Игровое обучение И.Я. учащихся общеобразовательной школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Современный этап развития образования в Украине свидетельствует о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка.
Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
I. Научно-методические основы использования игровых методов обучения иностранному языку в общеобразовательной школе
Психолого-педагогические основы игровых методов обучения иностранному языку, их сущность…………..…..……….…….…...…….6
Роль игровых методов обучения в формировании коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы…………………..11
II. Игры на современном уроке иностранного языка
Задания констатирующего этапа экспериментальной работы……….….18
Авторские игры для формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы……....………………………..…22
Задания контрольного этапа экспериментальной работы после использования авторских игр для формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы....…………..…....29
Заключение….………………...……………......………....………………………..….34
Использованная литература……………………..………….…………………..…….36
Приложение…...…….……………...………………………………………………….39

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 462.00 Кб (Скачать)

 

 

 

Игровое обучение И.Я. учащихся общеобразовательной  школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение.................................................................................................................3

I. Научно-методические основы использования игровых методов обучения иностранному языку в общеобразовательной школе

    1. Психолого-педагогические основы игровых методов обучения иностранному языку, их сущность…………..…..……….…….…...…….6
    2. Роль игровых методов обучения в формировании коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы…………………..11

II. Игры на современном уроке иностранного языка

    1. Задания констатирующего этапа экспериментальной работы……….….18
    2. Авторские игры для формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы……....………………………..…22
    3. Задания контрольного этапа экспериментальной работы после использования авторских игр для формирования коммуникативной компетенции учащихся общеобразовательной школы....…………..…....29

Заключение….………………...……………......………....………………………..….34

Использованная  литература……………………..………….…………………..…….36

Приложение…...…….……………...………………………………………………….39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Современный этап развития образования в Украине  свидетельствует о значительном повышении интереса к английскому языку. Он признан языком профессионального общения в разных сферах деятельности. Самой главной задачей учителя является повышение мотивации к изучению английского языка.

Наше  время характеризуется поиском  новых форм, методов и приемов  обучения. Современная школа нуждается  в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал  личности. Современное обучение направлено на то, чтобы  готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно  осваивать ситуации социальных перемен.

На уроке  иностранного языка особое место  занимают формы занятий, которые  обеспечивают активное участие в  уроке каждого ученика, стимулируют  речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный  язык.

Эти задачи можно решить с помощью игровых  методов обучения. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.

Игра  – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных  и умственных сил. Игра предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание  решить эти вопросы обостряет  мыслительную деятельность играющих. А если учащиеся при этом говорят  на иностранном языке, игра открывает  богатые обучающие возможности.

Значение  игры невозможно исчерпать и оценить  развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

Игра  – школа профессиональной и семейной жизни, школа человеческих отношений. Но от обычной школы она отличается тем, что человек, обучаясь в ходе игры, и не подозревает о том, что чему-то учится. В игре нет легко опознаваемого источника знаний, нет обучаемого лица. Процесс обучения развивается на языке действий, учатся и учат все участники игры в результате активных контактов друг с другом. Игровое обучение ненавязчиво. Игра большей частью добровольна и желанна.

Данная  работа посвящена игровому методу обучения.

Актуальность работы заключается в том, что наше время характеризуется поиском новых форм и методов обучения. Изучение иностранного языка является сложным предметом, особенно для школьников, поэтому педагоги пересматривают пути и способы традиционных методов обучения. Внедрение в процесс обучения иностранному языку, наряду с традиционными занятиями, игровых технологий может значительно упростить преодоление трудностей в освоении и понимании языка.

Целью работы являются возможности игрового обучения английскому языку в общеобразовательной школе.

В соответствии с данной целью были поставлены следующие задачи:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования;
  • Выявить роль игровых методов обучения в формировании коммуникативной компетенции учащихся;
  • Классифицировать игровые приемы обучения иностранному языку.
  • Разработать авторские игры обучения для формирования коммуникативной компетенции учащихся старшего звена общеобразовательной школы.

Объект: Процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе;

Предмет: Игровые технологии, как один из методов обучения английскому языку в общеобразовательной школе.

Гипотеза работы заключается в том, что использование игрового метода на уроках иностранного языка способствует:

  • Формированию всех составляющих коммуникативной компетенции учащихся;
  • Повышению мотивации учащихся старшего звена общеобразовательной школы к изучению иностранного языка;
  • Более быстрому усвоению учебного материала.

Экспериментальная база: средняя общеобразовательная школа I-III ступеней № 25.

В процессе исследования применялись следующие  методы исследования:

  • Теоретические (анализ, синтез  литературы по различным вопросам информатики, дидактики, методики преподавания иностранного языка).
  • Педагогические (наблюдение педагогического опыта учителей-практиков; анализ программ, учебников и учебных пособий; беседа).
  • Опытно-экспериментальная работа по использованию игр для формирования коммуникативной компетенции учащихся старшей ступени общеобразовательной школы.

Объем и структура: курсовая работа включает 38 страниц и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Научно-методические основы использования игровых методов обучения иностранному языку в общеобразовательной школе

 

1.1 Психолого-педагогические основы игровых методов обучения иностранному языку. Их сущность

Методический  вопрос в обучении иностранным языкам не сходит со сцены уже много лет. Методы меняются один за другим, каждый из известных сегодня основных методов обучения иностранным языкам в свое время считался новаторским, а когда время его проходило, зачислялся в число не оправдавших себя, устаревших. Однако, по справедливому замечанию педагога Конышевой А. [14], не следует забывать, что «от каждого из этих методов тянутся в сегодняшний день ниточки открытий и заблуждений, успехов и неудач». Все существующие современные методы обучения иностранного языка можно условно объединить в две большие группы, различающиеся по исходным посылкам и основанные на опыте обучения иностранному языку либо через интуитивное усвоение в процессе коммуникации («коммуникативные» методы), либо через сознательное усвоение правил языка, его лексического и грамматического строя («традиционные» методы). Одним из коммуникативных методов является игра.

