Формирование орфографических умений в процессе изучения темы "Безударные гласные в корне слова"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ 4
1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4
1.2. Основные принципы русской орфографии 5
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 13
2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13
2.2. Сущность орфографического правила. 18
2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22
ГЛАВА III. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25
3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28
3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37
3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43
3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 67

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Формирование орфографических умений в процессе изучения темы безударных гласных в корне слова (1).doc

— 335.50 Кб (Скачать)

     Во-первых, орфограмма – это написание, требующее проверки, та буква, то сочетание букв, та морфема, та позиция между словами, тот стык морфем, то место разделения слова при переносе на другую строку, которые нуждаются в проверке и обосновании; во-вторых, в орфограмме всегда есть не менее двух возможных вариантов написания, один из которых (правильный!) выбирает пишущий.

     Для пишущего орфограмма всегда несёт в  себе задачу, которую надо решить соблюдая:

     а) требования орфограмм, т.е. выбора правильного написания из двух или нескольких, допускаемых графикой;

     б) требования точной передачи смысла, содержания мысли.

     Следует различать теоретические и практические орфограммы. Теоретической считается такая орфограмма, которая может привести к ошибке, на самом же деле никогда не приводит к ней. Например, теоретически, дети могут написать глагол «бегут» с буквой «д» – «бегуд», на самом же деле такая ошибка маловероятна. Однако, граница между теоретическими и практическими орфограммами условна: многие орфограммы, признаваемые в средних и старших классах теоретическими, в начальных классах являются практическими. Так, в начальных классах (особенно в первом) пишут «майя», «друзьйя», «од дома» и т.п., что отражает стихийное стремление детей писать фонетически. Следовательно, теоретические орфограммы тоже нужно уметь видеть, особенно учителю.

2.3. Психологические  особенности процесса  письма 
у младших школьников

     Каждый  учитель современной школы знает, что нередко приходится много  раз повторять с учащимися  один и тот же материал по грамматике и всё же он  остаётся не усвоенным. Дети как будто знают правило, правильно его формулируют, приводят слова или предложения, иллюстрирующие правило, но в диктантах нарушают его, а при более самостоятельной работе не умеют орфографически грамотно и толково изложить свои мысли. В чем причина такого явления?

     На  уроке ученик пишет, читает, отвечает на вопросы учителя, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Часто он не может сосредоточить  внимание, мысль, напрячь свою память. Подобную работу ученика на уроке русского языка следует назвать пассивной. Конечно, что-то ученик при этом усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний и навыков.

     Активность  же при усвоении материала требует внимания к изучаемому, заданиям учителя, формулировкам правил и заданий учебника. Для всего этого необходимо напряжение ума и воли учащихся. Как известно, К.Д.Ушинский считал внимание единственной дверью, через которую впечатления жизни входят в душу ребёнка. Внимание – это сосредоточенность сознания на чём-либо. Сосредоточить его нельзя без известного напряжения воли, без определенной активности слушающего, читающего, пишущего ученика. Вот почему современные психологи, изучающие процессы усвоения детьми знаний, придают большое значение воспитанию у детей внимания.

     В процессе обучения орфографии большое  значение имеет развитие у детей  памяти, формирование у них установки  на запоминание. А что необходимо знать нам о памяти, чтобы помочь детям усвоить грамотное письмо?

     Прежде  всего то, что память бывает разной. «О, память сердца, ты сильней рассудка памяти печальной», - писал Батюшков. Значит, есть «память сердца» –  эмоциональная память и «память  рассудка» – логическая, смысловая  память. Кроме того, есть память на запахи и на вкусовые ощущения, память зрительная, звуковая и двигательная.

     Слуховая память заключается в запоминании на слух фонем в морфемах. Осуществляется их запоминание в процессе письма, т.е. при передаче фонем с помощью букв. На уроках для этого используются различные виды диктантов.

     Зрительная память проявляет себя в процессе письма по слуху и при списывании. На уроках зрительная память проявляет себя при использовании различных видов списывания, а также диктантов со зрительной подготовкой.

     Речедвигательная память (кинестезическая) опирается на послоговое орфографическое проговаривание слов, в результате которого закрепляется фонемный состав изучаемого слова в мускульных движениях органов речи. Речедвигательная память используется при обучении детей правописанию слов с непроверяемыми орфограммами.

     Моторная память заключается в многократной записи одного и того же слова учеником. Методика и школьный опыт не располагают данными о количестве необходимых повторных записей того или иного слова.

     Посмотрев около тридцати тетрадей, в которых ученики пять раз подряд писали слово «велосипед», мы наблюдали следующее: в первых двух воспроизведениях из пяти велосипед стойко оставался самим собой, начиная с третьего у части школьников обращался в велосипет, вилосипет а до пятого доходил с более существенными изменениями. Ориентировка на «память руки» оказывается недостаточной: механическая память утомляет, внимание «соскальзывает» и велосипед «укатывается» из-под контроля.

     К.Д.Ушинский предупредил учителей, что из учения не следует делать только игру или забаву, что это серьёзный труд, требующий напряжения сил. Если учитель не научит учащихся тщательно исправлять ошибки, указывая при этом на их характер, то ошибки не исчезнут в письменных работах.

     Итак, внимание к слову, установка на запоминание, активность мыслительных процессов, сознательное отношение к работе, волевое напряжение – всё это имеет большое значение в формировании орфографических навыков у младших школьников.

 

Глава III. методика работы над  формированием орфографических навыков у младших школьников

3.1. Условия формирования  орфографических  навыков 
у младших школьников

     Как же решается проблема формирования у  учащихся навыков в педагогической теории и практике?

     Как педагогическая наука, так и школьная практика в последние годы значительно продвинулась в вопросе определения рациональных способов формирования у школьников учебных навыков. Данные исследований, проведённых учеными-психологами и учёными-методистами, подтверждают, что только система упражнений обеспечивает овладение учащимися навыками грамотного письма.

     При проведении упражнений в определённой системе необходимо учитывать специфические  условия работы с той или иной группой учащихся, а именно:

     1. Степень подготовленности учащихся, состояние их знаний и навыков в области орфографии.

     2. Уровень речевой культуры.

     3. Условия языковой среды, окружающей детей.

     Успешному обучению правописанию способствует:

     а) тщательный отбор дидактического материала;

     б) разнообразие упражнений, опирающихся  на правила и различные виды памяти;

     в) постепенное усложнений орфографических  знаний;

     г) усиление роли самостоятельности учащихся в выполнении орфографических заданий.

     Применение  разнообразных приемов и упражнений – обязательное условие успешной работы по орфографии. Но в выборе приёмов не должно быть самотёка. При определении того, какой именно приём или какого рода упражнение нужно применить в каждом конкретном случае, необходимо учитывать разнообразные особенности каждого из них. Целесообразность применения того или иного приёма, упражнения с точки зрения методической определяется такими условиями, как:

     а) степень соответствия его проходимому  в данный момент материалу;

     б) подготовленность учащихся к усвоению данного учебного материала;

     в) доступность приёма с точки зрения тех навыков самостоятельной работы, которыми уже владеют учащиеся;

     г) последовательность в применении отобранных с определенной целью приёмов.

     Представление о последовательности упражнений и  их соответствие целям и задачам  обучения на различных этапах усвоения навыков может дать таблица.

Последовательность  упражнений в процессе усвоения 
учащимися навыков

Дидактическая цель (задача)       
Актуализация  опорных знаний и навыков Подготовительные  упражнения
Усвоение  знаний (правил, понятий) Вводные упражнения (познавательные, мотивационные)
Первичное применение знаний Пробные упражнения
Овладение навыками в стандартных условиях Тренировочные упражнения (по образцу, инструкции, заданию)
Творческий  перенос знаний и навыков в  нестандартные условия (усвоение умений) Творческие  упражнения
Контроль, коррекция навыков и умений Контрольные упражнения
 

     Дадим краткую характеристику каждому  из видов упражнений. Подготовительные упражнения имеют своей целью  подготовить школьников к восприятию новых знаний и способов их применения на практике. Такие упражнения имеют в основном репродуктивный характер. Самостоятельность учащихся при их выполнении минимальная.

     Вводные упражнения применяются для того, чтобы создать у учащихся проблемную ситуацию как способ мотивации учения, подготовить условия для самостоятельного поиска новых способов выполнения действий или формирования соответствующего правила (алгоритма), подвести учащихся к пониманию опорного теоретического материала, подготовить их к осмыслению правила, закона, являющегося основой для усвоения навыков.

     Пробные упражнения – это самые первые задания на применение только что полученных знаний. Их используют тогда, когда новый материал усвоен ещё непрочно и учащиеся могут допустить ошибки в его применении.

     Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков в стандартных условиях. От проблемных они отличаются большей степенью самостоятельности и инициативы учащихся в их выполнении, а также большим разнообразием заданий, сложностью, и трудность выполнения которых нарастает.

     Дидактическая цель творческих упражнений заключается в том, чтобы сформировать у учащихся умение правильно и быстро решать проблемы на основе творческого применения полученных знаний и приобретенных навыков.

     Контрольные задания носят главным образом обучающий характер. Это комплексные задания, в которых сочетаются репродуктивные и творческие элементы. Контрольные задания должны быть средней трудности и состоять из типовых ситуаций без особого усложнения содержания.

     В этом трудность для учащихся, которая преодолевается только тренировочными упражнениями.

     Работа  над предложениями особенно уместна  при изучении правописаний окончаний, а также частиц и союзов. Учащиеся составляют собственные примеры (иногда по образцам), заменяют или вставляют  отдельные слова в предложении и т.д.

     Работа  над связной речью ведется  исходя из того, какие задачи ставятся по развитию связной речи. Работа по орфографии осуществляется попутно. Готовя учащихся к очередному изложению  и сочетанию, учитель, с одной  стороны систематически ведёт работу над орфографическими ошибками, допущенными в последней работе, с другой, - систематически ведёт работу по предупреждению орфографических ошибок в очередном изложении или сочетании.

     Учитель, формируя орфографический навык, должен всегда стремиться к тому, чтобы учащиеся умели ставить перед собой конкретную учебную задачу, решать эту учебную задачу рациональным способом, контролировать себя. В таком случае учитель будет осуществлять воспитание культуры умственного труда, что является составной частью умственного и трудового воспитания. Учебный труд при умелой его организации способствует не только формированию навыков рационального умственного труда, но и воспитанию трудолюбия, привычки работать добросовестно, в полную силу, доводя начатое дело до конца. А всё это вместе успешно готовит школьников к самостоятельной трудовой деятельности.

3.2. Типы орфографических  ошибок и причины  их возникновения  у младших школьников

     Орфография  в школе – один из важнейших  разделов курса русского языка; среди языковых умений и навыков учащихся орфографические умения и навыки играют важную роль. Орфография изучается в I-VI(VII) классах, в VII-VIII(IX) классах – повторяется, обобщается. Материал по орфографии не выделен в школе как отдельный самостояте6льный раздел, а дается вместе с материалом по грамматике, фонетике, словообразованию, и опирается на него.

Информация о работе Формирование орфографических умений в процессе изучения темы "Безударные гласные в корне слова"