Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:09, курсовая работа
Цель исследования - дать профессиональную характеристику социального педагога.
Необходимо решить следующие задачи:
1) составить профессиограмму социального педагога.
2) выявить личностные качества социального педагога.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Профессиограмма социального педагога…………………………..5
1.1. Характеристика профессиограммы социального педагога……………….5
1.2. . Направление деятельности и профессиональные функции социального педагога………………………………………………………………………….10
Выводы к главе 1………………………………………………………………...16
Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога………………18
2.1. Личностные качества социального педагога……………………………...18
2.2. Ценностные ориентации социального педагога ……………………….23
Выводы к главе 2………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы…………………………………………......32
В качестве специальных способностей выделяют следующие: наблюдательность, способность быстро ориентироваться в ситуации, интуицию, эмпатию (способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки), рефлексию и самоконтроль.
Кроме того, социальный педагог
должен обладать такими профессионально
важными для всех работников социальной
сферы качествами, как общительность,
ориентация на взаимодействие с людьми,
доброта, любознательность, интерес
к работе с людьми, твердость в
отстаивании своей точки
Определяя личностную характеристику социального педагога, важно помнить, что он работает в сфере «человек - человек», которая предполагает способность успешно функционировать в системе межличностных отношений.
Социально-педагогическая деятельность - многопрофильна и многоаспектна, но в какой бы сфере деятельности ни работал социальный педагог (от практика до управленца), ему придется работать с людьми, и в первую очередь - с детьми. Его профессиональная компетентность будет определяться не только интеллектом, но и особенностями нервной системы: эмоциональной устойчивостью и повышенной работоспособностью в процессе общения, что позволит противостоять эмоциональной усталости при работе с детьми и развитию синдрома «эмоционального сгорания», выдерживать большие нагрузки в социально-педагогических, психолого-терапевтических и других специфических процессах.
Особенности эмоциональной сферы предполагают: эмоциональную стабильность, преобладание положительных эмоций, отсутствие тревожности как черты личности, способность переносить психологические стрессы.
Важной характеристикой социального педагога является характеристика «Я-образа», предполагающая положительное отношение к самому себе, высокую положительную самооценку, принятие себя, ожидание позитивного отношения со стороны партнера. Особенностью «Я-образа» является высокая адаптивность социального педагога, предполагающая открытость в общении, способность принять другого человека, малая степень внушаемости.
Достаточно трудно из всего многообразия личностных качеств выделить те, которые являются определяющими. Кроме того, эти качества должны быть диагностируемы на стадии выбора профессии, в связи с чем перед учеными возникает ряд трудностей: как определить доброту человека? чем измерить его альтруизм, гуманизм? Вероятно, особенности деятельности социального педагога требуют сформированности таких интегративных качеств личности, как гуманистические, альтруистические, толерантные (терпимости к иного рода взглядам, нравам, привычкам), креативные (способности осуществлять нечто новое), организаторские, коммуникативные, эмоционально-волевые.
Таким образом, можно выделить следующие личностные качества социального педагога:
- гуманистические качества
(доброта, альтруизм, чувство
- психологические характеристики
(высокий уровень протекания
- психоаналитические качества (самоконтроль, самокритичность, самооценка);
- психолого-педагогические качества (коммуникабельность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.).
Выделив личностные качества
социального педагога, не трудно понять,
что не каждый человек пригоден для
социально-педагогической работы. Определяющей
здесь является система ценностей
социального педагога, где альтруизм
- способность делать добро другому
человеку, независимо от его происхождения,
веры, социального статуса, приносимой
им пользы обществу, - переходит из разряда
философских категорий в
В личностном ядре каждого человека, а особенно социального педагога, важно чувство собственного достоинства. Если нет, такого чувства у профессионала, то он не заслуживает уважения и сам по сможет воспитать чувство собственного достоинства у ребенка, нуждающегося в помощи. Чувство собственного достоинства есть условие и предпосылка личностной и социальной ответственности. Оно включает: чувство безопасности - принятие ответственности за собственную жизнь; чувство идентичности - принятие собственного «Я», реальная оценка себя; чувство принадлежности - закрепление себя в какой-то группе; чувство цели - определение смысла жизни, умение принимать вызовы судьбы; чувство компетентности - уверенность в собственном профессионализме.
Следующая группа качеств представляет психологические характеристики личности, определяющие способность к данному виду деятельности. Для социального педагога значимы определенные требования к психическим процессам: восприятию, памяти, воображению, мышлению; психическим состояниям: усталости, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как части сознания; эмоциональным (сдержанность) и волевым (настойчивость, последовательность) характеристикам.
