Формирование орфографических умений в процессе изучения темы "Безударные гласные в корне слова"

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:04, курсовая работа

Описание работы

Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ 4
1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4
1.2. Основные принципы русской орфографии 5
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 13
2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13
2.2. Сущность орфографического правила. 18
2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22
ГЛАВА III. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25
3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28
3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37
3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43
3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 67

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа - Формирование орфографических умений в процессе изучения темы безударных гласных в корне слова (1).doc

— 335.50 Кб (Скачать)

     Итак, морфологический принцип является основным принципом русской орфографии. Как было сказано выше, суть его заключается в том, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково, независимо от того, как они произносятся в том или ином положении.

     Таким образом, на морфологическом принципе основано:

     1) написание проверяемых безударных  гласных и звонких конечных  согласных в корнях слов: сад [сат], сады [с ды], садовод [cъд  вот], ход [хот];

     2) правописание приставок, исключая  приставки на з-: поиграть [пъиграт], пропустил [пръпустил], заход [з  хот].

     3) правописание безударных окончаний  существительных: в городе [в - горъдь], над столом [нът – ст  лом];

     4) правописание суффикса –ок: широк  [шырок], низок [низък];

     5) правописание слов с непроизносимыми согласными: грустно [груснъ], местный [м эсныj];

     6) правописание ассимилированных  согласных: нести [н и с т  и], травка [трафкъ].

     7) написание И после приставок  на твердый согласный и первого  корня, начинающегося с –И-  в сложносокращенном слове: пединститут [п ьдынс т и ту т], дезинформация [д ьзынф  рмацыjь].

     Единство  орфографического облика морфем достигается  тем, что на письме обозначается не произношение в том или ином случае, а фонемный состав морфемы, образуемый сильными фонемами. Поэтому основной принцип русской орфографии можно назвать и фонетическим, понимая под этим принцип передачи на письме фонемного состава морфемы.

     Отступлениями от основного принципа русской орфографии являются фонетический и традиционно-исторический принципы.

     Рассмотрим далее фонетический принцип. Предполагается, что первоначально возникшая у разных народов звуко-буквенная письменность всегда была фонетической: каждый звук речи фиксировался так, как он звучит, так, как его слышит пишущий. И в современном русском письме немало таких написаний, где не возникает никаких расхождений между звучанием и письмом: «луна»; «стул», «мы», «рак» и многие другие. В большинстве слов, наряду с проверяемыми или непроверяемыми орфограммами, остальные звуки обозначаются буквами, в сущности, по фонетическому принципу. Так, в слове «вагон» звук [а] безударный, считается непроверяемым, буква -а- пишется по традиции, но остальные буквы данного слова пишутся в соответствии со звучанием. В сущности, все эти написания должны называться не фонетическими, а фонетико-графическими.

     Фонетико-графические  написания не вызывают у пишущих  затруднений, поэтому обычно их просто не замечают; но в начальных классах  их роль очень велика. Фонетико-графические  написания не противоречат морфологическому принципу русской орфографии, так как не ведут к неодинаковому написанию морфем. Но их опасность в том, что они всё же создают у учащихся иллюзию благополучия, иллюзию соответствия буквы звуку, что на самом деле бывает далеко не всегда.

     Случаи  типа «стол», «рука», «лампа» (фонетические написания) отражают фонемный состав этих слов и не противостоят морфологическому принципу орфографии. Итак, фонетический принцип русской орфографии заключается в том, что в словах пишутся звуки так, как слышатся, т.е. написание передаёт звучание слова.

     На  фонетическом принципе основаны:

     1) написание приставок на з-: без-, воз-, них-, из-, раз-, чрез-, через-. Так,  перед корнем, начинающимся глухим  согласным пишется буква с,  а в остальных случаях сохраняется  з: бесклассовый, безвредный, известить, испить, ниспадать;

     2) написание ударяемых гласных:  дом, лес, сад;

     3) правописание гласных в приставках  раз-, рас-, роз-, рос-: под ударением  слышится О и пишется О; в  безударном положении слышится  А и пишется А: розыск –  разыскивать, роспись – расписка;

     4) написание Ы вместо начального  И в корне после приставок  на твёрдый согласный: играть, но сыграть, искать, но сыскать,  история, но предыстория;

     5) написание под ударением О  и в безударном положении Е  в окончаниях существительных,  прилагательных и наречий после шипящих: душой, но кашей, большой, но рыжего, горячо, свежо, но певуче, бойче;

     6) написание под ударением – ОЙ, в безударном положении – ЫЙ в окончаниях прилагательных, причастий и порядковых числительных: большой, но новый, восьмой, но пятый;

     7) написание Ы после Ц: лисицын,  синицын, сестрицын;

     8) написание Ь после мягкого  Л: соль, уголь, сильный.

     В системе орфографических правил есть и такие, которые опираются  на фонетический принцип и находятся  в резком противоречии с ведущим, морфологическим принципом. Противоречие состоит в том, что морфемы (в данном случае – приставки на - -з) пишутся не единообразно, а в зависимости от произношения, отражая позиционное чередование. Приставки из-, ис-, раз-, рас-, вз-, вс-, через-, черес- и другие морфологическому принципу не подчиняются. Согласно правилу, эти приставки пишутся с буквой З перед гласными или звонкими согласными, а в остальных случаях – с буквой С: «безымянный, но «бесконечный». Нетрудно заметить, что написание З- (С- в этом примере соответствует произношению, т.е. подчинено фонетическому принципу.

     Поскольку правила, опирающиеся на фонетический принцип, противоречат формирующемуся у детей пониманию системы  русской орфографии и вообще, трудные  для усвоения, то в курсе начальной  школы они не изучаются. Но слова, содержащие такие орфограммы, младшие школьники встречают в письменной речи и пишут их,  усваивая на практической основе путём запоминания.

     Можно подчеркнуть, что случаи, подобные правописанию приставок на –з-, немногочисленны: другие принципы орфографии, в основном не противоречат, а, наоборот, поддерживают морфологический принцип прусской орфографии. Таков третий принцип – традиционный (исторический). Согласно этому принципу  многие слова пишутся по традиции, без проверки правилами.

     Не  проверяемые правилами слова весьма многочисленны: в тексте, характерном для письменной речи  младших школьников, их число достигает 20% (многие из таких слов позднее, в старших классах, станут для учащихся проверяемыми). По преимуществу это заимствованные из других языков слова. Многие из них вошли в русский язык сравнительно недавно: «ванна» – немецк., «чемодан» - персидск., иные в давние времена: «арбуз», «балык», «тулуп» – тюркск. и др.

     На  традиционно-историческом принципе основано:

     1) написание Г в род.п., ед.ч. прилагательных, причастий, неличных местоимений, порядковых числительных мужского и среднего рода: молодого (произносится – во), пятого (произносится – во). Написание Г сохранилось с тех далёких эпох, когда эти формы произносились с [г].;

     2) по традиции пишется буква И после шипящих Ж и Ш. Эти согласные были в древнерусском языке мягкими, поэтому после них было закономерным писать И, Е, Ё, Ю, Я, как слышится, но к 13 в. эти согласные отвердели, но написание И продолжается по традиции, хотя произносятся согласные твёрдо и слышится Ы, а не И: жить, шить;

     3) по традиции пишется Ь в  окончаниях глаголов настоящего  и будущего времени во 2 л. ед.ч.: читаешь, играешь;

     4) по традиции пишется, а никак  не объясняется написание с  непроверяемыми безударными гласными: гончар, болван, корабль, собака, вокзал;

     5) суффиксы  -еньк, -тель, -очк, -ечк, -енн, -оват, -еват.

     Итак, традиционно-исторические написания  – это такие написания, которые  не зависят ни от морфем, ни от произношений, а сохраняется письмо по традиции.

     С развитием фонологии, с введением  в научный обиход понятия фонемы, был предложен новый, фонематический принцип, который некоторые ученые-лингвисты  определяют как основной принцип  русской орфографии. Но, как говорилось выше, ведущая роль в проверке орфограмм принадлежит морфологическому подходу: необходимо знать, в корне, суффиксе, приставке или окончании находится орфограмма. И без морфологического подхода фонемный способ проверки слеп и применим лишь в простейших, очевидных случаях типа «вода» - «воды» или «луг» – «луга».

     Невозможно  проверить написание слов [р  шот], [длиный], [шыт ] и множество других орфограмм, если не прибегать к морфологическому анализу. Морфологический принцип  все эти случаи объясняет; иными  словами, морфологический принцип  шире фонематического, он охватывает значительно большее количество орфограмм, чем фонетический. Авторы большинства учебных пособий для вузов рассматривают морфологический и фонематический принципы в тесной связи, но однако не равноправными, так как фонетический принцип есть часть морфологического.

 

Глава II. Психолого-педагогические основы формирования орфографического навыка 
у младших школьников.

2.1. Психолого-педагогическая  характеристика 
орфографического навыка

     В учебном процессе обеспечивается ускоренный темп познания явлений действительности. Процесс обучения строится с учетом возрастных особенностей учащихся, в связи с чем соответственно изменяются формы и методы познавательной деятельности. Многие виды знаний приобретаются учащимися не путём созерцания изучаемых объектов, а опосредованным путем, т.е. через рассказ учителя, описания, различную информацию.

     Русский язык – один из самых трудных  школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка дается ребенку  с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растёт. С другой стороны, - это сложная школьная дисциплина, требующая большого труда, источник бесчисленных неудач и огорчений. Чтобы хорошо усваивать правила русского языка и быстро и точно применять их, школьник должен овладеть целым рядом общих умений и навыков. В педагогической психологии, общей дидактике и частных методиках много внимания уделяется проблемам формирования у учащихся навыков и умений. В связи с требованиями подготовки детей к труду, к жизни, к активному участию в ней этот вопрос в современной школе приобретает особую актуальность.

     Что же называется навыком?

     Навыки  – автоматизированные компоненты деятельности, которые входят в ту или иную целенаправленную активность человека как средство достижения этой деятельности. По мере выработки навыка лишние движения и операции устраняются, отдельные операции и движения сливаются в одно сложное действие, сознание все больше направляется не на способы действия, а переносится на его результаты, операции (двигательные, интеллектуальные) начинают осуществляться быстрее, улучшается самоконтроль.

     Особой  разновидностью речевого навыка является орфографический навык. Орфографический навык – это навык письменной речи. Когда человек пишет письмо или книгу, он задумывается над содержанием того, о чём пишет, а не над орфографией каждого слова. Актуально осознает то, что находится в светлой точке сознания, т.е. является целью деятельности.

     Грамотное письмо – речевая деятельность; каждый акт письма – сложное действие, в основе которого лежит наша речь; каждое написание так или иначе отражает строй языка. Говоря о психофизиологической природе орфографического навыка, нужно иметь в виду не только зрительные и рукодвигательные ощущения и представления, но и слуховые и речедвигательные (артикуляционные). Пишущий всегда отправляется от слышимого слова, различает в нем основные звуки (фонемы), правильно их произносит, и это в значительной мере обеспечивает правильный графический образ слова. То есть, если ученик хорошо слышит слово, то и правильно его пишет. Собственное произнесение слова учеником помогает пишущему: проясняет звуко-буквенный состав слова, регулирует процесс записи, содействует самопроверке написанного.

     Два пути овладения навыками давно описаны  в литературе сторонниками грамматического  и антиграмматического направления в методике обучения правописанию. Одним из безусловных достижений педагогической науки является безоговорочное признание положения, согласно которому наилучшие условия для обучения правописанию создаются тогда, когда вначале это действие складывается как полностью осознаваемое. Особая заслуга в обосновании этого положения принадлежит психологам Л.И.Божович, Д.Н.Богоявленскому, С.А. Жуйкову, а также учёным-методистам А.М.Пешковскому, Л.Н.Гвоздеву, С.Н.Рождественскому и другим.

     Под сознательным письмом понимается письмо на основе орфографических правил, в которых обобщены фонетические, лексические и другие особенности слов. Было доказано, что успешность обучению правописанию зависит от того, насколько своевременно, глубоко и правильно осознают ученики особенности слова как языковой единицы.

Информация о работе Формирование орфографических умений в процессе изучения темы "Безударные гласные в корне слова"