Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа
Работа состоит из теоретической и практической части. Раскрываются формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей.
Рекомендации по организации взаимодействия. Поскольку наиболее проблемной сферой для воспитателей являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь дошкольного учреждения, то необходимы мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Поскольку родители заинтересованы, прежде всего, в развитии детей, то побуждать их принимать участие в жизни ДОУ предпочтительно через осознание важности этого для развития их детей. Родители должны осознать конкретные положительные следствия для ребёнка их включения в жизнь дошкольного учреждения.
В качестве наиболее эффективной формы убеждения можно предложить групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, в ходе которого необходимо поощрять родителей находить положительные стороны их участия в жизни ДОУ, занимать активную позицию и самостоятельно принимать решения (Евдокимова 2007; 52).
Наиболее проблемной сферой взаимодействия для родителей является отсутствие психологических консультаций по проблемам развития и обучения детей, их подготовки к школе, т.е. психологического консультирования по вопросам обучения и воспитания, а также возрастных особенностей детей.
Эта проблема может быть решена на уровне организации работы дошкольного учреждения в целом, т.е. можно предложить родителям обратиться к специалисту в данной области – работающему в дошкольном учреждении психологу или социальному педагогу.
Одной из причин трудностей во взаимодействии является менее высокая оценка работниками дошкольного учреждения важности семьи в воспитании и обучении детей, чем оценка семьёй собственной важности. Это может привести к возникновению у родителей чувства собственной ненужности дошкольному учреждению. Поэтому необходимо осознание и понимание воспитателями роли семьи в воспитании и обучении ребёнка, включая те сферы воспитания, которые традиционно считались прерогативой общественного воспитания, например подготовки к школе, а также роли взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй по всем вопросам развития ребёнка (Зверева 2005; 49).
В
целях повышения эффективности
и продуктивности взаимодействия целесообразна
разработка конкретных программ работы
с родителями и педагогическим коллективом.
Для разработки таких программ необходимо
проведение исследований, направленных
на выяснение того, какие именно формы
организации консультаций для родителей
были бы наиболее эффективны, в каких формах
возможно более активное включение родителей
в образовательный процесс дошкольного
учреждения.
«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!» (цит. по: Родчанин 1991; 89) . Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности – Василия Александровича Сухомлинского. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы» (цит. по: Родчанин 1991; 96).
Приведем примеры из опыта работы выдающегося педагога современности В.А. Сухомлинского.
Отношение к ребенку. В.А. Сухомлинский – достойный наследник гуманистической традиции. В Павлышевской школе воспитание без наказаний было педагогическим принципом всего педагогического коллектива. Наказание Сухомлинский в отличие от его предшественников понимал гораздо глубже. «В среде педагогов, - отмечал Сухомлинский, - можно нередко услышать разговоры о поощрении и наказании. А между тем, самое главное поощрение и наказание самое сильное наказание в педагогическом труде – это оценка» (Сухомлинский 1979; 172).
Во-первых, В.А. Сухомлинский считал,
что правом пользоваться
Во-вторых, говоря об оценке как инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов; в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой особо больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень. Он уважал «детское наказание». Месяц, полгода, год у ребенка «может что-то не получится, но придет время - научиться». Сознание ребенка – могучая, но медленная река, и у каждого она имеет свою скорость.
Сухомлинский настойчиво рекомендовал родителям не требовать от детей обязательно только отличных оценок, чтобы отличники «не чувствовали себя счастливчиками, а успевающих на тройки не угнетало чувство неполноценности».
Сухомлинский рекомендует педагогам вызывать в школу родителей не по поводу плохой успеваемости или дисциплины их ребенка, когда он совершает что-то хорошее. Пусть незначительный на первый взгляд, но добрый поступок. В присутствии ребенка нужно похвалить, поддержать и непременно написать в дневнике. Система воспитания, в основе которой лежит оценка только положительных результатов, приводит чрезвычайно редко к психическим срывам, к появлению «трудных» подростков (Сухомлинский 1979; 177).
Воздействие на не устоявшуюся, легко ранимую психику ребенка силой морального осуждения коллектива чаще всего приводит к тому, что ребенок «ломается», становится лицемером и приспособленцем, либо, что не менее страшно, ожесточается в слепой ненависти против всех. На этом основании было бы неверным делать вывод о том, что Сухомлинский вообще отрицал воспитательную роль коллектива. «Коллектив может стать воспитывающей средой лишь в том случае, - считал Сухомлинский, - когда он создается в совместной творческой деятельности, в труде, доставляющем каждому радость, обогащающем духовно и интеллектуально, развивающем интересы и способности».
«Воспитание
без наказания – это не узкое
школьное дело, - говорил Сухомлинский.
