Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:50, автореферат
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНОЙ ПОЗИЦИИ
СТУДЕНТА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Педагогика - 13.00.01
Методологической основой исследования являются этика как наука о морали и практическая философия, культурология как наука о культуре.
Источниками исследования являются фундаментальные положения:
– о единстве личности и деятельности, сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, А.А. Бодалев, Л.П. Буева, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, В.А. Ядов и др.);
– о рефлексивной природе сознания и мышления человека (Г.В. Акопов, А.В. Карпов, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Лекторский, В.А. Лефевр, А.Н. Огурцов, А.В. Растянников, М.А. Розов, И.Н. Семенов, И.М. Скитяева, С.Ю. Степанов, Г.С. Сухобская, А.А. Тюков, В.С. Швырев и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют:
– теория ценностей, разработанная
в философско-этических
– основные положения методологии педагогики и методики педагогического исследования (Е.В. Бережнова, М.В. Богуславский, Г.Х. Валеев, В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, В.С. Ильин, В.В. Краевский, М.А. Лукацкий, В.М. Полонский, В.Г. Рындак, Я.С. Турбовской и др.);
– положения педагогической аксиологии (В.П. Бездухов, М.В. Богуславский, Е.В. Бондаревская, Л.В. Вершинина, А.В. Кирьякова, Г.А. Мелекесов, А.А. Орлов, О.К. Позднякова, В.В. Сериков, В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.);
– теории и концепции образовательного, воспитательного пространства (С.К. Бондырева, Д.В. Григорьев, И.Д. Демакова, Ю.С. Мануйлов, Л.И. Новикова, А.М. Сидоркин, Н.Л. Селиванова и др.);
– концепции личностно ориентированного образования и обучения (Д.А. Белухин, Б.М. Бим-Бад, Е.В. Бондаревская, В.В. Краевский, Ю.Н. Кулюткин, А.Б. Орлов, В.В. Сериков, Г.С. Сухобская, И.С. Якиманская и др.);
– идеи субъектного (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, А.А. Деркач, В.В. Знаков, Б.Ф. Ломов, И.Г. Петров, В.М. Розин, Э.В. Сайко и др.), проблемно-методологического (М.М. Кашапов, Ю.Н. Кулюткин, А.А. Орлов, Г.С. Сухобская и другие) и контекстного (А.А. Вербицкий) подходов к обучению.
Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: теоретический анализ философской, этической, психологической, педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, беседа); изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение; экспериментальные методы (констатирующий и формирующий варианты эксперимента); изучение и обобщение опыта педагогической деятельности; математико-статистические методы (средние значения, среднее квадратическое отклонение, корреляционно-регрессионный анализ).
Работа выполнялась на базе Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина.
Всего в исследовании на разных его этапах приняли участие 407 студентов (из них 38 будущих социологов являлись участниками формирующего эксперимента), 27 сотрудников учреждений, организаций, центров изучения общественного мнения населения и 9 преподавателей университета.
Исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап (2000-2002 гг.). Изучение социальной и педагогической действительности, конкретного опыта деятельности преподавателей высших учебных заведений в условиях информационного общества, нарастающих процессов глобализации, поставивших человеческую цивилизацию перед выбором способов собственного выживания, обусловило важность и необходимость осмысления проблемы нравственно-ценностной позиции социолога. Проведенный анализ научной литературы позволил обосновать исходные позиции, проблему, объект, предмет и цель исследования, сформулировать задачи. Результатом этого этапа явилось определение гипотезы, методологии и методов исследования, обоснование его программы.
Второй этап (2003-2009 гг.). В ходе экспериментальной работы, сочетавшейся с анализом теорий и концепций культуры, духовно-практического освоения мира в морали и осмыслением опыта формирования нравственно-ценностной позиции студентов, деятельности преподавателей вуза по организации восхождения студентов к культуре по ее ступеням, по организации нравственной, ценностно-ориентационной деятельности, проверялась и уточнялась гипотеза исследования, конкретизировались педагогические условия, обеспечивающие формирование нравственно-ценностной позиции будущего социолога, корректировались методы обучения, анализировались и систематизировались полученные данные. Результатом этого этапа явились разработка и реализация практико-ориентированной концепции и модели процесса формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога.
