Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:50, автореферат
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНОЙ ПОЗИЦИИ
СТУДЕНТА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Педагогика - 13.00.01
7. Наиболее эффективными методами, обеспечивающими постижение студентами содержания остенсивных форм культуры, являются сообщение, информация, «информация-наведение на идею», «информация-обоснование», «информация-размышление». Методами, обеспечивающими постижение студентами содержания императивных форм культуры, являются научно-теоретическая, эмпирическая, логическая аргументация, прием провокационных высказываний, убеждающее воздействие и его приемы: личностные апелляции, дискуссионность, порядковый эффект. Методами, обеспечивающими постижение студентами содержания аксиологических форм культуры, являются этический диалог, ситуации морального и ценностного выбора, демонстрация студентам мира ценностей людей через способы их рассуждений о жизни. Методами, обеспечивающими постижение студентами содержание форм-принципов культуры, являются метод положительного примера, ситуации деятельности социолога, демонстрация нравственного контекста жизнедеятельности людей, в образе которых воплощена «личность-для-себя» на пути ее восхождения к культуре и который (образ) становится перспективой становления студента как «личности-для-себя». Благодаря использованию данных методов становится возможной интеграция образующих содержания культурно-образовательного пространства субъект-объектных и субъект-субъектных отношений. При этом субъект-субъектные отношения, наслаиваясь на субъект-объектные отношения, возникают внутри этих отношений тогда, когда опосредующим звеном педагогической деятельности преподавателя является студент (его деятельность, его нравственные и ценностные отношения, его ценности).
В субъект-объектном отношении во второй его части происходит целенаправленная, целесообразная «встреча» двух объектов: объект, имеющий значение, то есть ценность, и студент как объект педагогической деятельности. Благодаря такой «встрече» двух объектов, создаются отношения-предпосылки для возникновения ценности. Наслоение субъект-субъектных отношений на субъект-объектные осуществляется не в однонаправленном «движении» ценностей от субъекта к объекту, то есть от преподавателя к студенту, но и от студента к преподавателю, становящемуся в определенный момент объектом для студента.
Такое двустороннее «движение» ценностей, не позволяя субъекту «перепутать» ценности, указывает на путь к конструктивности нравственности, стимулирующей поиск ответа на мировоззренческие вопросы жизни, до-определяющей, проясняющей и освящающей выбор оснований нравственно-ценностной позиции, в процессе реализации которой воплощается восходящая к культуре «личность-для-себя». Сквозь призму такой позиции социологу открывается социальная действительность, социальная система, социальный порядок на всех его уровнях, мир его собственных ценностей и мир ценностей другого человека, пространство отношений между людьми, которое и есть мораль.
Результаты, полученные соискателем, и их научная новизна:
– обоснована сущность нравственно-ценностной позиции социолога и раскрыто ее содержание [Сущность нравственно-ценностной позиции социолога заключается в том, что осмысленные и осознанные им экзистенциальные ценности, принимая форму мотива поведения, деятельности, направляют его на принятие и на признание другого человека как своего-другого, благодаря чему возникает эффект взаимности ценностных миров социолога, респондента, заказчика. Основанием взаимности в рамках создаваемых социологом информационных отношений, обеспечивающих поддержание и упрочение социального порядка, является правдивость социолога, распространяющаяся на притязания другого человека как объекта его деятельности, на умонастроения другого, по крайней мере, пока социолог при осмыслении и решении парадоксов информационного общества ставит себя на место другого человека, смотрит на мир его глазами. Содержание нравственно-ценностной позиции социолога, в основаниях которой находятся ценности-добродетели, ценности жизнедеятельности, ценности блага и пользы, образуют нравственные и ценностные отношения к миру, к информационному пространству, к людям и к себе. Уровень дополнения: В нравственных отношениях, специфика которых заключается во взаимности, находят свою определенность возлагаемые на себя социологом, респондентом, заказчиком обязательства, исполнение которых фиксируется сознанием долга, ответственности, контролируется совестью по критерию «этично – неэтично»; в ценностных отношениях представлен результат (осмысленный и оцененный) исполненных взаимных обязательств и ожиданий их исполнения другим человеком. Отношения взаимности в ценностных отношениях не фиксируются];
– обоснованы сущность и содержание понятия «культурно-образовательное пространство» [Сущность культурно-образовательного пространства заключается в его многомерности, выражающейся в бесконечности транслируемого через каналы образования и воспитания опыта деятельности, опыта нравственных, ценностных отношений по критерию предельного его (опыта) основания – ценности человека. Содержание культурно-образовательного пространства образуют субъект-объектные и субъект-субъектные отношения, связь между которыми становится диалектической за счет объектно-субъектных отношений, в которых возникают ценности, являющиеся аксиологическим ядром деятельности, аксиологической формой культуры. Функции педагогической деятельности в рамках субъект-объектных отношений: обеспечение хранения, воспроизводства, трансляции культуры как опыта деятельности, заключенного (опыта) в остенсивных, императивных, аксиологических формах культуры, ее формах-принципах; организация работы студентов с культурными формами. Функции педагогической деятельности в рамках субъект-субъектных отношений: организация восхождения студента по ступеням культуры; передача опыта деятельности (культуры), опыта духовно-практического освоения мира в морали, опыта нравственных, ценностных отношений. Функция педагогической деятельности в рамках объектно-субъектных отношений: организация восхождения студента от «личности-в-себе» к «личности-для-себя». Предельным основанием «личности-для-себя» является другой человек как соучастник творения такой личности. Через соучастие человека в творении в другом «личности-для-себя» осуществляется «движение» ценностей от одного субъекта к другому, благодаря чему происходит обогащение субъект-субъектных отношений как процесса и результата реализации ценностей, воплощающих в себе аксиологическое ядро культуры];
– разработана практико-
На философском уровне методологии субъектно-нравственный подход, обеспечивающий становление студента как субъекта, способного к целеполаганию в морали и в нравственности, к моральной и к нравственной рефлексии, выводящих его на «точку зрения» золотого правила нравственности, «оформляется» с помощью таких категорий, как «мораль», «нравственность», «ценность», «культура», «пространство», «человек»; на общенаучном уровне методологии – с помощью категорий «субъект», «субъектность», «культурно-образовательное пространство», «форма культуры», с помощью понятий морали в значении ценностей; на конкретно-научном уровне методологии – с помощью понятий «целеполагание», «рефлексия», «выбор», «оценка», «отношение», а также с помощью таких характеризующих процессуальный и результативный аспекты педагогической деятельности понятий в статусе ценностей, как «взаимопонимание», «сотрудничество», «эмпатия» и др. Наиболее адекватными содержанию философского уровня методологии являются принципы восхождения к культуре, правды; содержанию общенаучного уровня методологии – принципы единства нравственно-ценностной позиции и ценностно-ориентационной деятельности, целеполагания в морали, рефлексивности морали, рефлексивной направленности процесса обучения; содержанию конкретно-научного уровня методологии – принципы морального взаимопонимания, нравственных, ценностных отношений, а также принципы морального выбора (принцип нередуцируемости морального блага, принцип возрастания субъекта морали, принцип поступка, совершенного «здесь и сейчас», принцип диктата совести, принцип конвертируемости утилитарных ценностей, принцип дурного прецедента)];
– обоснована сущность таких принципов как принцип восхождения студента к культуре, принцип правды, принцип целеполагания в морали и конкретизировано научное представление о сущности принципов рефлексивной направленности процесса обучения, рефлексивности морали [Сущность принципа восхождения студента к культуре заключается в том, что данный принцип ориентирует преподавателя вуза на организацию культурной деятельности студентов в логике освоения ими хранимого в остенсивных, императивных, аксиологических формах и формах-принципах культуры опыта деятельности, на организацию работы студентов с культурными формами, в процессе которой происходит превращение ценностей социума в ценности личности как «личности-для-себя». Ядром данного принципа являются ценности, которые как развивают нравственные, ценностные отношения студентов, так и направляют, предвосхищают «потребное будущее» субъекта, который сам определяет свой жизненный путь в культуре, в обществе, в труде. Сущность принципа правды заключается в том, что он ориентирует преподавателя вуза на формирование способности студентов к выявлению таких ценностей, которые, образуя ядро мировоззрения, указывают на путь к конструктивности нравственности, доопределяющей основания нравственно-ценностной позиции, реализуемой в деятельности студента под знаком «Я могу». Сущность принципа целеполагания в морали состоит в том, что он ориентирует преподавателя на организацию такого обучения студентов, при которой они становятся способными к рефлексивному полаганию «горизонта» духовно-практического освоения мира в морали, смысл которого упорядочивает и нормализует отношения студентов с миром, с информационным пространством, с людьми. Новое в понимании сущности принципа рефлексивной направленности процесса обучения заключается в том, что он ориентирует преподавателя вуза на организацию такого базирующегося на движении различного типа научного знания по уровням рефлексии обучения студентов, при которой (организации) они становятся способными изменять содержание деятельности, переводить усвоенное этическое, моральное знание на язык действий-поступков, в которых находит свое внешнее выражение расшифрованный будущими социологами «мир оживших предметов» – ценностей. Новое в понимании сущности принципа рефлексивности морали состоит в том, что он ориентирует преподавателя на воссоздание таких ценностных отношений в организуемой ценностно-ориентационной деятельности студента, в которых требования морали, обращаясь к студенту как к конкретному лицу, возвращают его сознание на точку зрения правды как комплексного выражения ценностного отношения к миру и к людям];
– разработана модель процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога (Модель включает: цель – формирование нравственно-ценностной позиции студентов; субъектно-нравственный подход; принципы реализации данного подхода; содержание процесса формирования нравственно-ценностной позиции; направления деятельности преподавателя вуза; формы и методы формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога; прогнозируемый результат);
– обосновано содержание процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога и определены методы обучения студентов, обеспечивающие постижение студентами содержания форм культуры, в которых хранится культура как опыт деятельности, опыт ценностных, нравственных отношений, нравственный опыт (Содержание процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога в культурно-образовательном пространстве вуза, раскрываемое в особом методологическом ракурсе – сквозь призму категорий «культура», «форма культуры», обусловлено содержанием нравственно-ценностной позиции и ценностными ее основаниями. Методы, обеспечивающие постижение студентами содержания остенсивных форм культуры: сообщение, «информация-наведение на идею», «информация-обоснование», «информация-размышление» и др.; методы, обеспечивающие постижение студентами содержания императивных форм культуры: научно-теоретическая, эмпирическая, логическая аргументация, прием провокационных высказываний, убеждающее воздействие и его приемы (личностные апелляции, дискуссионность, порядковый эффект) и др.; методы, обеспечивающие постижение студентами содержания аксиологических форм культуры: этический диалог, ситуации морального и ценностного выбора, демонстрация студентам мира ценностей людей через способы их рассуждений о жизни; методы, обеспечивающие постижение студентами содержания форм-принципов культуры: метод положительного примера, ситуации деятельности социолога, демонстрация нравственного контекста жизнедеятельности великих людей, в образе которых воплощена «личность-для-себя» на пути ее восхождения к культуре и который (образ) становится перспективой становления студента как «личности-для-себя»);
– определены направления деятельности преподавателя вуза по формированию нравственно-ценностной позиции студентов (а) этическое образование. Цель – формирование представлений студентов о культуре и ее формах, о ценностях, о специфике нравственных отношений и др.; б) формирование у студентов опыта нравственных, ценностных отношений к миру, к информационному пространству, к людям и к себе в логике восхождения студентов по ступеням культуры. Цель – формирование способности студентов к моральному и нравственному целеполаганию, к моральной и нравственной рефлексии, к моральному и ценностному выбору, к оцениванию его результатов; в) организация работы студентов с культурными формами, в содержании которых заключен нравственный опыт. Цель – систематизация и упорядочивание в сознании студентов культурных форм, благодаря чему студент становится способным провести границу между добром и злом, одобряемым и неодобряемым (оценивание и его критерии); принимать или отклонять ценности (выбор), результатом которого (выбора) становится моральное и нравственное целеполагание и следующий за определением ценности-цели деятельности рефлексивный отбор способов ее достижения).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно способствует решению научной проблемы, имеющей важное социально-культурное значение, открывает направление научных исследований, связанных с теоретико-методологическим обеспечением формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога, участвующего в поддержании социального порядка, внутренней безопасности общества. Обоснование сущности нравственно-ценностной позиции составит основу для новых научных представлений о способах, обеспечивающих возникновение эффекта взаимности ценностных миров людей с различными системами ценностей. Обоснование сущности культурно-образовательного пространства способствует обогащению педагогической теории в части, относящейся к целевым, содержательным и процессуальным аспектам педагогической деятельности по формированию нравственно-ценностной позиции студента в контексте его восхождения к культуре по ее ступеням. Предлагаемая в исследовании практико-ориентированная концепция, определяющая способ разработки модели процесса формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога, в основаниях которой находятся субъектно-нравственный подход и принципы, обеспечивающие его реализацию, позволит на теоретической основе определять новые подходы и принципы формирования такой позиции студента. Результаты исследования позволят на теоретической основе осуществлять выбор такой «регулятивной идеи», которая, конкретизируясь в принципах деятельности социолога, предписывающих ему согласование мысли с социальным, информационным пространством и согласования социального, информационного пространства с мыслью, укажет на стратегическое направление мышления на пути установления общественного согласия; будут способствовать повышению теоретического уровня преподавания научных дисциплин в вузе в той части, которая относится к способам освоения студентами содержания форм культуры.
Проведенное исследование способствует развитию категориального аппарата педагогической науки: обоснована необходимость и целесообразность построения понятия «культурно-образовательное пространство», раскрыто содержание данного понятия; введено понятие «субъектно-нравственный подход» и раскрыта сущность данного подхода; обоснована сущность принципа целеполагания в морали.
Практическая значимость исследования заключается в том, что оно направлено на совершенствование педагогической деятельности в аспекте формирования нравственно-ценностной позиции студентов вуза; в определении методов научно-педагогического исследования, с помощью которых выявляются ценностные основания такой позиции и ее содержание; в выявлении трудностей при формировании нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога и определении способов их преодоления; в выявлении возможностей учебных дисциплин и производственной практики в формировании нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога; в вычленении на уровне учебных дисциплин и на уровне научного материала, содержащегося в них, форм культуры и их содержания. Содержание и методы формирования нравственно-ценностной позиции студента вуза и могут быть использованы в системе повышения педагогической квалификации преподавателей высших учебных заведений различного типа. Материалы монографий и методических рекомендаций могут быть использованы в массовом педагогическом опыте.