Формирование здоровьесберегающей компетентности через привитие культурно — гигиенических навыков

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 17:26, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели необходима ориентация всех педагогов на ответственное отношение к своему здоровью и здоровью обучающихся, формирование компетентности педагогов в области здоровья и здорового образа жизни с целью внедрения этих принципов в образова тельный процесс, вооружение их методикой формирования здорового образа жизни как компонента образования и как средства самосовершенствования. Для организации работы по данным направлениям необходимо решение вопросов программно-методического обеспечения с учётом накопленного позитивного опыта, внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих формированию навыков здоровьесбере гающего поведения как основы здорового образа жизни обучающихся и педагогов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................... 3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА …..................................................................... 7
1.1. Воспитание культурно-гигиенических навыков и привычек …................. 7
1.2 Гигиеническое воспитание детей …............................................................. 11
1.3 Культурно-гигиенические навыки,
их значение в развитии ребёнка ........................................................................ 15

2. МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ КОМПЕ ТЕНТНОСТИ …................................................................................................. 19
2.1. Методика воспитания культурно-гигиенических навыков у детей
младшего дошкольного возраста ...................................................................... 19
2.2. Пути формирования культурно-
гигиенических навыков ....................................................................................... 21

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 120.00 Кб (Скачать)

Совместная работа с  семьей строится на следующих основных положениях, определяющих ее содержание, организацию и методику.

1. Единство, которое достигается в том случае, если цели и задачи воспитания ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям, когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.

2. Систематичность и  последовательность работы (в соответствии  с конкретным планом) в течение  всего года и всего периода  пребывания ребенка в дошкольном  учреждении.

3. Индивидуальный подход  к каждому ребенку и к каждой  семье на основе учета их  интересов и способностей.

4. Взаимное доверие  и взаимопомощь педагогов и  родителей на основе доброжелательной  критики и самокритики. Укрепление  авторитета педагога в семье,  а родителей - в детском саду.

Применение педагогами ДОУ разнообразных средств, методов  и приёмов в работе с детьми дошкольного возраста способствует эффектив ному овладению культурно-гигиеническими навыками младших дошколь ников.

На основании вышеизложенного, нами были разработаны методи ческие рекомендации педагогам дошкольных учреждений:

    1. Учитывать индивидуальные и психологические особенности детей младшего дошкольного возраста.

2. Через игровые приемы  обучать детей культурно –  гигиеническим навыкам. 

3. Учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно, мыть руки по мере загрязнения, вытирать лицо и руки личным полотенцем.

4. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфет кой, полотенцем, расчёской, горшком).

5. Формировать элементарные  навыки поведения за столом правильно пользоваться столовой и чайной посудой.

6. Обучать детей культурно  – гигиеническим навыкам, используя  художественное слово, сказки, стихи,  песни. 

7. Приучать детей следить за внешним видом.

8. Взаимодействовать с родителями воспитанников.

    Результатом работы по формированию здорового образа жизни станет здоровьесберегающая компетентность ребенка, как готовность самостоя тельно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохране нием здоровья.

        Это свойство личности ребенка, которое включает в себя:

  1. Систему знаний о человеке и его здоровье, здоровом образе жизни
  2. Мотивы, имеющие эколого – сохранительную направленность по отношению к себе и окружающему миру, побуждающие к ведению здорового образа жизни
  3. Потребность в освоении способов сохранения своего здоровья, в выборе здорового образа жизни, в способах изучения, сохранения и коррекции здоровья, ориентированных на самопознание и самореализацию.

В системе работы по формированию здоровьесберегающей компетентности можно выделить три этапа:

  1. Начальный. Выполнение элементарных правил здоровьесбережения на уровне первоначального умения.
  2. Информативный. Ребенку даются базовые представления о строении своего организма, о здоровье, связях с окружающей средой, правилах сохранения и укрепления своего здоровья, правилах здорового образа жизни. Формирование полноценного понимания основ ЗОЖ.
  3. Деятельный. Закрепление знаний, умений и навыков по здоровьесбережению и дальнейшему их совершенствования. Приобретение опыта ведения здорового образа жизни в условиях здоровой окружающей среды, в условиях сурового климата и экологического неблагополучия умение применять для укрепления своего здоровья оздоровительную силу природы родного края.

 

 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1. Бархатова Л. Воспитание  культуры поведения.// Дошкольное  воспитание.-1989- №11-17-21с

2. Белая К.Ю. 200 ответов  на вопросы заведующей детским  садом.-М.: Изд.АСТ, 1997.-394с.

3. Богуславская З.М., Е.  О. Смирнова Развивающие игры  для детей младшего дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1991.-207с.

4. Богина Т.Л., Терехова  Н.Т. Режим дня в детском  саду.- М.: Просвещение, 1987.-95с

5. Болотина Л.Р., Комарова  Т.С., Баранов С.П. Дошкольная педагогика.-М.:Академия, 1997-240с.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду.-М.:Просвещение, 1991-160с.

7. Буре Р.С., Островская  Л.Ф. Воспитатель и дети. - М.: Просвещение, 2001-121с.

8. В детский сад  пришла проверка: ваши действия./Под  редакцией Савельевой Н.Ю.-Ростов  н/Д: Феникс, 2004-672с.

9. Дошкольная педагогика/под редакцией Логиновой В.И. и Саморуковой П.Г.-М.: Просвещение, 1988-256с.

10. Здоровый малыш:  Программа оздоровления детей  в ДОУ. /Под ред. Бересневой  З.И.-М.: ТЦ Сфера, 2003-32с. 

11. Игуменова Н. Скатерть-самобранка  и ложка-невидимка, или о роли предметов-заместителей в детской игре.// Дошкольное образование-2004-№ 1-51-52с.

12. Ипатова Ю. Волшебный  колпак повара, или График дежурства  для малышей.// Дошкольное образование-2008-№  11-35-39с.

13. Козлова С.А. Куликова  Т.А. Дошкольная педагогика.- М.: Академия, 2005-467с.

14. Конина Е.Ю. Формирование  культурно-гигиенических навыков  у детей. Игровой комплект.- Айрис-пресс, 2007 -12 с.

15. Лабораторный практикум  по дошкольной педагогике и  методикам: Учеб пособие./Под редакцией  Логиновой В.И. - М.:Просвещение, 1981-159с.

16. Лурри Ю.Ф. Физическое  воспитание детей дошкольного  возраста.- М.: Просвещение, 1991-63с.

17. Менджерицкая Д.В.  Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение, 1979-175с.

18. Мир детства: Дошкольник. / Под ред. А.Г.Хрипковой. -М.: Педагогика, 1987-256 с.

19. Названова Л. Чтобы зубки блестели.// Дошкольное образование.-2004-№14-13-17с.

20. Программа воспитания  и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. - М.: Мозаика-Синтез, 2007-240с.

21. Петерина С.В. Воспитание  культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1986-141с.

22. Степаненкова Э.  Физическое воспитание в детском  саду. Программа и методические  рекомендации. -М.: Мозаика-Синтез, 2008-96с.

23. Смирнова Т. Собираем  куклу на прогулку.// Дошкольное  образование. - 2008-№10-53-59с.

24. Теплюк С. Об опрятности  и аккуратности.// Дошкольное воспитание.-1988-№9-13-17с.

25. Фролова А.Н. Игры-занятия  с малышами.- К.: Рад.шк, 1987-144с.

26. Яковенко Т., Ходонецких  З. О воспитании культурно-гигиенических  навыков.// Дошкольное воспитание.-1979-№ 8-15-20с.

 


Информация о работе Формирование здоровьесберегающей компетентности через привитие культурно — гигиенических навыков