Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 12:00, реферат
Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.
Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Но это не значит, что занятия должны проводиться только в форме игры. Игра – это только один из методов, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими: наблюдениями, беседами, чтением и другими.
У детей с задержкой психического развития в старшем дошкольном возрасте игра является основным методом обучения.
Введение
1. Особенности развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.1. Смысл игры (функции игры, символические игры, дети общаются посредством игры)
1.2. Психологические основы игры детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
1.3. Роль игровой деятельности в обучении старших дошкольников с задержкой психического развития
2. Игра и общение дошкольников
2.1. Психологический конфликт у дошкольников
2.2. Особенности коммуникативного поведения детей с задержкой психического развития
2.3. Пути психолого-педагогической коррекции нарушений отношений со сверстниками у дошкольников
2.4. Игровые методы коррекции детского неблагополучия в группе детского сада и основные этапы работы
Заключение
Список литературы
В исследовании У.В. Ульенковой и Е.Е. Дмитриевой показано, что дети с задержкой психического развития охотно сотрудничают со взрослыми в игре. Однако в ситуации познавательной и личностной беседы эти дети чувствуют себя дискомфортно, часто вообще прекращают общение со взрослыми. Обращение ребенка ко взрослому, как правило, связано с желанием привлечь его внимание к себе, убедиться, что взрослый его замечает, видит, слышит. При этом более половины таких контактов дети устанавливают не вербальными, а жесто-мимическими или тактильными средствами. В данной работе также выявлена корреляция между низким уровнем общения детей с воспитателем, психологом и существенными затруднениями при выполнении учебных заданий. У таких дошкольников отмечается низкий уровень самоконтроля на всех этапах деятельности. Они испытывают затруднения в вербализации правил выполнения задания. Дети
31
часто не достигают требуемого результата, однако при этом дают неадекватно завышенную оценку своего труда.
Общение с ровесниками дошкольников с задержкой психического развития отличается от общения нормативно развивающихся детей. Анализируя рисунки семьи дошкольников 6–7 лет, В.Б. Никишина подчеркивает, что братья и сестры играют более важную роль в эмоциональной жизни ребенка с задержкой психического развития, чем у его нормативно развивающегося сверстника [7].
Соотнести состояние общения дошкольников с задержкой психического развития и их нормативно развивающихся сверстников можно, опираясь на исследования М. И. Лисиной, Е.О. Смирновой, А.Г. Рузской, Л.Н. Галигузовой. Развитие общения со сверстником проходит в дошкольном возрасте несколько этапов.
В
2–4 года сверстник является партнером
по эмоционально-практическому
В
4–6 лет возникает потребность
в ситуативно-деловом
В
6–7 лет общение со сверстником
приобретает черты
Сходные
возрастные и содержательные закономерности
развития общения нормально
32
она выделила
6 типов поведения и
По данным Л.И. Переслени, первые три типа (так называемые изолированные игры) характерны для детей в возрасте от 1 года до 3 лет. Связанные и совместные игры (которые исследователь называет «социальными играми») – для дошкольников.
Становясь старше, дети меньше играют в одиночестве и все больше тянутся к сверстникам. В этом общении они лучше усваивают социальные нормы поведения. Исследователь считает, что увеличение количества групповых игр – драматизации бытовых ситуаций у старших дошкольников, вероятно, связано с их более развитой способностью переключать внимание с себя на других и осознанием сопричастности к делам сверстников.
Старшие
дошкольники с задержкой
33
советы [8].
К
дошкольному возрасту у ребенка
уже имеется опыт общения со взрослыми
и сверстниками; у дошкольника
преобладает непроизвольный характер
поведения. Это позволяет эмпирически
и экспериментально проследить связь
нарушений общения ребенка в
семье с нарушениями его
Для этого можно использовать игру, учитывая ее значение для дошкольника, и подтвердить формирующую и корригирующую роль игры для личности ребенка, при возникновении конфликтов в общении со сверстниками.
Уже простое наблюдение в любой группе детского сада позволяет обнаружить, что далеко не всегда отношения детей друг с другом складываются благополучно. Одни сразу чувствуют себя хозяевами; другие очень скоро оказываются в подчинении у первых; третьи остаются вообще вне игры, сверстники не принимают их (причем к некоторым из таких детей они относятся крайне негативно, других вообще не замечают); четвертые, хотя и держатся уверенно, при отсутствии каких-либо ссор и обид сами уходят от сверстников, предпочитая игру в одиночестве. Таков далеко не полный перечень различных коллизий в отношениях между детьми, свидетельствующих о том, что одна и та же среда неодинакова для разных детей, ибо у каждого из них уже имеется опыт эмоциональных отношений с близкими взрослыми, не всегда, к сожалению, положительно окрашенный, а также свой опыт деятельности с взрослыми и сверстниками.
Изучение
динамики психологического конфликта
показало, что независимо от особенностей
такого конфликта ребенок не в
состоянии разрешить его
34
индивидуального подхода, нуждаются в помощи взрослого (психолога или педагога) по налаживанию полноценных отношений со сверстниками.
Для
диагностики нарушений
1)
изучать социальную ситуацию
развития ребенка: конкретные
отношения со сверстниками
2)
оказывать педагогическую
Наряду со специальными играми большое значение в коррекции имеют приемы неигрового типа:
1.
«Ритуальные действия» (
2.
Принятие групповых решений.
3.
Усиление понимания, сочувствия
- приемы на умение слушать
друг друга, объяснять свои
чувства.
35
4.
Формирование
Игровые методы коррекции детского неблагополучия в группе детского сада и основные этапы работы
В
процессе совместной ролевой игры отношения
детей и отношения к детям
проявляются в том виде, как
они воспринимаются самими детьми.
Именно вследствие единства психологической
природы общения и игры последняя
может иметь высокий
1)
теории деятельности А.Н.
2)
Д.Б. Эльконина о том, что
коррекционный потенциал игры
заключается в практике новых
социальных отношений, в
3)
разработанных в теоретической
концепции В.Н. Мясищева, согласно
которым личность является
Психотерапевтические функции игры заключаются в том, что она может изменить отношение ребенка к себе и другим: изменить психическое самочувствие, социальный статус, способы общения в коллективе.
Помимо
терапевтической игровая
36
отношениях, а обучающие - достижение более адекватной адаптации и социализации детей.
В
процессе игровой коррекции
37
Заключение
Для
формирования у детей положительной
мотивации к занятиям, учебной
деятельности современные психолого-