Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 10:01, курсовая работа
Гипотеза: Если изучать понятие задачи и её решения последовательно, поэтапно, предлагая, соответствующие каждому этапу разнообразные методические приёмы, то учащиеся будут знать, что задача состоит из условия и вопроса, которые взаимосвязаны, что существуют простые и составные задачи, что в задаче есть известные (данные) величины и неизвестные и среди неизвестных есть искомое, что ответ на требование задачи получается в результате её решения и др. Так же учащиеся будут уметь решать текстовые задачи различными способами. У них будут развиваться основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификация, обобщение, сравнение, аналогия, абстракции), зрительная и слуховая память, устная монологическая речь, произвольное внимание, воображение, воспитываться трудолюбие, любовь к окружающему миру, усидчивость, любознательность, терпение, настойчивость и др.
Введение
Глава 1. Методико-математическая характеристика основных понятий исследования
1.1 Понятие «задача» в начальном курсе математики
1.2 Различные подходы к обучению младших школьников решению текстовых задач
Глава 2. Последовательность изучения понятия задачи и её решения в начальных классах
2.1 Подготовительный этап к введению понятия «задача»
2.2 Введение понятия «задача» и методические приёмы обучения решению простых задач
2.3 Понятие «составная задача» и различные подходы к изучению этого понятия
Заключение
Список литературы
Приложение
по дисциплине:
«Методика преподавания
ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ
ПОНЯТИЯ ЗАДАЧИ И ЕЁ РЕШЕНИЯ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Приступлюк
Ольга Николаевна
Рязань 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Методико-математическая
характеристика основных понятий исследования
1.1 Понятие «задача»
в начальном курсе математики
1.2 Различные
подходы к обучению младших
школьников решению текстовых
задач
Глава 2. Последовательность
изучения понятия задачи и
её решения в начальных классах
2.1 Подготовительный
этап к введению понятия «задача»
2.2 Введение
понятия «задача» и
2.3 Понятие «составная
задача» и различные подходы
к изучению этого понятия
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
В начальной
школе задачи выполняют не
только функцию
Тема данной
курсовой работы является
Учителю необходимо
сформировать умение решать
Объект исследования:
процесс обучения младших школьников
решению текстовых задач.
Предмет исследования:
цели и содержание этапов
Цели исследования:
Познавательная
– исследовать цели и содержание этапов
изучения понятия задачи и её решения
в начальных классах.
Практическая
– разработать фрагменты
Задачи:
изучить методико-
описать различные
методические подходы обучения младших
школьников решению текстовых задач;
отобрать
учебно-методический материал
Гипотеза: Если
изучать понятие задачи и её
решения последовательно, поэтапно,
предлагая, соответствующие каждому этапу
разнообразные методические приёмы, то
учащиеся будут знать, что задача состоит
из условия и вопроса, которые взаимосвязаны,
что существуют простые и составные задачи,
что в задаче есть известные (данные) величины
и неизвестные и среди неизвестных есть
искомое, что ответ на требование задачи
получается в результате её решения и
др. Так же учащиеся будут уметь решать
текстовые задачи различными способами.
У них будут развиваться основные мыслительные
операции (анализ, синтез, классификация,
обобщение, сравнение, аналогия, абстракции),
зрительная и слуховая память, устная
монологическая речь, произвольное внимание,
воображение, воспитываться трудолюбие,
любовь к окружающему миру, усидчивость,
любознательность, терпение, настойчивость
и др.
Глава 1. Методико-математическая
характеристика основных
1.1 Понятие «задача»
в начальном курсе математики
С термином
«задача» люди постоянно
Отдельно
стоят математические задачи, решение
которых достигается специальными математическими
средствами и методами. Среди них выделяют
задачи научные, решение которых способствует
развитию математики и ее приложений,
и задачи учебные, которые служат для формирования
необходимых математических знаний, умений
и навыков.
Учебные математические
задачи различаются по
Любое математическое
задание можно рассматривать
как задачу, выделив в нём условие,
т.е. ту часть, где содержатся
сведения об известных и неизвестных
значениях величин, об отношениях между
ними, и требование – все неизвестные
величины или отношения между ними, которые
надо найти.
Математические
задачи, в которых есть хотя
бы один объект, являющийся реальным
предметом, принято называть текстовыми.
Текстовой
задачей будем называть [6, 3] описание
некоторой ситуации (явления, процесса)
на естественном и (или)
Придерживаясь
современной терминологии, можно
сказать, что текстовая задача
представляет собой словесную
модель ситуации, явления, события,
процесса и т.п. Как в любой
модели, в текстовой задаче
Основная
особенность текстовых задач
состоит в том, что в них
не указывается прямо, какое
именно действие (или действия) должно
быть выполнено для получения
ответа на требование задачи.
В каждой
задаче можно выделить:
числовые
значения величин, которые
некоторую систему
функциональных зависимостей в неявной
форме, взаимно связывающих искомое
с данными и данные между собой;
требование, которое
надо выполнить, или вопрос, на который
надо найти ответ.
Числовые
значения величин и
Требования
могут быть сформулированы как
в вопросительной, так и в повествовательной
форме. Величину, значения которой
требуется найти, называют
Текстовые
задачи имеют и другие
Л.М. Фридман
называет такие задачи
Если примерно
до XIX в. цели решения этих задач
были чисто практические: научить
решать задачи, которые часто встречаются
в жизненной практике, то затем эти цели
значительно расширились и, кроме практических
целей, они начинают использоваться как
важное общеобразовательное и методическое
средство.
Л.М. Фридман
так описывает происхождение понятия
«задача» [16, 63]: проблемная ситуация образуется
из следующих компонентов: действующего
субъекта С, цели его деятельности — объекта
О, на который направлена деятельность
субъекта С, и преграды (затруднения) П.
Однако указанное
условие возникновения проблемной ситуации
(наличие преграды на пути осуществления
цели деятельности) является лишь необходимым,
но недостаточным для того, чтобы субъект
действительно «вошел» в проблемную ситуацию.
Надо чтобы он осознал, заметил эту преграду
и чтобы захотел устранить (преодолеть)
ее. Следовательно, проблемная ситуация
— это не просто затруднение, преграда
на пути деятельности субъекта, а осознанное
им затруднение, способ устранения которого
он желает найти. Только в этом случае
у субъекта возникает активная мыслительная
деятельность. Он пытается «децентрироваться»
от ситуации: до сих пор субъект был центром
этой ситуации, а теперь хочет выйти за
ее пределы, чтобы взглянуть на нее со
стороны. Для этого он как бы «раздваивается»:
наряду с физическим субъектом, находящимся
в проблемной ситуации, возникает «мыслящий»
субъект М, который рассматривает и анализирует
возникшую ситуацию как бы со стороны,
выявляет все ее составные части, связи
и отношения между ними, характер и особенности
преграды. Результат этого анализа М выражает
на каком-то языке (обычно на естественном).
Тем самым
возникает описание проблемной
ситуации, т.е. ее знаковая модель
— это и есть задача. Итак, генезис
задачи можно рассматривать
Известный
русский методист В.А.
Итак, понятие
«задача» имеет несколько
1.2. Различные
подходы к обучению младших
школьников решению текстовых
задач
Вопрос о
том, как научить детей
Один подход
нацелен на формирование у
учащихся умения решать задачи
определенных типов и видов
(методисты, следующие этому
Дети сначала
учатся решать простые задачи
а затем составные, включающие
в себя различные сочетания
простых задач.
Процесс обучения
решению простых задач
первая группа
включает простые задачи, при
решении которых дети
вторая группа
включает простые задачи, при
решении которых учащиеся