Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа
Гипотеза: Если изучать понятие задачи и её решения последовательно, поэтапно, предлагая, соответствующие каждому этапу разнообразные методические приёмы, то учащиеся будут знать, что задача состоит из условия и вопроса, которые взаимосвязаны, что существуют простые и составные задачи, что в задаче есть известные (данные) величины и неизвестные и среди неизвестных есть искомое, что ответ на требование задачи получается в результате её решения и др. Так же учащиеся будут уметь решать текстовые задачи различными способами. У них будут развиваться основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, аналогия, абстракции), зрительная и слуховая память, устная монологическая речь, произвольное внимание, воображение, воспитываться трудолюбие, любовь к окружающему миру, усидчивость, любознательность, терпение, настойчивость и др.
Введение
Глава 1. Методико-математическая характеристика основных понятий исследования
1.1 Понятие «задача» в начальном курсе математики
1.2 Различные подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач
Глава 2. Последовательность изучения понятия задачи и её решения в начальных классах
2.1 Подготовительный этап к введению понятия «задача»
2.2 Введение понятия «задача» и методические приёмы обучения решению простых задач
2.3 Понятие «составная задача» и различные подходы к изучению этого понятия
Заключение
Список литературы
Приложение
постановка
вопроса, соответствующего
Коля выше
Пети на 20 см, а Петя выше Вовы
на 7 см. Рассмотри схему и подумай,
на какой вопрос можно
20 см
К.
П. 7см
В.
объяснение
выражений, составленных по
Фермер отправил
в магазин 45 кг укропа, петрушки
на 4 кг больше, чем укропа, и 19
кг сельдерея. Сколько всего
килограммов зелени отправил
фермер в магазин? Что
45-1945+1945+445-4
выбор решения
задачи
Курица легче
зайца на 4 кг, а заяц легче собаки
на 8 кг. На сколько собака тяжелее
курицы? На сколько курица легче
собаки?
Маша решила
задачу так:
8+4=12 (кг)
К.
З.
С.
А Миша
– так: 8-4=4(кг)
Кто прав:
Миша или Маша?
Для организации
продуктивной деятельности
Работу с
обучающими заданиями на уроке
целесообразно организовать
Чтобы увеличить
степень самостоятельности учащихся
при анализе текста задачи, целесообразно
записать его на доске и предложить детям
самостоятельно решить задачу.
По мере
приобретения учащимися опыта
в семантическом и
Приоритет
обучающих заданий ни в коей
мере не снижает
Организуется
работа с задачами, математическое
содержание которых связано с
новыми понятиями и
Тем не
менее, нельзя не учитывать, что,
приступая к изучению нового блока понятий,
дети уже знакомы со структурой задачи,
с ее решением, приобрели некоторый опыт
в анализе ее текста и в его интерпретации
в виде схематической и символической
моделей.
Поэтому уже
на этапе усвоения новых математических
понятий им предлагаются обучающие задания,
связанные с решением задач, в которых
используются различные методические
приемы.
Бантова М.А.,
Бельтюкова Г.В. [2, 176] предлагают
на этой второй ступени
В методике
работы на этой ступени
ознакомление
с содержанием задачи;
поиск решения
задачи;
выполнение
решения задачи;
проверка
решения задачи.
Выделенные
этапы органически связаны между собой,
и работа на каждом этапе ведется на этой
ступени преимущественно под руководством
учителя.
На предыдущих
уроках проводилась большая
Теперь можно
познакомить учащихся с
Введенные
понятия особенно хорошо
Далее предлагаются
подготовительные задачи на
На этих
уроках надо начать работу
по овладению детьми теми
Мне известно:
Варя склеила 5 фонариков для
елки, а Алена — 3 фонарика —
это условие. Надо узнать: сколько
всего фонариков склеили
Сначала слова
подсказывает учитель, потом
Чтобы сделать
анализ задачи осознанным, целесообразно
предлагать задачи с одним
данным, без числовых данных, с лишними
данными, с вопросом, который стоит в начале
задачи или в середине условия. Например:
Сколько сдачи
дали Юре, если он дал продавцу
10 р., а за булку должен заплатить
5 р.?
У Даши
было 8 открыток. Сколько открыток
у нее стало, если в день
рождения ей подарили еще 2 открытки?
Включение
таких задач предупреждает
Таким образом,
постановка различных заданий,
в процессе выполнения которых
учащиеся приобретают опыт
Но каждый
раз следует вдумчиво
2.3 Понятие «составная
задача» и различные подходы к изучению
этого понятия
Текстовая
задача будет называться
состоит из
простых задач;
решается
в несколько действий (2 и более);
можно решить
разными способами;
одно и
то же решение можно записать по разному.
Белошистая
А.В. предлагает при
1. Рассмотрение
двух простых задач с
Ежик нашел
2 белых гриба и 4 подосиновика. Сколько
он нашел грибов?
2 + 4 = 6(гр.)
Ежик нашел
6 грибов. 3 гриба он отдал белочке.
Сколько грибов у него
6-3-3(гр.)
Педагог рассматривает
с детьми оба текста простых
задач, предлагая определить, чем
они похожи и чем отличаются. Затем
предлагает объединить оба сюжета в одном
тексте, получая таким образом составную
задачу:
Ежик нашел
2 белых гриба и 4 подосиновика.
3 гриба он отдал белочке.
1) 2 + 4 = 6(гр.) 2)6-3-3(гр.)
2. Рассмотрение
простой задачи с последующим преобразованием
её в составную путем изменения её вопроса.
Столяр сделал
8 книжных полок, а кухонных
— на 3 меньше. Сколько кухонных
полок сделал столяр?
После ее
решения, учитель предлагает
3.Рассмотрение
сюжета с действием,
В автобусе
было 6 пассажиров. На первой остановке
вошли еще 4 пассажира, а на
второй — еще 1. Сколько пассажиров
стало в автобусе?
При анализе
текста педагог обращает внимание учащихся
на то, что входили и выходили пассажиры
не одновременно, а на разных остановках.
Поэтому для ответа на вопрос задачи нужно
выполнить два действия:
1) 6 + 4= 10(п.)
2) 10+ 1 = 11 (п.)
После того,
как задача решена, полезно сравнить ее
с простой задачей:
В автобусе
было 6 пассажиров, на остановке вошло
еще 5. Сколько пассажиров стало
в автобусе?