Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:04, курсовая работа
Итак, проблема орфографической грамотности учащихся остается одной из центральных проблем обучения русскому языку. Особо важное значение имеет выработка орфографических навыков, основанных на сознательном использовании грамматических знаний, применение орфографических правил, предполагающих активную мыслительную деятельность учащихся.
СОДЕРЖАНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ОРФОГРАФИИ В ШКОЛЕ 4
1.1. Понятие об орфографии и её разделы 4
1.2. Основные принципы русской орфографии 5
ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ. 13
2.1. Психолого-педагогическая характеристика орфографического навыка 13
2.2. Сущность орфографического правила. 18
2.3. Психологические особенности процесса письма у младших школьников 22
ГЛАВА III. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ФОРМИРОВАНИЕМ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 25
3.1. Условия формирования орфографических навыков у младших школьников 25
3.2. Типы орфографических ошибок и причины их возникновения у младших школьников 28
3.3. С чего начинать орфографическую работу? 37
3.4. Основные методы, приёмы и виды упражнений, используемые для формирования орфографических навыков у младших школьников на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 43
3.5. Использование карточек с выборочным ответом при повторении орфографии на примере темы «Безударные гласные в корне слова» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЯ 67
Орфография в школе служит связующим звеном знаний учащихся по всем разделам курса русского языка: фонетике, составу слова и словообразованию, графике, морфологии и синтаксису, лексике. Для учащихся начальных классов важнейшими являются такие орфографические темы, как: правописание безударных гласных в корне слова, в приставках, суффиксах, окончаниях; правописание согласных – звонких и глухих, непроизносимых, удвоенных, чередование гласных в корне слова; употребление заглавных букв; перенос слов; слитно-раздельные и дефисные написания и др. Именно при изучении этих тем учащиеся допускают наибольшее количество орфографических ошибок.
Орфографические ошибки – это один из видов ошибок по русскому языку. Эти ошибки могут быть самыми разнообразными и природа их тоже различна. Поэтому внутри этой категории ошибок должна быть проведена более детальная классификация.
Итак, орфографические ошибки делятся на следующие типы:
Теперь более подробно об этих типах.
Собственно орфографические ошибки – это такое написание слова, при котором нарушается установившаяся традиция правописания слов без нарушения орфоэпических и грамматических норм, законов языка. К собственно орфографическим ошибкам относятся:
Нарушение правил написания гласных и мягкого знака после шипящих и Ц: шырокий, жыр, ещо, делаеш.
Искажение написания значащих частей слова, а именно: основы, корня, приставки, суффикса и окончания: пригаваривать, деректор, песталет, варота, глоза.
Неправильное
написание начальной формы
Неправильный перенос слов: пос-тупить, соз-нание. Причиной появления ошибок этой группы в письменной речи учащихся следует считать незнание школьниками морфемной и словообразовательной структуры перечисленных слов.
Нарушение правил о слитном, полуслитном и раздельном написании слов: кним, гдето, немог и т.д. Здесь совершенно очевидно незнание учащимися правил слитного и дефисного написания слов.
Неправильное написание сложных слов, особенно соединительных гласных: параход, сталетие, пешоход и др.
Ошибки в написании строчных и прописных букв: наша родина. Такие ошибки реже встречаются по сравнению с другими группами.
Фонетико-орфографические ошибки характеризуются тем, что написание того или иного слова противоречит не только орфографическим правилам, но и орфоэпическим нормам.
К
фонетико-орфографическим
Отражение на письме национальных особенностей произношения русских звуков:
а)
ошибки, связанные с неправильным
произношением согласных и
б) ошибки, вызванные неправильным произношением согласных звуков: просба, менше, возми;
Отражение на письме произносительных особенностей южнорусских диалектов: береть, знають.
Отражение на письме индивидуальных особенностей произношения звуков учащимися: ледакция (вместо редакция), соколад (вместо шоколад).
Грамматико-
Грамматико-
К грамматико-орфологическим ошибкам относятся:
Употребление неправильных форм именительного падежа множественного числа: ухи, шофера, трактора.
Искажение форм родительного падежа множественного числа существительных: У спортсмен не было времени.; В зале не было зрителев.
Образование форм множественного числа от существительных, не имеющих форм множественного числа: Он упал без сознаний.; Учитель обращал вниманий на людей.
