Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:10, курсовая работа

Описание работы

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Работа содержит 1 файл

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно.docx

— 55.12 Кб (Скачать)

Придумывание начинаем не совершенно новых сюжетов, а с  частичного изменения уже известных  сказок. 

Обычно для этого  использую волшебные сказки, так  как, на мой взгляд, сказка по своей  природе родственна игре: она погружает  в атмосферу условности, вымысла. И важно, что все сказки имеют  общую сюжетную схему: 1) обнаруживается желание иметь какой-то объект (или  его пропажа), вследствие чего герой  сказки отсылается (или уходит сам) за ним; 2) герой встречается с «дарителем-обладателем» волшебного средства и для получения его герой проходит испытания (на доброту, смелость, смекалку т.д.); 3) герой с помощью подаренного волшебного средства достигает искомый объект; 4) герой обнаруживает противника, в руках которого находится искомый объект, и проходит основное испытание (сражается с противником или решает задачи) 5) герой побеждает; 6) герой возвращается домой получает свою награду. 

При сложении новых  сказок сохраняем общую смысловую  канву, и заменяем конкретных персонажей и их действия, в зависимости от смысла – и получается новая сказка Пример. Мне бы хотелось остановиться на развертывании детьми известной  и любимой сказки Шарля Перро  «Красная шапочка». 

1) Красной Шапочки  сначала не было, была просто  девочка, которой исполнилось  6 лет и пришли гости на ее  День рождения, 2) волк – тоже  приглашенный добрый, веселый гость, 3) бабушка не заболела, просто  пригласила Красную шапочку в  гости на следующий день и  т.д. На протяжении всей придуманной  сказки действия героев соответствовали  придуманному детьми сюжету (так  формируется умение подчинять свои мысли коллективному мнению, умение договариваться о содержании и не вступать при этом в конфликт, умение эмпанировать героям, сочувствовать и сопереживать им. Оценивать своих героев и их поступки с позиции морали). 

При преобразованиях  сказки используем весь арсенал известных  детям персонажей и коллизий –  сначала из других сказок, а затем  и из реальных историй, кинофильмов  и т.д. 

В такой игре, кроме  активизации воображения ребенка, на мой взгляд, еще есть очень  важный момент: он начинает понимать, что  замыслы партнеров могут сильно отличаться от его собственного, ребенок  оказывается перед необходимостью объяснить свой замысел, изменить его  в соответствии с предложениями  других участников, т.е. учится понимать других детей. 

Игра-придумывание занимает не более 10–15 минут и проходит в  спокойной, доверительной атмосфере. 

Когда дети овладели умением совместно комбинировать  разнообразные события, предлагаются роли, принадлежащие разным смысловым  сферам-разноконтекстные роли (Пример: Нептун и летчик, которые совместно, каждый в своей стихии – летчик с высоты птичьего полета, а Нептун в глубинах океана – отыскивают затонувшую лодку и т.д. Так, дети объединяют разноконтекстных героев: из воображаемого мифического мира и реальной жизни, и здесь же – героев разных стихий – земли и воды. 

Очень эффективны в  нравственном плане придуманные  «настоящие истории». Выбираем вместе с детьми содержание для таких  историй (о ком, о чем она будет), опираясь на детские интересы (на основе интересных для них телепередач, ситуаций из их жизни, яркое эмоциональное  происшествие), что стимулирует всех участников игры к использованию  тех знаний, которые они получают на занятиях, экскурсиях, из книг и кинофильмов. 

Пример: рядом с  детским садом в дом приехала бригада Службы спасения. Детей этот факт заинтересовал, а потом по приходу  с прогулки дети долго обсуждали  и прикидывали возможные варианты приезда Службы спасения (пожар?, потоп?, несчастный случай?… масса других предположений). Таким образом, возникла ситуация-история, которую можно домыслить, дофантазировать в целую историю, которую можно разыграть, формируя при этом положительные взаимоотношения, эмпатические чувства, чувства поддержки и взаимопомощи, способы коммуникативного взаимодействия. Совместное обсуждение начального эпизода этой истории (герой, ситуация и т.д.), далее я, как воспитатель, занимала позицию скорее наблюдателя, нежели активного участника игры. 

«Проигранная» сказка или рассказ из реальной жизни  сначала в речевом плане, нередко  переходил в ролевое проигрывание с предметами-заместителями и  всеми вытекающими атрибутами. В  самостоятельной игровой деятельности дети обыграли увиденную и развернутую  ими в речевом плане историю: самостоятельно выбрали и распределили роли, определились с атрибутами и  начали жить в образах. 

Таким образом, игра-фантазирование развивает творчество детей и  способствует формированию навыков  взаимодействия и общения в процессе детской сюжетно-ролевой игры. 

Вследствие того, что предложенное (детально и поэтапно описанное авторами программы «Развитие») средство еще недостаточно широко используется в практике работы воспитателей в  социально-нравственном аспекте воспитания дошкольников, в силу этого, осуществлять руководство грамотно, целенаправленно  и планомерно подобными играми-фантазиями достаточно сложная работа, именно поэтому, у воспитателей возникает  масса ошибок и неточностей при  осуществлении этой разновидности  работы. Поэтому, в данном исследовании руководство игрой-фантазированием, более или менее, подробно рассмотрено, ведь, оно является лишь малым, но весьма воспитательно-значимым и практико-эффективным, с моей точки зрения, средством социально-нравственного воспитания дошкольников. 

В работе по формированию навыков построения и поддержания  дружеских взаимоотношений, умение детей согласовывать свои интересы с интересами других детей, умение помочь товарищу в осуществлении замысла, умение прислушиваться к мнению партнера, умение эмпанировать и т.д. при руководстве сюжетно-ролевыми играми детей использую разнообразные педагогические методы и приемы (познавательные и этические беседы, создание проблемных ситуаций, установление игровых традиций, проведение разнообразных экскурсий, организация встреч с людьми разных профессий – по возможности, чтение художественной литературы и т.д.), которые наиболее эффективны в данной работе. (см. Приложение. Таблица 1) 

Важно помнить, что  все применяемые методы и приемы формирования взаимоотношений в  процессе ролевых игр должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Только при наличии этих двух условий (взаимосвязь и взаимообусловленность в их использовании) они оказывают эффективное воздействие и становятся средствами развития сюжетной игры как формы организации содержательной жизни детей в детском саду при условии умелого их использования воспитателем, его искреннего интереса к играм детей, его желания внимательно и любовно руководить умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием каждого ребенка. 

В работе над проблемой  нравственного воспитания средствами творческих сюжетно-ролевых игр  также целенаправленно и планомерно использую разработанную мною систему  перспективного планирования сюжетно-ролевых  игр (как одного из средств социально-нравственного  воспитания). Для развития дружеских  взаимоотношений, формирования собственно игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста разработала также систему работы с детьми вне занятий по теме «Общение детей со сверстниками». 

Для успешного построения взаимоотношений при общении  с окружающей действительностью  необходимо уметь контролировать свое поведения, уметь понимать то, что  чувствует твой партнер по деятельности, уметь доверять, уметь сотрудничать, уметь сочувствовать и сопереживать собеседнику, иметь личностную активность и стремление к достижению успеха – всему этому можно научить, или, по крайней мере, способствовать формированию вышеперечисленных качеств  полноценной личности, именно посредством  хорошо «продуманной», со стороны воспитателя, сюжетно-ролевой игрой, используя при этом, всё разнообразие средств социально-нравственного воспитания. 

2.3 Контрольный эксперимент 

Работа по формированию взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста посредством  использования сюжетно-ролевых игр, включала в себя формирование навыков  игрового взаимодействия и усвоение (овладение) ими в процессе игр  социальных норм и правил жизни в  обществе. Ввиду того, что выделенное направление воспитания – социально-нравственное – представлено в педагогике и  психологии не только использованием одних сюжетно-ролевых игр, но и  всего разнообразия средств социально-нравственного  развития, то полученные результаты –  это синтез всех средств нравственного  воспитания, но моя задача – определить степень эффективности использования  сюжетно-ролевых игр как одного из средств социально-нравственного  развития детей. 

В течение почти  двух лет осуществлялась данная работа (со старшей группы в 2002–03 уч. году и до сегодняшнего момента – подготовительной группы – ФЕВРАЛЯ, 2003–04 уч. года), конечно, почти 2 года – это срок не малый, но и незначительный, по сравнению с предстоящей будущей взрослой жизни, если исходить из положения, что дошкольный возраст – фундамент всей взрослой жизни, то для того, чтобы убедиться в правильности и эффективности своей работы и подтверждения выдвинутой в начале гипотезы исследования, была проведена повторная диагностика показателей сформированности навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил или, другими словами, диагностика уровня развития игровой деятельности детей. 

Критерии, показатели и уровневая дифференциация остались прежними. Хочу сразу оговориться, сравнение  количественное и качественное будет  представлено в 2-х аспектах: 

Сравнение показателей  ОКТЯБРЬ – ФЕВРАЛЬ, 2003–04 уч. год. с целью определения динамики за выделенный временной промежуток и определения и корректировки задач воспитания до конца учебного года, т.е. до выпуска в школу. Думаю, что положительная динамика в плане развития будет отмечена, но в отличие от яркой положительной динамики с ОКТЯБРЕМ, 2002–03 уч. годом не будет, т. к. фактор времени играет определенную и очень весомую роль. 

Сравнение показателей  ОКТЯБРЬ, 2002–03 уч.год и ФЕВРАЛЬ 2003–04 уч. год, т.е. старшей и подготовительной групп с целью определения эффективности проводимой работы в целом. 

1. 

Дата диагностики: 

ОКТЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ  – подготовительная группа -18 человек (2003–04 уч. год) 
 
 
 
 

Данные сравнительные  диаграммы свидетельствуют, что  положительная динамика отмечается. Произошло снижение показателей (качественных и количественных): к ФЕВРАЛЮ исчез  низкий уровень с 11% (2 чел.) до 0, а  вырос высокий уровень с 22%(4 чел.) до 61% (11 чел.); средний уровень, также  отмечен некоторой динамикой  с 67%(12 чел.) до 39% (7 чел.). 

Хотелось отметить, что динамика незначительная, но имеет  место, это в основном, связано  с фактором времени, т. к. он играет определенную и очень весомую роль. 

2 

Дата диагностики: 

ОКТЯБРЬ, 2002–03 уч. год, ФЕВРАЛЬ, 2003–04 уч. год 
 
 
 
 

Полученные сравнительные  диаграммы отмечают яркую положительную  динамику в плане развития игровой  деятельности. 

Так, к ФЕВРАЛЮ, 2003–04 уч. года исчез совсем низкий уровень (с 22%(4 чел.) до 0; значительно изменился высокий уровень с 11%(2 чел.) до 39% (7 чел.).); средний уровень, также отмечен некоторой динамикой с 67%(12 чел.) до 61% (1 чел.). 

Видно, что проводимая работа с детьми, во многом помогла  нам формировать умения общаться и взаимодействовать детей друг с другом в процессе игровой деятельности – это умение находить подход к  партнеру по общению, поддерживать и  развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе деятельности, адекватно реагировать  и выражать свою симпатию к конкретному  ребенку, чуткости к эмоциональному состоянию партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умение согласовывать свои желания с мнением других участников взаимодействия, умение аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умение справедливо и адекватно оценивать себя и других партнеров по деятельности, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами морали. 

Таким образом, подтвердилась  выдвинутая гипотеза, что в ходе систематической, целенаправленной и  планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения показателей  уровня игровой деятельности (сформированность навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы работы, качественной реализации принципов и четкого следования методическим рекомендациям авторов программы «Развитие», собственного активного и заинтересованного подхода к работе по развитию сюжетно-ролевых игр у старших дошкольников как одного из средств социально-нравственного воспитания детей. 

Информация о работе Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх