Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:22, курсовая работа
Современный этап развития образования в Украине свидетельствует о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка.
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
Введение.................................................................................................................3
I. Научно-методические основы использования игровых методов обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
Психолого-педагогические основы игровых методов обучения иностранному языку, их сущность…………..…..……….…….…...…….6
Роль игровых методов обучения в формировании коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы…………………..11
II. Игры на современном уроке иностранного языка
Задания констатирующего этапа экспериментальной работы……….….18
Авторские игры для формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы……....………………………..…22
Задания контрольного этапа экспериментальной работы после использования авторских игр для формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы....…………..…....29
Заключение….………………...……………......………....………………………..….34
Использованная литература……………………..………….…………………..…….36
Приложение…...…….……………...………………………………………………….39
В первой половине урока ученикам так же был предоставлен ряд упражнений. Весь комплекс разработанных упражнений по данной теме был направлен на то, чтобы чётко разграничить, маркировать в сознании учащихся специфику функционирования данных грамматических явлений.
В конце урока учащимся предлагались:
Игра «Guess what I have been doing!».
Мы поделили класс на команды. Раздали каждой команде комплект картинок, которые они располагали на середине парты изображением вниз (Приложение Е). Один из игроков брал одну картинку, но группе ее не показывал. Тот у кого была картинка изображал нарисованное. Остальные участники группы предполагали, что изображал ученик. Игроку, который предполагал правильно, брал следующую карточку с изображением.
Выиграла та команда, у которой больше всего было карточек.
В конце игры мы проанализировали итоги работы, оценили результаты и обсудили их с учащимися.
Игра «A strange old man».
Мы поделили класс на команды по 4 человека. Ученики рассматривали картинку, а мы представляли Мистера Мэя. Используя список глаголов, ученики должны были без ошибок составить ряд предложений по данному примеру. За правильные предложения они получали очки (Приложение Ж).
Выиграла команда с большим количеством очков.
Также для усвоения материала на уроке была проведена ролевая игра.
Перед началом
ролевой игры учащиеся ознакомились
с игровой ситуацией и
На семейном совете обсуждался вопрос о поездке на отдых. Отец семейства сообщает, что семья может поехать в Великобританию. Члены семьи Петровых: бабушка, мама, дочь Анна.
Каждый
из участников игры высказывал свое мнение
об этой поездке, используя карты, фотографии
и предлагал маршруты путешествия
семьи Петровых. Участники игры должны
были выбрать маршрут, способ путешествия,
если бы они были на их месте. Сообщение
каждого члена семьи
Для усвоения лексического материала по теме «Здоровое питание»мы использовали следующие разработки:
Игра-упражнение «Вставьте букву».
На доске были написаны слова из активного словаря, в которых были пропущены одна или несколько букв. Учащимся нужно было заполнить пропуски, произнести и перевести слово. Учащиеся выполняли задание «по цепочке» (Приложение И).
Данное
игровое упражнение очень простое
по замыслу и условиям проведения.
Оно проводилось на начальном
этапе урока в течение
Игра- упражнение «Составление рецепта».
Учащиеся должны были выбрать и написать слово, которое как бы входило в общий «рецепт».
Данная игра-упражнение направлена на повторение написания активных слов, но в отличие от предыдущего упражнения здесь от учащихся требовалась большая самостоятельность в выборе слова, его написании. Это упражнение входит в цикл упражнений по повторению лексики. Некоторое замешательство со стороны учащихся вызвали условия игры – составление общего «рецепта». Видимо, педагоги редко проводили в данном классе игровые формы работы с лексикой иностранного языка.
Игра-упражнение «Угадай слово».
Мы разделили учащихся на команды и зачитали характеристику слова. В задачу учащихся входило угадать о каком слове идет речь и правильно его произнести (Приложение К).
Данное упражнение необходимо при изучении новой лексики, потому что дает возможность разобраться в значениях слов, их синонимах. Учащиеся были активны при выполнении данного упражнения, допускали ошибки в определении значений слов. В затруднительных ситуациях мы делали пояснения.
Вторая часть урока:
Игровые ситуации.
Игровая ситуация состоит из двух этапов:
Первый этап: Мы раздали каждой паре учеников карточки с активной лексикой (названия продуктов). Задача учащихся заключалась в том, что с помощью вопросов они должны были выяснить, у кого из группы есть необходимые карточки, и обменять их (Приложение Л).
С помощью данной игры была создана ситуация реалистичного общения между учащимися, которая включала вопросы и ответные реплики. В общении между участниками игры была определенная доля спонтанности, однако высказывания были «привязаны» к изучаемой лексике. Данная игровая ситуация – отличная тренировка употребления в речи изучаемой лексики иностранного языка. Многим учащимся удалось творчески раскрыться.
Второй этап: Задачей учащихся было разыграть диалог в ролях, употребляя в речи активные слова.
