагог в современной школе.
Предметом исследования является имидж педагога.
Гипотеза состоит в предположении о том, что изучение характерных особенностей имиджа педагога в современной школе будет способствовать повышению его профессионального мастерства и стимулировать стремление к самосовершенствованию.
Задачи исследования:
Изучить профессиональное мастерство педагога как фактор успешности его педагогической деятельности.
Раскрыть сущность понятия «имидж».
Дать характеристика основных составляющих имиджа современного педагога.
Разработать и провести диагностику профессионально-личностных качеств учителя, наиболее значимых для школьников.

Работа содержит 1 файл

курс имидж педагога.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

     Обаяние — сплав духовности, привлекательности  и вкуса.

     Честность — искренность в общении, добросовестность в деятельности.

     Справедливость  — способность действовать беспристрастно.

     Современность — осознание учителем собственной  принадлежности к одной эпохе  с учениками (проявляется в стремлении найти общность интересов).

     Гуманность  — стремление и умение оказать квалифицированную педагогическую помощь ученикам в их личностном развитии.

     Эрудиция  — широкий кругозор в сочетании  с глубокими познаниями в области  предмета преподавания.

     Педагогический  такт — соблюдение общечеловеческих норм общения и взаимодействия с  детьми с учётом их возрастных и индивидуально-психологических особенностей.

     Толерантность — терпеливость в работе с детьми.

     Педагогический  оптимизм — вера в ученика и  его способности.

     Периферийные  качества: доброжелательность, приветливость, чувство юмора, артистичность, мудрость (наличие жизненного опыта), внешняя привлекательность.

     Негативные  качества:

     Пристрастность  — выделение из среды учащихся любимчиков и «постылых», публичное  выражение симпатий и антипатий  по отношению к воспитанникам.

     Неуравновешенность — неумение контролировать свое временное психическое состояние, настроение.

     Мстительность — свойство личности, проявляющееся  в стремлении сводить личные счеты  с учеником

     Высокомерие — педагогически нецелесообразное подчеркивание своего превосходства  над учеником.

     Рассеянность  — забывчивость, несобранность.

     Профессиональные  противопоказания:

  • Наличие вредных привычек, признанных обществом социально опасными (алкоголизм, наркомания и др.).
  • Рукоприкладство.
  • Грубость.
  • Беспринципность.
  • Некомпетентность в вопросах преподавания и воспитания.
  • Безответственность.

     Индивидуальный  стиль деятельности учителя определяют не сами по себе профессионально-значимые качества, а неповторимое многообразие их комбинаций. Можно выделить следующие  типы комбинаций профессионально-значимых качеств личности учителя во взаимосвязи с уровнем продуктивности (эффективности) его деятельности: [15, с. 51]

     Первый  тип комбинаций («положительный, без предосудительного») соответствует высокому уровню работы учителя.

     Второй  тип («положительный с предосудительным, но извинительным») характеризуется преобладанием положительных качеств над негативными. Продуктивность работы оказывается достаточной. Негативное, по мнению коллег и учеников, признается несущественным и извинительным.

     Третий  тип («позитив, нейтрализуемый негативом») соответствует малопродуктивному уровню педагогической деятельности. Для учителей этого типа главное в работе — направленность на себя, самовыражение, карьерный рост. В силу наличия у них ряда развитых педагогических способностей и позитивных личностных качеств они могут в отдельные периоды работать успешно. Однако искаженность мотивов их профессиональной активности, как правило, приводит к низкому конечному результату.

     Таким образом, знание профессионально-значимых личностных качеств современного педагога, их роли в профессиональной деятельности способствует стремлению каждого учителя к совершенствованию этих качеств, что в конечном итоге ведет к качественным изменениям в учебно-воспитательной работе с детьми.

     Выводы: Среди личности качеств, которые особенно ценят в учителе ученики, чаще всего называют любовь к детям, доброжелательность, чуткость, справедливость, требовательность, чувство юмора, оптимизм и творческое отношение к делу. Чтобы обладать этими качествами, необходимо быть духовно богатой, интеллигентной и творческой личностью.

     Идеальную личность учителя XXI века составляют такие  микрохарактеристики как  учитель - интеллигентная личность; учитель - духовно богатая личность;  учитель - творческая личность; учитель - свободная личность; учитель - гуманная личность; учитель - граждански активная личность и др.

     В вышепредставленных характеристиках  отражены далеко не все лучшие типы современного и будущего учителя.

     В современной системе образования  неотъемлемым качеством учителя должна являться его профессиональная компетентность, то есть «осведомлённость и авторитетность в той или иной сфере его деятельности».

     В психологическом словаре профессиональная педагогическая компетентность определяется, как «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя, как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания».

     Учителю необходимо обладать человеческими нравственными качествами и быть хорошим организатором, умело регулирующим и направляющим взаимоотношения, деятельность детей и взрослых в коллективе.

     Одним из важнейших компонентов, образующих способность современного специалиста  педагогического профиля к достижению успеха в профессиональной деятельности, профессиональной самореализации является высокий уровень сформированности профессионального самосознания.

     Профессор В. Я. Синенко справедливо считает, что «профессионализм учителя представляет собой систему высокого уровня его психолого-педагогических и научно-предметных знаний и умений в комплексе с соответствующим культурно-нравственным уровнем, обеспечивающих на практике социально востребованную подготовку к жизни подрастающего поколения»

 

глава 2.

