Формирование нравственно-ценностной позиции студента в культурно-образовательном пространстве ВУЗа

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 00:50, автореферат

Описание работы

ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНОЙ ПОЗИЦИИ
СТУДЕНТА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
Педагогика - 13.00.01

Работа содержит 1 файл

_PupkovSV-ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННО-ЦЕННОСТНОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТА В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА.doc

— 352.50 Кб (Скачать)

Стремление найти пути разрешения указанных противоречий и определило проблему нашего исследования. В теоретическом плане это проблема разработки практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога; в практическом плане - проблема определения содержания и методов формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога.

Объект исследования – процесс обучения студента – будущего социолога в университете.

Предмет исследования – подход, принципы, содержание и методы формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога в культурно-образовательном пространстве вуза.

Цель исследования – разработка и теоретико-методологическое обоснование практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога в культурно-образовательном пространстве вуза.

Гипотеза исследования. Нравственно-ценностная позиция социолога, в основаниях которой находятся ценности-добродетели, ценности жизнедеятельности, ценности блага и пользы, есть совокупность нравственных и ценностных отношений к миру, к людям, к себе, к информационному пространству.

Формирование нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога предполагает, что студент в процессе организуемой преподавателем вуза познавательной, нравственной и ценностно-ориентационной деятельности восходит к культуре, постигает хранимый в ее формах опыт нравственных отношений, в которых проявляется моральность как нравственное качество поведения и деятельности социолога, усваивает опыт ценностных отношений, фиксирующих оценку социологом своей выраженности в мире ценностей, находящихся в основаниях его нравственно-ценностной позиции.

Восхождение студентов к культуре по ее ступеням становится реальностью благодаря созданию культурно-образовательного пространства вуза, многомерность которого выражается в бесконечности транслируемого через каналы образования и воспитания опыта деятельности, опыта духовно-практического освоения мира в морали, опыта нравственных, ценностных отношений по критерию предельного его (опыта) основания – ценности человека.

Формирование нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога будет успешным, если:

– обоснована «регулятивная идея», определяющая стратегию разработки практико-ориентированной концепции  формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога, и раскрыта сущность данной идеи, конкретизируемой в принципах деятельности, предписывающих способ реализации идеи на пути движения к идеалу – социолог моральный, социолог нравственный;

– в основаниях разработанной в контексте уровней методологии концепции, придающей направленность созданию модели процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента в культурно-образовательном пространстве вуза, находятся субъектно-нравственный подход, реализуемый на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях методологии, и совокупность принципов, обеспечивающих его реализацию на данных уровнях;

– определены источники  формирования содержания процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога в культурно-образовательном пространстве вуза, которое (содержание), будучи обусловленным содержанием нравственно-ценностной позиции и ценностными ее основаниями, раскрывается в особом методологическом ракурсе – сквозь призму категорий «культура», «форма культуры»;

– деятельность преподавателя, реализуемая в рамках адекватных источникам содержания образования направлений, обеспечивая хранение, воспроизводство, трансляцию культуры как опыта деятельности, заключенного (опыта) в остенсивных, императивных, аксиологических формах культуры, ее формах-принципах, «возвращает» студенту культуру в виде обогащенного опыта деятельности, который необходим уже для воспроизводства не первоначальной деятельности, но обогащенной деятельности;

 – содержание образования реализуется в деятельности преподавателя с помощью таких методов обучения студентов, становящихся методами формирования нравственно-ценностной позиции, которые обеспечивают постижение студентами содержания форм культуры, в которых хранится культура как опыт деятельности, как опыт ценностных, нравственных отношений;

– включение студентов в нравственные, ценностные отношения в различных организационных формах обучения, в период производственной практики сочетается с их размышлениями о морали, о ценностях, обогащающими (размышления) опыт «работы» студентов с ценностями, опыт морального выбора, опыт «работы» с культурными формами в контексте восхождения будущих социологов к культуре по ее ступеням;

– процесс обучения студентов организован таким образом, что овладение будущими социологами содержанием образования на уровне различных учебных дисциплин, в которых выделены формы культуры, ценности, сочетающееся (овладение) с осмыслением и анализом парадоксов информационного общества, его проблем, выводит студентов на методологический и мировоззренческий уровни ценностного отношения;

– педагогическая деятельность преподавателя, предполагающая организацию работы студентов с культурными формами, восхождения студента по ступеням культуры, передачу опыта духовно-практического освоения мира в морали, опыта нравственных, ценностных отношений, базируется на его соучастии в творении будущего социолога как «личности-для-себя», становящегося способным к реализации познанного «морально высшего» – позиции правды.

