Формирование навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:10, доклад

Описание работы

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико– грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Работа содержит 1 файл

Формирование навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

1) неправильное употребление родовых, числовых, падежных окончаний существительных, местоимений, прилагательных; 

2) неправильное  употребление падежных и родовых  окончаний количественных числительных; 

3) неправильное  согласование глагола с существительными  и местоимениями; 

4) неправильное  употребление родовых и числовых  окончаний глаголов в прошедшем  времени; 

5) неправильное  употребление предложно-падежных  конструкций. 

При этом у детей  выявляются как общие, так и специфические  аграмматизмы. Они характерны как  для нормального, так и для нарушенного речевого развития.

Таким образом, у детей с нормальным речевым  развитием и при ОНР формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен. Часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме.

Входе эмпирического исследования на констатирующем этапе, нами были выявлены следующие недостатки словообразования и словоизменения: нарушено образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок, образование глаголов от прилагательных, а так же образование слов обозначающих профессию с помощью суффиксов, нарушения в изменении прилагательных по родам. Наблюдались трудности в изменении числа существительных в предложениях. Отмечались случаи затруднений в изменении существительных с непродуктивными основами по числам, и согласования существительных с числительными.

В ходе организованной нами специальной коррекционной  работы на формирующем этапе, большинство  нарушений удалось устранить  и существенно повысить уровень  словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи, о чем свидетельствуют данные контрольного этапа.

Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что Формирование умения образовывать и изменять слова  у детей старшего дошкольного  возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:

Учет структуры  дефекта, учет возрастных, речевых, индивидуальных возможностей дошкольников, целенаправленность, систематичность, последовательное усложнение работы по формированию грамматического строя речи, разнообразие используемых методов и приемов по формированию умений образовывать и изменять слова; так же получила свое подтверждение.  
 

Библиографический список 

1.  Алексеева,  М.М. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2007. – 400с. – ISBN 5-691-01357-2

2.  Арушанова,  А.Г. Формирование грамматического  строя речи [Текст] / А.Г Арушанова  - М.: Владос, 2005. - 296 с. – ISBN 5-222-06262-7

3.  Березин,  Ф.М. Головин, Б.Н. Общее языкознание  [Текст] / Ф.М Березин, Б.Н. Головин  – М.: Просвещение 2005.- 560с.- ISBN 5-7695-0999-6

4.  Бойкова,  С.В. Развитие лексики и грамматического  строя речи у дошкольников [Текст] / С.В. Бойкова – СПб.: Каро 2005.- 32с. ISBN 5-89815-446-9

5.  Вершинина,  О.М. Особенности словообразования  у детей с общим недоразвитием  речи 3 уровня [Текст] / О.М Вершинина  // Логопед. -2006. № 1. С. 34 - 40.

6.  Визель, Т.Г.  Мозговая организация речевой  функции и ее нарушения [Текст] / Т.Г Визель // Логопед.- 2005.№ 6. С. 4-9.

7.  Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных  единиц русского языка [Текст] / Т.Ф. Ефремова - М.: Академия 2006. –  658с. – ISBN 5-89814-242-8

8.  Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева - Екатеринбург.: Феникс 2007.- 316с. – ISBN 5-222-09249-6

9.  Зализняк, А.А. Русское именное словоизменение [Текст] / А.А Зализняк - М.: Просвещение  2007.- 576с. – ISBN 5-89815-171-0

10.  Земская,  Е.А. Словообразование как деятельность [Текст] / Е.А Земская - М.: Просвещение  2005.- 460с. – ISBN 5-691-00596-0 Земская,  Е.А. Современный русский язык. Словообразование [Текст] / Е.А Земская  - М.: Академия 2007.- 589с. – ISBN 5-7695-3213-0

11.  Зикеев, А.Г.  Развитие речи учащихся специальных  образовательных учреждений [Текст] / А.Г Зикеев -М.: Академия 2005.- 210с.  – ISBN 5-589-7568-3

12.  Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова – М. Владос 2005.-279с.- ISBN 5-691-00179-5

13.  Короткова,  А.В. Дроздова, Е.Н. Особенности  формирования лексико- грамматического  стоя речи 3 уровня [Текст] / А.В. Короткова,  Е.Н. Дроздова //Логопед 2006. № 1. С. 27-34.

