Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа
Гипотеза: Если изучать понятие задачи и её решения последовательно, поэтапно, предлагая, соответствующие каждому этапу разнообразные методические приёмы, то учащиеся будут знать, что задача состоит из условия и вопроса, которые взаимосвязаны, что существуют простые и составные задачи, что в задаче есть известные (данные) величины и неизвестные и среди неизвестных есть искомое, что ответ на требование задачи получается в результате её решения и др. Так же учащиеся будут уметь решать текстовые задачи различными способами. У них будут развиваться основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, аналогия, абстракции), зрительная и слуховая память, устная монологическая речь, произвольное внимание, воображение, воспитываться трудолюбие, любовь к окружающему миру, усидчивость, любознательность, терпение, настойчивость и др.
Введение
Глава 1. Методико-математическая характеристика основных понятий исследования
1.1 Понятие «задача» в начальном курсе математики
1.2 Различные подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач
Глава 2. Последовательность изучения понятия задачи и её решения в начальных классах
2.1 Подготовительный этап к введению понятия «задача»
2.2 Введение понятия «задача» и методические приёмы обучения решению простых задач
2.3 Понятие «составная задача» и различные подходы к изучению этого понятия
Заключение
Список литературы
Приложение
Для овладения
умением переводить предметные действия
на язык математических знаков полезно
использовать схемы вида:
+ =
которые сопровождают
предметные действия или
В одной
вазе 5 цветов, в другой — 4. Сколько
цветов в обеих вазах?
-В какое «окошко»
запишем число 5? Число 4? Число
9?
Последовательность
этих вопросов следует
При формировании
умения, о котором идет речь, следует идти
не только от предметных действий к математическим
знакам, но и, наоборот. Например, даны
записи: 5+4=9, 5-4=1. Учитель проделывает сначала
одни действия: выставляет на наборное
полотно 5 предметов, затем убирает 4 и
спрашивает: какой записи соответствует
то действие, которое он выполнил? Затем
предлагает ситуацию, которая соответствует
другой записи.
Для формирования
математических понятий можно
предлагать и такие
-Как сделать
так, чтобы в мешочке остались
только красные шарики? (Нужно
вынуть (удалить, отнять) синие.) —
Значит, какое арифметическое действие
нужно выполнить? (Вычитание.) — Почему?
(Шариков станет меньше.) Ученик вынимает
синие шарики из мешочка (их 3).
-Я не знаю,
сколько красных шариков
Рис. 1
Какая запись
будет соответствовать тем
или
Рис. 2
Обсуждение
этих записей позволяет
Затем можно
предложить детям запись (рис. 3),
анализ которой позволит им
сделать вывод о том, какого
цвета были три шарика. Продолжая
работу с этим заданием, учитель
может предложить следующий вопрос: «А
если я синие шарики положу обратно в мешочек,
то как тогда могу записать выполненное
действие?».
Рис. 3
Белошистая
А.В. считает что необходимо
учитывать тот факт, что для
самостоятельной работы над
В этой
ситуации важнейшее значение
приобретает умение ребенка не только
внимательно слушать предлагаемый текст,
но и правильно представлять себе ситуацию,
заданную условием. Именно ориентируясь
на свое представление о заданной ситуации,
ребенок будет выбирать арифметическое
действие, требующееся для решения задачи.
В этой
связи прежде чем приступать
к знакомству с задачей и
обучению решению задач,
слушать и
понимать тексты различных
правильно
представлять себе и
правильно
выбирать действие в
составлять
математическое выражение в
Эти умения
являются базовыми для подготовки ребенка
к обучению решению задач.
Таким образом
к введению понятия «задача»
можно переходить, выполнив соответствующую
подготовительную работу. Каждый
методист представляет эту
Бантова М.А.
и Бельтюкова Г.В. считают, что на
первый план в подготовке детей к решению
текстовых задач выходит создание у учащихся
готовность к выбору арифметических действий,
а так же изучение с детьми правил нахождения
компонентов, формирование умения устанавливать
связи между данными и неизвестными, компонентами
и результатами арифметических действий
и др. Истомина Н.Б. предполагает, что в
подготовительной работе должно быть
отведено значительное место и развитию
основных мыслительных операций, навыков
чтения, умения переводить текстовые ситуации
в модели и др.
2.2 Введение
понятия «задача» и
Истомина
Н.Б. считает, что работа, проведенная
на подготовительном этапе к
знакомству с текстовой
При этом
существенным является не
Провести
первый урок по этой теме
довольно сложная методическая
задача для учителя. Важно,
чтобы в результате проведённой
работы учащиеся осознали - на что будет
направлена их дальнейшая деятельность.
Предлагаем детям сравнить тексты [10, 49]:
Какой текст
можно назвать задачей, а
Маша нашла
7 лисичек, а Миша на 3 лисички
больше.
Маша нашла
7 лисичек, а Миша 5. Сколько всего
лисичек нашли Миша и Маша?
Этим задание
учитель должен вывести детей
на обсуждение структуры
Можно ли
назвать текст задачей, если
в нём нет вопроса? Если да,
то что вы скажете о таких
текстах:
Сколько всего
учеников в классе?
На сколько
больше марок у Пети, чем у
Иры?
Можно ли
назвать текст задачей, если
в нём только вопрос?
После этого
дети формулируют вывод: любая
задача состоит из условия
и вопроса.
После этого
предлагаем им составить
Для осознания
учащимися взаимосвязи между
условием и вопросом, детям предлагается
задание:
Будут ли
эти тексты задачами?
На одной
тарелке 3 огурца, а на другой 4.
Сколько помидоров на двух
тарелках?
На клумбе
5 тюльпанов и 3 розы. Сколько пионов
росло на клумбе?
Учащиеся
должны заметить, что ответить
на вопрос, поставленный в задачах,
мы не сможем, пользуясь данным
условием. Можно предложить изменить
вопрос задачи и сделать вывод,
На втором
этапе детей можно познакомить с проверкой
решения задачи. В данном случае это будет
практический способ. Привлекать самых
слабых учеников к выполнению практической
проверки, т.к. это решение задачи на уровне
предметных действий.
На одном
проводе сидело 9 ласточек, а на другом
7 воробьёв. Сколько всего птиц сидело
на проводах?
Вызванный
ученик выкладывает на доске
9 кругов, обозначающих ласточек, затем
7 кругов, обозначающих воробьёв, и
показывает движение рук всех
птиц, которые сидели на проводах.
Но привлекать к этому следует только
тех, кто не справился с записью решения.
Средством
организации этой деятельности
могут быть специальные
Для приобретения
опыта в семантическом и математическом
анализе текстов задач (простых и составных)
используется прием сравнения текстов
задач. Предлагаются такие задания:
Чем похожи
тексты задач? Чем отличаются?
Какую задачу ты можешь решить?
Какую не можешь? Почему?
На одном
проводе сидели ласточки, а на другом –
7 воробьёв. Сколько всего сидело птиц
на проводах?
На одном
проводе сидело 9 ласточек, а на
другом 7 воробьёв. Сколько всего
сидело птиц на проводах?
Подумай,
будут ли эти тексты задачами?
На одной
тарелке 3 огурца, а на другой – 4. Сколько
помидоров на двух тарелках?
На клумбе
росло 5 тюльпанов и 3 розы. Сколько
тюльпанов росло на клумбе?
Эти задания
позволяют школьникам сделать
первые шаги в осмыслении
С целью
формирования умения выбирать арифметические
действия для решения задач, предлагаются
задания, в которых используются приемы
[7, 212]:
выбор схемы:
В портфеле
14 тетрадей. Из них 9 в клетку, остальные
в линейку. Сколько тетрадей
в линейку лежит в портфеле?
Маша нарисовала
к задаче такую схему:
9 т. ?
14 т.
Миша –
такую:
?
14 т. 9 т.
Кто из
них невнимательно читал
выбор вопросов
От проволоки
длиной 15 дм отрезали сначала
2 дм, потом ещё 4 дм.
Подумай,
на какие вопросы можно
Сколько всего
дециметров проволоки отрезали?
На сколько
дециметров проволока стала
Сколько дециметров
проволоки осталось?
выбор выражений
На велогонках
стартовало 70 спортсменов. На первом
этапе с трассы сошли 4 велосипедиста,
на втором – 6. Сколько спортсменов пришло
к финишу?
Выбери выражение,
которое является решением
6+4 6-4 70-6
70-6-4 70-4-6 70-4
выбор условия
к данному вопросу
Подбери условие
к данному вопросу и реши
задачу.
Сколько всего
детей занимается в студии?
В студии
30 детей, из них 16 мальчиков.
В студии
мальчики и девочки. Мальчиков
на 7 меньше, чем девочек.
В студии
8 мальчиков и 20 девочек.
В студии
8 мальчиков, а девочек на 2 больше.
В студии
занимаются 8 мальчиков, а девочек
на 2 меньше.
выбор данных
На аэродроме
было 75 самолётов. Сколько самолётов
осталось?
Выбери данные,
которыми можно дополнить
Утром прилетело
10 самолётов, а вечером улетело
30.
Улетело на
20 самолётов больше, чем было
Улетело сначала
30 самолётов, а потом 20
изменение
текста задачи в соответствии
с данным решением
Подумай,
что нужно изменить в текстах
задач так, чтобы выражение 9-6
было решением каждой?
На двух
скамейках сидели 6 девочек. На
одной из них 9. Сколько девочек
сидело на второй скамейке?
В саду 9 кустов
красной смородины, а кустов
чёрной смородины на 6 больше. Сколько
кустов чёрной смородины в
саду?
В гараже
9 легковых машин и 6 грузовых. Сколько
всего машин в гараже?