Задачи исследования:

1. Обосновать  сущность нравственно-ценностной позиции социолога и раскрыть ее содержание.

2. Обосновать сущность и содержание понятия «культурно-образовательное пространство».

3. Выявить подход и принципы, совокупность которых определяет основания практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога, разрабатываемой в контексте уровней методологии.

4. Разработать модель процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога.

5. Обосновать  содержание процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога и определить направления деятельности преподавателя вуза, в рамках которых оно реализуется с помощью адекватных содержанию форм культуры методов обучения.

6. Определить  результативность экспериментальной  работы по формированию нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога в культурно-образовательном пространстве вуза.

Положения, выносимые  на защиту:

1. В современном информационном обществе востребуется социолог нравственный, социолог моральный. Социолог нравственный несет ответственность за себя и за свои действия при сборе информации, ее интерпретации и экспертизе. Извлекая пользу для себя с точки зрения успешности деятельности, карьеры, он отвечает, в первую очередь, перед собой. Социолог моральный несет ответственность не только перед собой, но и перед другими людьми, признавая их своими-другими. Во внутреннем мире социолога морального польза и добро как моральные явления предполагают, а не исключают друг друга. Жизненный успех, материальный достаток, профессиональные результаты социолога морального, не утрачивая связи с другими людьми, не получают самостоятельного существования, не ведут к гипертрофии успеха, не порождают расхождения в оценках деятельности социолога, а полезность не замещается добром. Предъявляемые к социологу профессиональные требования становятся нравственными требованиями тогда, когда их критерием является критерий «этично – неэтично». Один из возможных способов становления социолога нравственного, социолога морального – это формирование нравственно-ценностной позиции будущего социолога в процессе его обучения в университете.

2. Положение о необходимости  формирования нравственно-ценностной  позиции студента – будущего социолога, содержание которой образуют нравственные, ценностные отношения, не может быть просто дополнено тезисом о важности разработки практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога, реализация которой позволяет развивать способность студента к моральному и нравственному целеполаганию, к моральной и к нравственной рефлексии, к моральному и к ценностному выбору, к оцениванию его результатов по критерию освоенных ценностей, находящихся в основаниях позиции. В современных условиях требуется создание такого культурно-образовательного пространства, в котором диалектическая связь между субъект-объектным и субъект-субъектными отношениями как образующими его содержания, достигается за счет объектно-субъектных отношений, в которых возникают ценности, являющиеся аксиологическим ядром деятельности, аксиологической формой культуры. Предназначением создаваемых деятельностью преподавателя вуза субъект-объектных отношений является воспроизводство, трансляция хранимого в остенсивных, императивных, аксиологических формах и формах-принципах культуры опыта деятельности. Предназначением субъект-субъектных отношений, возникающих внутри субъект-объектных отношений, является со-причастное выделение и осмысление субъектами культурных значений, опыта нравственной, ценностно-ориентационной деятельности, приводящих (выделение и осмысление) к обогащению аксиологического ядра деятельности каждого субъекта. Благодаря такому обогащению происходит возвращение опыта деятельности, форм хранения культуры на витке личностной деятельности. В осознанных и принятых студентом ценностях, которые существуют и реализуются в ситуации выбора, воплощается «личность-для-себя» на пути ее восхождения к культуре через каналы образования и воспитания. Культурно-образовательное пространство, которое не есть «в-себе-и-для-себя-бытие», начинает приобретать ценностную значимость тогда, когда его содержание реализуется в отношении к студенту, ради студента, во имя его развития и становления как субъекта культуры и морали. Культурно-образовательное пространство вуза создается в деятельности преподавателя, транслирующего культуру, организующего работу студентов с культурными формами в логике восхождения студентов по ступеням культуры, «возвращающего» студента в культуру на витке обогащенной деятельности.

3. В основу разрабатываемой  в контексте уровней методологии  практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога положена «регулятивная идея» конструктивности нравственности, которая (идея), до-определяя бытие, придавая жизни человека, социолога изначально самоценный смысл, указывая направление выбора ценностей и их реализации, содержит в себе ответ на вопрос: «Во имя чего?». Сущность конструктивности нравственности заключается в правдивости, распространяющейся на притязания другого человека, на его умонастроения и обеспечивающей моральное взаимопонимание, источником которого является взаимность общающихся субъектов, основывающаяся на их честности друг перед другом. Данная «регулятивная идея» при ее реализации на пути движения к идеалу – социолог моральный, социолог нравственный – заключает в себе возможность приобщения студентов к ценностям, создает условия для устранения разрыва между человечеством и человеком как одной из глобальных проблем современности, для решения таких парадоксов информационного общества, как самоизоляция человека в виртуальном пространстве, утрата реальности, превращение информации из средства самореализации в самоцель, разрушение такой важнейшей сферы человеческого бытия как общение и др. В основаниях практико-ориентированной концепции формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога находится субъектно-нравственный подход и совокупность принципов, обеспечивающих его реализацию на том или ином уровне методологии.

