Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:10, курсовая работа

Описание работы

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Работа содержит 1 файл

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно.docx

— 55.12 Кб (Скачать)

Формирование взаимоотношений  детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх 

Введение 

В последнее время  педагоги и родители все чаще с  тревогой отмечают, что многие дошкольники  испытывают серьезные трудности  в общении со сверстниками, это, как  правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать  и выражать свою симпатию к конкретному  ребенку, отмечаются сложности в  умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга. 

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские  взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с  людьми, в целом, это необходимые  составляющие полноценно развитой и  самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека. 

Потребность в общении  друг другом у ребенка возникает  уже на 3 году его жизни. 

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей  гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б. и т.д.) показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре. 

Каждый период жизни  и развития ребенка характеризуется  определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии под  ведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественные изменения в психике  детей, формируются и развиваются  основные психические процессы и  свойства личности, появляются психические  новообразования, характерные именно для данного конкретного возраста. Так, для детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. 

Сущность игры как  ведущего вида деятельности заключается  в том, что дети отражают в ней  различные стороны жизни, особенности  взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра – есть, своего рода, средством  познания ребенком действительности. 

Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра – это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка – это серьезное занятие. 
 

Сюжетно-ролевые  игры являются наиболее характерными играми дошкольников и занимают значительное место в их жизни. Отличительной  особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что ее создают сами дети, а их игровая деятельность носит ясно выраженный самодеятельный и творческий характер. 

Психолог Запорожец  З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра, как и сказка, учит ребенка проникаться  мыслями и чувствами изображаемых людей, выходя за круг обыденных впечатлений  в более широкий мир человеческих стремлений и героических поступков». 

В творческой сюжетно-ролевой  игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет  его жизнь богатым содержанием, оставляет след на долгие годы. 

В данном исследовании рассмотрены подходы и принципы руководства сюжетно-ролевыми играми старших дошкольников по формированию дружеских, социально приемлемых способов, форм и средств построения взаимоотношений  с окружающей ребенка действительностью, и возможное их использование  в качестве эффективного средства социально-нравственного  воспитания, что на практике работы с детьми старшего дошкольного возраста доказано – это подтвердила выдвинутая мною гипотеза исследования. 

Думаю, что данное исследование актуально и значимо, особенно в настоящее время, когда  в дошкольном образовании намечается отход от традиционной формы организации  жизни детей в детском саду по «учебному» типу, и все большее  внимание уделяется свободным творческим формам детской активности, в том  числе, сюжетной игре, как важному  фактору развития ребёнка. 

Теоретическая часть 

1.1 Игра как основной  вид деятельности дошкольника 

Игра занимает весьма важное, если не сказать центральное, место в жизни дошкольника, являясь  преобладающим видом его самостоятельной  деятельности. В отечественной психологии и педагогике игра рассматривается  как деятельность, имеющая очень  большое значение для развития ребенка  дошкольного возраста; в ней развиваются  действия в представлении, ориентация в отношениях между людьми, первоначальные навыки кооперации (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.). 

Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги древности  и современности изучали происхождение  игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования  игр для решения воспитательных задач. 

Н.К. Крупская, подчеркивая  социальный характер детских игр, отражение  в них явлений жизни, прежде всего, видела в игре средство расширения впечатлений и представлений  об окружающей действительности, связи  с нею. «Для ребят дошкольного  возраста, – писала она, – игры имеют  исключительное значение: игра для  них – учеба, игра для них –  труд, игра для них – серьезная  форма воспитания…Игра для дошкольников – способ познания окружающего». 

Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет  в обществе. Уже с первых месяцев  жизни он стремится к общению  с окружающими, постепенно овладевает языком – могучим средством общения  и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность  еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему радости  и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни. 

Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А.С. Макаренко писал «Игра имеет  важное значение в жизни ребенка, имеет то значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре». 

Длительное наблюдение за играми, изучение их содержания у  детей разных народов и на различных  этапах общественного развития позволяют  сделать вывод о том, что основным источником является социальная жизнь  людей, условия, в которых живет  ребенок, его семья. 

1.2 Своеобразие детской  самостоятельной игры 

Детская самостоятельная  игра имеет ряд особенностей: 

Игра представляет собой отражение детьми окружающей жизни действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, создаваемой детским воображением. В игре комната может быть и  морем, и лесом, и станцией метро, и вагоном железной дороги. Дети придают обстановке то значение, какое  обусловлено замыслом и содержанием  игры. Как говорил выдающийся режиссер и актер К.С. Станиславский: «Игра  ребенка отличается верой в подлинность  и правду вымысла, стоит лишь ребенку  сказать «как будто бы» и вымысел  уже живет в нем». 

Игра имеет самодеятельный характер. Дети являются творцами игры, ее создателями. Они, как уже отмечалось, отражают в ней свои знания об известных  им жизненных явлениях и событиях, выражают свое отношение к ним. 

В игре ребенок сочетает и взаимосвязывает образ, игровые действия и слова. Это не внешние признаки игры, а самая сущность. В игре ребенок живет действиями и чувствами изображаемого героя. Дети не играют молча. Даже, когда ребенок играет один, он разговаривает с игрушкой, ведет диалог с воображаемым участником игры, говорит за себя и за маму, за врача и больного и т.д. слово является как бы аккомпанементом к игровому действию и полнее раскрывает образ, отношение к нему самого ребенка. Посредством речевого общения в игре дети обмениваются мыслями, переживаниями, уточняют смысл и содержание игры. Словесный сговор в игре выполняет организующую функцию, содействует возникновению и укреплению взаимопонимания и дружбы между детьми, одинакового отношения к тем или иным фактам и явлениям окружающей жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия и слова составляет стержень игровой деятельности, служит средством отображения действительности. 

Игра имеет основные структурные элементы: игровой замысел; сюжет или содержание; игровые  действия; роли; правила, которые диктуются  самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослым. Эти элементы тесно взаимосвязаны. Игровой замысел  – это общее определение того, во что и как будут играть дети. 

Сюжет или содержание – это то, что составляет ее живую  ткань, определяет развитие, многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей; то, что делает игру привлекательной и побуждает  интерес и желание играть. 

Роль-это центр  игры, которую выполняет ребенок. По тому значению, которое принадлежит  роли в процессе игры, многие из игр  получили название ролевых или сюжетно-ролевых. Роль всегда соотнесена с человеком  или животным, его воображаемыми  поступками, действиями, отношениями. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает, т.е. играет определенную роль. Но дошкольник не просто разыгрывает  эту роль, он живет в образе и  верит в его правдивость. 

Правила в процессе игры дети устанавливают сами (в  некоторых играх – взрослый) тем  самым определяют и регулируют поведение  и взаимоотношениях играющих. Они  придают играм организованность, устойчивость, закрепляют их содержание и определяют дальнейшее развитие, усложнение отношений и взаимоотношений. Вместе с тем правила помогают робким, застенчивым ребятам быть активными участниками игры. 

Все эти структурные  элементы игры являются более или  менее типичными, но они имеют  разное значение и по-разному соотносятся  в разных видах игр. 

Будучи увлекательным  занятием для дошкольников, игра вместе с тем является важнейшим средством  их воспитания и развития. Но это  происходит тогда, когда она включается в организованный и целенаправленный педагогический процесс. Развитие и  становление игры в значительной степени происходит именно при использовании  ее как средства воспитания. 

Включая игру в педагогический процесс, воспитатель учит играть, создавать по словам А.С. Макаренко, «хорошую игру». Для такой игры характерны следующие качества: 

воспитательно-познавательная ценность содержания, полнота и правильность отображаемых представлений; 

целесообразность, активность, организованность и творческий характер игровых действий 

подчинение правилам и способность руководствоваться  ими в игре с учетом интересов  отдельных детей и всех играющих; 

целенаправленное  использование игрушек и игровых  материалов; 

доброжелательность  отношений и радостный настрой  детей. 

1.3 Сюжетно-ролевая  игра в жизни ребенка-дошкольника 

В психолого-педагогических работах детские игры объективно различают по двум параметрам: 

по центральному элементу их структуры – сюжетно-ролевые  и игры с правилами (Л.С. Выготский, Жан Пиаже, Д.Б. Эльконин, и др.); 

по форме организации  – регламентируемые воспитателем и  самостоятельные игры детей (Л.А. Венгер, А.П. Усова и др.). 

Более подробно хотелось бы остановиться на сюжетно-ролевых  играх, т. к. считаю, что именно эта  разновидность детских самостоятельных  игр является наиболее характерной  для дошкольников и занимает значительное место в их жизни. 

Сюжетно-ролевые  игры создают сами дети при некотором  руководстве взрослого. Основой  их является детская самодеятельность. Иногда такие игры называют творческими  сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что  дети не просто копируют те или иные явления, а творчески их осмысливают  и воспроизводят в создаваемых  образах, игровых действиях. Разновидностью сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации и строительные. (Данное исследование предполагает акцент именно на развитие сюжета в ролевых играх, не снижая при этом роли, места и значения игр-драматизаций и строительных игр  в дошкольном детстве). 

Высоко оценивая самодеятельные сюжетно-ролевые игры детей, Н.К. Крупская писала: «Самые любимые, самые нужные детям игры – это  те, где дети сами ставят цель игры…Процесс игры заключается в осуществлении  этой цели: ребенок строит планы, выбирает средства осуществления…Тут важен сам процесс построения плана». 

Информация о работе Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх