Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:10, курсовая работа
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.
Формирование взаимоотношений
детей старшего дошкольного возраста
в сюжетно-ролевых играх
Введение
В последнее время
педагоги и родители все чаще с
тревогой отмечают, что многие дошкольники
испытывают серьезные трудности
в общении со сверстниками, это, как
правило, выражается в неумении находить
подход к партнеру по общению, поддерживать
и развивать установленный
Умение общаться,
строить и поддерживать дружеские
взаимоотношения и
Потребность в общении
друг другом у ребенка возникает
уже на 3 году его жизни.
В период активных преобразований
в дошкольной педагогике, поиска путей
гуманизации воспитательно-образовательной
работы с детьми и построения новых моделей
взаимодействия взрослого и ребенка, внимание
ученых и практиков обращено к игровой
деятельности. Исследования отечественных
психологов (Леонтьева АН, Эльконина Д.Б.
и т.д.) показали, что развитие ребенка
происходит во всех видах деятельности,
но, прежде всего, в игре.
Каждый период жизни
и развития ребенка характеризуется
определенным ведущим видом деятельности.
В отечественной психологии под
ведущей деятельностью
Сущность игры как
ведущего вида деятельности заключается
в том, что дети отражают в ней
различные стороны жизни, особенности
взаимоотношений взрослых, уточняют
свои знания об окружающей действительности.
Игра – есть, своего рода, средством
познания ребенком действительности.
Эльконин Д.Б. подчеркивал,
что игра – это сложное психологическое
явление, которое дает эффект общего психического
развития. По утверждению Ушинского К.Д.,
в игре ребенок «живет» и следы этой жизни
глубже остаются в нем, чем следы действительной
жизни. В игре ребенок учиться подчинять
свое поведение правилам игры, познает
правила общения с людьми, развивает свои
умственные способности и познавательные
интересы, которые особенно важны для
успешного обучения в школе. Игра для ребенка
– это серьезное занятие.
Сюжетно-ролевые
игры являются наиболее характерными
играми дошкольников и занимают значительное
место в их жизни. Отличительной
особенностью сюжетно-ролевой игры
является то, что ее создают сами
дети, а их игровая деятельность
носит ясно выраженный самодеятельный
и творческий характер.
Психолог Запорожец
З.А. замечает: «Сюжетно-ролевая игра,
как и сказка, учит ребенка проникаться
мыслями и чувствами
В творческой сюжетно-ролевой
игре ребенок активно воссоздает,
моделирует явления реальной жизни,
переживает их, и это наполняет
его жизнь богатым содержанием,
оставляет след на долгие годы.
В данном исследовании
рассмотрены подходы и принципы
руководства сюжетно-ролевыми играми
старших дошкольников по формированию
дружеских, социально приемлемых способов,
форм и средств построения взаимоотношений
с окружающей ребенка действительностью,
и возможное их использование
в качестве эффективного средства социально-нравственного
воспитания, что на практике работы
с детьми старшего дошкольного возраста
доказано – это подтвердила выдвинутая
мною гипотеза исследования.
Думаю, что данное
исследование актуально и значимо,
особенно в настоящее время, когда
в дошкольном образовании намечается
отход от традиционной формы организации
жизни детей в детском саду
по «учебному» типу, и все большее
внимание уделяется свободным творческим
формам детской активности, в том
числе, сюжетной игре, как важному
фактору развития ребёнка.
Теоретическая часть
1.1 Игра как основной
вид деятельности дошкольника
Игра занимает весьма
важное, если не сказать центральное,
место в жизни дошкольника, являясь
преобладающим видом его
Философы, историки,
этнографы, психологи, педагоги древности
и современности изучали
Н.К. Крупская, подчеркивая
социальный характер детских игр, отражение
в них явлений жизни, прежде всего,
видела в игре средство расширения
впечатлений и представлений
об окружающей действительности, связи
с нею. «Для ребят дошкольного
возраста, – писала она, – игры имеют
исключительное значение: игра для
них – учеба, игра для них –
труд, игра для них – серьезная
форма воспитания…Игра для
Социальный характер
содержания игр и игровой деятельности
обусловлен тем, что ребенок живет
в обществе. Уже с первых месяцев
жизни он стремится к общению
с окружающими, постепенно овладевает
языком – могучим средством общения
и усвоения общественного опыта.
Ребенок хочет быть активным участником
жизни взрослых, но эта потребность
еще не соответствует его
Высоко оценивая
воспитательную роль игр детей, А.С.
Макаренко писал «Игра имеет
важное значение в жизни ребенка, имеет
то значение, какое у взрослого имеет деятельность,
работа, служба. Каков ребенок в игре, таков
во многом он будет в работе, когда вырастет.
Поэтому воспитание будущего деятеля
происходит, прежде всего, в игре».
Длительное наблюдение
за играми, изучение их содержания у
детей разных народов и на различных
этапах общественного развития позволяют
сделать вывод о том, что основным
источником является социальная жизнь
людей, условия, в которых живет
ребенок, его семья.
1.2 Своеобразие детской
самостоятельной игры
Детская самостоятельная
игра имеет ряд особенностей:
Игра представляет
собой отражение детьми окружающей
жизни действий, деятельности людей,
их взаимоотношений в обстановке,
создаваемой детским
Игра имеет самодеятельный
характер. Дети являются творцами игры,
ее создателями. Они, как уже отмечалось,
отражают в ней свои знания об известных
им жизненных явлениях и событиях,
выражают свое отношение к ним.
В игре ребенок сочетает
и взаимосвязывает образ, игровые действия
и слова. Это не внешние признаки игры,
а самая сущность. В игре ребенок живет
действиями и чувствами изображаемого
героя. Дети не играют молча. Даже, когда
ребенок играет один, он разговаривает
с игрушкой, ведет диалог с воображаемым
участником игры, говорит за себя и за
маму, за врача и больного и т.д. слово является
как бы аккомпанементом к игровому действию
и полнее раскрывает образ, отношение
к нему самого ребенка. Посредством речевого
общения в игре дети обмениваются мыслями,
переживаниями, уточняют смысл и содержание
игры. Словесный сговор в игре выполняет
организующую функцию, содействует возникновению
и укреплению взаимопонимания и дружбы
между детьми, одинакового отношения к
тем или иным фактам и явлениям окружающей
жизни. Взаимосвязь образа, игрового действия
и слова составляет стержень игровой деятельности,
служит средством отображения действительности.
Игра имеет основные
структурные элементы: игровой замысел;
сюжет или содержание; игровые
действия; роли; правила, которые диктуются
самой игрой и создаются детьми
или предлагаются взрослым. Эти элементы
тесно взаимосвязаны. Игровой замысел
– это общее определение того,
во что и как будут играть дети.
Сюжет или содержание
– это то, что составляет ее живую
ткань, определяет развитие, многообразие
и взаимосвязь игровых
Роль-это центр
игры, которую выполняет ребенок.
По тому значению, которое принадлежит
роли в процессе игры, многие из игр
получили название ролевых или сюжетно-ролевых.
Роль всегда соотнесена с человеком
или животным, его воображаемыми
поступками, действиями, отношениями.
Ребенок, входя в образ, становится
тем, кому подражает, т.е. играет определенную
роль. Но дошкольник не просто разыгрывает
эту роль, он живет в образе и
верит в его правдивость.
Правила в процессе
игры дети устанавливают сами (в
некоторых играх – взрослый) тем
самым определяют и регулируют поведение
и взаимоотношениях играющих. Они
придают играм
Все эти структурные
элементы игры являются более или
менее типичными, но они имеют
разное значение и по-разному соотносятся
в разных видах игр.
Будучи увлекательным
занятием для дошкольников, игра вместе
с тем является важнейшим средством
их воспитания и развития. Но это
происходит тогда, когда она включается
в организованный и целенаправленный
педагогический процесс. Развитие и
становление игры в значительной
степени происходит именно при использовании
ее как средства воспитания.
Включая игру в педагогический
процесс, воспитатель учит играть, создавать
по словам А.С. Макаренко, «хорошую игру».
Для такой игры характерны следующие качества:
воспитательно-познавательная
ценность содержания, полнота и правильность
отображаемых представлений;
целесообразность, активность,
организованность и творческий характер
игровых действий
подчинение правилам
и способность
целенаправленное
использование игрушек и
доброжелательность
отношений и радостный настрой
детей.
1.3 Сюжетно-ролевая
игра в жизни ребенка-
В психолого-педагогических
работах детские игры объективно
различают по двум параметрам:
по центральному
элементу их структуры – сюжетно-ролевые
и игры с правилами (Л.С. Выготский,
Жан Пиаже, Д.Б. Эльконин, и др.);
по форме организации
– регламентируемые воспитателем и
самостоятельные игры детей (Л.А. Венгер,
А.П. Усова и др.).
Более подробно хотелось
бы остановиться на сюжетно-ролевых
играх, т. к. считаю, что именно эта
разновидность детских
Сюжетно-ролевые
игры создают сами дети при некотором
руководстве взрослого. Основой
их является детская самодеятельность.
Иногда такие игры называют творческими
сюжетно-ролевыми, подчеркивая, что
дети не просто копируют те или иные
явления, а творчески их осмысливают
и воспроизводят в создаваемых
образах, игровых действиях. Разновидностью
сюжетно-ролевых игр являются игры-драматизации
и строительные. (Данное исследование
предполагает акцент именно на развитие
сюжета в ролевых играх, не снижая
при этом роли, места и значения
игр-драматизаций и строительных игр
в дошкольном детстве).
Высоко оценивая
самодеятельные сюжетно-ролевые игры
детей, Н.К. Крупская писала: «Самые любимые,
самые нужные детям игры – это
те, где дети сами ставят цель игры…Процесс
игры заключается в осуществлении
этой цели: ребенок строит планы, выбирает
средства осуществления…Тут важен сам
процесс построения плана».