Психологическое несоответствие
требованиям профессии особенно
сильно проявляется в трудных, кризисных
ситуациях, когда требуется собранность
и мобилизация всех внутренних ресурсов
для решения возникшей
Третья группа связана
с психоаналитическими
К четвертой группе качеств относятся: коммуникабельность (способность быстро устанавливать контакт); эмпатичность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречивость (умение внушать и убеждать); перцептивность (восприятие человека человеком).
Перечисляя личностные особенности социального педагога, нужно сказать, что они не являются общими для разных уровней и сфер социально-педагогической деятельности. Они зависят и от социально-политических, экономических особенностей государства и его культуры. Однако, в целом, они задают профиль личности социального педагога.
2.2. Ценностные ориентации социального педагога .
Радикальные социокультурные преобразования в жизни общества, связанные с зарождением и установлением новых отношений, заметно влияют на изменение общественного сознания и психологии людей. Принятие данных отношений требует от личности мобилизации, при этом актуализируются все психические ресурсы личности, которые отражаются в потребностях, установках, ценностных ориентациях и т.д.[2].
Ценностные ориентации социального педагога - это показатель всей воспитательно-образовательной системы. Социальный педагог в силу своей профессиональной направленности влияет на формирование личности ученика. Поэтому процесс подготовки современного социального педагога в большей степени должен быть направлен не на накопление определенного уровня знаний, а на профессионально-личностное развитие, саморазвитие педагога, на формирование его ценностных приоритетов.
От системы ценностных
ориентаций социального педагога зависит
общая атмосфера воспитательно-
В системе профессиональной подготовке и повышения квалификации социального педагога рассматриваются вопросы аксиологического образования (А.Г.Асмолов, Е. В. Бондаревская, В. А. Сластенин, Н. Е. Щуркова и др.), т.е. приобщение личности педагога к определенной системе ценностей.
В воспитательно-образовательных
учреждениях ценность рассматривается
как элемент нравственного
В воспитательно-образовательном процессе ценности выступают, как объект деятельности воспитателя и воспитанника. Устоявшиеся ценности учителя, принятие и освоение ценностей учениками, способствует нравственному воспитанию подростков как основы духовного развития личности. К. Д. Ушинский в основу работы учителя ставил антропологический принцип, признающий целостность человека, органическое единство в нем духовной и телесной природы. Высшей ценностью является человек, а для педагога важно умение постичь природу человека, научиться управлять ею во благо человека. Важным в педагогической деятельности является изучение личности растущего человека. Особое место в педагогической деятельности К. Д. Ушинский отводил чувству современности, умению педагога ощущать и реализовывать требования времени, хранить традиции и заглядывать в будущее.
Нравственные отношения учителя и ученика строятся на основе уважения, любви, веры, терпения, справедливости. Великий педагог предупреждал "когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове": "В эти именно минуты портится голова, сердце и нравственность".
Классическая формула "совершенства учителя" Л. Н. Толстого складывалась из чувства любви к делу и любви к детям. В качестве ценностных ориентиров воспитания и образования выступали: свобода, доброта, ответственность, красота, достоинство.
В качестве главных ценностных
ориентаций социального педагога В.
В. Розанов, рассматривал вечные ценности
- красоту, личность, родину, землю, любовь.
В педагогическом наследии А. С. Макаренко
выделяется гармония ценности личности
и коллектива. Единый коллектив учителей-
Главными ценностными ориентирами в педагогической концепции В.А.Сухомлинского выступали:
- признание личности
- изучение особенностей ребёнка;
- опора в педагогическом процессе на способности , стремления, детские желания;
- видение питомца в будущем;
- гармоничное развитие разума и чувств ребенка;
- гуманизация межличностных отношений;
- воспитание красотой окружающего мира и т.д.
К проблеме ценностных ориентаций социального педагога обращаются и современные ученые.
В. А. Сластенин рассматривая
структуру личности социального
педагога, его профессиональное самосознание
выделяет приоритетные положения профессионально-
Ученый классифицирует ценности педагогической деятельности, связывая их с возможностью удовлетворения педагогом материальных, духовных потребностей:
- ценности, способствующие
утверждению учителя в
- ценности, влияющие на
развитие коммуникативной
- ценности, ведущие к
- ценности самовыражения;
- ценности, связанные с
утилитарно-прагматическими
Фундамент профессионально-педагогической культуры, по мнению В.А.Сластенина составляют ценности:
- общечеловеческие: человек, ребенок, учитель, творческая индивидуальность;
- духовные: педагогический
опыт человека, педагогические теории,
способы педагогического
- практические: педагогические технологии, воспитательно-образовательные системы, способы деятельности и др.;
Информация о работе Характеристика профессиональной деятельности социального педагога