«Вся наша жизнь – игра» (Пушкин А. «Пиковая дама»). Можно по-разному интерпретировать данное высказывание, но очевидно, что в жизни не только человека, но и других разумных существ игра занимает важное место. В истории игра переплеталась с магией, культовым поведением. Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Постепенно утвердилось мнение, что учение – это тяжкий труд, предполагающий принуждение. Игра в такой школе была редчайшим исключением.

Термин  «дидактическая игра», под которым  понимались специально создаваемые  для обучения игры, впервые ввели  Фребель Ф. и Монтессори М. [21]. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста.

Постепенно  дидактические игры стали проникать  и в начальную школу, принимая форму игровых приемов в обучении. В СССР только в 1960-е годы – в период либерализации общественной жизни – начала распространяться формула «учение с увлечением», пропагандируемая С. Соловейчиком. Она раскрывала и другие стороны учения, которое есть труд, но труд по своей сути радостный.

Но этот всплеск интереса к занимательности  обучения быстро иссяк. Идеологизация  обучения вытеснила игры из работы школьных учителей, за исключением  некоторых энтузиастов-новаторов – Амонашвили Ш., Лысенковой С. [21]. 

С середины ХХ века и вплоть до 1970-х годов  на уроках иностранного языка господствовал  грамматико-переводной метод обучения, целью которого было изучение грамматики, чтобы через нее научиться  читать и понимать тексты на иностранном  языке. Только с приходом коммуникативного метода игровые упражнения начинают заменять механически  воспроизводящие.

Психолого-педагогической основой игровых методов обучения является игровая деятельность.

Манулейко З. считает, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Игровые методы  обучения используют различные способы мотивации [20]:

1. Совместное  решение игровых задач стимулирует  межличностное общение и укрепляет  отношения между учащимися (мотивы  общения).

2.   В игре учащиеся могут постоять за себя, свои знания, свое отношение к деятельности (моральные мотивы).

3.   Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели. В игре учащиеся изначально равны, а результат зависит от самого игрока, его личностных качеств. Обезличенный процесс обучения в игре приобретает  личностную значимость. Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. В игре  есть таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает на поиск ответа (познавательные мотивы).

Цели  игровых форм и приемов, применяемых на уроке иностранного языка находятся за пределами игровых ситуаций, а результаты могут быть представлены в виде внешних предметов (проекты), продуктов художественного творчества, новых знаний.  В играх происходит замена мотивов: учащиеся действуют из желания получить удовольствие, а результат может быть конструктивным. Игры, лежащие в основе игровых методов обучения выступают средством научения, хотя источником ее активности являются задачи, добровольно взятые на себя личностью.

Синтезировав  наработки Абалакина П. [1], Басовой Н. [5], Либимовой Т. [19] и Пассова Е. [24] мы определили, что в играх учащиеся достигают целей различных уровней:

  • На первом уровне происходит удовлетворение от самого процесса игры. В данной цели отражена установка, определяющая готовность к любой активности, если она приносит радость.
  • На втором уровне достигается функциональная цель, связанная с выполнением правил, разыгрыванием сюжетов, ролей.
  • На третьем уровне учащиеся достигают педагогическую цель, решая игровые задачи. Именно на этом уровне происходит усвоение новых слов иностранного языка, использование лексики в речи.  

Решая игровые  задачи, учащиеся достигают педагогическую цель, которую часто не осознают. Играя в лингвистическую игру, учащиеся   концентрируют  свое внимание  над конкретными задачами, стоящими в игре, а результатом  их деятельности будет усвоение новой  лексики, общение на иностранном  языке.

По мнению Жилкиной Д.[10] использование игровых методов на уроке иностранного языка оправдано огромным значением игры для психического развития детей в  любом возрасте. В игровой деятельности осуществляется формирование психических процессов ребенка: осуществляется переход от наглядно-действенного к образному мышлению, развивается способность к абстрагированию и обобщению, развивается произвольное запоминание. Игровое обучение не может быть единственным методом в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способности учиться, но, развивает познавательную активность школьников.

Анализ  научно-методической литературы и целенаправленное наблюдение за учениками представленной общеобразовательной школы показали, что игровые формы обучения диктуются особенностями развития и мировосприятия учеников. Большинство детей сложно вовлечь в игру. Стеснительность и неуверенность свойственная учащимся, не позволяет быть им более открытыми. Сознательно-положительное отношение учащихся к учению возникает тогда, когда учение удовлетворяет их познавательные потребности. Обобщая наработки научно-методической литературы мы выяснили, что для школьника важна содержательность учебного материала. Согласно исследованиям Колкова М., Смирнова Л., Трубицина О.[13], Аникеева Н. [3] и Артемова В. [4], важна его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой, познавательной деятельности, дающей учащимся пережить радость самостоятельных открытий. Когнитивные процессы подростка очень противоречивы: с одной стороны восприятие, внимание, память    характеризуются устойчивостью и возрастанием произвольности, но с другой стороны они чрезвычайно ситуативные. Учащиеся проявляют интерес и запоминают только ту информацию, которая задевает их эмоциональный мир, имеет для них личную значимость. Педагогу необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы познавательные процессы учащихся  были активизированы. Лебедев Г. указывал, что познавательная активность – это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности  и волевых усилий в обучении [21].

Информация о работе Игровое обучение И.Я. учащихся общеобразовательной школы