– Это одна из важнейших проблем…
Василий Александрович писал: «Меня удивил взгляд моего оппонента на наказание как на необходимую, неизбежную вещь в системе воспитательной работы… Я не из пальца высосал ту истину, что наших детей можно воспитывать только добром, только лаской, без наказаний… И если в массовом масштабе, во всех школах сделать это невозможно, то не потому, что воспитание без наказаний невозможно, а потому, что многие учителя не умеют воспитывать без наказаний. Если вы хотите, чтобы в нашей стране не было преступников… - воспитывайте детей без наказаний» (Сухомлинский 1979; 164).
К прекрасному через прекрасное. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.
Приобщая
детей к прекрасному, он всегда использовал
ряд психологических моментов и
педагогических заповедей. Прежде всего,
воспитание прекрасным основывалось на
положительных эмоциях. Там, где
начинается хоть малейшее принуждение
детской души, об эстетическом воспитании
не может быть и речи. Мир прекрасного
для ребенка начинается в семье. «Тонкость
ощущение человека, эмоциональная восприимчивость,
впечатлительность, чуткость, сопереживание,
проникающее в духовный мир другого человека
– все это постигается прежде всего в
семье». Для ребенка наиболее дорогим,
близким, прекрасным существом является
мать. Мать – это не только тепло, уют,
внимание. Это – мир солнца, любви, добра,
ласки, весь мир в руках матери. И от того,
каков он, этот мир, зависит, каким вырастет
человек (Сухомлинский 1979; 181).
Умение чувствовать, понимать и ценить прекрасное не приходит само, его надо систематически развивать с ранних лет. Стремиться к этой цели – это и значит осуществлять эстетическое воспитание, которое способствует развитию гармонической личности. Формирование творческой личности невозможно без тесного контакта с родителями. «Два берега одной реки» - главный принцип, по которому строится взаимодействие ДОУ и семьи по всем вопросам, в том числе и по эстетическому развитию детей.
Основной целью эстетического воспитания детей является:
- развитие способности художественного видения мира;
- приобщение к миру искусства;
-
развитие художественно-
По всем трем направлениям педагогами Дудачинского детского сада «Колосок» проводится тесная работа с семьей, что позволяет установить единство взглядов в воспитании ребенка, вовлечь родителей в педагогический процесс, пропагандировать педагогические знания. Строительство любых отношений, как правило, базируется на соблюдении принципов взаимодействия.
Принципы взаимодействия с семьей:
1) Открытость детского сада и семьи. В начале каждого учебного года в ДОУ проводится общее родительское собрание, на котором родителей знакомим с задачами и планом работы по данному разделу, они могут задать вопросы, внести свои предложения, поделиться опытом семейного воспитания. Посещение групп и студии позволяет ознакомиться с условиями, организацией развивающей среды, рабочим материалом. Ежегодно проводится Неделя открытых дверей. Присутствие родителей на занятиях помогает увидеть ребенка среди сверстников, лучше понять особенности его взаимоотношений, интересов, проблем и способностей.
Большим
интересом у родителей
- «Наша спортивная семья» (2009);
- «Дружим со спортом» (2010);
- «Как мы летом отдыхали» (2009);
- «Наедине с природой» (2010).
2)
Вовлечение семьи в совместную
с детьми и педагогами
- «Елочка – зеленая иголочка» (2010);
- «Волшебница-осень» (2010);
- «Веселый парад снеговичков» (2010);
- «Подушечка – моя подружечка» (2010);
- «Осеннее лукошко» (2011);
- «Птица семейного счастья» (2011);
- «Чудо-дворик» (2010);
- «Смастерим мы сто чудес, не обидев пальцем лес» (2010).
Такие конкурсы способствуют укреплению связей ДОУ и семьи. Конкурсы побуждают родителей к совместной творческой деятельности с детьми, развивают творческие способности детей. Целью этой работы является включение родителей в единый творческий процесс, сформировать у семьи бережные, позитивные взаимоотношения. Совместная творческая работа позволяет взрослым полноценно прожить с ребенком игру, труд, праздники и многое другое.
Совместную деятельность семьи и Дудачинского ДОУ «Колосок» можно увидеть и на выставках творческого рисунка:
- «Люблю тебя, мой край родной»;
- «Я б в спасатели пошел»;
- «Зимние забавы»;
- «Наше семейное увлечение»;
- «Герб нашей семьи» (Приложение А).
Здесь могут проявить свои способности все члены семьи – папы, мамы, бабушки, дедушки, братишки и сестренки.
3)
Консультирование родителей (
- «Как воспитать в ребенке творческую личность»;
-
«Художники с пеленок!» (
- «Художественно-эстетическое развитие детей»;
Информация о работе Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей