Характеристика профессиональной деятельности социального педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:09, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - дать профессиональную характеристику социального педагога.
Необходимо решить следующие задачи:
1) составить профессиограмму социального педагога.
2) выявить личностные качества социального педагога.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Профессиограмма социального педагога…………………………..5
1.1. Характеристика профессиограммы социального педагога……………….5
1.2. . Направление деятельности и профессиональные функции социального педагога………………………………………………………………………….10
Выводы к главе 1………………………………………………………………...16
Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога………………18
2.1. Личностные качества социального педагога……………………………...18
2.2. Ценностные ориентации социального педагога ……………………….23
Выводы к главе 2………………………………………………………………..30
Заключение………………………………………………………………………31
Список используемой литературы…………………………………………......32

Работа содержит 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.docx

— 52.04 Кб (Скачать)

- личностные: педагогические  способности, индивидуальные качества  педагога, идеалы учителя и др.

По мнению Н. Е. Щурковой ценностные ориентации социального педагога тесно связаны с культурой личности. Методологическим тезисом ученого, отражающим профессиональную деятельность педагога, является тезис о том, что воспитание - это вхождение человека в культуру.

Ценностная направленность педагогической деятельности присутствует во многих воспитательно-образовательных  системах (Бондаревская Е.В., Караковский В.А. Селевко Г. К. и др.). Воспитательно-образовательным ядром концепции В. А. Караковского выступают общечеловеческие ценности - земля, отечество, семья, культура, мир, труд, знания, человек.

Ценностные ориентиры  профессионально-педагогической деятельности социального педагога и особенно его личностные, существенно влияют на развитие и формирование духовного  мира подростка. Профессиональную значимость личностных качеств социального  педагога подчеркивали Ю. К. Бабанский, И. Д. Демакова, Н. Е. Щуркова и др.

Так классификация профессионально  значимых качеств составленная Ю.К.Бабанским включает три группы:

- личностные качества: потребность  работать с детьми; идейно-политический  и культурный кругозор, настойчивость  в работе; педагогическая ориентировка, мобильность, чувство нового, педагогический  такт; требовательность к себе  и другим;

- качества, связанные с  учебной деятельностью: знание  предмета; умение оценивать качество  знаний, умений и навыков; умение  планировать работу, осуществлять  развитие мышления, формирование  интереса, умение эффективно выполнять  план, осуществлять межпредметные связи, индивидуальный подход, формировать навыки учебного труда; знание психолого-педагогических основ обучения;

- качества, связанные с  воспитательной работой учителя:  умение оценивать результаты; умение  планировать воспитательную работу, осуществлять индивидуальный подход  в воспитании, осуществлять единство  действий учителя и родителей;  знание психолого-педагогических  основ воспитания; осуществление  внеклассной деятельности по предмет [3].

В исследованиях Ф. Н. Гоноболина выделяются такие профессионально значимые качества социального педагога: способность понимать ученика, педагогический такт, способность убеждать людей, способность быстро реагировать на педагогические ситуации и гибко вести себя в них[4].

По мнению Л. И. Уманского, организатора отличают такие качества, как:

- способность "заряжать" своей энергией других людей;

- способность находить  наилучшее применение каждому  человеку;

- психологическая избирательность,  способность понимать и верно  реагировать на психологию других  людей;

- критичность;

- психологический такт;

- инициатива;

- общительность и др.[5]

И.Д. Демакова считает, что  в качестве личностных особенностей социального педагога могут выступать: уважение личности ребенка; знание возрастных особенностей детей; знание и учет социальной и культурной среды жизнедеятельности  ребенка; умение творчески организовать жизнь детей; умение наблюдать за детьми в разнообразной деятельности; заниматься исследовательской деятельностью; умение создавать условия для  самореализации ребенка; гуманистическая  направленность личности педагога; гуманистический  стиль общения; использование таких  методов воспитания, как убеждение  и поощрение в качестве ведущих; эмпатия; принятие ребенка таким, какой он есть; конгруэнтность; креативность; суггестивность; рефлексия[6].

Одним из элементов педагогического  мастерства социального педагога, по мнению Л.И. Маленковой, являются его  личные качества. Качества связанные с личной жизненной и педагогической позицией; отношение к жизни, к людям вообще, к детям, коллегам, к работе, к ценностям культуры; принципиальная и выразительная нравственная позиция; эстетическая выразительность. К личностным качествам социального педагога можно отнести здоровый образ жизни, владение темпераментом, постоянное развитие своего характера, т.е. "активное самоусовершенствование"; речевая культура; умение ходить; умение реагировать на трудные ситуации; кокетство (умение нравиться детям и заинтересовать собой), выразительность, проявление великодушия, педагогическое счастье[7].

Р. Бернс выделяет такие  личностные качества педагога, необходимые  для эффективно работы:

- стремление к максимальной  гибкости;

- способность к эмпатии;

- умение придать личностную  окраску преподаванию;

- установка на создание  позитивных стимулов для самовосприятия учащихся;

- владение стилем неформального,  теплого общения с учащимися;

- эмциональная уравновешенность, уверенность в себе, жизнерадостность.

На наш взгляд, ценностные ориентации могут выступать компонентом  структуры личности социального  педагога и входить в систему  его профессиональной культуры.

Выводы к главе.

Рассмотрев портрет социального  педагога, мы можем подвести некоторые  итоги. Во-первых, мы четко видим, что  социальный педагог это совсем другой наставник в развитии индивида, во-вторых, уровень подготовки социального  педагога в некотором роде отличается от подготовки обычного педагога (прежде всего акцент на психологию ). В- третьих, социальный педагог видит в каждом из своих учеников личность, которая способна раскрыть свои таланты и создать условия для его раскрытия.

 

 

 

 

 

 

Заключение

В нашем исследовании мы выяснили, что профессиональная деятельность социального педагога, это целая  система определенных знаний, умений, навыков, которая помогает школьнику  ( в большей степени, подростку ), пройти социализацию. Рассмотрев портрет социального педагога, мы можем подвести некоторые итоги. Во-первых, мы четко видим, что социальный педагог это совсем другой наставник в развитии индивида, во-вторых, уровень подготовки социального педагога в некотором роде отличается от подготовки обычного педагога (прежде всего акцент на психологию ). В- третьих, социальный педагог видит в каждом из своих учеников личность, которая способна раскрыть свои таланты и создать условия для его раскрытия. В современной школе необходимо иметь такого специалиста, а в педагогических вузах, на наш взгляд, актуально специально создавать условия для обучения этого специалиста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды {Текст} / Ю.К. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 558 с.

2. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н. и др. Социальная педагогика: курс лекций (введение в профессию "социальный педагог", основы социальной педагогики, основы социально-педагогической деятельности) Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений  {Текст} / М.А. Галагузова, Ю.Н. Галагузова, Г.Н Штинова. - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 416 с.

3. Гоноболин. Ф. Н. Книга об учителе. {Текст} / Ф.Н. Гоноболин. - М.: Просвещение, 1965. - 260 с.

4. Демакова И.Д. Гуманизация пространства детства {Текст} / И.Д. Демакова. // Народное образование. - 2001. - N 4. - С. 141-145.

5. Максимова Е. Ю. Формирование профессионально значимых качеств у будущих социальных педагогов {Текст} / Е.Ю. Максимова. - М.: ИСПО РАО, 1999. - 210 с.

6. Маленкова Л. И. Воспитание в современной школе {Текст} / Л.И. Маленкова. - М. :Педагогическое общество России, Издательский Дом "Ноосфера", 199. - с. 126-129.

7. Сластенин В.А. Социальный педагог и социальный работник: личность и профессия // Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. {Текст} / В.А. Сластенин. М., Тула, 1993.

8. Уманский Л. И. Кто может стать организатором? {Текст} / Л.И. Уманский //Молодой коммунист. - 1966. - N 6. - С. 75-85.

9. Фромм Э. Психологизм и этика. {Текст} / Э. Фромм. - М.: АСТ, 1998. - 566 с.

 


Информация о работе Характеристика профессиональной деятельности социального педагога