14.  Лалаева,  Р. И. Серебрякова, Н. В. Коррекция  общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Р. И. Лалаева, Н. В Серебрякова - СПб.: Каро 2006.- 160с.- ISBN 5-675-0987-4

15.  Лепская,  Н.И. Язык ребенка [Текст] / Н.И  Лепская - М. Владос 2005.- 151с. - ISBN 5-4666-766-6

16.  Львов,  М.И. Методика развития речи  старших дошкольников [Текст] / М.И. Львов – М.: Просвещение 2005.- 176 с. - ISBN 5-324-6735-4

17.  Логопедия  / Под ред. Л.С. Волковой [Текст] / Волкова Л.С - М.: Владос 2006.- 678с. - ISBN 5-691-01357-2

18.  Нищева, Н.Г.  Система коррекционной работы  в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.Г Нищева – М.: Владос 2006.- 576с. - ISBN 5-451-7459-7

19.  Попов,  Р.Н. Валькова, Д.П. Маловицкий, Л.Я.  Федоров, А. К. Современный русский  язык [Текст] / Р.Н. Попов, Д.П. Валькова, Л.Я. Маловицкий, А. К. Федоров  – М.: Просвещение 2005.- 463с. - ISBN 5-325-6537-7

Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под  ред. Т.В. Волосовец. [Текст] / Волосовец  Т.В – М.: Академия 2005. – 287с. -ISBN 5-6744-651-5

20.  Розенталь,  Д.Э. Голуб, И.Б. Теленкова, М.А.  Современный Русский язык . [Текст] / Д.Э Розенталь, И.Б Голуб, М.А Теленкова - М.: Академия 2006.- 448с. - ISBN 5-341-5635-6

21.  Смирнов,  В.М Нейрофизиология и высшая  нервная деятельность детей и  подростков [Текст] / В.М Смирнов - М.: Просвещение 2007.- 400с. -ISBN 5-2315-475-9

22.  Современный  русский язык / Под ред. Белошапкова, Н.Г. [Текст] / Н.Г. Белошапков - М.: Просвещение 2005.- 560с. - ISBN 5-743-8757-0

23.  Современный  русский язык / Под ред. Валгиной, Н.С. [Текст] / Н.С Валгина- М.: Академия 2006.-528с. - ISBN 5-7690-546-2

24.  Современный  русский литературный язык / Под ред. Леканта Л.И. [Текст] / Л.И. Лекант. – М.: Академия 2006.-510с. - ISBN 5-0058-653-9

25.  Спирова,  Л.Ф. Особенности речевого развития  учащихся с нарушениями речи. [Текст] / Л.Ф. Спирова – М.: Просвещение  2006.- 163с. -ISBN 5-349-7589-0

26.  Филичева, Л.Е. Дети с ОНР воспитание  и обучение [Текст] / Л.Е. Филичева - М.: Владос 2005 – 487с. - ISBN 5-204-7391-7

27.  Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного  произношения [Текст] / М.Ф Фомичева - М.: Владос 2005.- 186 с. - ISBN 5-472-01980-6

28.  Хрестоматия  по логопедии, том 2 / Под ред.  Волковой, Л.С. Селиверстова В.И. [Текст] / Л.С. Волкова, В.И Селиверстов  - М.: Просвещение 2007.- 656 с. - ISBN 5-893-7543-8

29.  Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка  [Текст] / А.А. Шахматов – М.: Владос 2005.- 650с. - ISBN 5-3757-909-5

30.  Шанский,  Н.М. Иванов В.В. Современный  русский язык Часть I [Текст] / Н.М  Шанский, В.В. Иванов. -М.: Академия 2005.-192с. - ISBN 5-734-6843-9

Информация о работе Формирование навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи