Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:22, курсовая работа
Современный этап развития образования в Украине свидетельствует о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка.
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
Введение.................................................................................................................3
I. Научно-методические основы использования игровых методов обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
Психолого-педагогические основы игровых методов обучения иностранному языку, их сущность…………..…..……….…….…...…….6
Роль игровых методов обучения в формировании коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы…………………..11
II. Игры на современном уроке иностранного языка
Задания констатирующего этапа экспериментальной работы……….….18
Авторские игры для формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы……....………………………..…22
Задания контрольного этапа экспериментальной работы после использования авторских игр для формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы....…………..…....29
Заключение….………………...……………......………....………………………..….34
Использованная литература……………………..………….…………………..…….36
Приложение…...…….……………...………………………………………………….39
Технология игровых форм обучения нацелена на то, чтобы научить учащихся осознавать мотивы своего учения, своего поведения в игре и в жизни, т.е. формировать цели и программы собственной самостоятельной деятельности и предвидеть ее ближайшие результаты.
Благодаря широкому разнообразию и коммуникативной направленности игры можно включать на любом этапе изучения иностранного языка. Игровые формы обучения актуальны не только на начальном, но и на старшем этапе обучения, ведь они активизируют познавательные процессы учащихся, повышают мотивацию к изучению иностранного языка. Но что особенно важно – игровые методики создают вполне естественные ситуации общения между участниками.
В следующей главе будут предложены уроки с использованием авторских игр для формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы.
Глава II. Игры на современном уроке иностранного языка
2.1 Задания констатирующего этапа экспериментальной работы
Вашему вниманию предлагается экспериментальная работа по введению игровых технологий в образовательный процесс при изучении иностранного языка (английского).
Исследование проводилось в 10-А классе средней общеобразовательной школе №25. Для проведения эксперимента класс, состоящий из 26 человек, разделили на две равноценные группы по 13 человек. Первую группу мы определили как контрольную, в которой изучение данной темы будет проводиться согласно традиционной методике, а вторую – как экспериментальную, в которой будет применяться использование различных игр для изучения темы.
Синтезировав
из учебно-методической литературы наработки
Леонтьева А. [18], Бима И. [7], Коростелёва
В., Кузовлева В., Пассова Е. [17] для оценки
уровня сформированности коммуникативной
компетенции учащихся, а также проанализировав
Программу оценки внешнего тестирования
по английскому языку [27] и Программу для
общеобразовательных учреждений [26], мы
выделяем следующие критерии, представленные
в виде таблице 2.1:
Таблица 2.1
Критерии оценивания коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы
Уровень |
Критерии оценивания |
Низкий |
Учащийся пытается выстроить свою речь с нормами английского языка, но у него бедный словарный запас, однообразие грамматического строя речи, присутствует неуместное использование средств выразительности или их отсутствие, частые паузы. Учащийся не соотносит речь и ситуацию общения; не придерживается лексических, грамматических норм, отсутствует орфографическая зоркость, частотны орфографические ошибки. |
Средний |
Учащийся умеет читать короткие тексты, составленные по изученному материалу; понимать содержание прочитанного; извлекать основную информацию в текстах разного типа; понимает на слух основное содержание небольших по объему текстов; имеет представление о лексических, грамматических нормах, но не считают нужным соблюдать их, имеет представление о правилах орфографии, но пишет, не соотнося правило и конкретное слово или предложение, замечает ошибки, но не всегда может определить их происхождение; орфографическая зоркость развита слабо. |
Достаточный |
Учащийся умеет передать основное содержание прочитанного или услышанного; словарный запас разнообразен и соответствует возрасту. Говорящий соотносит речь с ситуацией общения, чувствует себя достаточно уверенно. Учащийся в основном соблюдает лексические, грамматические, нормы письменной и устной речи, умеет фиксировать свои ошибки. У учащихся развита орфографическая зоркость. |
Высокий |
Учащийся умеет полностью |
В качестве языкового материала были избраны две грамматические темы: «Second Conditional» и «Present Perfect and Present perfect Continuous».
Причины, по которым были избраны именно эти темы следующие:
Первая грамматическая тема являлась для учащихся новым языковым материалом, ранее не изучавшимся. Таким образом, отсутствовало влияние какого-либо прошлого языкового опыта, что гарантировало чистоту проведения опытного обучения. Вторая же тема, напротив, ранее изучалась, и влияние прошлого языкового опыта было неизбежно. В этом случае ставилась задача дополнить предыдущий языковой опыт учащихся и направить его на реализацию поставленных целей и задач.
Широкое
использование данных грамматических
явлений в коммуникативных
Цель обучения «Second Conditional» и «Present Perfect and Present perfect Continuous», заключалась в формировании коммуникативной компетенции и, в частности, важнейшего её компонента – языковой компетенции, достаточной для совершения акта коммуникации на иностранном языке. В связи с этим каждое пособие включало в себя условно-речевые и речевые упражнения, имитирующие естественный процесс коммуникации (по всем видам речевой деятельности).
В качестве лексического материала была использована тема «Здоровое питание», которую учащиеся проходили на данном этапе обучения. Лексический материал по теме был введен на предыдущих этапах обучения. В связи с тем, что данная методическая разработка была включена в целостный педагогический процесс, ее цели соответствуют тем целям и задачам, которые стояли перед педагогами на конкретном этапе обучения лексики.
Главная цель данной методической разработки – обучение учащихся комбинированию знакомых лексических элементов в различных речевых ситуациях.
Для того чтобы выявить эффективность использования игр в формировании коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы, мы провели констатирующий этап исследования с целью выявления уровня сформированности коммуникативной компетенции учащихся в обеих группах. Констатирующий этап состоял из ряда заданий по данным темам.
Ученики обеих групп были ознакомлены с грамматическими структурами темы «Second Conditional» и «Present Perfect and Present perfect Continuous», после им были предложены следующие задания:
Два упражнения по теме «Second Conditional»:
Учащиеся должны были переписать предложенные им предложения дважды, образуя предложения нереального условия, относящиеся к настоящему или будущему (II тип);
Раскрывая скобки, учащиеся должны были написать из предложенного списка каждое предложение дважды, образуя условные предложения I и II типов. (Приложение А)
Два упражнения по теме «Present Perfect and Present perfect Continuous»:
В упражнении учащимся было предложено изменить время глагола на Present Perfect и переведите предложения на русский язык;
Употребляя глаголы в Present Perfect Contenuous учащимся, нужно было перевести упражнение. (Приложение Б)
Для проверки знания лексического материала по теме «Здоровое питание» обеим группам были предложены следующие задания:
Учащимся было предложено найти английский эквивалент следующих фраз, используя предложенный текст «Meals».
Ученики должны были составить микро-диалог из 5-7 реплик по теме «Здоровое питание». (Приложение В)
Проведя данный констатирующий этап исследования, мы определили уровень развития коммуникативной компетенции учащихся. По результатам исследования развития коммуникативной компетенции у учащихся обеих групп были приблизительно одинаковые результаты. Наиболее распространенными ошибками у учащихся были: неправильное использование лексики, недостаточное понимание текстов, множество грамматических ошибок.
Результаты сформированности коммуникативной компетенции представлены в виде таблице 2.2:
Таблица 2.2.
Результаты констатирующего эксперимента.
Уровень |
Группа 1 (13чел) |
Группа 2 (13 чел) |
Низкий |
1 |
2 |
Средний |
8 |
6 |
Достаточный |
2 |
3 |
Высокий |
2 |
2 |
Также результаты констатирующего эксперимента представлены на рисунке 2.1.
Рисунок 2.1
Результаты констатирующего эксперимента.
Исходя из вышесказанного мы определили уровень сформированности коммуникативной компетенции в обеих группах для проведения эксперимента,
2.2 Авторские игры для формирования коммуникативной компетенции учащихся старшего звена общеобразовательной школы
Использование
игровых методов на уроках иностранного
языка в старшей школе
Данные игры разработаны с учетом выявленных проблем на констатирующем этапе. Учащиеся испытывали следующие трудности:
Незнание определенных грамматических структур;
Неправильное использование лексики;
Непонимание текстов.
Возникшие у учащихся трудности снимались:
Повторением уже изученных правил;
Дополнительным объяснением;
Переводным методом;
Наводящими вопросами.
Как уже упоминалось выше, грамматический материал по теме «Second Conditional» являлся новым грамматическим материалом, но учащиеся были уже знакомы с «First Conditional». В задачи урока входило ознакомить учащихся с одной из двух ведущих функций «Second Conditional» – выражение возможного условия и предполагаемого результата.
Грамматический материал по теме «Present Perfect and Present Perfect Continuous» не являлся для учащихся новым грамматическим материалом, у них уже имелся определённый языковой опыт по данным темам. Сложность данных видовременных форм заключается в чрезвычайной близости их значений, доходящей, иногда, до взаимозаменяемости.
Лексический материал по теме «Здоровое питание» был введен на предыдущих этапах обучения, в задачи урока входило научить учащихся применять изученную ими лексику в речевых ситуациях.
В контрольной группе учащихся использовалась традиционная методика преподавания – грамматико-переводной метод изучения. Формирование навыков происходило поэтапно, производилось в учебно-речевой ситуации в следующей последовательности:
В начале урока учащимся далась общая установка на функциональную
направленность грамматической структуры «Second Conditional» (по теме «Present Perfect and Present perfect Continuous» урок проходил аналогично). Мы попросили их привести пример в родном языке. Учащиеся выполнили задание. Когда мы увидели правильное понимание учащимися функциональной направленности новой структуры, мы осуществила переход к следующему этапу.
Учащимся мы дали правило образования «Second Conditional» («Present
Perfect and Present perfect Continuous») и предложили составить фразы и предложения из слов, применяя свои грамматические знания. На этом этапе ученики хорошо справлялись с поставленной задачей. Мы перешли к третьему этапу.
Закрепление нового материала учащимися. Мы предложили учащимся
самостоятельно еще раз повторить правила, а после учащиеся стали выполнять ряд условно-речевых и письменных упражнений. Большая часть класса выполняла все без ошибок. Мы еще раз объяснили правило тем, кто не усвоил его.
Предполагалось, что после выполнения вышеуказанных упражнений учащиеся смогут оперировать грамматическими навыками по теме «Second Conditional» и «Present Perfect and Present perfect Continuous».
При применении лексического материала по теме «Здоровое питание» учащиеся читали и переводили тексты, составляли диалоги, заучивали их, выполняли письменные упражнения, используя данную лексику.
Закрепления материала мы дали им в качестве домашнего задания составить сочинение по теме и выучить его.
В экспериментальной группе учащихся использовалась игровая методика преподавания. Большинство авторов считают целесообразным проводить игру на заключительном этапе работы по данной теме, поскольку игра дает возможность использовать новый материал в ситуации общения. Но существует большое количество игр, применение которых на уроке сделает процесс усвоения нового материала увлекательным занятием. Игры можно использовать на любом из этапов работы над лексикой и грамматикой иностранного языка.
Из проведенных уроков мы рассмотрим предложенные ученикам игры:
Тема «Second Conditional».
В первой половине урока учащиеся ознакомились с темой «Second Conditional» и выполнили ряд упражнений.
Вторая половина урока была посвящена игре:
Игра “Аукцион”.
Мы подготовили список из 20 предложений «Second Conditional». Две трети предложений содержали грамматические ошибки. Класс мы поделили на команды по 4 человека. Ученикам нужно было просмотреть список предложений и решить, какие из них грамматически верны, а какие - ошибочны. Каждая команда получала определенную сумму денег. Далее проходил аукцион. Мы зачитывали предложения в произвольном порядке, учащиеся ставили ставки только на правильные предложения. Выигрывала команда, которая предлагала цену выше. Если предложение верно, команда выигрывала. Если неверно – проигрывала эту сумму (Приложение Г).
Выиграла команда, заработавшая больше всего очков.
Игра «The lady or the tiger?».
Учащиеся работали в группах по 4 человека. У каждого из них был исходный текст. Каждый из них прочитывал текст и после обсуждали вопрос части А в группе («Which door would you choose for your lover if you were the King's daughter chose? The lady or the tiger?»). Затем весь класс вступал в дискуссию и предсказывал свои варианты ответов. За каждое верно-составленное предположение команда получала звездочку. Перейдя к части В ученики выполняли задание, давая советы (Приложение Д).
Выиграла команда с большим количеством звездочек.
Тема «Present Perfect and Present Perfect Continuous».
Информация о работе Игровое обучение И.Я. учащихся общеобразовательной школы