Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:10, курсовая работа

Описание работы

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Работа содержит 1 файл

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно.docx

— 55.12 Кб (Скачать)

Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что  ее создают сами дети, а их игровая  деятельность носит ясно выраженный самодеятельный характер. 

Психолог Д.Б. Эльконин дает такое определение творческой сюжетно-ролевой игры: «Ролевая, или так называемая творческая, игра детей дошкольного возраста в развитом виде представляет деятельность, в которой дети берут на себя роли (функции) взрослых и в обобщенной форме в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят деятельность взрослых и отношений между ними. Для этих условий характерно использование разнообразных игровых предметов, замещающих действительные предметы деятельности взрослых». 

Самодеятельный характер игровой деятельности детей заключается  в том, что они воспроизводят  те или иные явления, действия, отношения  активно и своеобразно. Своеобразие  обусловлено особенностями восприятия детей, понимания и осмысления ими  тех или иных фактов, явлений, связей, наличием или отсутствием опыта  и непосредственностью чувств. 

Творческий характер игровой деятельности проявляется  в том, что ребенок как бы перевоплощается  в того, кого он изображает, и в  том, что, веря в правду игры, создает  особую игровую жизнь и искренне радуется или огорчается по ходу игры. Активный интерес к явлениям жизни, людям, животным, потребность в общественно  значимой деятельности ребенка удовлетворяет  через игровые действия. 

В развитии и обогащении самодеятельности детей, творческого  воспроизведения и отражения  фактов и явлений окружающей жизни  огромная роль принадлежит воображению. Именно силою воображения создаются  ситуация игры, образы, воспроизводимые  в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что и придает детской игре привлекательность, которая присуща только ей. 

В процессе игры уточняются и углубляются знания и представления  детей не только о вещах, предметах  и явлениях, но и правилах и нормах поведения и общения, учатся строить  свои взаимоотношения, познают азы  общения с окружающей действительностью. Чтобы выполнить в игре ту или  иную роль, ребенок должен свое представление  перевести в игровые действия. Иногда знания и представления о  труде людей, о конкретных действиях, взаимоотношениях оказываются недостаточными, и возникает необходимость их пополнения. Потребность в новых  знаниях выражается в вопросах детей. Воспитатель отвечает на них, прислушивается к разговорам во время игры, помогает играющим устанавливать взаимопонимание, договоренность. 

Следовательно, игра не только закрепляет уже имеющиеся  у детей знания и представления, но и является своеобразной формой активной познавательной деятельности, в процессе которой они под  руководством воспитателя овладевают новыми знаниями, учатся различать  добро и зло, учатся следовать  нормам морали, соотносить свои мысли, взгляды, побуждения с окружающей жизнью, приобретают и формируют у  себя навыки адекватного и социально  приемлемого поведения, развивают  и укрепляют человечески важные качества своей личности. 

Роль воспитателя  в игре бывает разной: он может быть прямым участником игры, советчиком, помощником и т.д. но во всех случаях воспитатель  внимательно относясь к замыслам и стремлениям детей, не подавляя их инициативы и самостоятельности, влияет на содержание игр, создает условия  для их развертывания, для развития детской изобретательности, творчества. Он помогает детям устанавливать  взаимоотношения дружбы и взаимопомощи. В играх педагог изучает каждого  ребенка, его интересы, желания, индивидуальные особенности, следит за его переживаниями, с тем, чтобы найти правильные пути и средства воспитания. 

В такой игре и  через такую игру у детей-дошкольников развиваются и формируются такие  качества, как честность, искренность, инициатива, эмпатия, выдержка, сочувствие, сострадание и т.д. 

Ролевая игра – это  своего рода школа, в которой ребенок  активно и творчески осваивает  правила и нормы поведения  людей, их отношения к труду, к  окружающему миру, людям и к  самому себе. 

Итак, на основании  сказанного выше можно заключить, что  сюжетно-ролевая игра – ведущее  средство воспитания дружного коллектива детей в дошкольном возрасте, важнейшая  форма организации их жизни. Ролевая  игра – активная деятельность детей, в которой наиболее ярко проявляется  их общительность, стремление вместе с  другими товарищами осуществлять свои замыслы, сообща жить и работать. 

