Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:10, курсовая работа
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.
Придумывание начинаем
не совершенно новых сюжетов, а с
частичного изменения уже известных
сказок.
Обычно для этого
использую волшебные сказки, так
как, на мой взгляд, сказка по своей
природе родственна игре: она погружает
в атмосферу условности, вымысла.
И важно, что все сказки имеют
общую сюжетную схему: 1) обнаруживается
желание иметь какой-то объект (или
его пропажа), вследствие чего герой
сказки отсылается (или уходит сам)
за ним; 2) герой встречается с «дарителем-обладателем»
волшебного средства и для получения его
герой проходит испытания (на доброту,
смелость, смекалку т.д.); 3) герой с помощью
подаренного волшебного средства достигает
искомый объект; 4) герой обнаруживает
противника, в руках которого находится
искомый объект, и проходит основное испытание
(сражается с противником или решает задачи)
5) герой побеждает; 6) герой возвращается
домой получает свою награду.
При сложении новых
сказок сохраняем общую смысловую
канву, и заменяем конкретных персонажей
и их действия, в зависимости от
смысла – и получается новая сказка
Пример. Мне бы хотелось остановиться
на развертывании детьми известной
и любимой сказки Шарля Перро
«Красная шапочка».
1) Красной Шапочки
сначала не было, была просто
девочка, которой исполнилось
6 лет и пришли гости на ее
День рождения, 2) волк – тоже
приглашенный добрый, веселый гость,
3) бабушка не заболела, просто
пригласила Красную шапочку в
гости на следующий день и
т.д. На протяжении всей
При преобразованиях
сказки используем весь арсенал известных
детям персонажей и коллизий –
сначала из других сказок, а затем
и из реальных историй, кинофильмов
и т.д.
В такой игре, кроме
активизации воображения
Игра-придумывание занимает
не более 10–15 минут и проходит в
спокойной, доверительной атмосфере.
Когда дети овладели
умением совместно
Очень эффективны в
нравственном плане придуманные
«настоящие истории». Выбираем вместе
с детьми содержание для таких
историй (о ком, о чем она будет),
опираясь на детские интересы (на основе
интересных для них телепередач,
ситуаций из их жизни, яркое эмоциональное
происшествие), что стимулирует всех
участников игры к использованию
тех знаний, которые они получают
на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов.
Пример: рядом с
детским садом в дом приехала
бригада Службы спасения. Детей этот
факт заинтересовал, а потом по приходу
с прогулки дети долго обсуждали
и прикидывали возможные
«Проигранная» сказка
или рассказ из реальной жизни
сначала в речевом плане, нередко
переходил в ролевое
Таким образом, игра-фантазирование
развивает творчество детей и
способствует формированию навыков
взаимодействия и общения в процессе
детской сюжетно-ролевой игры.
Вследствие того,
что предложенное (детально и поэтапно
описанное авторами программы «Развитие»)
средство еще недостаточно широко используется
в практике работы воспитателей в
социально-нравственном аспекте воспитания
дошкольников, в силу этого, осуществлять
руководство грамотно, целенаправленно
и планомерно подобными играми-фантазиями
достаточно сложная работа, именно
поэтому, у воспитателей возникает
масса ошибок и неточностей при
осуществлении этой разновидности
работы. Поэтому, в данном исследовании
руководство игрой-фантазированием, более
или менее, подробно рассмотрено, ведь,
оно является лишь малым, но весьма воспитательно-значимым
и практико-эффективным, с моей точки зрения,
средством социально-нравственного воспитания
дошкольников.