В данном случае учащиеся тренировались употреблять лексику в ситуации диалогового общения, которое включает вопрос, ответ, последующую реакцию в форме вопроса или утверждения. Учащиеся рассказывали диалоги в соответствии с ролью, в которой они были. Фразы были предварительно продуманы, и спонтанности в общении практически не было. Однако данная форма работы позволила нам отследить ошибки и неточности в речи учащихся и разъяснить их.
По окончании урока дети стали вносить свои предложения в проведении следующего урока.
Мы провели сравнительный эксперимент с использованием традиционной и игровой методиками по грамматическим темам «Second Conditional» и «Present Perfect and Present perfect Continuous» и лексической теме «Здоровое питание».
В ходе проверки эксперимента учащиеся также допускали некоторые фонетические и грамматические ошибки, но их количество сократилось. Они были сняты при помощи дополнительных упражнений, повторного объяснения.
Проанализировав проведенный эксперимент, мы считаем, что применение игровой методики позволило сформировать все виды коммуникативной компетенции по данным темам.
На следующем уроке мы поинтересовались у учащихся, есть ли у них какие-либо вопросы по изученным темам? В контрольной группе 5 из 13 человек подняли руки. В экспериментальной – 2 из 13 человек. Мы напомнили учащимся изученные правила, однако контрольной группе потребовался дополнительный урок для закрепления материала.
2.3 Задания контрольного этапа
экспериментальной работы
Для проверки
эффективности игровых методик,
нам необходимо было сравнить уровни
коммуникативной компетенции
Грамматические задания представлены в Приложение М и Приложении Н.
Для проверки знания лексического материала по теме «Здоровое питание» обеим группам было предложено написать сочинение «Meals in my family».
Проведя данный контрольный этап исследования, мы определили уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся в обеих группах, результаты которого представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Результаты контрольного эксперимента.
Уровень |
Контрольная группа (13чел) |
Экспериментальная группа (13 чел) |
Низкий |
1 |
1 |
Средний |
4 |
2 |
Достаточный |
6 |
6 |
Высокий |
2 |
4 |
Также результаты контрольного эксперимента представлены на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2
Из сравнительной таблицы 2.4 констатирующего и контрольного этапов исследования мы видим, что в обеих группах уровень коммуникативной компетенции повысился после изучения выбранных тем. Однако по результатам контрольного этапа (табл 2.3/рис 2.2) прирост при применении игр в экспериментальной группе значительно выше, чем в контрольной группе.
Таблица 2.4
Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования.
Констатирующий этап |
Контрольный этап | |||
Уровень |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
Низкий |
1 |
2 |
1 |
1 |
Средний |
8 |
6 |
4 |
2 |
Достаточный |
2 |
3 |
6 |
6 |
Высокий |
2 |
2 |
2 |
4 |
Также сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов исследования представлены в виде рисунка 2.3.
Рисунок 2.3
Выводы по главе II:
Экспериментальная работа по введению игровых технологий в образовательный процесс при изучении иностранного языка проводилась с целью повысить уровень коммуникативной компетенции учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Эксперимент проходил в три этапа: констатирующий, основной и контрольный.
Для проведения
Основной этап исследования был представлен в виде проведенных уроков в двух группах учеников, с применением традиционной и игровой методиками преподавания.
Разработанные нами игры ученики восприняли положительно. Учащиеся активно включались в работу и с интересом и азартом выполняли задания. На основном этапе урока учащиеся общались на иностранном языке, используя активную лексику. Игровые ситуации помогли создать некую альтернативную реальность, в контексте которой и происходило общение. Под нашим контролем учащиеся тренировались использовать новую лексику в общении. Игры способствовали высокой концентрации их внимания, новые грамматические структуры учащиеся восприняли без особых трудностей.
На следующий день было установлено, что в экспериментальной группе ученики быстрее усвоили материал, они смогли приступить к контрольным заданиям на урок раньше контрольной группы учеников.
Контрольный этап исследования был проведен с целью проверки эффективности использования игровых технологий для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Для проведения контрольного этапа исследования учащимся предлагались задания, близкие по своему характеру и целевой ориентации к заданиям констатирующего этапа исследования. Чтобы выявить эффективности игровых методик, нам необходимо было сравнить уровни коммуникативной компетенции учащихся контрольной и экспериментальной групп. Результаты показали, что уровень сформированности коммуникативной компетенции повысился в обеих группах, но значительный прирост был в группе, в которой применялась игровая методика.
Игровые формы обучения очень просты по своей организации и не требуют специального оборудования. Однако игровые формы привносят в урок значительные преимущества, помогая учителю достигать целей и решать поставленные задачи. За задачей игры, которую решают учащиеся, скрыта педагогическая цель, которую они часто не осознают.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что при формировании коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы в традиционное обучение необходимо включать различные игры. Так как в отличии от упражнений на автоматизацию и заучивание текстов, игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками. Отсюда следует, что гипотеза, заключавшаяся в том, что использование игрового метода на уроках иностранного языка способствует:
Формированию всех составляющих коммуникативной компетенции учащихся;
Повышению мотивации учащихся старшего звена общеобразовательной школы к изучению иностранного языка;
Информация о работе Игровое обучение И.Я. учащихся общеобразовательной школы