Содержание сюжетной игры и выполнение роли в ней, подчинение правилам поведения и развитие игровых  и действительных взаимоотношений, необходимость сделать для своей  игры игрушку, соорудить постройку, согласуя действия с другими играющими  и, оказывая, друг другу помощь в  овладении трудовыми навыками, –  все это способствует формированию у детей нравственных чувств, дружеских  взаимоотношений, организует их поведение. 

Думаю, что необходимость  повышения культуры игры как формы  организации интересной детской  деятельности ставит передо мной, как  воспитателя, сложные задачи, решать которые можно только при условии  умения вести наблюдения за детскими играми и фиксировать их при учете  воспитательной работы. Прежде всего, я уяснила для себя следующие  вопросы, касающиеся непосредственно  ролевых игр: 

В какие игры дети любят играть и какова продолжительность этих игр? 

Каков уровень взаимоотношений  детей в игре? (Как они распределяют и выполняют роли, как помогают друг другу во время игры, умеют  ли уступать, сдерживать себя, делиться с товарищами, проявляют ли сочувствие, отзывчивость, заботу?) 

Наблюдается ли творческий элемент в ролевых играх, существует ли «борьба мнений» в них, как  обычно разрешаются возникающие  споры, ссоры, умеют ли дети считаться  с мнением товарищей, с их интересами? 

Как развивается  сюжет игры, есть ли в его развитии инициатива детей и в чем она  проявляется? 

Намечают ли дети план игры? (Сговариваются ли о теме игры, определяют ли сюжет и его  развитие, планируют ли необходимое  изготовление игрушек, вырабатывают ли правила игры?) 

Какие дети в играх  активные, а какие малоактивные? 

Делая анализ игровой  деятельности детей своей группы, намечаю задачи по развитию игры и  вместе с этим по формированию личности ребенка. 

На протяжении 2-х  лет, я работаю по образовательной  программе «Развитие» (автор Л.А. Венгер), наряду с этим используются и парциальные дополнительные образовательные технологии и программы. 

Одной из задач воспитания и обучения детей является социально-нравственное развитие дошкольника, которое предполагает, в целом, как конечный желаемый результат: формирование знаний о социальной действительности, окружающей ребенка, во всём её многообразии проявлений (от понимания происходящего  вокруг него до умения строить отношения  с самой действительностью, что, по сути, является личностной социализацией), формирование умений строить, поддерживать, укреплять, развивать коммуникативные  связи, уметь строить свои взаимоотношения, взаимодействовать и жить в гармонии с окружающими людьми (взрослыми, сверстниками). 

При разработке программы  «Развитие» авторы учитывали положения  Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского, К.Д. Ушинского и т.д. о том, что по уровню развития игровой деятельности ребенка можно судить о развитии ребенка, в целом, и о степени соответствия его развития возрастным нормам. 

Хотелось бы заметить, что уровень развития взаимоотношений  в игре детей 6–7 лет зависит от многих факторов, и, прежде всего от тех условий, в которых ребенок  находится не только в детском  саду, но и дома, а также на улице. Все эти факторы в совокупности оказывают большое влияние на формирование личности ребенка, определяя  степень развития его чувств, эмоций, представлений и знаний, а также  его умений применять их в своей  деятельности, его навыков коллективной жизни. 

Терминологический словарь дает следующее определение  понятия «формирование взаимоотношений» – это 

формирование навыков  взаимодействия 

В период дошкольного  детства взаимодействие и общение  со взрослыми сохраняют ведущую роль в развитии ребенка. Однако для полноценного социального и познавательного развития детям старшего дошкольного возраста уже не достаточно общаться только со взрослыми. В ситуации общения со сверстниками ребенок более самостоятелен и независим. Именно в процессе взаимодействия с равными партнерами ребенок приобретает такие качества, как взаимное доверие, доброта, готовность к сотрудничеству, умение ладить с другими, отстаивать свои права, рационально решать возникающие конфликты. Ребенок, имеющий разнообразный положительный опыт взаимодействия со сверстниками, начинает точнее оценивать себя и других, свои возможности и возможности других, следовательно, растет его творческая самостоятельность, социальная компетентность. 

Характер взаимодействия и общения ребенка, конечно же зависит от личностных особенностей: кто-то охотно играет с большинством детей группы, кто-то только с 1–2, одни активны, агрессивны в контактах, а другие пассивны, подчиняются сверстникам и т.д. 

По степени развития детских знаний и игровых умений, влияющих на формирование и поддержание  положительных взаимоотношений  в ролевых играх, можно выделить четыре подгруппы детей.

Первая подгруппа 

Дети активные, общительные, дисциплинированные, с достаточным  запасом знаний и умений, инициаторы игр. (Однако, и среди таких детей встречаются такие, которые не хотят выполнять второстепенные роли, не всегда бывают справедливыми по отношению к своим товарищам. Они охотно прислушиваются к замечаниям взрослого, а с мнением сверстников не считаются, неохотно выполняют просьбы товарищей по группе. Активные на занятиях и в игре, некоторые из них в обычное время мало влияют на других детей.) 

Вторая подгруппа 

Дети молчаливые, замкнутые, почти не играющие с другими, дети с малым запасом знаний, изобразительных  умений. 

Третья подгруппа 

Дети неуравновешенные, легко возбудимые. Они постоянно конфликтуют с товарищами, не считаются с их мнением, не обладают умениями и навыками, необходимыми для совместной игры. 

Четвертая подгруппа 

Дети несколько  пассивные, у них не развиты навыки самоорганизации, нет необходимых  для игры конструктивных и строительных умений и навыков, и они не умеют  использовать в игре имеющийся у  них запас знаний; эти дети не нарушают дисциплину и, следовательно, не мешают педагогу проводить работу. 
 

Однако какими бы ни были личностные особенности ребенка, основные тенденции развития взаимодействия и общения остаются общими для  всех. 

Так, во взаимодействии друг с другом дети подготовительной группы могут не только успешно согласовывать  свои желания, но и оказывать взаимную поддержку и помощь, более чутко  относиться к эмоциональному состоянию  другого ребенка, проявлять по отношению  к нему сочувствие и сопереживание. Перед игрой совместно планируют  ее ход и содержания, распределяют роли. В игровом взаимодействии происходит дальнейшее свертывание ролевых  действий. К этому возрасту способы  разрешения конфликтов все больше приобретают  социально одобряемые формы. 

таких навыков построения и поддержания общения с окружающим миром, как того требуют социальные нормы и правила жизни в  обществе. 

Успешность практической деятельности, взаимодействия людей  друг с другом невозможна без усвоения ими общественно выработанных норм и правил. 

Центральное место  в дошкольном детстве в процессе усвоения норм и правил занимает игровая  деятельность детей, в которой сюжет  и роли являются их моделями. Именно в ролях, принятых на себя детьми, ролевых  действиях воплощаются и формируются  их знания о нормах и правилах. Взаимодействие детей в игре способствует усвоению ими норм и правил. 

У детей подготовительной группы повышаются возможности саморегуляции поведения. Без напоминания взрослых, самостоятельно выполняют усвоенные нормы и правила, в том числе и этические, и отстаивают их перед ровесниками и взрослыми. 

Так, программа «Развитие» определяет возрастные особенности  игрового взаимодействия и общения  детей друг с другом, в основе которых лежат обозначенные уровни усвоения социальных норм и правил взаимодействия ребенка со сверстниками в процессе игровой деятельности, что позволило мне, как воспитателю, более детально определить, обозначить задачи социально-нравственного развития детей моей группы и конечную, желаемую цель в данном направлении их воспитания, посредством игровой деятельности (в частности, использование сюжетно-ролевых игр) 

Поведение и общение  ребенка должно быть положительно направлено: 

он должен уметь  хорошо ориентироваться в правилах культуры поведения, 

владеть навыками всевозможных способов построения, поддержания и  развития взаимоотношений, основанных на принятии активной позиции партнера, чуткости к эмоциональному состоянию  партнера по общению (умение сопереживать в неудачи, радоваться за успех другого), умении согласовывать свои желания  с мнением других участников взаимодействия, умении аргументировано и спокойно доказать свою точку зрения, умении справедливо и адекватно оценивать  себя и других партнеров по деятельности, умении регулировать своё поведение в соответствии с нормами поведения. 

Информация о работе Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх