Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:09, курсовая работа
Цель исследования - дать профессиональную характеристику социального педагога.
Необходимо решить следующие задачи:
1) составить профессиограмму социального педагога.
2) выявить личностные качества социального педагога.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Профессиограмма социального педагога…………………………..5
1.1. Характеристика профессиограммы социального педагога……………….5
1.2. . Направление деятельности и профессиональные функции социального педагога………………………………………………………………………….10
Выводы к главе 1………………………………………………………………...16
Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога………………18
2.1. Личностные качества социального педагога……………………………...18
2.2. Ценностные ориентации социального педагога ……………………….23
Выводы к главе 2………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы…………………………………………......32
- личностные: педагогические
способности, индивидуальные
По мнению Н. Е. Щурковой ценностные ориентации социального педагога тесно связаны с культурой личности. Методологическим тезисом ученого, отражающим профессиональную деятельность педагога, является тезис о том, что воспитание - это вхождение человека в культуру.
Ценностная направленность педагогической деятельности присутствует во многих воспитательно-образовательных системах (Бондаревская Е.В., Караковский В.А. Селевко Г. К. и др.). Воспитательно-образовательным ядром концепции В. А. Караковского выступают общечеловеческие ценности - земля, отечество, семья, культура, мир, труд, знания, человек.
Ценностные ориентиры профессионально-педагогической деятельности социального педагога и особенно его личностные, существенно влияют на развитие и формирование духовного мира подростка. Профессиональную значимость личностных качеств социального педагога подчеркивали Ю. К. Бабанский, И. Д. Демакова, Н. Е. Щуркова и др.
Так классификация профессионально значимых качеств составленная Ю.К.Бабанским включает три группы:
- личностные качества: потребность работать с детьми; идейно-политический и культурный кругозор, настойчивость в работе; педагогическая ориентировка, мобильность, чувство нового, педагогический такт; требовательность к себе и другим;
- качества, связанные с учебной деятельностью: знание предмета; умение оценивать качество знаний, умений и навыков; умение планировать работу, осуществлять развитие мышления, формирование интереса, умение эффективно выполнять план, осуществлять межпредметные связи, индивидуальный подход, формировать навыки учебного труда; знание психолого-педагогических основ обучения;
- качества, связанные с
воспитательной работой
В исследованиях Ф. Н. Гоноболина выделяются такие профессионально значимые качества социального педагога: способность понимать ученика, педагогический такт, способность убеждать людей, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них[4].
По мнению Л. И. Уманского, организатора отличают такие качества, как:
- способность "заряжать" своей энергией других людей;
- способность находить наилучшее применение каждому человеку;
- психологическая
- критичность;
- психологический такт;
- инициатива;
- общительность и др.[5]
И.Д. Демакова считает, что
в качестве личностных особенностей
социального педагога могут выступать:
уважение личности ребенка; знание возрастных
особенностей детей; знание и учет социальной
и культурной среды жизнедеятельности
ребенка; умение творчески организовать
жизнь детей; умение наблюдать за
детьми в разнообразной деятельности;
заниматься исследовательской
Одним из элементов педагогического мастерства социального педагога, по мнению Л.И. Маленковой, являются его личные качества. Качества связанные с личной жизненной и педагогической позицией; отношение к жизни, к людям вообще, к детям, коллегам, к работе, к ценностям культуры; принципиальная и выразительная нравственная позиция; эстетическая выразительность. К личностным качествам социального педагога можно отнести здоровый образ жизни, владение темпераментом, постоянное развитие своего характера, т.е. "активное самоусовершенствование"; речевая культура; умение ходить; умение реагировать на трудные ситуации; кокетство (умение нравиться детям и заинтересовать собой), выразительность, проявление великодушия, педагогическое счастье[7].
Р. Бернс выделяет такие личностные качества педагога, необходимые для эффективно работы:
- стремление к максимальной гибкости;
- способность к эмпатии;
- умение придать личностную окраску преподаванию;
- установка на создание
позитивных стимулов для
- владение стилем неформального,
- эмциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.
На наш взгляд, ценностные ориентации могут выступать компонентом структуры личности социального педагога и входить в систему его профессиональной культуры.
Выводы к главе.
Рассмотрев портрет
Заключение
В нашем исследовании мы выяснили, что профессиональная деятельность социального педагога, это целая система определенных знаний, умений, навыков, которая помогает школьнику ( в большей степени, подростку ), пройти социализацию. Рассмотрев портрет социального педагога, мы можем подвести некоторые итоги. Во-первых, мы четко видим, что социальный педагог это совсем другой наставник в развитии индивида, во-вторых, уровень подготовки социального педагога в некотором роде отличается от подготовки обычного педагога (прежде всего акцент на психологию ). В- третьих, социальный педагог видит в каждом из своих учеников личность, которая способна раскрыть свои таланты и создать условия для его раскрытия. В современной школе необходимо иметь такого специалиста, а в педагогических вузах, на наш взгляд, актуально специально создавать условия для обучения этого специалиста.
Список использованной литературы
1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды {Текст} / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.
2. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. и др. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности) Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений {Текст} / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н Штинова. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.
3. Гоноболин. Ф. Н. Книга об учителе. {Текст} / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 1965. - 260 с.
4. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства {Текст} / И.Д. Демакова. // Народное образование. - 2001. - N 4. - С. 141-145.
5. Максимова Е. Ю. Формирование профессионально значимых качеств у будущих социальных педагогов {Текст} / Е.Ю. Максимова. - М.: ИСПО РАО, 1999. - 210 с.
6. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе {Текст} / Л.И. Маленкова. - М. :Педагогическое общество России, Издательский Дом "Ноосфера", 199. - с. 126-129.
7. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. {Текст} / В.А. Сластенин. М., Тула, 1993.
8. Уманский Л. И. Кто может стать организатором? {Текст} / Л.И. Уманский //Молодой коммунист. - 1966. - N 6. - С. 75-85.
9. Фромм Э. Психологизм и этика. {Текст} / Э. Фромм. - М.: АСТ, 1998. - 566 с.
Информация о работе Характеристика профессиональной деятельности социального педагога