Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа
Гипотеза: Если изучать понятие задачи и её решения последовательно, поэтапно, предлагая, соответствующие каждому этапу разнообразные методические приёмы, то учащиеся будут знать, что задача состоит из условия и вопроса, которые взаимосвязаны, что существуют простые и составные задачи, что в задаче есть известные (данные) величины и неизвестные и среди неизвестных есть искомое, что ответ на требование задачи получается в результате её решения и др. Так же учащиеся будут уметь решать текстовые задачи различными способами. У них будут развиваться основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, аналогия, абстракции), зрительная и слуховая память, устная монологическая речь, произвольное внимание, воображение, воспитываться трудолюбие, любовь к окружающему миру, усидчивость, любознательность, терпение, настойчивость и др.
Введение
Глава 1. Методико-математическая характеристика основных понятий исследования
1.1 Понятие «задача» в начальном курсе математики
1.2 Различные подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач
Глава 2. Последовательность изучения понятия задачи и её решения в начальных классах
2.1 Подготовительный этап к введению понятия «задача»
2.2 Введение понятия «задача» и методические приёмы обучения решению простых задач
2.3 Понятие «составная задача» и различные подходы к изучению этого понятия
Заключение
Список литературы
Приложение
Истомина
Н.Б., Нефёдова И.Б. Математика. 2 класс:
Учебник для четырёхлетней
Зайцев В.В.
Математика для младших школьников: Метод
пособие для учителей и родителей. – М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 72 с.: ил.
Левитас Г.Г.
Нестандартные задачи в курсе
математики начальных классов
// Начальная школа №5, 2001.
Стойлова
Л.П. Математика: учебник для студ. высш.
пед. учеб. заведений / Л.П.Стойлова. – М.:
Издательский центр «Академия» 2007. – 432
с.
Стойлова
Л.П., Пышкало А.М. Основы
Фридман Л.Д.
Психолого-педагогические
Фридман Л.М.
Сюжетные задачи по математике.
История, теория, методика: учебное
пособие для учителей и студентов педагогических
ВУЗов, колледжей – М: школьная пресса,
библиотека журнала «Математика в школе»,
№15, 2002.
Эрднеев П.М.
Теория и методика обучения
математике в начальной школе
– М: Педагогика, 1988.
Приложение
1
Решение задачи
во 2 классе
Цели: уметь
дополнять, изменять схему;
уметь составлять
задачи по схеме;
уметь по
схеме воспроизводить задачу;
развивать
основные мыслительные операции
(анализ, синтез, абстрагирование, обобщение);
воспитывать
ценностное отношение к процессу решения
задачи ;
Деятельность
учителя Деятельность учащихся
В парах составьте
задачу к данной схеме, первый ряд
про конфеты, второй – про цветы,
третий – про воздушные шарики:
Г 20
К 5
Ж 3
Проверим.
Кто хочет
начать? Все внимательно слушают. Поднимите
руку, кто считает, что задача правильно
составлена и подходит к нашей схеме.
2)Назовите ответ.
Спрашиваю 1, 2, 3 ряд.
Почему ответы
одинаковые?
Как искали
ответ?
Задачу можно
решить по-другому. Подумайте
в парах, как это сделать?
Что мы
найдём действием 5-3?
Хорошо, тогда
какое будет 2ое действие?
У Маши
было 20 голубых шариков, красных
на 5 меньше, чем голубых, а жёлтых
на 3 больше, чем красных . Сколько
у Маши было жёлтых шариков?
1)20-5=15(ш.)
2)15+3=18(ш.)
Ответ: 18 жёлтых
шариков.
18 .
Потому что
одинаковые числа.
Использовали
действие вычитание, сложение. Вычли
из 20 5 и к ответу прибавили
3.
На столько
в 3ем отрезке меньше, чем в1ом.
20-2=18
Приложение
2
Решение задачи
в 3классе
Цели: знать,
что обозначают отрезки на
схеме;
знать, как
обозначать отношения «равно»,
«больше» (меньше) на несколько единиц»;
иметь представление
о различных формах
уметь соотносить схему с задачей;
Деятельность учителя Деятельность
учащихся
Прочитайте задачу
про себя.
Подумайте, какая
из данных схем подходит к этой задаче?
Кто считает что 1ая, кто считает,
что 2ая?
Докажите, что
первая.
16 р.
3 р. (3.2) р.
Докажите, что
вторая.
3 р.
Ин.
Ил. 16 р.
Авг.
Какой вывод
можно сделать?
Решите эту задачу самостоятельно.
За 3 месяца летних
каникул Вася ходил на рыбалку 16
раз. В июне он рыбачил 3 раза, а в
июле – в 2 раза больше, чем в июне.
Сколько раз ходил Вася на рыбалку
в августе?
Обе схемы подходят
к задаче.
К одной и
той же задаче можно составить
несколько схем.
3 . 2=6 (р.) - рыбачил
в июле.
6+3=9 (р.) – рыбачил
в июне и июле.
16-9= 7 (р.) – рыбачил
в августе.
Ответ: 7 раз.
44