Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 04:10, курсовая работа
В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении со сверстниками, это, как правило, выражается в неумении находить подход к партнеру по общению, поддерживать и развивать установленный контакт, согласовывать свои действия в процессе любой деятельности, адекватно реагировать и выражать свою симпатию к конкретному ребенку, отмечаются сложности в умении сопереживать в печали и радоваться успеху другого человека – всё это приводит к различного рода конфликтам и непониманию собеседников друг друга.
Так, по степени развития
детских знаний и игровых умений,
необходимых для поддержания
дружеских взаимоотношений в
игре, я условно выделила четыре
подгруппы детей.
Количество детей
%
Первая подгруппа
6
33%
Вторая подгруппа
5
28%
Третья подгруппа
3
17%
Четвертая подгруппа
4
22%
Из графика видно,
что возрастная группа, состоит на
33% (6 чел.) из детей активных, общительных,
дисциплинированных, с достаточным
запасом знаний и умений, из этих
детей есть ребята, которые не всегда
изъявляли желание выполнять
второстепенные роли и по этому поводу
спорили, но к замечаниями взрослого прислушивались;
28% (5 чел.) – дети молчаливые, немного замкнутые,
почти не играющие с другими детьми и имеющими
недостаточные изобразительные умения;
17% (3 чел.) – дети неуравновешенные, легко
возбудимые, они постоянно конфликтовали
с товарищами, не считались с их мнением;
22% (4 чел.) – это несколько пассивные ребята,
имеющие недостаточно развитые навыки
самоорганизации, частично умеют использовать
в игре имеющийся у них запас знаний: эти
дети не нарушали дисциплину.
Итак, далее результаты
констатирующей диагностики по определению
уровня игровой деятельности.
Дата диагностики:
ОКТЯБРЬ, ФЕВРАЛЬ, МАЙ
– старшая группа – 18 человек (2002–03
уч. год)
Анализ полученных
результатов диагностики в
Так, сравнительные
(количественные и качественные показатели)
диаграммы представляют возможным
сказать, что наметилась положительная
динамика с ОКТЯБРЯ по МАЙ 2002–03 уч.
года (увеличивается количество детей
с высоким уровнем, идет снижение с низким
уровнем, хотя показатели среднего уровня
остаются неизменными 67% (12 человек), происходят
изменения в высоком и низком уровнях
за счет того, что «плавает» количество
из низкого средний высокий) в плане развития
сюжетно-ролевой игры, игровых взаимоотношений
и показателей усвоения социально-приемлемых
форм поведения.
Если сравнить количественные
и качественные результаты за МАЙ 2002–03
и ОКТЯБРЬ 2003–04 уч. годов, то можно увидеть,
что динамики не отмечается.
МАЙ, 2002–03 уч. год
Старшая группа
ОКТЯБРЬ, 2003–04 уч. год
Подготовительная
группа
Высокий уровень
22%
22%
Средний уровень
67%
67%
Низкий уровень
11%
11%
Данный факт можно
обосновать тем, что срез проводился
в МАЕ месяце почти перед самым
отпуском детей и еще фактор, повлиявший
на это – в летние месяцы акцент
определяется на оздоровление дошкольников.
Целенаправленная и планомерная
работа продолжилась с СЕНТЯБРЯ, а уже
в начале ОКТЯБРЯ проводилась диагностика,
именно по этому, думаю, динамики за выделенный
период не наметилось.
2.2 Формирующий эксперимент
Исходя из результатов
констатирующей части исследования,
когда были выделены и условно
определены четыре подгруппы детей,
основание для объединения в
которые послужили степень
Подробно изучив
результаты констатирующего исследования
об уровневых показателях
Работа предполагала
4 этапа:
1 этап. Детальное изучения
индивидуально-типологических (темперамент),
психологических и социальных особенностей
каждого ребенка своей группы.
Совместно с педагогом-психологом
разработали систему
наблюдения за детьми
в процессе игровой деятельности
особенности познавательного
развития детей, т. к. успех или неуспех
ребенка в познавательном плане
оказывает немаловажное значение на
характер и содержание взаимоотношений
и общение ребенка
социометрические
исследования, необходимые для определения
социального статуса каждого
ребенка в группе
беседы с родителями
(особенности воспитания в конкретной
семьей)
изучение социально-бытовых
условий каждого ребенка (состав
семьи, образование родителей, материальная
обеспеченность – благоустроенная
квартира или нет, наличие отдельной
комнаты, места для игр, игрушек
и т.д.).
также учитывали
медицинские диагнозы каждого ребенка
Хотелось бы отметить
важность полученных результатов о
семьях детей. Сложившаяся политическая,
экономическая, культурная и социальная
ситуации в нашей стране, городе во многом
определяют содержание и характер семейного
воспитания, т. к. год от года меняется
и характер иерархии ценностей, нередки
случаи, когда для семейного окружения
ребенка на первый план выходят не интеллектуальные
и духовные ценности, а материальное благополучие
(хотя они играют, несомненно, важную и
значительную роль в воспитании детей).
Ребенка окружают не только дети детского
сада, но и конечно, семья. Атмосфера семейной
жизни накладывает значительный отпечаток
на мировоззрение, поведение ребенка,
на содержание и характер его взаимодействия
с окружающими людьми и способы построения
им коммуникативных отношений. В связи
с этим следовал
этап – разработка
плана мероприятий с
этап – формирование
у детей умений и навыков игрового
взаимодействия посредством целенаправленного
и планомерного руководства развитием
сюжетных линий в ролевых играх.
этап – отслеживание
промежуточного результата с целью
корректировки тактики
Более детально хотелось
остановиться на 3 этапе проводимой
работы, так как именно этому посвящено
это исследование.
В своей работе я
постоянно помню, что игра для
ребенка – желанное, интересное,
увлекательное занятие. Моя задача,
как воспитателя, сделать эту
игру полезной, обучающей способам
взаимодействия и сотрудничества, дающей
возможность формировать
Игра – средство
«проработки» знаний и должна носить
коллективный характер, т.е. необходимо
каждого ребенка включить в общую
игру. Но здесь надо помнить, что коллективная
игра – это не когда каждый из детей должен
подчиняться коллективу, а коллектив –
плану воспитателя, – это творческий процесс,
в котором каждый играющий воссоздает
интересующие его сферы жизни с помощью
условных действий: принимая на себя в
игре различные роли, воссоздавая поступки
людей, ребенок проникается их чувствами
и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться
в отношениях между людьми.
«Хорошая» игра развивает
у ребенка способности
во-первых, воссоздавая
в игре взаимодействие взрослых, ребенок
осваивает правила этого
во-вторых, в совместной
игре со сверстниками он приобретает
опыт взаимопонимания, учится пояснять
свои действия и намерения, согласовывать
их с другими детьми.
Считаю, что целью
педагогических воздействий по отношению
к игре должно быть формирование игровых
умений, обеспечивающих самостоятельную
творческую игру детей, в которой
реализуют разнообразные
В своей работе стараюсь
четко следовать принципам
первый принцип
– воспитатель должен играть вместе
с детьми, должен занять позицию
«играющего партнера, который умеет
интересно играть».
второй принцип
– воспитатель должен играть с
детьми на протяжении всего дошкольного
детства, но на каждом его этапе следует
развертывать игру таким образом, чтобы
дети сразу «открывали» и усваивали
новый, более сложный способ ее построения.
третий принцип
– при формировании игровых умений
одновременно ориентировать ребёнка,
как на осуществление игрового действия,
так и на пояснение его смысла
партнерам – взрослому или
сверстнику.
Одним из важных условий
активизации самостоятельной
Уверена в том, что
для возникновения сюжетно-
Важнейшим направлением
в развитии игровых взаимоотношений
и овладении социальных норм и
правил считаю, прежде всего, воспитание
у детей глубоких познавательных
интересов путем всемерного расширения
круга детских впечатлений и
знаний об окружающей жизни и создания
у ребенка таких ярких образов,
которые он стремился бы воплотить
в игровом действии. Лишь раскрывая
в процессе детской деятельности
сущность социальных взаимоотношений
людей и создавая положительное
эмоциональное отношение к
Очень интересными,
с точки зрения детей, и воспитательно-значимыми,
с моей точки зрения, стали для
детей старшего дошкольного возраста
игры-фантазирования, которые являются
разновидностью сюжетных игр и являются
эволюционным этапом в развитии линии
сюжетных игр. Такие игры заключаются
в построении новых цепей событий,
воображаемого и реального
Совместная игра-фантазирование
полезна для развития воображения,
творчества, способствует формированию
способностей детей понимать друг друга,
согласовывать творческие индивидуальные
игровые замыслы с партнерами,
несомненно, обогащает их эмоциональную
и нравственно-приемлемую жизнь. В
основе этих игр лежит совместное
сюжетосложение. Оно включает умение ребенка
выстраивать новые последовательности
событий, охватывающие разнообразные
тематические содержания, и при этом быть
ориентированным на партнера – сверстников
– пояснять какое событие он хотел бы
развернуть в следующий момент игры, прислушиваться
к мнению партнеров (ведь они могут предложить
совсем другие события); умение комбинировать
предложенные им самим и другими участниками
события в общем сюжете в процессе игры.
Этот вид игры
преимущественно протекает в
речевом плане, с крайне свернутыми
предметными и ролевыми действиями.
(см. Приложение. Схема 4)
Любую игру-фантазирование
начинаем с пересказа, беседы по содержанию
сказки, отмечаем характерные особенности
героев, дети высказывают свои мнения
о героях и их поступках (таким
образом, дети учатся оценивать поведение
героев со стороны, тем самым, оценивая
и себя с позиции норм морали.
Подобные обсуждения полезны и эффективны,
т. к. выслушивая мнения друг друга, дети,
учатся слушать и слышать собеседника,
осваивают умение отстаивать свое мнение
и при необходимости признавать свою неправоту),
а затем, детям предлагается придумать
новую сказку немного не похожую на известную.
Так мы совместно с детьми приходим к мнению,
какую же сказку мы будет придумывать.
(учатся согласовывать свои мысли и поступки
с другими партнерами по игре, так отрабатывается
умение договариваться, умение уступать
и решать конфликтные ситуации адекватными
социально приемлемыми способами)