Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:50, автореферат
ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНОЙ ПОЗИЦИИ
СТУДЕНТА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Педагогика - 13.00.01
Стремление найти пути разрешения указанных противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога; в практическом плане - проблема определения содержания и методов формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога.
Объект исследования – процесс обучения студента – будущего социолога в университете.
Предмет исследования – подход, принципы, содержание и методы формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога в культурно-образовательном пространстве вуза.
Цель исследования – разработка и теоретико-методологическое обоснование практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога в культурно-образовательном пространстве вуза.
Гипотеза исследования. Нравственно-ценностная позиция социолога, в основаниях которой находятся ценности-добродетели, ценности жизнедеятельности, ценности блага и пользы, есть совокупность нравственных и ценностных отношений к миру, к людям, к себе, к информационному пространству.
Формирование нравственно-
Восхождение студентов к культуре по ее ступеням становится реальностью благодаря созданию культурно-образовательного пространства вуза, многомерность которого выражается в бесконечности транслируемого через каналы образования и воспитания опыта деятельности, опыта духовно-практического освоения мира в морали, опыта нравственных, ценностных отношений по критерию предельного его (опыта) основания – ценности человека.
Формирование нравственно-
– обоснована «регулятивная идея»,
определяющая стратегию разработки
практико-ориентированной
– в основаниях разработанной в контексте уровней методологии концепции, придающей направленность созданию модели процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента в культурно-образовательном пространстве вуза, находятся субъектно-нравственный подход, реализуемый на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях методологии, и совокупность принципов, обеспечивающих его реализацию на данных уровнях;
– определены источники формирования содержания процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога в культурно-образовательном пространстве вуза, которое (содержание), будучи обусловленным содержанием нравственно-ценностной позиции и ценностными ее основаниями, раскрывается в особом методологическом ракурсе – сквозь призму категорий «культура», «форма культуры»;
– деятельность преподавателя, реализуемая в рамках адекватных источникам содержания образования направлений, обеспечивая хранение, воспроизводство, трансляцию культуры как опыта деятельности, заключенного (опыта) в остенсивных, императивных, аксиологических формах культуры, ее формах-принципах, «возвращает» студенту культуру в виде обогащенного опыта деятельности, который необходим уже для воспроизводства не первоначальной деятельности, но обогащенной деятельности;
– содержание образования реализуется в деятельности преподавателя с помощью таких методов обучения студентов, становящихся методами формирования нравственно-ценностной позиции, которые обеспечивают постижение студентами содержания форм культуры, в которых хранится культура как опыт деятельности, как опыт ценностных, нравственных отношений;
– включение студентов в нравственные, ценностные отношения в различных организационных формах обучения, в период производственной практики сочетается с их размышлениями о морали, о ценностях, обогащающими (размышления) опыт «работы» студентов с ценностями, опыт морального выбора, опыт «работы» с культурными формами в контексте восхождения будущих социологов к культуре по ее ступеням;
– процесс обучения студентов организован таким образом, что овладение будущими социологами содержанием образования на уровне различных учебных дисциплин, в которых выделены формы культуры, ценности, сочетающееся (овладение) с осмыслением и анализом парадоксов информационного общества, его проблем, выводит студентов на методологический и мировоззренческий уровни ценностного отношения;
– педагогическая деятельность преподавателя, предполагающая организацию работы студентов с культурными формами, восхождения студента по ступеням культуры, передачу опыта духовно-практического освоения мира в морали, опыта нравственных, ценностных отношений, базируется на его соучастии в творении будущего социолога как «личности-для-себя», становящегося способным к реализации познанного «морально высшего» – позиции правды.
Задачи исследования:
1. Обосновать сущность нравственно-ценностной позиции социолога и раскрыть ее содержание.
2. Обосновать сущность и содержание понятия «культурно-образовательное пространство».
3. Выявить подход и принципы, совокупность которых определяет основания практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога, разрабатываемой в контексте уровней методологии.
4. Разработать модель процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога.
5. Обосновать содержание процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога и определить направления деятельности преподавателя вуза, в рамках которых оно реализуется с помощью адекватных содержанию форм культуры методов обучения.
6. Определить
результативность
Положения, выносимые на защиту:
1. В современном информационном обществе востребуется социолог нравственный, социолог моральный. Социолог нравственный несет ответственность за себя и за свои действия при сборе информации, ее интерпретации и экспертизе. Извлекая пользу для себя с точки зрения успешности деятельности, карьеры, он отвечает, в первую очередь, перед собой. Социолог моральный несет ответственность не только перед собой, но и перед другими людьми, признавая их своими-другими. Во внутреннем мире социолога морального польза и добро как моральные явления предполагают, а не исключают друг друга. Жизненный успех, материальный достаток, профессиональные результаты социолога морального, не утрачивая связи с другими людьми, не получают самостоятельного существования, не ведут к гипертрофии успеха, не порождают расхождения в оценках деятельности социолога, а полезность не замещается добром. Предъявляемые к социологу профессиональные требования становятся нравственными требованиями тогда, когда их критерием является критерий «этично – неэтично». Один из возможных способов становления социолога нравственного, социолога морального – это формирование нравственно-ценностной позиции будущего социолога в процессе его обучения в университете.
2. Положение о необходимости
формирования нравственно-
3. В основу разрабатываемой
в контексте уровней
4. Стратегия деятельности преподавателя вуза по формированию нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога базируется на реализации практико-ориентированной концепции, задающей способ создания модели процесса формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога. Реализация модели в рамках направлений деятельности преподавателя, организующего нравственную, ценностно-ориентационную деятельность студентов, обеспечивает их включение в нравственные и ценностные отношения, освоение студентами ценностей, восхождение студентов к культуре.
Деятельность преподавателя
5. Обоснование содержания процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога, реализуемого (содержания) в рамках направлений деятельности преподавателя вуза с помощью разнообразных методов в различных организационных формах обучения и в период производственной практики, осуществляется в особом методологическом ракурсе – сквозь призму категорий «культура», «форма культуры», с учетом содержания нравственно-ценностной позиции социолога и ценностей, находящихся в ее основаниях. Источниками специфического элемента содержания образования – системы нравственных, ценностных отношений – с точки зрения заключенного в нем опыта деятельности, хранящегося в содержании форм культуры, являются: а) понятия, «оформляющие» субъектно-нравственный подход на том или ином уровне методологии; б) понятия морали в статусе ценностей (ценности-добродетели, ценности жизнедеятельности, ценности блага и пользы); в) обобщенный опыт нравственных, ценностных отношений человека к миру, к людям и к себе, являющийся частью целостного нравственного опыта человечества.
6. Наиболее адекватным
целевым, содержательным и