Третий этап (2010 г.). Обобщались и систематизировались результаты исследования. Теоретическое осмысление результатов экспериментальной работы послужило основой для определения педагогических условий, обеспечивающих восхождение студентов по ступеням культуры, развитие у них ценностного отношения, в котором находит свою определенность позиция правды социолога. Осуществлялась научная интерпретация экспериментальных данных. Результатом этапа стало оформление текста диссертации.
Достоверность результатов исследования обеспечена обоснованностью методологии исследования, ее соответствием поставленной проблеме; проведением исследования на теоретическом и практическом уровнях; адекватностью использованных для избранной сферы анализа взаимодополняющих методов исследования; положительным опытом работы автора в качестве разработчика модели процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога в культурно-образовательном пространстве вуза; использованием различных методик количественной и качественной оценки и интерпретации результатов; разносторонним качественным и количественным анализом экспериментальных данных; возможностью повторения экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборки и значимостью экспериментальных данных.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования нашли отражение в монографиях, статьях, методических рекомендациях и материалах научных и научно-практических конференций – международных (Самара 2007, 2008, 2009; Екатеринбург 2010; Новосибирск 2010; Уфа 2010), всероссийских (Москва 2006, 2007, 2008, 2009; Самара 2007, 2008, 2009; Казань, 2010).
Материалы исследования апробировались автором в процессе педагогической деятельности в Рязанском государственном университете им. С.А. Есенина.
Структура диссертации соответствует логике исследования и включает в себя введение, четыре главы, заключение, библиографию, приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, выявляются противоречия и формулируется проблема; определяются объект, предмет, цель; выдвигается гипотеза и обозначаются задачи, методологические основы, база, этапы, методы; раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость исследования; формулируются положения, выносимые на защиту.
В первой главе «Нравственно-ценностная позиция социолога: сущность и содержание» выявляются различия между понятиями «социолог нравственный» и «социолог моральный»; конкретизируется научное представление о мировоззренческих характеристиках позиции социолога; обосновывается единство психологической и социальной, социальной и нравственной характеристик позиции социолога; обосновывается сущность и содержание нравственно-ценностной позиции социолога.
Во второй главе «Изучение нравственно-ценностной позиции студентов университета» определяются методы изучения нравственно-ценностной позиции студента; обобщаются результаты изучения нравственно-ценностной позиции студентов университета; приводится качественный анализ данных, полученных с помощью корреляционно-регрессионного анализа.
В третьей главе «Теоретико-
В четвертой главе «Экспериментальная работа по формированию нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога и ее результативность» представлена модель процесса формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога; раскрывается содержание процесса формирования нравственно-ценностной позиции студентов, реализуемого в рамках направлений деятельности преподавателя; обосновываются методы, обеспечивающие постижение студентами содержания форм культуры; выявляются возможности различных учебных дисциплин и производственной практики в формировании нравственно-ценностной позиции студента; излагаются ход и результаты экспериментальной работы с будущими социологами; на основе сравнительного анализа результатов констатирующего эксперимента с данными, полученными на контрольном его этапе, формулируются выводы о результативности экспериментальной работы, определяются педагогические условия, обеспечивающие формирование нравственно-ценностной позиции будущего социолога.
В заключении обобщаются результаты исследования, излагаются его основные выводы, подтверждающие гипотезу и состоятельность положений, выносимых на защиту.
В приложении приводится анкета; представлены результаты ранжирования студентами ценностей, расчеты корреляционно-регрессионного анализа, статистические данные.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Формирование нравственно-
В процессе решения указанной проблемы возникла необходимость осмысления понятия «позиция». Обратившись к этической, психологической и педагогической литературе (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, И.С. Кон, А.И. Титаренко, В.Н. Сагатовский, Г.И. Аксенова, С.Г. Вершловский, Л.Б. Волченко, А.Г. Гогоберидзе, О.К. Позднякова, В.В. Поляхова, В.Л. Хайкин и др.), мы, обосновав единство психологической и социальной, социальной и нравственной характеристик позиции социолога, конкретизировали научное представление о мировоззренческих характеристиках такой позиции. Мировоззренческие характеристики позиции социолога заключены в целях и ценностях. В целях заключен вопрос: «Во имя чего?». В ценностях – вопросы: «Во имя чего и ради чего социолог осуществляет свою деятельность?», «Что находится в основаниях его позиции?» Как объективное, ценность относится к социальному бытию, объемлющему как внешнее, в котором опредмечена человеческая сущность и распредмечены человеческие качества, так и внутреннее – субъективное отношение к бытию. Ценности, определяя ядро мировоззрения, воплощаются в конкретном образе – социолог моральный, социолог нравственный, в моральности как нравственном качестве поведения и деятельности социолога.
