Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:10, курсовая работа

Описание работы

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Работа содержит 1 файл

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно.docx

— 55.12 Кб (Скачать)

В своей работе с  детьми я использую всё разнообразие средств по формированию социально-нравственного  поведения и воспитания, в целом, (игры-драматизации, режиссерские, подвижные, строительные, дидактические и т.п. игры; провожу с детьми наблюдения, этические беседы; занимательные  и творческие задания и вопросы  и т.д. – все это стимулирует  познавательную и коммуникативную  активность детей, создает положительный  эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных  и жизненных задач), но наиболее интересным, увлекательным и эффективным  средством формирования взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста, считаю, сюжетно-ролевые игры. 

Их специфика, принципы (см. в формирующей эксперименте, стр.), на которых строятся данный тип  игр, характер психологических (психофизиологических) особенностей детей, с которыми я  работаю, непринужденность и атмосфера  свободного и радостного общения  всех участников игры в процессе этой игры, и, естественно, воспитывающая  направленность, всё это привлекло  мое внимание, интерес к этим играм. 

Мною разработана: 

система перспективного планирования по использованию сюжетно-ролевых  игр (как одного из средств социально-нравственного  воспитания) для развития дружеских  взаимоотношений, формирования собственно игрового поведения в коллективе, формирования навыков общения и  взаимодействия с окружающей действительностью, творческих способностей детей старшего дошкольного возраста 

система работы с  детьми вне занятий по теме «Общение детей со сверстниками» 

1.3 Гипотеза исследования 

«Ядром» социально-нравственного  развития, его основным содержанием  является: 

умение хорошо ориентироваться  в правилах культуры поведения, 

в овладении навыками всевозможных способов построения, поддержания  и развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию  партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), 

умение согласовывать  свои желания с мнением других участников взаимодействия, 

умение аргументировано  и спокойно доказать свою точку зрения, 

умение справедливо  и адекватно оценивать себя и  других партнеров по деятельности, 

умение регулировать своё поведение в соответствии с  нормами поведения. 

Каждый период жизни  и развития ребенка характеризуется  определенным ведущим видом деятельности. В психологии под ведущей деятельностью  понимается та, в процессе которой  происходят качественные изменения  в психике детей, формируются  и развиваются основные психические  процессы и свойства личности, появляются психические новообразования, характерные  именно для данного конкретного  возраста. 

Так, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью  является (от 3–6,7 лет) игровая. 

Сущность игры как  ведущего вида деятельности заключается  в том, что дети отражают в ней  различные стороны жизни, особенности  взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средством познания ребенком действительности. В сюжетно-ролевой игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие. 

Специфика сюжетно-ролевой  игры такова, что позволяет использовать её как одно из эффективных средств  социально-нравственного развития детей старшего дошкольного возраста. 

Таким образом, 

Цель исследования: установить на практике работы с детьми степень влияния сюжетно-ролевых  игр на развитие их коммуникативных  способностей детей, которые предполагают навыки построение адекватных взаимоотношений, умение взаимодействовать с окружающей действительностью, следовать социальным нормам и правилам поведения. 

Задачи исследования: 

Определение качественных и количественных показателей сформированности игрового взаимодействия дошкольников (старшей, подготовительной группы) 

Осуществление работы по развитию формированию взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых  игр. 

Выявления степени  эффективности применения ролевых  игр как средства социально-нравственного  развития 

Предмет исследования: влияние сюжетно-ролевых игр на социально-нравственное развитие дошкольников. 

Субъект исследования: дети старшего дошкольного возраста: 

2002–03 уч. год – старшая группа – 18 человек 

2003–04 уч. год – подготовительная группа – 1 человек 

Гипотеза: предполагаю, что в ходе систематической, целенаправленной и планомерной работы произойдут качественные и количественные изменения  показателей уровня игровой деятельности (сформированность навыков игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил) у выделенной группы дошкольников посредством использования системы работы, качественной реализации принципов развития сюжетных игр у старших дошкольников как одного из средств социально-нравственного воспитания детей. 

Методы: 

диагностика игровой  деятельности (уровневая дифференциация): констатация факта, контрольный  срез. 

анализ полученных результатов 

осуществление работы по развитию формированию взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста посредством использования сюжетно-ролевых  игр 

выводы по цели исследования 

2. Практическая часть 

Пояснительная записка 

В экспериментальном  исследовании принимали участие  дети старшего дошкольного возраста. 

Данное исследования я начала проводить в 2002–03 уч. году, когда начала работала с детьми старшей группы. В течение первого года работы с это группой детей я осуществляла подборку сюжетно-ролевых игр, которые, на мой взгляд, подходили к работе с этим контингентом детей (исходя из их индивидуально-психологических особенностей) и реализовывали в полной мере требования программы «Развитие». 

На протяжении ряда лет я осуществляла систематизацию, разрабатывала перспективное планирование по использованию ролевых игр  для развития коммуникативных способностей, дружеских взаимоотношений детей. 

Но прежде, чем  работать над развитием и формированием  взаимоотношений детей в игре, необходимо выявить было уровень  игровой деятельности, (который является синтезом двух составляющих: 1) уровень  игрового взаимодействия и 2) показатель усвоения социальных норм и правил) каждого ребенка, чтобы увидеть  их «слабые» места, которые необходимо развивать и «сильные», на которые  можно опереться в работе, и  тоже их развивать. 

Использование диагностики, считаю, важным делом, т. к. для того, чтобы использовать игру как средство воспитания и формирования личности ребенка необходимо знать каждого  ребенка: определить степень развития его чувств, эмоций, представлений  и знаний, умений и навыков игрового взаимодействия, следование его социальным правилам и нормам в повседневной жизни, а также его умений применять  их в своей деятельности. Всё это необходимо для более эффективной и направленной работы 

Диагностическая и  формирующая работа проводилась  со всей группой 

2002–03 учебный год  – старшая группа – 18 человек 

2003–04 учебный год  – подготовительная группа –  те же 1 человек 

2.1 Констатирующий  эксперимент 

Программа «Развитие» /автор Л.А. Венгер/ направлена на развитие умственных и творческих способностей ребенка-дошкольника. 

Исходя из положения, что детская игра носит творческий и самодеятельный характер, авторы программы делают акцент при определении  уровня развития игровой деятельности на изучение сюжетной игры и игры с  правилами, так как они являются основными видами игровой деятельности дошкольников. 

Для определения  уровня игровой деятельности невозможно задать жесткие критерии, но есть ряд  признаков, в совокупности позволяющих  примерно отнести игру ребенка к  одному из трех уровней – высокому, среднему, низкому, – в соответствии с возможностями данной возрастной категории; эти признаки – показатели уровня игры – представлены в таблице.

Низкий уровень 

Сюжеты игры однообразны  по содержанию и стереотипны, создают  впечатление бесконечного движения по кругу в рамках привычных ролевых  действий и взаимодействий. 

Не только не продуцируют  новые сюжетные идеи, но и не подхватывают идеи других; очень затруднено соединение разных смысловых полей (комбинирование в сюжете событий из разных смысловых  сфер). 

В игре-придумывании со взрослыми и сверстниками малоактивен, в основном, повторяет фрагменты повествования, предложенные партнерами. 

Средний уровень 

Развертывает, в основном, привычные сюжеты (небольшой круг тематики), часто весьма изощренно, с детализацией ролевых действий и отношений, активно использует ролевую речь – с партнерами и  куклами. Откликается на инновации  других, может встроиться в игру сверстников, найти место в общем смысловом поле, двигаться вслед за более активным партнером, но сам инициативно не стремится прорвать привычный «круговой» сюжет 

В игре-придумывании со взрослым, вслед за ним может вносить инновации и развертывать новую последовательность событий, но часто приходит в тупик при необходимости согласовывать свои предложения с предложениями участников-сверстников 

Склонен к отторжению замысла другого, нежели к его ассимиляции из-за трудностей комбинирования разных событий в единую новую сюжетную линию 

Высокий уровень 

Развертывает разнообразные  сюжеты (индивидуально и со сверстниками), свободно комбинируя события и персонажей из разных смысловых сфер; 

С одинаковой легкостью  развертывает сюжет через роли (ролевые  взаимодействия) 

Может быть инициатором  игры-фантазирования со сверстниками. Легко находит смысловое место  в игре сверстников, подхватывает и  развивает их замыслы, подключается к их форме игры. 

Часто бывает инициатором  игры с 3–4 сверстниками, умеет внятно изложить им замысел, предложить всем подходящие роли. 

С легкостью участвует  в игре-придумывании со взрослыми и сверстниками, внимателен к идеям партнеров, умеет их учесть и предложить свои, чувствителен в рассогласованиям в общем сюжете, преодолевает их посредством предвосхищающего планирования событий. 
 

Примерные показатели для оценки уровня игры подобраны  авторами программы «Развитие» в  соответствии с пониманием закономерностей  развития игровой деятельности и  стратегии ее формирования, заложенными  в программе «Развитие» и методических рекомендациях к ней. 

Оценка уровня игры выносилась на основе обобщения результатов  постоянных наблюдений за свободной  самостоятельной игрой детей. Существенным подкреплением оценки уровня сюжетной игры ребенка служило его поведение  в совместной со взрослым игре-придумывании. 

Оценку уровня игры осуществляла 3 раза в год: 

в ОКТЯБРЕ, где оценивался уровень игры, руководствуясь выделенными  показателями, и, в зависимости от оценки, для каждой группы детей (с  низким, средним, высоким уровнем) подбирала  соответствующие приемы, способствующие дальнейшему продвижению и активизации  самостоятельной игры детей (т.е. осуществление  дифференцированного подхода к  детям); 

в ФЕВРАЛЕ, когда  очередная оценка позволила определить успешность продвижения детей, скорректировать  свою тактику, определить, кто из детей  в большей мере нуждается во внимании; 

в МАЕ осуществлялась итоговая оценка, которая является как характеристикой общего продвижения  детей, так и свидетельством эффективности  работы. 

Прежде, чем проводить  диагностику уровня игровой деятельности, было необходимо на основе наблюдений за самостоятельной деятельностью  детей установить степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного  климата коллективных взаимоотношений  в игре, чтобы четко знать ЧТО и КАК формировать у конкретного ребенка, т.е. наметить задачи по формированию личности ребенка и задачи по развитию его игровых навыков, в частности. 

Информация о работе Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх