Игровое обучение И.Я. учащихся общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития образования в Украине свидетельствует о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка.
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
I. Научно-методические основы использования игровых методов обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
Психолого-педагогические основы игровых методов обучения иностранному языку, их сущность…………..…..……….…….…...…….6
Роль игровых методов обучения в формировании коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы…………………..11
II. Игры на современном уроке иностранного языка
Задания констатирующего этапа экспериментальной работы……….….18
Авторские игры для формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы……....………………………..…22
Задания контрольного этапа экспериментальной работы после использования авторских игр для формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы....…………..…....29
Заключение….………………...……………......………....………………………..….34
Использованная литература……………………..………….…………………..…….36
Приложение…...…….……………...………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 462.00 Кб (Скачать)

Ведущий вид деятельности ученика – межличностное общение. Постепенно при изучении иностранного языка активное развитие получают чтение, монологическая и письменная речь, увеличивается словарный запас. Игровые методы дают возможность  изучать новый лексический и грамматический материал в ситуациях общения, повышая мотивацию к изучению иностранного языка. Следовательно, учитель, использующий игру, организует учебную деятельность исходя из естественных потребностей учащихся.

Исследования  в психологии и методике Родионова В. и Струпницой М. [28] показали, что успешность овладения иностранным языком определяют не только когнитивные процессы, но и эмоциональная сфера личности. Гуманистическая концепция Роджерса К. применительно к обучению иностранным языкам нашла свое отражение в трудах Каррана Ч. и других исследователей [33]. Они смотрели на  человека, прежде всего как на эмоциональное существо, а среди качеств личности важных для изучения иностранного языка выделяли мотивацию, уровень тревожности и самооценки, скованность (раскованность) и склонность к риску. Мотивация является пусковым механизмом всякой деятельности. Успехи в деятельности увеличивают мотивацию. Низкая самооценка нередко ведет к скованности, «закомплексованности» и связана с ошибкобоязнью, что негативно влияет на овладение языком. В тонкой взаимосвязи с самооценкой, скованностью, готовностью к риску находится уровень тревожности при усвоении иностранного языка.

Игровой метод имеет богатый обучающий  и психотерапевтический потенциал. Игра создает умственное напряжение, без которого невозможен активный процесс  обучения в старшей школе. Игра посильна практически каждому  ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Компетентность в решении игровых задач усиливает  мотивацию к изучению языка. Чувство  равенства, атмосфера увлеченности, ощущение посильности заданий –  все это дает возможность ученику  преодолеть стеснительность, мешающую употреблять в речи слова иностранного языка. Постепенно снижается тревожность  и скованность, появляется позитивный образ самого себя.

 

1.2  Роль игровых методов обучения в формировании коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы

Многие  педагоги, работая добросовестно, не всегда добиваются успехов, каких бы им хотелось иметь, в обучении своих учеников. Как бы тщательно не был спланирован и проведен один урок иностранного языка, он еще не гарантирует успешности обучения.

Басова  Н. [5] предлагает применять на уроках принцип коммуникативности, предполагающий такую организацию процесса обучения, при которой моделируются основные черты реального процесса коммуникации. В результате чего учащиеся могут овладеть необходимым минимумом речевых умений и навыков, то есть компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.

На сегодняшний  день существуют следующие концепции  или подходы в обучении иностранному языку:

  • осознанно-практическая концепция (Плахотник П.);
  • коммуникативно-функциональная концепция (Сирык Т.);
  • системно-коммуникативная концепция (Мартынова Р.);
  • коммуникативно-ориентированная концепция (авторы учебников, изданных в Оксфорде);
  • коммуникативно-личностный и коммуникативно-ситуативный подходы (Клементьева Т.).

Коммуникативный метод, по мнению Леонтьева А. [18], всегда направлен на определенную цель и должен быть адекватен этой цели, т.е. способен наиболее эффективно достигать ее. Также Леонтьев считает, что коммуникативный метод предназначен, прежде всего, в качестве средства обучения говорению. Говорение выполняет в жизни человека функцию средства общения. Говорение – это один из видов человеческой деятельности. А в результате деятельности говорения возникает его продукт – высказывание.

Общение может осуществляться как в устной, так и в письменной форме. 
В первом случае человек должен владеть двумя средствами общения – говорением и аудированием как видами речевой деятельности. Во втором случае необходимо владение письмом и чтением. То есть, говорение как вид речевой деятельности является лишь одним из средств общения. Говорение это деятельность одного человека, хотя она включена в общение и немыслима вне его, так как общение – это всегда взаимодействие с другими людьми. Поэтому, являясь относительно самостоятельным видом речевой деятельности, говорение требует обязательного обучения ему в рамках общения и с прицелом на него. Именно так оно рассматривается в системе коммуникативного метода.

Таким образом, целью обучения в средней школе  следует считать не язык и даже не просто речевую деятельность – говорение, чтение, аудирование, письмо, а указанные виды речевой деятельности как средства общения.

Обучать говорению, не обучая общению, не создавая на уроках условий речевого общения, нельзя.

Каждый  из общающихся достигает своих целей  с помощью таких средств, как  говорение, аудирование, чтение, письмо, паралингвистика (интонация, паузация и т.п.), проксемика (телодвижения, позы и т.д.) и любая совместная деятельность.  
Различают два вида средств общения: вербальные и невербальные.