2.1. Диагностика профессионально-личностных качеств учителя,  наиболее значимых для школьников

     Для того чтобы учитель мог успешно  выполнять свои основные задачи (обучение и воспитание ребёнка) необходимо, чтобы  он был авторитетом в глазах своих учеников. Для этого он должен обладать двумя основными компонентами педагогического авторитета (личностным и профессиональным). Следует полагать, что в зависимости от того, кто оценивает профессионально-личностные значимые свойства (качества) учителя, они будут по-разному представлены. [5]

         Задача диагностики: проверить, какие профессиональные и личностные качества считают необходимыми для авторитетного учителя различные субъекты учебно-воспитательного процесса.

         Для выявления профессионально-личностных качеств учителя, которые являются самыми значимыми для школьников, мы выбрали следующие методы:

         1.Метод сочинения.

         Детям предлагалось написать  сочинение на одну из тем:  “Мой любимый учитель”, “Каким  я представляю настоящего учителя”, “Какие черты характера я хотел (а) бы перенять у своего учителя”.

         2.Методика “Продолжи предложение”.

         Были даны предложения типа:

     1. Я люблю своего учителя, потому  что он …

     2. Учитель – это …

     3. Я хотел (а) бы, чтобы учитель  был…

     4. Я слушаюсь учителя, потому  что он…

     5.  Мне нравиться в учителе…

     6. Мне нравится, когда учитель…

     7. Мне не нравится,  когда учитель…

         3.Метод ранжирования.

         Предлагались качества учителя  – воспитателя, которые необходимо  было расположить по степени  важности.

     Расположи по степени важности следующие качества педагога:

     Добрый, отзывчивый, терпеливый, справедливый, хорошо объясняет урок, много знает, требовательный, аккуратный, искренний, интересно ведет уроки.

      

  Анализ результатов диагностики 

     Начнем  с вопроса о том, какие качества учителя считают наиболее важными  младшие школьники. Проанализировав сочинение, можно сделать вывод о том, что учащиеся подчеркивают в своих учителях “доброту”, “вежливость”, “ум”, “красоту”, “любовь к детям”. И как нежелательные качества учителя “злость”, “крики”. Многие ученики пишут, что им нравится их учитель и они не хотели бы себе другого. Ни в одном из сочинений учащиеся не указали на то, что учитель должен знать свой предмет. В сочинениях дети писали как по их мнению не должен поступать учитель: “кричать на детей”, “говорить одно, а делать другое”, “делить ребят на любимчиков и не любимчиков”, “обещать и не выполнять” и т.п. учитель не должен допускать “неряшливости во внешности”, “скуки на уроке”. В основном сочинения сводились к описанию личностных качеств учителя.

         Используя методику “Продолжи предложение” мы получили следующие результаты.

     Предложение “Я люблю своего учителя, потому что  он…” имеет следующие варианты дополнения: “добрый”, “справедливый”, “отзывчивый”, “много знает”, “красивый”, “интересно ведет уроки”. Такое  качество как “доброта” указали сорок пять человек из пятидесяти  двух.

     Второе  предложение  “Учитель – это  …” имело следующие продолжения: “хороший человек”, “дорогой мне человек”, “друг”, “человек, который учит”, “человек, который учит и любит  детей”, “человек, который терпеливо учит детей”.

         Можно сделать вывод, что учитель  является референтным для младшего  школьника. И давая определение  учителю, они указывают на такие  его качества как доброта, любовь  к детям и терпение.

     Предложение “Я хотел (а) бы, чтобы учитель был…” имело следующие продолжения: “добрым”, “обычным”, “красивым”, “помягче”, “справедливым”, “терпеливым”, “аккуратным”, “такой, какой он есть”.

     Предложение “Я слушаюсь учителя, потому что он …” имело следующие варианты продолжения: “говорит мне слушаться”, “добрый”, “справедливый”, “старший”, “наш учитель”, “старше и умнее”, ‘учит меня”.

     Предложение  “Мне не нравится в учителе…” было дополнено следующими вариантами: ‘что он ругается”, “злость”, “строгость”, “что у него иногда выходит терпение”.

         Из этих вариантов ответов видно, что учителю необходимо такое качество как терпение.

     Предложение  “Мне нравится когда учитель …” имело следующее предложения: “добрый”, “терпеливый”, “говорит”, “объясняет”, “интересно ведет уроки”, “красивый”, “ставит пять”. И не нравится, когда учитель: “расстроен”, “злится”, “ругается”, “кричит”, “повышает голос”, “не спрашивает меня”, “ставит двойки”.

         Проанализировав ответы школьников, полученные методами сочинения  и продолжи предложение, а также  учитывая результаты метода ранжирования, можно сделать следующий вывод и оформить его в виде таблицы. 

       №                                    Показатели    % ответов
1      Доброжелательный 95
2      Терпеливый 83
3      Любит детей 64
4      Справедливый 57
5      Отзывчивый 51
6      Интересно ведет уроки 36
7      Хорошо  объясняет урок 21
8      Много знает 10
9      Требовательный 7
10      Аккуратный 3

Информация о работе Имидж педагога в современной школе