В работе по формированию
навыков построения и поддержания
дружеских взаимоотношений, умение
детей согласовывать свои интересы
с интересами других детей, умение помочь
товарищу в осуществлении замысла,
умение прислушиваться к мнению партнера,
умение эмпанировать и т.д. при руководстве
сюжетно-ролевыми играми детей использую
разнообразные педагогические методы
и приемы (познавательные и этические
беседы, создание проблемных ситуаций,
установление игровых традиций, проведение
разнообразных экскурсий, организация
встреч с людьми разных профессий – по
возможности, чтение художественной литературы
и т.д.), которые наиболее эффективны в
данной работе. (см. Приложение. Таблица
1)
Важно помнить, что
все применяемые методы и приемы
формирования взаимоотношений в
процессе ролевых игр должны быть
взаимосвязаны и
В работе над проблемой
нравственного воспитания средствами
творческих сюжетно-ролевых игр
также целенаправленно и
Для успешного построения
взаимоотношений при общении
с окружающей действительностью
необходимо уметь контролировать свое
поведения, уметь понимать то, что
чувствует твой партнер по деятельности,
уметь доверять, уметь сотрудничать,
уметь сочувствовать и
2.3 Контрольный эксперимент
Работа по формированию
взаимоотношений у детей
В течение почти
двух лет осуществлялась данная работа
(со старшей группы в 2002–03 уч. году и
до сегодняшнего момента – подготовительной
группы – ФЕВРАЛЯ, 2003–04 уч. года), конечно,
почти 2 года – это срок не малый, но и незначительный,
по сравнению с предстоящей будущей взрослой
жизни, если исходить из положения, что
дошкольный возраст – фундамент всей
взрослой жизни, то для того, чтобы убедиться
в правильности и эффективности своей
работы и подтверждения выдвинутой в начале
гипотезы исследования, была проведена
повторная диагностика показателей сформированности
навыков игрового взаимодействия и усвоения
социальных норм и правил или, другими
словами, диагностика уровня развития
игровой деятельности детей.
Критерии, показатели
и уровневая дифференциация остались
прежними. Хочу сразу оговориться, сравнение
количественное и качественное будет
представлено в 2-х аспектах:
Сравнение показателей
ОКТЯБРЬ – ФЕВРАЛЬ, 2003–04 уч. год.
с целью определения динамики за выделенный
временной промежуток и определения и
корректировки задач воспитания до конца
учебного года, т.е. до выпуска в школу.
Думаю, что положительная динамика в плане
развития будет отмечена, но в отличие
от яркой положительной динамики с ОКТЯБРЕМ,
2002–03 уч. годом не будет, т. к. фактор времени
играет определенную и очень весомую роль.
Сравнение показателей
ОКТЯБРЬ, 2002–03 уч.год и ФЕВРАЛЬ 2003–04 уч.
год, т.е. старшей и подготовительной групп
с целью определения эффективности проводимой
работы в целом.
1.
Дата диагностики:
ОКТЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ
– подготовительная группа -18 человек
(2003–04 уч. год)
Данные сравнительные
диаграммы свидетельствуют, что
положительная динамика отмечается.
Произошло снижение показателей (качественных
и количественных): к ФЕВРАЛЮ исчез
низкий уровень с 11% (2 чел.) до 0, а
вырос высокий уровень с 22%(4 чел.)
до 61% (11 чел.); средний уровень, также
отмечен некоторой динамикой
с 67%(12 чел.) до 39% (7 чел.).
Хотелось отметить,
что динамика незначительная, но имеет
место, это в основном, связано
с фактором времени, т. к. он играет определенную
и очень весомую роль.
2
Дата диагностики:
ОКТЯБРЬ, 2002–03 уч. год,
ФЕВРАЛЬ, 2003–04 уч. год
Полученные сравнительные
диаграммы отмечают яркую положительную
динамику в плане развития игровой
деятельности.
Так, к ФЕВРАЛЮ, 2003–04
уч. года исчез совсем низкий уровень (с
22%(4 чел.) до 0; значительно изменился высокий
уровень с 11%(2 чел.) до 39% (7 чел.).); средний
уровень, также отмечен некоторой динамикой
с 67%(12 чел.) до 61% (1 чел.).
Видно, что проводимая
работа с детьми, во многом помогла
нам формировать умения общаться
и взаимодействовать детей друг
с другом в процессе игровой деятельности
– это умение находить подход к
партнеру по общению, поддерживать и
развивать установленный
Таким образом, подтвердилась
выдвинутая гипотеза, что в ходе
систематической, целенаправленной и
планомерной работы произойдут качественные
и количественные изменения показателей
уровня игровой деятельности (сформированность
навыков игрового взаимодействия и усвоения
социальных норм и правил) у выделенной
группы дошкольников посредством использования
системы работы, качественной реализации
принципов и четкого следования методическим
рекомендациям авторов программы «Развитие»,
собственного активного и заинтересованного
подхода к работе по развитию сюжетно-ролевых
игр у старших дошкольников как одного
из средств социально-нравственного воспитания
детей.