Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Работа состоит из теоретической и практической части. Раскрываются формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей.

Работа содержит 1 файл

Адаменко курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать)

     - «Формирование творческой личности  ребенка средствами нетрадиционного рисования»;

     - «Приобщение детей к музейной культуре»;

     - «Развитие детской одаренности средствами искусства»;

     - «Организация детского творчества в летний период»;

     - «Как научить ребенка рисовать».

     Индивидуальное  общение с семьей способствует развитию доверительных отношений, помогает выявлению особенностей семейного  воспитания, личностных проблем родителей  и детей, а также потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке, повышает эффективность коррекционной работы. Индивидуальное общение с родителями по вопросам эстетического развития детей проводится как воспитателями групп, так и руководителем изостудии.

     4) Использование различных средств  информации для родителей. В каждой возрастной группе детского сада, в изостудии оформлены информационные стенды, где можно найти и прочитать полезную информацию.

     Имеется библиотека «Мамина школа», в которой  собрана педагогическая литература» «Художники с пеленок», «Как научить ребенка рисовать», «Путешествие в мир прекрасного» и др.  
Таким образом, взаимодействию детского сада и семьи по вопросам эстетического воспитания уделяется достаточное внимание с учетом комплексного подхода к решению данной задачи. Это направление является одним из мостиков, по которому идут вместе детский сад и семья, а затем и школа, чтобы вместе с ребенком быть счастливыми и активными членами общества, способными справиться с любой жизненной задачей.

     С тех пор как существует семья, главной заботой является воспитание детей. Повышение ответственности  родителей за воспитание детей, углубленное  взаимодействия между семьей и ДОУ  тесно связаны с решением задач  просвещения родителей.

     Одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ является работа с семьей.

     В соответствии с этим изменяется и  позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Важно совершенствование  содержания, форм и методов  сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.

     Как показывает практика, родители выбирают именно тот детский сад, который находится недалеко от их места жительства. Позитивные характеристики взаимодействия ДОУ и семьи воспитанников  закладываются на уровне ежедневных дел, встреч.

     Развитие  такого взаимодействия заключается в следующем:

     -доверительное  отношение педагогов и родителей  не может быть навязано, оно   появляется как естественное желание обеих сторон;

     -процесс  взаимодействия развивается последовательно.

     Основными задачами сотрудничества Дудачинского детского сада «Колосок» с родителями являются следующие:

     1. Работать над обогащением Среды социального развития ребенка путем:

     - повышения активности и ответственности родителей и педагогов  в решении  задач  социального развития;

     - вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов социального развития;

     - повышение уровня компетенции родителей.

     2. Способствовать  активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей.

     3. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности.

     4. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.

     5. Способствовать выработке у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания  ребенка.

     6. Определять и удовлетворять потребности семей дошкольников, не охваченных системой дошкольного образования.

     Система работы ДОУ с семьей. Для решения поставленных задач были разработаны основные направления работы с родителями:

                                                                                                 
 

                                                                                          Таблица 1  

Принципы  работы с родителями Методы  изучения семьи 
Целенаправленность, сис-тематичность, плановость;

дифференцированный  подход к работе с родителями с учетом  многоаспектной спе-цифики каждой семьи;

возрастной  характер работы с родителями;

доброжелательность, открытость.

Анкетирование; наблюдение за ребенком; обследование семьи с помощью проективных методик; беседа с ребенком; беседа с родителями  
Формы работы с родителями
Общие, групповые, ин-дивидуальные Консультации, бе-седы, семинары, тре-нинги, конференции Совместное  про-ведение занятий, до-сугов, выставок
Клубы по интересам: молодая семья, наци-ональные традиции, профессиональные ин-тересы Участие родителей  в методических меро-приятиях: изготов-ление костюмов, иг-рового материала, ви-деосъемка  
Дни открытых дверей Педагогическая  гостиная Телефон доверия
 

  

      Педагогическое  просвещение родителей:

      - В «воспитании» родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности.

      - Удовлетворение индивидуальных запросов родителей  в индивидуальных и групповых формах работы.

      - Изучение состояния факторов развития ребенка, связанных с его семьей.

      Работа с педагогами ДОУ:

      - Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.

      - Удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями.

      - Изучение  состояния факторов  Среды социального развития детей  в образовательном пространстве ДОУ.

      Работа  с воспитанниками ДОУ:

      - Организация деятельности «Школы добрых волшебников», направленной на развитие индивидуальности детей.

      - Коррекция социального развития по результатам диагностики и запросам родителей.

      - Организация досуга детей.

      Работа  с документацией:

      - Формирование информационного банка данных по работе семьей.

      - Разработка перспективного и текущего плана работы.

      - Подготовка готовых и промежуточных отчетов.

      Работа  с родителями включают в себя как индивидуальную работу с каждым их них, так и привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используются инновационные  формы и  методы.

      Формы работы с семьями воспитанников:

      - Презентация ДОУ;

      - Киноуниниверситеты;

      - Школы для родителей;

      - Информационные бюллетени;

      - Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;

      - Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных.

      В Дудачинском детском саду «Колосок»  огромное значение уделяется эстетическому  воспитанию детей путем привлечения  к этому родителей воспитанников. В настоящее время родители более  чем охотно вовлекаются в жизнь  детского сада, интересуются новыми кружками, выставками, предстоящими конкурсами и соревнованиями. И, конечно, и это главное, родители интересуются своими детьми: их занятиями, увлечениями, играми, состязаниями.

      В Дудачинском детском саду «Колосок»  педагоги, родители и дети – это единое целое, благодаря которому каждый ребенок может получить необходимый запас знаний и умений, чтобы здоровым, активным и развитым войти уже в новую жизнь, более взрослую, более ответственную.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Современный этап развития системы дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольных учреждений с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей.

      В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет себя с семьей. Открытие своего собственного «Я» и мира других людей он воспринимает преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей. Семья – это многогранная система, в которой существуют не только взаимоотношения в диаде «родители – ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей.

      В настоящее время активно функционирует  модель «открытого» детского сада, которая ориентирована на взаимодействие с семьей и предусматривает качественно новые ролевые нагрузки родителям с целью их равноправного и органичного участия в процессе воспитания и обучения детей.

      Сущностью такого взаимодействия становится личностно  – ориентированное образование, которое соединяет воспитание и  обучение в единый процесс помощи, поддержки и социально – педагогической защиты развития ребенка. Это – образование, ориентированное, прежде всего, на самого ребенка. Своей главной задачей оно ставит достижение максимального развития ребенка через приобщение его к ценностям человеческой культуры наиболее приемлемым и доступным образом.

      Формирование  у ребенка уверенности в своих  силах, социальной активности, мобильности  личности, а также ориентация на значимость себя и другого человека, на стремление к поиску взаимопонимания может осуществляться только в условиях тесного взаимодействия педагогов, родителей и детей.

      Ребенок дошкольного возраста является тем  центром, который объединяет воспитательные усилия взрослых на основе реализации принципа его личностного развития в деятельности. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей становится средством развития не только ребенка, но и социально ответственных взрослых.

      Равноправное  партнерство родителей и педагогов  позволит им глубже осознать самоценность личности ребенка, необходимость ее изучения, развития и защиты.

      Одной из важнейших задач взаимодействия педагогов и родителей является обеспечение единого пространства для развития ребенка, формирования у него универсальных способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

      Организуя образовательное взаимодействие, педагог  должен отказаться от оценочной стратегии  в отношениях с родителями; создать  доброжелательную атмосферу диалога; внимательно отнестись к проблемам  родителей, их переживаниям; излагать научные сведения доступно; учить родителей наблюдать за поведением своего ребенка, замечать его особенности, способности; замечать положительное, уметь вселять в родителей надежду на успех (Горина 2009; 139).

      Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, так как образовательное взаимодействие детского сада и семьи отражает одну из основных граней взаимной помощи двух воспитательных институтов в становлении полноценной и здоровой личности ребенка: развитии его интеллектуальной, физической, нравственной и, конечно, эстетической сторон. Необходимо помнить, что главной фигурой во взаимодействии педагогов и родителей является сам ребенок. Это для него мы должны стараться, для него учиться взаимной помощи и, главное, - жить. 

Список  используемой литературы 

      Вместе  с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2006.

      Вместе  с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Просвещение, 2005.

      Волынкин  В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

      Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно-методич. статей / Ред.-сост. Л.В. Горина, Ю.Ю. Колесниченко. Вып. V. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009.

Информация о работе Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей