Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2011 в 08:13, курсовая работа
Работа состоит из теоретической и практической части. Раскрываются формы и методы сотрудничества ДОУ и семьи в вопросах воспитания детей.
-
«Формирование творческой
- «Приобщение детей к музейной культуре»;
- «Развитие детской одаренности средствами искусства»;
- «Организация детского творчества в летний период»;
-
«Как научить ребенка рисовать»
Индивидуальное общение с семьей способствует развитию доверительных отношений, помогает выявлению особенностей семейного воспитания, личностных проблем родителей и детей, а также потребностей родителей в психолого-педагогической подготовке, повышает эффективность коррекционной работы. Индивидуальное общение с родителями по вопросам эстетического развития детей проводится как воспитателями групп, так и руководителем изостудии.
4)
Использование различных
Имеется
библиотека «Мамина школа», в которой
собрана педагогическая литература»
«Художники с пеленок», «Как научить ребенка
рисовать», «Путешествие в мир прекрасного»
и др.
Таким образом, взаимодействию детского
сада и семьи по вопросам эстетического
воспитания уделяется достаточное внимание
с учетом комплексного подхода к решению
данной задачи. Это направление является
одним из мостиков, по которому идут вместе
детский сад и семья, а затем и школа, чтобы
вместе с ребенком быть счастливыми и
активными членами общества, способными
справиться с любой жизненной задачей.
С тех пор как существует семья, главной заботой является воспитание детей. Повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействия между семьей и ДОУ тесно связаны с решением задач просвещения родителей.
Одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ является работа с семьей.
В соответствии с этим изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей. Важно совершенствование содержания, форм и методов сотрудничества ДОУ и семьи во всестороннем развитии ребенка.
Как показывает практика, родители выбирают именно тот детский сад, который находится недалеко от их места жительства. Позитивные характеристики взаимодействия ДОУ и семьи воспитанников закладываются на уровне ежедневных дел, встреч.
Развитие такого взаимодействия заключается в следующем:
-доверительное
отношение педагогов и
-процесс
взаимодействия развивается
Основными задачами сотрудничества Дудачинского детского сада «Колосок» с родителями являются следующие:
1. Работать над обогащением Среды социального развития ребенка путем:
- повышения активности и ответственности родителей и педагогов в решении задач социального развития;
- вовлечения в образовательное пространство детского сада потенциальных субъектов социального развития;
- повышение уровня компетенции родителей.
2. Способствовать активному вовлечению семей воспитанников в образовательное пространство детского сада и привлечению их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
3. Разработать критерии профессиональной деятельности педагогов, учитывающие уровень развития, их способности к самореализации в профессиональной деятельности.
4. Способствовать развитию толерантности сознания родителей, педагогов и детей.
5. Способствовать выработке у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка.
6. Определять и удовлетворять потребности семей дошкольников, не охваченных системой дошкольного образования.
Система работы ДОУ с семьей. Для решения поставленных задач были разработаны основные направления работы с родителями:
Принципы работы с родителями | Методы изучения семьи | ||
Целенаправленность,
сис-тематичность, плановость;
дифференцированный подход к работе с родителями с учетом многоаспектной спе-цифики каждой семьи; возрастной характер работы с родителями; доброжелательность, открытость. |
Анкетирование; наблюдение за ребенком; обследование семьи с помощью проективных методик; беседа с ребенком; беседа с родителями | ||
Формы работы с родителями | |||
Общие, групповые, ин-дивидуальные | Консультации, бе-седы, семинары, тре-нинги, конференции | Совместное про-ведение занятий, до-сугов, выставок | |
Клубы по интересам: молодая семья, наци-ональные традиции, профессиональные ин-тересы | Участие родителей в методических меро-приятиях: изготов-ление костюмов, иг-рового материала, ви-деосъемка | ||
Дни открытых дверей | Педагогическая гостиная | Телефон доверия |
Педагогическое просвещение родителей:
- В «воспитании» родителей. Предполагается активная позиция учреждения в повышении уровня родительской компетентности.
- Удовлетворение индивидуальных запросов родителей в индивидуальных и групповых формах работы.
- Изучение состояния факторов развития ребенка, связанных с его семьей.
Работа с педагогами ДОУ:
- Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов.
- Удовлетворение индивидуальных запросов педагогов, связанных с вопросами социального развития детей и взаимоотношений с их родителями.
- Изучение состояния факторов Среды социального развития детей в образовательном пространстве ДОУ.
Работа с воспитанниками ДОУ:
-
Организация деятельности «
- Коррекция социального развития по результатам диагностики и запросам родителей.
- Организация досуга детей.
Работа с документацией:
- Формирование информационного банка данных по работе семьей.
- Разработка перспективного и текущего плана работы.
- Подготовка готовых и промежуточных отчетов.
Работа с родителями включают в себя как индивидуальную работу с каждым их них, так и привлечение родителей к жизни детей в детском саду. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используются инновационные формы и методы.
Формы работы с семьями воспитанников:
- Презентация ДОУ;
- Киноуниниверситеты;
- Школы для родителей;
- Информационные бюллетени;
- Фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников;
- Групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных.
В
Дудачинском детском саду «Колосок»
огромное значение уделяется эстетическому
воспитанию детей путем привлечения
к этому родителей
В
Дудачинском детском саду «Колосок»
педагоги, родители и дети – это единое
целое, благодаря которому каждый ребенок
может получить необходимый запас знаний
и умений, чтобы здоровым, активным и развитым
войти уже в новую жизнь, более взрослую,
более ответственную.
Заключение
Современный этап развития системы дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольных учреждений с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей.
В дошкольные годы ребенок почти полностью отождествляет себя с семьей. Открытие своего собственного «Я» и мира других людей он воспринимает преимущественно через призму суждений, оценок, поступков родителей. Семья – это многогранная система, в которой существуют не только взаимоотношения в диаде «родители – ребенок», но и взаимопроникновение мира взрослых и мира детей.
В
настоящее время активно
Сущностью такого взаимодействия становится личностно – ориентированное образование, которое соединяет воспитание и обучение в единый процесс помощи, поддержки и социально – педагогической защиты развития ребенка. Это – образование, ориентированное, прежде всего, на самого ребенка. Своей главной задачей оно ставит достижение максимального развития ребенка через приобщение его к ценностям человеческой культуры наиболее приемлемым и доступным образом.
Формирование у ребенка уверенности в своих силах, социальной активности, мобильности личности, а также ориентация на значимость себя и другого человека, на стремление к поиску взаимопонимания может осуществляться только в условиях тесного взаимодействия педагогов, родителей и детей.
Ребенок дошкольного возраста является тем центром, который объединяет воспитательные усилия взрослых на основе реализации принципа его личностного развития в деятельности. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей становится средством развития не только ребенка, но и социально ответственных взрослых.
Равноправное
партнерство родителей и
Одной
из важнейших задач взаимодействия
педагогов и родителей является
обеспечение единого
Организуя
образовательное
Таким
образом, исходя из всего вышесказанного,
можно утверждать, что выдвинутая нами
гипотеза подтвердилась, так как образовательное
взаимодействие детского сада и семьи
отражает одну из основных граней взаимной
помощи двух воспитательных институтов
в становлении полноценной и здоровой
личности ребенка: развитии его интеллектуальной,
физической, нравственной и, конечно, эстетической
сторон. Необходимо помнить, что главной
фигурой во взаимодействии педагогов
и родителей является сам ребенок. Это
для него мы должны стараться, для него
учиться взаимной помощи и, главное, - жить.
Список
используемой литературы
Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2006.
Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Просвещение, 2005.
Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно-методич. статей / Ред.-сост. Л.В. Горина, Ю.Ю. Колесниченко. Вып. V. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009.
Информация о работе Формы и методы взаимодействия ДОУ с семьей