Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:10, курсовая работа
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.
В своей работе с
детьми я использую всё разнообразие
средств по формированию социально-нравственного
поведения и воспитания, в целом,
(игры-драматизации, режиссерские, подвижные,
строительные, дидактические и т.п.
игры; провожу с детьми наблюдения,
этические беседы; занимательные
и творческие задания и вопросы
и т.д. – все это стимулирует
познавательную и коммуникативную
активность детей, создает положительный
эмоциональный настрой и дает
хорошие результаты в усвоении программных
и жизненных задач), но наиболее интересным,
увлекательным и эффективным
средством формирования взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста,
считаю, сюжетно-ролевые игры.
Их специфика, принципы
(см. в формирующей эксперименте,
стр.), на которых строятся данный тип
игр, характер психологических (психофизиологических)
особенностей детей, с которыми я
работаю, непринужденность и атмосфера
свободного и радостного общения
всех участников игры в процессе этой
игры, и, естественно, воспитывающая
направленность, всё это привлекло
мое внимание, интерес к этим играм.
Мною разработана:
система перспективного
планирования по использованию сюжетно-ролевых
игр (как одного из средств социально-
система работы с
детьми вне занятий по теме «Общение
детей со сверстниками»
1.3 Гипотеза исследования
«Ядром» социально-нравственного
развития, его основным содержанием
является:
умение хорошо ориентироваться
в правилах культуры поведения,
в овладении навыками
всевозможных способов построения, поддержания
и развития взаимоотношений, основанных
на принятии активной позиции партнера,
чуткости к эмоциональному состоянию
партнера по общению (умение сопереживать
в неудачи, радоваться за успех другого),
умение согласовывать
свои желания с мнением других
участников взаимодействия,
умение аргументировано
и спокойно доказать свою точку зрения,
умение справедливо
и адекватно оценивать себя и
других партнеров по деятельности,
умение регулировать
своё поведение в соответствии с
нормами поведения.
Каждый период жизни
и развития ребенка характеризуется
определенным ведущим видом деятельности.
В психологии под ведущей деятельностью
понимается та, в процессе которой
происходят качественные изменения
в психике детей, формируются
и развиваются основные психические
процессы и свойства личности, появляются
психические новообразования, характерные
именно для данного конкретного
возраста.
Так, в дошкольном
возрасте ведущей деятельностью
является (от 3–6,7 лет) игровая.
Сущность игры как
ведущего вида деятельности заключается
в том, что дети отражают в ней
различные стороны жизни, особенности
взаимоотношений взрослых, уточняют
свои знания об окружающей действительности.
Игра – есть, своего рода, средством познания
ребенком действительности. В сюжетно-ролевой
игре ребенок учиться подчинять свое поведение
правилам игры, познает правила общения
с людьми, развивает свои умственные способности
и познавательные интересы, которые особенно
важны для успешного обучения в школе.
Игра для ребенка – это серьезное занятие.
Специфика сюжетно-ролевой
игры такова, что позволяет использовать
её как одно из эффективных средств
социально-нравственного
Таким образом,
Цель исследования:
установить на практике работы с детьми
степень влияния сюжетно-
Задачи исследования:
Определение качественных
и количественных показателей сформированности
игрового взаимодействия дошкольников
(старшей, подготовительной группы)
Осуществление работы
по развитию формированию взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста
посредством использования
Выявления степени
эффективности применения ролевых
игр как средства социально-нравственного
развития
Предмет исследования:
влияние сюжетно-ролевых игр на
социально-нравственное развитие дошкольников.
Субъект исследования:
дети старшего дошкольного возраста:
2002–03 уч. год – старшая
группа – 18 человек
2003–04 уч. год – подготовительная
группа – 1 человек
Гипотеза: предполагаю,
что в ходе систематической, целенаправленной
и планомерной работы произойдут
качественные и количественные изменения
показателей уровня игровой деятельности
(сформированность навыков игрового взаимодействия
и усвоения социальных норм и правил) у
выделенной группы дошкольников посредством
использования системы работы, качественной
реализации принципов развития сюжетных
игр у старших дошкольников как одного
из средств социально-нравственного воспитания
детей.
Методы:
диагностика игровой
деятельности (уровневая дифференциация):
констатация факта, контрольный
срез.
анализ полученных
результатов
осуществление работы
по развитию формированию взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста
посредством использования
выводы по цели исследования
2. Практическая часть
Пояснительная записка
В экспериментальном
исследовании принимали участие
дети старшего дошкольного возраста.
Данное исследования
я начала проводить в 2002–03 уч. году, когда
начала работала с детьми старшей группы.
В течение первого года работы с это группой
детей я осуществляла подборку сюжетно-ролевых
игр, которые, на мой взгляд, подходили
к работе с этим контингентом детей (исходя
из их индивидуально-психологических
особенностей) и реализовывали в полной
мере требования программы «Развитие».
На протяжении ряда
лет я осуществляла систематизацию,
разрабатывала перспективное
Но прежде, чем
работать над развитием и формированием
взаимоотношений детей в игре,
необходимо выявить было уровень
игровой деятельности, (который является
синтезом двух составляющих: 1) уровень
игрового взаимодействия и 2) показатель
усвоения социальных норм и правил)
каждого ребенка, чтобы увидеть
их «слабые» места, которые необходимо
развивать и «сильные», на которые
можно опереться в работе, и
тоже их развивать.
Использование диагностики,
считаю, важным делом, т. к. для того,
чтобы использовать игру как средство
воспитания и формирования личности
ребенка необходимо знать каждого
ребенка: определить степень развития
его чувств, эмоций, представлений
и знаний, умений и навыков игрового
взаимодействия, следование его социальным
правилам и нормам в повседневной
жизни, а также его умений применять
их в своей деятельности. Всё это
необходимо для более эффективной и направленной
работы
Диагностическая и
формирующая работа проводилась
со всей группой
2002–03 учебный год
– старшая группа – 18 человек
2003–04 учебный год
– подготовительная группа –
те же 1 человек
2.1 Констатирующий
эксперимент
Программа «Развитие»
/автор Л.А. Венгер/ направлена на развитие
умственных и творческих способностей
ребенка-дошкольника.
Исходя из положения,
что детская игра носит творческий
и самодеятельный характер, авторы
программы делают акцент при определении
уровня развития игровой деятельности
на изучение сюжетной игры и игры с
правилами, так как они являются
основными видами игровой деятельности
дошкольников.
Для определения уровня игровой деятельности невозможно задать жесткие критерии, но есть ряд признаков, в совокупности позволяющих примерно отнести игру ребенка к одному из трех уровней – высокому, среднему, низкому, – в соответствии с возможностями данной возрастной категории; эти признаки – показатели уровня игры – представлены в таблице.
Низкий уровень
Сюжеты игры однообразны
по содержанию и стереотипны, создают
впечатление бесконечного движения
по кругу в рамках привычных ролевых
действий и взаимодействий.
Не только не продуцируют
новые сюжетные идеи, но и не подхватывают
идеи других; очень затруднено соединение
разных смысловых полей (комбинирование
в сюжете событий из разных смысловых
сфер).
В игре-придумывании
со взрослыми и сверстниками малоактивен,
в основном, повторяет фрагменты повествования,
предложенные партнерами.
Средний уровень
Развертывает, в основном,
привычные сюжеты (небольшой круг
тематики), часто весьма изощренно,
с детализацией ролевых действий
и отношений, активно использует
ролевую речь – с партнерами и
куклами. Откликается на инновации
других, может встроиться в игру сверстников,
найти место в общем смысловом поле, двигаться
вслед за более активным партнером, но
сам инициативно не стремится прорвать
привычный «круговой» сюжет
В игре-придумывании
со взрослым, вслед за ним может вносить
инновации и развертывать новую последовательность
событий, но часто приходит в тупик при
необходимости согласовывать свои предложения
с предложениями участников-сверстников
Склонен к отторжению
замысла другого, нежели к его ассимиляции
из-за трудностей комбинирования разных
событий в единую новую сюжетную линию
Высокий уровень
Развертывает разнообразные
сюжеты (индивидуально и со сверстниками),
свободно комбинируя события и персонажей
из разных смысловых сфер;
С одинаковой легкостью
развертывает сюжет через роли (ролевые
взаимодействия)
Может быть инициатором
игры-фантазирования со сверстниками.
Легко находит смысловое место
в игре сверстников, подхватывает и
развивает их замыслы, подключается
к их форме игры.
Часто бывает инициатором
игры с 3–4 сверстниками, умеет внятно
изложить им замысел, предложить всем
подходящие роли.
С легкостью участвует
в игре-придумывании со взрослыми и
сверстниками, внимателен к идеям партнеров,
умеет их учесть и предложить свои, чувствителен
в рассогласованиям в общем сюжете, преодолевает
их посредством предвосхищающего планирования
событий.
Примерные показатели
для оценки уровня игры подобраны
авторами программы «Развитие» в
соответствии с пониманием закономерностей
развития игровой деятельности и
стратегии ее формирования, заложенными
в программе «Развитие» и методических
рекомендациях к ней.
Оценка уровня игры
выносилась на основе обобщения результатов
постоянных наблюдений за свободной
самостоятельной игрой детей. Существенным
подкреплением оценки уровня сюжетной
игры ребенка служило его поведение
в совместной со взрослым игре-придумывании.
Оценку уровня игры
осуществляла 3 раза в год:
в ОКТЯБРЕ, где оценивался
уровень игры, руководствуясь выделенными
показателями, и, в зависимости от
оценки, для каждой группы детей (с
низким, средним, высоким уровнем) подбирала
соответствующие приемы, способствующие
дальнейшему продвижению и
в ФЕВРАЛЕ, когда
очередная оценка позволила определить
успешность продвижения детей, скорректировать
свою тактику, определить, кто из детей
в большей мере нуждается во внимании;
в МАЕ осуществлялась
итоговая оценка, которая является
как характеристикой общего продвижения
детей, так и свидетельством эффективности
работы.
Прежде, чем проводить
диагностику уровня игровой деятельности,
было необходимо на основе наблюдений
за самостоятельной деятельностью
детей установить степень развития
детских знаний и игровых умений,
влияющих на создание определенного
климата коллективных взаимоотношений
в игре, чтобы четко знать ЧТО
и КАК формировать у конкретного ребенка,
т.е. наметить задачи по формированию личности
ребенка и задачи по развитию его игровых
навыков, в частности.