Характеристика профессиональной деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дать профессиональную характеристику социального педагога.
Необходимо решить следующие задачи:
1) составить профессиограмму социального педагога.
2) выявить личностные качества социального педагога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Профессиограмма социального педагога…………………………..5
1.1. Характеристика профессиограммы социального педагога……………….5
1.2. . Направление деятельности и профессиональные функции социального педагога………………………………………………………………………….10
Выводы к главе 1………………………………………………………………...16
Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога………………18
2.1. Личностные качества социального педагога……………………………...18
2.2. Ценностные ориентации социального педагога ……………………….23
Выводы к главе 2………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы…………………………………………......32

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 52.04 Кб (Скачать)

В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться  в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.

Кроме того, социальный педагог  должен обладать такими профессионально  важными для всех работников социальной сферы качествами, как общительность, ориентация на взаимодействие с людьми, доброта, любознательность, интерес  к работе с людьми, твердость в  отстаивании своей точки зрения, оптимизм, умение найти выход из спорных ситуаций, старательность, нервно-психическая устойчивость. Безусловно, к числу важнейших профессиональных качеств специалиста относятся коммуникативные качества, иначе говоря - умение общаться. Если проанализировать зарубежные исследования, касающиеся проблемы определения индивидуально-психологических особенностей социального педагога, то, например, в Великобритании к ним относят: высокий уровень интеллектуального развития; хорошую саморегуляцию и самодисциплину; настойчивость; способность помогать людям в трудных ситуациях; большую физическую силу, выносливость; способность к перенесению больших моральных нагрузок; здравый смысл; умение четко мыслить; чуткость; чувствительность, Всемирно известный американский психолог Дж. Холанд в своей методике «Самонаправленный поиск», выявив 6 типов людей (реалистический, исследовательский, артистический, социальный, предпринимательский, конвенциональный), в качестве личностных характеристик социального типа, к которому должен относиться и человек, выбравший профессию социального педагога, выделяет следующие: гуманистичность, идеалистичность, этичность, ответственность, моральность; кооперативность, настроенность на других, понимание других; тактичность, оптимистичностъ, эмоциональную теплоту, жизнерадостность, дружественность.

Определяя личностную характеристику социального педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек  - человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Социально-педагогическая деятельность - многопрофильна и многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности ни работал социальный педагог (от практика до управленца), ему придется работать с людьми, и в первую очередь - с детьми. Его профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах.

Особенности эмоциональной  сферы предполагают: эмоциональную  стабильность, преобладание положительных  эмоций, отсутствие тревожности как  черты личности, способность переносить психологические стрессы.

Важной характеристикой  социального педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости.

Достаточно трудно из всего  многообразия личностных качеств выделить те, которые являются определяющими. Кроме того, эти качества должны быть диагностируемы на стадии выбора профессии, в связи с чем перед учеными возникает ряд трудностей: как определить доброту человека? чем измерить его альтруизм, гуманизм? Вероятно, особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные (терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам), креативные (способности осуществлять нечто новое), организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.

Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:

- гуманистические качества (доброта, альтруизм, чувство собственного  достоинства и др.);

- психологические характеристики (высокий уровень протекания психических  процессов, устойчивые психические  состояния, высокий уровень эмоциональных  и волевых характеристик);

- психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);

- психолого-педагогические  качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).

Выделив личностные качества социального педагога, не трудно понять, что не каждый человек пригоден для  социально-педагогической работы. Определяющей здесь является система ценностей  социального педагога, где альтруизм - способность делать добро другому  человеку, независимо от его происхождения, веры, социального статуса, приносимой им пользы обществу, - переходит из разряда  философских категорий в стойкое  психологическое убеждение. Альтруистическая установка, входящая в личностные качества, часто предъявляет к социальному  педагогу высокие требования - умение подняться над своими собственными желаниями и потребностями и  отдать безусловный приоритет нуждам ребенка.

В личностном ядре каждого  человека, а особенно социального  педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет, такого чувства  у профессионала, то он не заслуживает  уважения и сам по сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает: чувство безопасности - принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности - принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности - закрепление себя в какой-то группе; чувство цели - определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности - уверенность в собственном профессионализме.

Следующая группа качеств представляет психологические характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности. Для социального педагога значимы определенные требования к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам.

Психологическое несоответствие требованиям профессии особенно сильно проявляется в трудных, кризисных  ситуациях, когда требуется собранность  и мобилизация всех внутренних ресурсов для решения возникшей проблемы.

Третья группа связана  с психоаналитическими качествами, такими как самоконтроль, самокритичность, самооценка своих поступков, самоанализ своей деятельности.

К четвертой группе качеств  относятся: коммуникабельность (способность  быстро устанавливать контакт); эмпатичность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком).

Перечисляя личностные особенности  социального педагога, нужно сказать, что они не являются общими для  разных уровней и сфер социально-педагогической деятельности. Они зависят и от социально-политических, экономических  особенностей государства и его  культуры. Однако, в целом, они задают профиль личности социального педагога.

 

2.2. Ценностные ориентации социального педагога .

Радикальные социокультурные преобразования в жизни общества, связанные с зарождением и установлением новых отношений, заметно влияют на изменение общественного сознания и психологии людей. Принятие данных отношений требует от личности мобилизации, при этом актуализируются все психические ресурсы личности, которые отражаются в потребностях, установках, ценностных ориентациях и т.д.[2].

Ценностные ориентации социального  педагога - это показатель всей воспитательно-образовательной  системы. Социальный педагог в силу своей профессиональной направленности влияет на формирование личности ученика. Поэтому процесс подготовки современного социального педагога в большей  степени должен быть направлен не на накопление определенного уровня знаний, а на профессионально-личностное развитие, саморазвитие педагога, на формирование его ценностных приоритетов.

От системы ценностных ориентаций социального педагога зависит  общая атмосфера воспитательно-образовательного процесса, складывающиеся отношения  между участниками процесса (учитель, ученик, родитель), качество данного  процесса, духовный потенциал подрастающего  поколения и многое другое.

В системе профессиональной подготовке и повышения квалификации социального педагога рассматриваются  вопросы аксиологического образования (А.Г.Асмолов, Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.), т.е. приобщение личности педагога к определенной системе ценностей.

В воспитательно-образовательных  учреждениях ценность рассматривается  как элемент нравственного воспитания, как составная часть внутренней культуры личности, которая выражается в определенном отношении человека к окружающим людям и самому себе и т.д.

В воспитательно-образовательном  процессе ценности выступают, как объект деятельности воспитателя и воспитанника. Устоявшиеся ценности учителя, принятие и освоение ценностей учениками, способствует нравственному воспитанию подростков как основы духовного  развития личности. К. Д. Ушинский в основу работы учителя ставил антропологический принцип, признающий целостность человека, органическое единство в нем духовной и телесной природы. Высшей ценностью является человек, а для педагога важно умение постичь природу человека, научиться управлять ею во благо человека. Важным в педагогической деятельности является изучение личности растущего человека. Особое место в педагогической деятельности К. Д. Ушинский отводил чувству современности, умению педагога ощущать и реализовывать требования времени, хранить традиции и заглядывать в будущее.

Нравственные отношения  учителя и ученика строятся на основе уважения, любви, веры, терпения, справедливости. Великий педагог  предупреждал "когда человек остается без работы в руках, без мысли  в голове": "В эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность".

Классическая формула "совершенства учителя" Л. Н. Толстого складывалась из чувства любви к делу и любви  к детям. В качестве ценностных ориентиров воспитания и образования выступали: свобода, доброта, ответственность, красота, достоинство.

В качестве главных ценностных ориентаций социального педагога В. В. Розанов, рассматривал вечные ценности - красоту, личность, родину, землю, любовь. В педагогическом наследии А. С. Макаренко  выделяется гармония ценности личности и коллектива. Единый коллектив учителей-единомышленников, способный решать сложные задачи. Ценность личности заключается в  воспитании счастливого человека. Гуманистическая  направленность процесса воспитания проявлялась  как гармония доверия и уважения.

Главными ценностными  ориентирами в педагогической концепции  В.А.Сухомлинского выступали:

- признание личности развивающегося  человека высшей социальной ценностью;

- изучение особенностей  ребёнка;

- опора в педагогическом  процессе на способности , стремления, детские желания;

- видение питомца в  будущем;

- гармоничное развитие  разума и чувств ребенка;

- гуманизация межличностных отношений;

- воспитание красотой  окружающего мира и т.д.

К проблеме ценностных ориентаций социального педагога обращаются и  современные ученые.

В. А. Сластенин рассматривая структуру личности социального  педагога, его профессиональное самосознание выделяет приоритетные положения профессионально-ценностных ориентаций педагога, определяя их как главное образование личности социального педагога. В качестве их главных характеристик он рассматривает - избирательность отношения к  профессии, личности воспитанника и  самому себе. Основой таких отношений  являются духовные отношения.

Ученый классифицирует ценности педагогической деятельности, связывая их с возможностью удовлетворения педагогом  материальных, духовных потребностей:

- ценности, способствующие  утверждению учителя в обществе;

- ценности, влияющие на  развитие коммуникативной культуры;

- ценности, ведущие к самосовершенствованию;

- ценности самовыражения;

- ценности, связанные с  утилитарно-прагматическими запросами.

Фундамент профессионально-педагогической культуры, по мнению В.А.Сластенина составляют ценности:

- общечеловеческие: человек, ребенок, учитель, творческая индивидуальность;

- духовные: педагогический  опыт человека, педагогические теории, способы педагогического мышления  и др.;

- практические: педагогические  технологии, воспитательно-образовательные  системы, способы деятельности  и др.;

Информация о работе Характеристика профессиональной деятельности социального педагога