  1. Вербальные средства общения:
  • продуктивные виды деятельности: говорение и письмо;
  • рецептивные виды деятельности: аудирование и чтение.
  1. Невербальные средства общения:
  • паралингвистические (интонация, паузация, дыхание дикция, темп, громкость, ритмика, тональность, методика);
  • экстралингвистические (стук в дверь, смех, плач, различные шумы);
  • кинесические (жесты, мимика, контакт глаз);
  • проксемические (позы, телодвижения, дистанция, т.е. пространственно-временная организация общения).

Развитие  средствами иностранного языка предусматривает  целенаправленное формирование интеллектуальных умений школьников; языковую и речевую  наблюдательность, речемыслительную деятельность, готовность к познавательно-поисковому творчеству.

Конечные  цели обучения, дифференцируясь в  виде конкретных поэтапных задач, решается на протяжении всего срока обучения. В течение всего периода обучения иностранному языку формируется  и коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:

  • лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;
  • социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст - кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм;
  • дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;
  • стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;
  • социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

По мнению Жилкина Д. [10] личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности, новизны.

Значительную роль в формировании коммуникативной компетенции может  выполнять игра, т.к. на уроке она способствует выполнению важных методических задач: созданию психологической готовности обучающихся к речевому общению, тренировки в выборе нужного речевого варианта, что является подготовкой к ситуативной спонтанной речи вообще. Помимо этого, любая предметная или ролевая игра – это игра, в ней все «понарошку», в ней есть возможность спрятаться за маску кого-то другого, т. е. снять с себя ответственность: за допущенные ошибки и представить ситуацию в свете того, что «я – это не я, а герой, которого я изображаю». В этом случая снимается часть психологического стресса при общении.

В настоящее время в  методической литературе существует достаточно большое количество классификаций, систематизирующих виды учебных игр в соответствии с тем или иным классификационным критерием. Например, описаны типологии, выстроенные в зависимости от:

  • целей и задач учебной игры;
  • формы проведения;
  • способа организации;
  • степени сложности;
  • количественного состава участников.

По целям и задачам  обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, Аникеева Н. [3] разделяет на языковые (или аспектные) и на речевые.

Языковые игры, помогая  усвоить различные аспекты языка (фонетику, лексику, грамматику, синтаксис, стилистику), делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Важно подчеркнуть, что предложенное деление учебных игр на «аспектные» является в достаточной степени условным, так как в языке аспекты тесно взаимосвязаны; однако та или иная игра имеет доминантную практическую цель, в соответствии с которой выделяется тот или иной тип языковой игры.

Речевые игры нацелены на формирование умения в определенном или определенных видах речевой деятельности. Очевидно, что каждому виду речевой деятельности будет соответствовать определенный вид учебной игры, то есть здесь мы говорим об играх, нацеленных на:

  1. обучение аудированию;
  2. обучение монологической речи, диалогической речи;
  3. обучение чтению;
  4. обучение письму.

«По форме проведения» Аникеева Н. выделяет игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры-соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т. д.), игры-взаимодействия (коммуникативные, интерактивные).

«По способу организации» игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно-моделирующие и креативные и т. д. По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на «простые» (моноситуационные) и «сложные» (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные.

«По количественному составу участников» игры Аникеева Н. подразделяет на индивидуальные, парные, групповые, командные и коллективные. Причем очевидно, что первые, то есть индивидуальные игры, являют собой реализацию индивидуального подхода к учащимся и представляют собой «общение» обучаемого с источником информации. Остальные перечисленные виды игр предполагают общение партнеров друг с другом, что может предполагать проявление как индивидуального подхода, так и дифференцированного подхода к процессу обучения иностранному языку.

Немаловажным для методической науки является вопрос о месте  учебной игры на уроке. Проанализировав научно-методическую литературу, становится очевидно, что дать конкретные рекомендации по данному поводу не представляется возможным. Место игры в ходе урока, а также ее продолжительность зависят от множества факторов, которые необходимо учитывать при планировании занятия. К назначенным факторам можно отнести: уровень обученности учащихся, уровень их обучаемости, степень сложности изучаемого или контролируемого иноязычного материала, а так же конкретные цели, задачи и условия определенного учебного занятия [23].

 

Вывод по главе I

Коммуникативное обучение иностранным языкам представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, т.е. общения. Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить иноязычной коммуникации, т.е. общению на иностранном языке, используя все необходимые для этого (не обязательно только коммуникативные) задания и примеры. Одним из видом коммуникативной компетенции является – игра.

Об обучающих  возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования  игр в процессе обучения.

Игра  всегда являлась и является одним  из наиболее эффективных, гибких и универсальных  приемов обучения. Она призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Детально  продуманная и методически грамотно организованная игра является таким приемом обучения, который позволяет комплексно решать задачи как практического, так и воспитательного, развивающего и образовательного характера. Учебная игра – это особым образом организованная обучающая деятельность (имеющая чаще всего развлекательную форму), предполагающая наличие проблемы и возможные пути ее разрешения. В процессе учебной игры могут быть реализованы одна или несколько обучающих задач, причем деятельность по формированию иноязычных навыков и умений может носить как выраженный (эксплицитный) характер, так и латентный (имплицитный) характер.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. Творческо-поисковая деятельность  оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Информация о работе Игровое обучение И.Я. учащихся общеобразовательной школы