4. Стратегия деятельности преподавателя вуза по формированию нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога базируется на реализации практико-ориентированной концепции, задающей способ создания модели процесса формирования нравственно-ценностной позиции будущего социолога. Реализация модели в рамках направлений деятельности преподавателя, организующего нравственную, ценностно-ориентационную деятельность студентов, обеспечивает их включение в нравственные и ценностные отношения, освоение студентами ценностей, восхождение студентов к культуре.

Деятельность преподавателя имеет  ряд направлений: а) этическое образование; б) формирование у студентов опыта нравственных, ценностных отношений к миру, к информационному пространству, к людям и к себе в логике их восхождения по ступеням культуры; в) организация работы студентов с культурными формами, в содержании которых заключен нравственный опыт. Данные направления деятельности преподавателя, реализуемые как в процессе обучения, так и в период производственной практики, взаимосвязаны и взаимодополняемы. Каждое направление, имея свои приоритетные задачи, базируясь на предшествующем направлении, не просто становится основой для последующего. Логика деятельности преподавателя университета в рамках данных направлений такова, что, обеспечивая хранение, воспроизводство, трансляцию культуры как опыта деятельности, заключенного (опыта) в остенсивных, императивных, аксиологических формах культуры, формах-принципах культуры, организуя работу студентов с культурными формами, он обеспечивает возвращение студенту «культуры-деятельности» к такому ее началу, с которого начинается «новое» восхождение студента к культуре на основе уже обогащенного опыта деятельности.

5. Обоснование содержания процесса формирования нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога, реализуемого (содержания) в рамках направлений деятельности преподавателя вуза с помощью разнообразных методов в различных организационных формах обучения и в период производственной практики, осуществляется в особом методологическом ракурсе – сквозь призму категорий «культура», «форма культуры», с учетом содержания нравственно-ценностной позиции социолога и ценностей, находящихся в ее основаниях. Источниками специфического элемента содержания образования – системы нравственных, ценностных отношений – с точки зрения заключенного в нем опыта деятельности, хранящегося в содержании форм культуры, являются: а) понятия, «оформляющие» субъектно-нравственный подход на том или ином уровне методологии; б) понятия морали в статусе ценностей (ценности-добродетели, ценности жизнедеятельности, ценности блага и пользы); в) обобщенный опыт нравственных, ценностных отношений человека к миру, к людям и к себе, являющийся частью целостного нравственного опыта человечества.

6. Наиболее адекватным  целевым, содержательным и процессуальным  аспектам деятельности преподавателя по формированию нравственно-ценностной позиции студента – будущего социолога является обучение студентов реализации принципов морального выбора в контексте конструктивности нравственности. Цель такого обучения, осуществляемого с помощью разнообразных методов в различных организационных формах (проблемная лекция, лекция с комментариями, лекция-беседа, лекция-вдвоем; семинарские занятия с углубленным изучением отдельных наиболее важных вопросов раздела, темы; с углубленным изучением и обобщением ряда важнейших вопросов; с изучением некоторых тем лекционных занятий самостоятельно), в период производственной практики, заключается в формировании способности студентов к моральному и к нравственному целеполаганию, к моральному и к ценностному выбору, к моральной и к нравственной рефлексии, к оцениванию рефлексивно отобранных способов достижения ценности-цели по критерию «этично – неэтично». Педагогическим требованием к такому обучению является выведение студентов на методологический и мировоззренческий уровни осмысления ценностного отношения. В организуемой преподавателем познавательной деятельности студент осуществляет поиск сохраняющих свое значение, а значит существующих ценностей, регулирующих деятельность социолога. При этом поиск ценностей осуществляется в процессе организуемой преподавателем ценностно-ориентационной деятельности сквозь призму интересов респондента, заказчика социологического опроса, власти, а размышления студентов над предельным основанием деятельности (человек) происходят под знаком согласования мысли с социальным, информационным пространством по критерию жизненных смыслов людей, благодаря чему и существуют ценности, различные системы ценностей (методологический уровень ценностного отношения). Требованием к организации такой деятельности студентов, равно как и к работе студентов с культурными формами, является мировоззренческое осмысление действительности, позволяющее осознать место деятельности социолога в контексте духовно-практического освоения мира в морали (мировоззренческий уровень ценностного отношения).

Информация о работе Формирование нравственно-ценностной позиции студента в культурно-образовательном пространстве ВУЗа