Формирование орфографических умений в процессе изучения темы "Безударные гласные в корне слова"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ 4
1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4
1.2. Основные принципы русской орфографии 5
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 13
2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13
2.2. Сущность орфографического правила. 18
2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22
ГЛАВА III. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25
3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28
3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37
3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43
3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 67

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Формирование орфографических умений в процессе изучения темы безударных гласных в корне слова (1).doc

— 335.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, одним из видов орфографических упражнений является списывание.

     Орфографический разбор следует проводить на достаточно насыщенном в орфографическом отношении  тексте, по такому, например, плану:

     1. Учащиеся отыскивают в тексте  данные орфограммы: эти орфограммы  можно не только выделить и назвать, но и подчеркнуть их, если работа идет по тетради, или отметить точками, или выписать в тетрадь, если работа ведётся по печатному тексту.

     2. Ученики обозначают орфограммы, формулируют правила, сопоставляют  это написание с другими, аналогичными, уже разобранными на уроке.

     Орфографический и грамматический разбор как упражнения по форме и содержанию очень близки между собой: они могут применяться  как самостоятельные упражнения или входить в упражнения другого  рода в качестве их элементов. Последнее имеет место, например, при предупредительном или объяснительном диктанте, при раздаче тетрадей после проверки письменных работ, в работе над ошибками.

     Орфографический разбор можно связать с чтением, если, например, в тексте встречается значительное количество случаев на изучаемую орфограмму или на проходимые в данный момент разделы программы по грамматике, связанные по своему содержанию с орфографией.

     Орфографический разбор находит себе применение также  при проверке домашнего задания, при объяснении нового материала, при закреплении и повторении. Упражнения в орфографическом разборе могут состоять как в разборе всех орфограмм, встречающихся в тексте, так и в разборе лишь орфограмм одного какого-либо рода, что определяется целями и характером каждого данного урока. Орфографический разбор должен применяться систематически, в течение всего периода обучения орфографии. Но посвящать целый урок только орфографическому разбору нецелесообразно,  в один приём на него может затрачиваться 10-15 минут. Таким образом остается время для других упражнений.

     Особенности проведения некоторых видов грамматического  разбора находятся в тесной взаимосвязи: разбор по составу слова с орфографическим  разбором, проведение синтаксического  разбора в совокупности с морфологическим, орфографического с опорой на разбор по составу слова.

     Большую помощь в решении орфографических  задач оказывают опорные схемы. Для правописания корня и окончания  используются также схемы.

     Орфографический разбор проводится в процессе комментированного  письма. Этот вид письма строится на основе проговаривания по слогам. Учащиеся не просто проговаривают предложенные слова и предложения, но обосновывают правописание правилами, подбором проверочных слов. Здесь очень важно, чтобы все работали одновременно с комментатором, не отставая и не забегая вперед. Сначала комментируют сильные учащиеся, постепенно включаются и все остальные. Этот вид письма развивает внимание к слову, его значению, сообразительность, речь, фонематический слух, мышление.

     Большая самостоятельность учащихся в процессе письма с использование следующих алгоритма:

    • проговариваю
    • определяю орфограмму
    • вспоминаю правило
    • применяю его
    • пишу
    • проверяю

     Упражнение 1.

     Спишите только однокоренные слова, докажите их родственность.

     Дорогой, дороже, дорожка. Смех, смешить, смешать. Ползти, ползучий, полезный.

     Упражнение 2.

     Выпишите  сначала пары слов, проверяемые одним  проверочным словом, а потом пары слов, проверяемые разными словами.

     Пос…дела  от горя.

     Пос…дела  на скамейке.

     Девочка выгл…нула.

     Солнце  выгл…нуло.

     Сл…зать по лестнице.

     Сл…зать сметану.

     Для осознания способов проверки использовались упражнения, связанные с орфографическими наблюдениями.

     Упражнения 1.

     Измените  словосочетание по образцу, вставляя пропущенные  буквы. Подчеркните проверочные  слова. Как вы подобрали проверочные слова?

     Образец: м…ховая шапка – шапка из меха

     ст…льные  рельсы - …,

     ш…рстяной платок - …,

     д…ревянная  постройка - …,

     м…сные  котлеты - …,

     з…лотое кольцо - … .

     Упражнение 2.

     В каждой паре родственных слов подчеркните  проверочные слова для безударного гласного в корне слова. Назовите способ проверки.

     Осенние краски – краски осени,

     звериный  след – след зверя,

     городская улица – улица города,

     лесной  житель – житель леса

     морской берег – берег моря.

     Приём постановки орфографической цели был  направлен на выработку у детей орфографической зоркости.

     Для закрепления орфографического навыка использовались также слова, содержащие в себе сразу несколько орфограмм, над которыми велась работа одновременно.

     Упражнение 1.

     Найдите в словах несовпадение звучания и написания. Устно докажите правильность написания.

     Молодёжь, город, кадушка, головка, полоска, площадка, снежки.

     Упражнение 2.

     Подберите такое слово, чтобы оно было проверочным  для звонких и глухих согласных, для безударных гласных.

     Девчата, девчонки – девочки,

     легко - …, поезд - …,

     молот - …, голубка - … .

     Упражнение 3.

     Проверьте написание звонких и глухих согласных, подчеркните в проверочных словах безударные гласные.

     Просьба – просить, след – следить, пост - …, глаз - …, лошадка - … .

     Еще один способ обучения орфографии – это запоминание графического состава слова, его «образа». К данному способу обучения относятся такие методические приемы, как разнообразные приемы списывания, зрительные диктанты, использование «Орфографического словарика», проговаривание слова, вывешивание плакатов, приемы самопроверки и другие.

     Любой метод, в том числе и метод  запоминания, должен быть целенаправленным и содержать в себе все элементы сознательности, которые повышают уровень  запоминания. Простейший прием в  данном методе – требование, установка: «Запомни, как пишутся проверяемые правилом эти слова».

     Запоминанию способствуют такие виды работ учащихся, как обращение к орфографическому словарику, проверка слов по словарю, запись трудных непроверяемых слов по памяти с последующей проверкой по словарю.

     Запоминанию орфографии способствуют и такие  упражнения как орфографические  пятиминутки, проводимые в начале урока  и состоящие из устного проговаривания трудных слов, в записи некоторых  из них, различные варианты грамматического разбора, и другие.

     Упражнение  на запоминание – это отнюдь не только списывание, система запоминания  орфографии пронизывает все уроки  русского языка.

     Установлено, что в запоминании правописания слов, их сочетаний действуют факторы  – зрительный, слуховой, рече-двигательный, рукодвигательный и мыслительный.

     Ученики запоминают зрительный «образ» слова, его общий вид, при побуквенном, орфографическом проговаривании запоминают также движения органов аппарата речи и пишущей руки.

     Нередко можно услышать, что для выработки орфографического навыка нужно много писать, и что школьник сам может запомнить правописание слов. Писать действительно нужно много, но не следует полагаться на одно лишь непроизвольное запоминание орфограмм.

     Отсюда  следует, что к числу упражнений на запоминание относятся лишь такие упражнения, которые опираются на произвольное запоминание, то есть требуют от ученика не только письма, но и каких-либо сознательных операций.

     Упражнения  творческого характера  при обучении орфографии.

     Это самый трудный вид письма, требующий внимания, умения рассредоточить его и на составление предложений, и на запись своих предложений (диктуется каждое слово по слогам), и на логику изложения.

     Самые легкие творческие работы – это  составление предложений по опорным  словам. Очень любят дети писать творческие диктанты. Дети часто спрашивают, как написать то или иное слово. Это показатель вдумчивого, сознательного отношения к работе. Обязательна проверка работы. Можно предложить детям пользоваться такой памяткой при проведении творческих работ:

    • Составь рассказ.
    • Выдели первое предложение. Вспомни три правила о предложении.
    • Запиши, диктуя себе по слогам. Где нужно, подбери проверочные слова.
    • Проверь по слогам каждое слово.
    • Проверь, все ли нужные мысли ты записал.

     Развивать сознательное восприятие слова помогают грамматические зарядки, которые включаются в уроки русского языка. В чем их суть? Произносится слово, одновременно на доске изображается его схема (в виде прямоугольника). Дети вдумываются в смысл, определяют с маленькой или большой буквы писать и почему.

     Развитию  речи способствуют упражнения типа орфографических задач. Под ними понимается выполнение сложных действий на основе применения правил способов проверки. Решение орфографических задач обеспечивает наивысшую осознанность в работе по орфографии по сравнению с другими способами ее усвоения. Как и всякая задача, орфографическая задача содержит данные условия, решения и вопросы (то, что нужно знать).

     Трудность орфографической задачи состоит  в том, что школьник в сущности должен сам перед собой поставить эту задачу. Школьник должен:

  • Найти орфограмму в слове.
  • Определить ее тип; проверяемая или нет, если проверяемая, то определить, к какой орфографической теме относится.
  • Определить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы.
  • Определить «шаги», ступени решения задачи и их последовательность.
  • Решить задачу.
  • Написать слово в соответствии с решением своей орфографической задачи.

     Примеры орфографических задач: вставить в  нижеприведенных словах пропущенные  буквы и доказать правильность написания, составить из данных слов возможные словосочетания, а затем и предложения.

     Раз…вается (флаг, промышленность); сп…шите (в школу, здание).

     Дети  пишут:

     Развевается (веет) флаг. На здании развевается российский флаг. Развивается (развитие) промышленность. В нашей стране промышленность с каждым годом развивается.

     Решение орфографических задач – это  один из эффективных путей обучения орфографии, который вводится в орфографию и приносит реальные результаты. 
 

     Работа  над Безударными гласными в корне слова.

     «Как  известно, навыки грамотного письма формируются  в процессе упражнений, причем прочность  этих навыков находится в прямой зависимости от числа «встреч» учащихся с трудными орфограммами» (Д.Н. Богоявленский). Каждый учитель знает: чем больше дети пишут, тем прочнее их навыки.

Информация о работе Формирование орфографических умений в процессе изучения темы "Безударные гласные в корне слова"