Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:10, курсовая работа

Описание работы

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.

Работа содержит 1 файл

Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно.docx

— 55.12 Кб (Скачать)

Так, по степени развития детских знаний и игровых умений, необходимых для поддержания  дружеских взаимоотношений в  игре, я условно выделила четыре подгруппы детей. 
 
 
 

Количество детей 

% 

Первая подгруппа 

33% 

Вторая подгруппа 

28% 

Третья подгруппа 

17% 

Четвертая подгруппа 

22% 
 

Из графика видно, что возрастная группа, состоит на 33% (6 чел.) из детей активных, общительных, дисциплинированных, с достаточным  запасом знаний и умений, из этих детей есть ребята, которые не всегда изъявляли желание выполнять  второстепенные роли и по этому поводу спорили, но к замечаниями взрослого прислушивались; 28% (5 чел.) – дети молчаливые, немного замкнутые, почти не играющие с другими детьми и имеющими недостаточные изобразительные умения; 17% (3 чел.) – дети неуравновешенные, легко возбудимые, они постоянно конфликтовали с товарищами, не считались с их мнением; 22% (4 чел.) – это несколько пассивные ребята, имеющие недостаточно развитые навыки самоорганизации, частично умеют использовать в игре имеющийся у них запас знаний: эти дети не нарушали дисциплину. 

Итак, далее результаты констатирующей диагностики по определению  уровня игровой деятельности. 

Дата диагностики: 

ОКТЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАЙ  – старшая группа – 18 человек (2002–03 уч. год) 
 
 
 
 

Анализ полученных результатов диагностики в ОКТЯБРЕ 2002–03 уч. года позволяет говорить, что все дети, в основном, испытывали сложности различной степени при построении взаимоотношений, возникающие конфликты часто происходили из-за непонимания и нежелания слушать партнера по игре, при распределении ролей с трудом могли договориться друг с другом, пытались перекричать своего собеседника, доказывая своё мнение; эмоциональное состояние партнеров не брали во внимание, нередки случаи некорректного и неадекватного отношения друг к другу (отсутствие чувства сопереживания другому и умения радоваться за успех играющих). 

Так, сравнительные (количественные и качественные показатели) диаграммы представляют возможным  сказать, что наметилась положительная  динамика с ОКТЯБРЯ по МАЙ 2002–03 уч. года (увеличивается количество детей с высоким уровнем, идет снижение с низким уровнем, хотя показатели среднего уровня остаются неизменными 67% (12 человек), происходят изменения в высоком и низком уровнях за счет того, что «плавает» количество из низкого средний высокий) в плане развития сюжетно-ролевой игры, игровых взаимоотношений и показателей усвоения социально-приемлемых форм поведения. 

Если сравнить количественные и качественные результаты за МАЙ 2002–03 и ОКТЯБРЬ 2003–04 уч. годов, то можно увидеть, что динамики не отмечается. 
 

МАЙ, 2002–03 уч. год 

Старшая группа 

ОКТЯБРЬ, 2003–04 уч. год 

Подготовительная  группа 

Высокий уровень 

22% 

22% 

Средний уровень 

67% 

67% 

Низкий уровень 

11% 

11% 
 

Данный факт можно  обосновать тем, что срез проводился в МАЕ месяце почти перед самым  отпуском детей и еще фактор, повлиявший на это – в летние месяцы акцент определяется на оздоровление дошкольников. Целенаправленная и планомерная  работа продолжилась с СЕНТЯБРЯ, а уже в начале ОКТЯБРЯ проводилась диагностика, именно по этому, думаю, динамики за выделенный период не наметилось. 

2.2 Формирующий эксперимент 

Исходя из результатов  констатирующей части исследования, когда были выделены и условно  определены четыре подгруппы детей, основание для объединения в  которые послужили степень развития детских знаний и игровых умений, влияющих на создание определенного  климата коллективных взаимоотношений  в игре, были обозначены и подобраны  наиболее эффективные педагогические приемы (при руководстве ролевыми играми этих групп детей), способствующие воспитанию у всех ребят устойчивых моральных чувств, формированию представлений о коллективе, умений и навыков коллективной жизни, которые постепенно превратятся в последствии в привычные и осознанные отношения доброжелательности, взаимопомощи. 

Подробно изучив результаты констатирующего исследования об уровневых показателях сформированности игрового взаимодействия и усвоения социальных норм и правил, мною были продуманы этапы работы по социально-нравственному развитию старших дошкольников посредством игровой деятельности (в частности, посредством сюжетно-ролевых игр). (см. Приложение. Схема 2). 

Работа предполагала 4 этапа: 

1 этап. Детальное изучения индивидуально-типологических (темперамент), психологических и социальных особенностей каждого ребенка своей группы. 

Совместно с педагогом-психологом разработали систему мероприятий, определились с методами исследования особенностей взаимоотношений детей: 

наблюдения за детьми в процессе игровой деятельности 

особенности познавательного  развития детей, т. к. успех или неуспех  ребенка в познавательном плане  оказывает немаловажное значение на характер и содержание взаимоотношений и общение ребенка 

социометрические  исследования, необходимые для определения  социального статуса каждого  ребенка в группе 

беседы с родителями (особенности воспитания в конкретной семьей) 

изучение социально-бытовых  условий каждого ребенка (состав семьи, образование родителей, материальная обеспеченность – благоустроенная  квартира или нет, наличие отдельной  комнаты, места для игр, игрушек  и т.д.). 

также учитывали  медицинские диагнозы каждого ребенка 

Хотелось бы отметить важность полученных результатов о  семьях детей. Сложившаяся политическая, экономическая, культурная и социальная ситуации в нашей стране, городе во многом определяют содержание и характер семейного воспитания, т. к. год от года меняется и характер иерархии ценностей, нередки случаи, когда для семейного окружения ребенка на первый план выходят не интеллектуальные и духовные ценности, а материальное благополучие (хотя они играют, несомненно, важную и значительную роль в воспитании детей). Ребенка окружают не только дети детского сада, но и конечно, семья. Атмосфера семейной жизни накладывает значительный отпечаток на мировоззрение, поведение ребенка, на содержание и характер его взаимодействия с окружающими людьми и способы построения им коммуникативных отношений. В связи с этим следовал 

этап – разработка плана мероприятий с родителями, который позволил найти точки  соприкосновения в воспитании и  обучении детей, т.е. определить преемственность  в семейном и специально организованном обучении (в детском саду). 

этап – формирование у детей умений и навыков игрового взаимодействия посредством целенаправленного  и планомерного руководства развитием  сюжетных линий в ролевых играх. 

этап – отслеживание промежуточного результата с целью  корректировки тактики проводимой работы. 

Более детально хотелось остановиться на 3 этапе проводимой работы, так как именно этому посвящено  это исследование. 

В своей работе я  постоянно помню, что игра для  ребенка – желанное, интересное, увлекательное занятие. Моя задача, как воспитателя, сделать эту  игру полезной, обучающей способам взаимодействия и сотрудничества, дающей возможность формировать определенные навыки общения детей друг с другом. 

Игра – средство «проработки» знаний и должна носить коллективный характер, т.е. необходимо каждого ребенка включить в общую  игру. Но здесь надо помнить, что коллективная игра – это не когда каждый из детей должен подчиняться коллективу, а коллектив – плану воспитателя, – это творческий процесс, в котором каждый играющий воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. 

«Хорошая» игра развивает  у ребенка способности взаимодействовать  с другими людьми: 

во-первых, воссоздавая  в игре взаимодействие взрослых, ребенок  осваивает правила этого взаимодействия 

во-вторых, в совместной игре со сверстниками он приобретает  опыт взаимопонимания, учится пояснять свои действия и намерения, согласовывать  их с другими детьми. 

Считаю, что целью  педагогических воздействий по отношению  к игре должно быть формирование игровых  умений, обеспечивающих самостоятельную  творческую игру детей, в которой  реализуют разнообразные содержания, свободно вступая во взаимодействие со сверстниками в небольших игровых  объединениях (3–5 человек). 