В ходе исследования потребовалось обосновать сущность и раскрыть содержание нравственно-ценностной позиции социолога, объяснив при этом теоретическую оправданность и целесообразность употребления терминов «нравственный» и «ценностный» при построении понятия «нравственно-ценностная позиция социолога» с позиции морали, предписания, требования и нормы которой нередко являются «симптомом тех или иных общественных изменений» (А.И. Титаренко). Употребление данных терминов в понятии «нравственно-ценностная позиция социолога» в таком их порядке объясняется тем, что термин «ценностный» сопряжен с пространством ценностей, а термин «нравственный» сопряжен с пространством нравственности. Последнее пространство по своему содержанию значительно богаче, чем первое. Нравственность обладает такими функциями (консолидация индивидов в коллективного субъекта, проецирование на нравственность другого человека), которыми ценность не обладает. В нравственных отношениях фиксируются определенные свойства любой человеческой деятельности с точки зрения ее моральной оценки. В ценностном отношении фиксируются только «ценность и оценка, являющиеся его “полюсами”» (М.С. Каган). В исследовании была конкретизирована специфика нравственных отношений и выявлены различия между нравственными и ценностными отношениями, образующими содержание нравственно-ценностной позиции социолога.
Опираясь на выявленную специфику нравственных отношений, заключающуюся во взаимности субъектов, проявляющейся во взаимных обязательствах и ожиданиях их исполнения одним субъектом деятельности от другого субъекта деятельности, мы обосновали сущность нравственно-ценностной позиции социолога, дополнив при этом научное представление о требованиях, которым должны отвечать ценности, находящиеся в основаниях нравственно-ценностной позиции социолога. Суть такого дополнения заключается в том, что в ценности имплицитно содержится представление о взаимности, обеспечивающей освоение человеком таких ценностей, которые, возможно, еще не стали общими для общающихся субъектов, еще не определили содержание их общительной связи. Характеристикой взаимности является признание человеком другого человека как своего-другого, а механизмом ее становления является правдивость социолога, которая как ценность означает, что личность достойна доверия. Правдивость поступков, действий, верность которым распространяется на умонастроение, является основой доверия между субъектами деятельности.
В качестве ценностных оснований нравственно-ценностной позиции социолога были выделены «ценности жизнедеятельности и ценности-добродетели» (Н.Б. Крылова), ценности блага и пользы. При этом была дополнена номенклатура ценностей жизнедеятельности и ценностей-добродетелей. Вместо ценности «альтруизм» выделены ценности «милосердие» и «справедливость», являющиеся «двумя сторонами золотого правила нравственности» (В.С. Соловьев), обращаемость которого обуславливает взаимность ценностей. Вместо ценности «поддержка» выделена ценность «содействие», в состав ценностей-добродетелей введена ценность «соучастие», в состав ценностей жизнедеятельности – ценность «самостоятельность».
В исследовании раскрыта сущность благо-ориентированного и пользо-ориентированного аспектов нравственно-ценностной позиции социолога.
Сущность благо-ориентированного аспекта нравственно-ценностной позиции социолога заключается в том, что цель, которую ставит социолог в деятельности, выступает благом тогда, когда при ее достижении социолог исходит не из того, как это необходимо власти, политику, бизнесмену и т.д., но рассматривает результаты своей деятельности в отношении к человеку, к людям. Он оказывается в позиции участника социологического опроса, интерпретации его данных и в позиции свидетеля того, как преподносятся полученные им данные населению. Осуществляя ценностное осмысление как результатов своей деятельности, так и, например, информирования населения о результатах опроса, социолог выражает ценностное отношение в адекватных ему ценностных квалификациях, в том числе и по критерию блага, в котором «снимается содержательная ценностная индифферентность целенаправленной деятельности, достигается однозначное направление и ценностная определенность» (Н. Гартман).