Употребление одного рода вместо другого: Гвоздь была большая.; У орла была крыла,
Образование формы единственного числа от существительных, имеющих только форму множественного числа: Ножница моя пропала.
Использование неправильных форм причастий: Местами видны черные земли, освободившие от снега.
Употребление неправильных форм деепричастий: Возвращая домой, мы заехали к товарищу.
Неправильные формы предлога в сочетании со знаменательными словами: к мне подошёл товарищ, с мной не разговаривает.
Грамматико-
Неправильное согласование слов: Каждый из них должны были собрать металлолом; смертельная усталость.
Нарушение законов управления слов: Скоро позвонили у меня; Сколько время осталось?
Неправильное управление вида глагола: Антону всё время стало хуже (становилось); Я решил покупать (купить) себе собаку.
Несоответствие деепричастного оборота основной части предложения или неуместное его употребление в предложении: Возвращаясь из школы, начался дождь; Я поехал купить собаку, долго думая.
Несоответствие союзов с содержанием предложения: Татьяна бьет собаку, потому что она не спала.
Наблюдения на уроках, анализ ученических работ, изучение классификации ошибок позволяют сделать вывод, что учащиеся наиболее часто допускают орфографические ошибки на следующие темы.
В I классе:
Жи, ши (например: ершы, пружына…)
Ча, ща (например: рощя, трещят…)
Чу, щу (например: хлопочют, блещют…)
Ударные и безударные гласные (польцы, сталы…)
Парные звонкие и глухие согласные (дуп, колхос).
А также прочие ошибки: пропуски букв, искажение, дописывание лишней гласной.
Во 2 классе:
1) Правописание звонких и глухих согласных на конце слов (сапок, галстуг…)
Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением (польто, помедоры…)
Правописание непроизносимых согласных (радосный, чесный, позно…)
Не с глаголами (негорит, неидет…).
В 3 классе:
Правописание гласных и согласных в корне слова (принисет, отцвитает, алея…)
Изменение имён прилагательных по падежам (утренния…)
Правописание безударных личных окончаний глаголов (колят дрова, шепчит, светет…)
Также в 3 классе допускаются ошибки в словах с непроверяемыми написаниями (кавер, издавно…), часто встречается слитное написание, пропуски букв, замены букв.
В результате анализа было также выявлено, что очень часто у учащихся встречаются ошибки на замены согласных букв.
В работах первоклассников чаще заменялись аффрикаты [ч], [ц]. Буква ч заменялась буквами т, ц, щ, ш: «сатёк», сацок» (сачок). Слово цветы писалось так: «светы», «тветы». В слове трещали буква щ заменялась буквами ч, ц, ш, ж: «тречали», «трешали», «трецали».
В работах учащихся 2 и 3 классов эти замены были также многочисленны: «пецально» (печально), «крицали» (кричали) и т.д. Взаимозамены свистящих и шипящих встречались реже. Примеры подобных ошибок: «Шоня» (Соня),»Сура» (Шура), «пусистая» (пушистая). Часто встречались ошибки на смешение звонких и глухих согласных: «пегали» (бегали), «боймал» (поймал), «на луку» (на лугу) и др.
Недостаточное различение твердых и мягких фонем появилось в следующих ошибках: «кастёрь» (костер), «прижки» )прыжки), «мохь» (мох) и т.п.
Помимо указанных ошибок, значительное место в работах учащихся 1-3 классов занимают ошибки на пропуски, лишнюю вставку букв, что свидетельствует о недостаточной сформированности звукового анализа у детей.
Появление в письменной речи учащихся орфографических ошибок – закономерное явление процесса обучения. Они возникают в силу объективных и субъективных причин.
Объективными причинами являются:
- незнание орфографической нормы к моменту письменной работы;
опрерирование лексикой, которой учащиеся пользуются в основном в устной речи;
психофизическая
усталость детей к концу
наличие в словарях с той или иной орфограммой трудных случаев в применении орфографических правил.
1)
Незнакомые учащимся
2)
В силу связи орфографии со
всеми разделами языкознания,
имеет большое значение
3)
Как показывают специальные
«Мы учимся письму.
Для чего? Почему?
Из крючков, из крючков
Из кружков, из кружков
Сможем буквы написать.
Если будем мы стараться,
Буквы будут получаться.
Пальцы наши потрудились
И немножко утомились.
Дружно мы из встряхнем
И опять писать начнем».
2.
«Руки положить на парту,
4)
Методологическим правилом