В своей работе стараюсь четко следовать принципам организации  сюжетной игры: 

первый принцип  – воспитатель должен играть вместе с детьми, должен занять позицию  «играющего партнера, который умеет  интересно играть». 

второй принцип  – воспитатель должен играть с  детьми на протяжении всего дошкольного  детства, но на каждом его этапе следует  развертывать игру таким образом, чтобы  дети сразу «открывали» и усваивали  новый, более сложный способ ее построения. 

третий принцип  – при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребёнка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или  сверстнику. 

Одним из важных условий  активизации самостоятельной игры детей, на мой взгляд, является обеспечение  соответствующих условий: игровой  полифункциональный материал, игрушки, организация подготовительного  периода игры в непринужденной форме  совместного с детьми придумывания разнообразных событий, связанных  с привлекательной темой, что  позволяет детям в последующей  самостоятельной игре творчески  развертывать новые содержания и  т.д. 

Уверена в том, что  для возникновения сюжетно-ролевой  игры, предполагающей устойчивую увлеченность детей ее темой, игра, в процессе которой усложняются действия и  взаимоотношения между участниками, необходимо воспитывать интерес  к ней, помочь детям получить радость  и удовольствие от игры, пробудить  стремление играть большим коллективом, сочетая свои интересы с интересами товарищей 

Важнейшим направлением в развитии игровых взаимоотношений  и овладении социальных норм и  правил считаю, прежде всего, воспитание у детей глубоких познавательных интересов путем всемерного расширения круга детских впечатлений и  знаний об окружающей жизни и создания у ребенка таких ярких образов, которые он стремился бы воплотить  в игровом действии. Лишь раскрывая  в процессе детской деятельности сущность социальных взаимоотношений  людей и создавая положительное  эмоциональное отношение к знаниям  о современности, решала задачу формирования у старших дошкольников более  устойчивых и осознанных чувств, более  четких представлений о доброте, долге, ответственности, взаимопомощи, взаимоподдержке, взаимопонимании. 

Очень интересными, с точки зрения детей, и воспитательно-значимыми, с моей точки зрения, стали для  детей старшего дошкольного возраста игры-фантазирования, которые являются разновидностью сюжетных игр и являются эволюционным этапом в развитии линии  сюжетных игр. Такие игры заключаются  в построении новых цепей событий, воображаемого и реального мира. 

Совместная игра-фантазирование полезна для развития воображения, творчества, способствует формированию способностей детей понимать друг друга, согласовывать творческие индивидуальные игровые замыслы с партнерами, несомненно, обогащает их эмоциональную  и нравственно-приемлемую жизнь. В  основе этих игр лежит совместное сюжетосложение. Оно включает умение ребенка выстраивать новые последовательности событий, охватывающие разнообразные тематические содержания, и при этом быть ориентированным на партнера – сверстников – пояснять какое событие он хотел бы развернуть в следующий момент игры, прислушиваться к мнению партнеров (ведь они могут предложить совсем другие события); умение комбинировать предложенные им самим и другими участниками события в общем сюжете в процессе игры. 

Этот вид игры преимущественно протекает в  речевом плане, с крайне свернутыми предметными и ролевыми действиями. (см. Приложение. Схема 4) 

Любую игру-фантазирование начинаем с пересказа, беседы по содержанию сказки, отмечаем характерные особенности  героев, дети высказывают свои мнения о героях и их поступках (таким  образом, дети учатся оценивать поведение  героев со стороны, тем самым, оценивая и себя с позиции норм морали. Подобные обсуждения полезны и эффективны, т. к. выслушивая мнения друг друга, дети, учатся слушать и слышать собеседника, осваивают умение отстаивать свое мнение и при необходимости признавать свою неправоту), а затем, детям предлагается придумать новую сказку немного не похожую на известную. Так мы совместно с детьми приходим к мнению, какую же сказку мы будет придумывать. (учатся согласовывать свои мысли и поступки с другими партнерами по игре, так отрабатывается умение договариваться, умение уступать и решать конфликтные ситуации адекватными социально приемлемыми способами) 

Информация о работе Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевых играх