Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:04, курсовая работа
Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ 4
1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4
1.2. Основные принципы русской орфографии 5
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 13
2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13
2.2. Сущность орфографического правила. 18
2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22
ГЛАВА III. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25
3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28
3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37
3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43
3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 67
Требуется:
Ответы лучше всего читать сверху вниз: так легче обнаружить ошибки. Мысленно вставив предлагаемые в таблице буквы, учащиеся делают вывод, что первый ответ неверен, так как в слове колючий в таблице дается буква а, а следует писать о (колется); в третьем и четвертом ответах также допущены ошибки: третий «подсказывает» написание слова задержаться через и, а надо е (задержится), в четвертом – слово щека таблица «предлагает» писать с и, а надо с буквой е (щёки). Остальные слова в этих ответах таблица «рекомендует» писать так, как этого требует правило. Из разбора таблицы можно сделать вывод, что правильным является второй ответ. Его и следует «выбрать» и выписать: задержаться, колючий, щека.
Задание
№3. Выпишите слова с непроверяемыми
безударными гласными в корне. Безударные
гласные подчеркните. Составьте
и запишите с этими словами
предложения.
Слова | Ответы | ||
1 | 2 | 3 | |
барометр
доказать иллюстрация капель мизинец спешить тетрадь |
барометр
иллюстрация мизинец тетрадь |
доказать
капель мизинец спешить барометр |
барометр
доказать иллюстрация мизинец тетрадь |
Образец: Правильным является первый ответ. В этих словах безударные гласные в корне написаны верно, но проверить их нельзя. Правописание этих слов нужно запомнить.
Приведём примеры предложений с этими словами: Барометр предсказывает сегодня дождливую погоду. В иллюстрации к сказке художник использовал яркие краски. Мизинец – самый маленький палец на нашей руке. В моей тетради всегда чистота и порядок.
Дети относятся к этим заданиям с большим интересом, выполняют их охотно и успешно.
Значение русского языка как учебного предмета определяется социальной функцией языка в жизни общества: он является важнейшим средством человеческого общения.
В нашем обществе при широком письменном общении между людьми знание правил русской орфографии и умение их применять приобретает огромное значение. Поэтому становится понятным, почему одним из центральных вопросов школьного преподавания русского языка считается вопрос об орфографической грамотности учащихся. В связи с этим возникает необходимость совершенствовать нашу методическую науку. усиливать поиск новых, более эффективных средств и направлений для решения задач в области обучения орфографии.
В процессе работы мы познакомились с рядом новых источников методической и научной литературы, систематизировали и углубили знания о лингвистических основах орфографических навыков. Этот материал можно рекомендовать для ознакомления как начинающим педагогам, так и опытным учителям.
При работе над второй главой мы уяснили, что такое навык, и как он может формироваться. Определили ряд упражнений для формирования навыка. Считаем это главным, так как навыки, заложенные в начальной школе, являются базисом грамотности ребят. Эта основа поможет школьникам в среднем и старшем звене совершенствовать свои знания, развивать интеллект.
На основе анализа и обобщения нашего опыта и опыта учителей, успешно работающих над формированием орфографических навыков у младших школьников и изучения лингвистических и психолого-педагогических основ изучения орфографии в школе, можно сделать следующие выводы:
1. В работе над формированием орфографических навыков у младших школьников необходимо опираться на знание основных принципов орфографии в школе, а так же учитывать возрастные и психологические особенности детей, особенности изучаемой темы и т.д.
2. Приёмы, методы, формы, используемые в ходе этой работы, самые разнообразные: это выработка фонематического слуха в результате проведения звуко-буквенного анализа, решение орфографических задач методом запоминания и другие; систематическая и целенаправленная работа над орфографическими ошибками.
3. Как показывает практика, учебный материал по орфографии усваивается лучше, прочнее детьми тогда, когда он подается не в «сухой» форме правила из учебника, а посредством обыгрывания ситуации, занимательности, наглядности. Такие приёмы имеют успех и достигают своей цели – сознательного усвоения даже самых трудных правил и понятий.
1.Арямова
О.С. Обучение решению
2. Арутюнов А.Р. Игровые занятия на уроках русского языка. – М.: Русский язык, 1987.
3.
Бабанский Ю.К. Избранные
4.
Бакурина Т.Н. Упражнения в
правописании слов с
5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии. – М., 1966
6. Богоявленский Д.Н. Психологические принципы усвоения орфографии, обучение орфографии// Начальная школа. – 1976, №4.
7.
Бондаренко А.А. Парные
8.
Бондаренко С.М. Беседы о
9.
Булохов В.Я. Орфографические
ошибки и пути повышения
10.
Буркова Т.В. К.Д.Ушинский об
упражнениях при обучении
11. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В.Гошезо – М.: Просвещение, 1991.
12.
Волина В.В. Занимательное
13. Гальперин П.Я. и др. Проблемы формирования знаний знаний и умений у школьников // Вопросы психологии, 1963, №5.
14. Грабчикова Е.С. Работа над безударными гласными на уроках русского языка // Начальная школа. – 1988, №3.
15.
Двухжилова Л.В. Обучение
16.
Ераткина В.В. Работа над
17.
Жедек П.С. Методика обучения
орфографии/ Теоретические основы
обучения русскому языку в
начальных классах//Под ред. М.
18. Жедек П.С., Тимченко М.И. Списывание в обучении правописанию // Начальная школа. –1989, №8.
19.
Журжина Ш.В., Козлова В.П. Изучение
темы. Правописание безударных
20.
Захарова И.В. Работа со
21.
Иванова В.Ф. Современная
22. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. – М., 1982.
23.
Клопова А.И. Развитие
24.
Кузьменко А.С. С чего
25. Купров В.Д. Словарная работа на уроке русского языка // Начальная школа. –1990, №3.
26. Кустарева В.А., Рождественский Н.С. Методика русского языка. – М.: Просвещение, 1982.
27. Кустарева В.А. Активизация учебной деятельности школьников и их речевая культура // Начльная школа. 1993, №5.
28.
Лаптева Л.С. Как легче
29.
Леонтьев А.Н. К теории
30. Львов М.Р., Рамзаева Т.Г. Светловская Н. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – М.: Просвещение, 1987.
31.
Львов М.Р. Обучение
32.
Львов М.Р. Правописание в
33.
Мишина Т.И. Упражнения с
34. Моисеев А.И. Русский язык: Фонетика. Морфология. Орфография. –М.: Просвещение. 1980.
35.
Никитина Л.А. Правописание
36.
Одегова В.Д. Развитие
37. Поль Е.С. Приём списывания как средство формирования орфографического навыка // Начальная школа. – 1997, №1.
38. Работу учащихся I-III классов по русскому языку.
39.
Разумовская Л.И. Обучение
40.
Разумовская Л.И. Методика
41. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в начальной школе. – М., 1960.
42. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. – М.: Высш.шк. 1991.
43. Рубенштейн С.А. Основы общей психологии. – М., 1978.
44. Русский язык. Учеб. для студентов пед. ин-та / Под ред. Л.Ю.Максимова. – М.: Просвещение, 1989.
45.
Савинова З.А. Виды работ по
формированию орфографической
46. Селезнёва М.С. Работа по развитию орфографической зоркости // Начальная школа. – 1997, №1.
47. Соловейчик М.С. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. – М., 1993