Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:10, доклад
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико– грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
1) неправильное
употребление родовых, числовых, падежных
окончаний существительных, местоимений,
прилагательных;
2) неправильное
употребление падежных и
3) неправильное
согласование глагола с
4) неправильное
употребление родовых и
5) неправильное
употребление предложно-
При этом у детей выявляются как общие, так и специфические аграмматизмы. Они характерны как для нормального, так и для нарушенного речевого развития.
Таким образом,
у детей с нормальным речевым
развитием и при ОНР
Входе эмпирического исследования на констатирующем этапе, нами были выявлены следующие недостатки словообразования и словоизменения: нарушено образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок, образование глаголов от прилагательных, а так же образование слов обозначающих профессию с помощью суффиксов, нарушения в изменении прилагательных по родам. Наблюдались трудности в изменении числа существительных в предложениях. Отмечались случаи затруднений в изменении существительных с непродуктивными основами по числам, и согласования существительных с числительными.
В ходе организованной нами специальной коррекционной работы на формирующем этапе, большинство нарушений удалось устранить и существенно повысить уровень словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи, о чем свидетельствуют данные контрольного этапа.
Таким образом, цель, задачи нашего исследования достигнуты. Гипотеза о том, что Формирование умения образовывать и изменять слова у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 3 уровня будет проходить наиболее эффективно при соблюдении следующих условий:
Учет структуры
дефекта, учет возрастных, речевых, индивидуальных
возможностей дошкольников, целенаправленность,
систематичность, последовательное усложнение
работы по формированию грамматического
строя речи, разнообразие используемых
методов и приемов по формированию умений
образовывать и изменять слова; так же
получила свое подтверждение.
Библиографический
список
1. Алексеева, М.М. Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Просвещение, 2007. – 400с. – ISBN 5-691-01357-2
2. Арушанова,
А.Г. Формирование
3. Березин,
Ф.М. Головин, Б.Н. Общее
4. Бойкова,
С.В. Развитие лексики и
5. Вершинина,
О.М. Особенности
6. Визель, Т.Г. Мозговая организация речевой функции и ее нарушения [Текст] / Т.Г Визель // Логопед.- 2005.№ 6. С. 4-9.
7. Ефремова,
Т.Ф. Толковый словарь
8. Жукова, Н.С., Мастюкова, Е.М., Филичева, Т.Б. Логопедия [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М Мастюкова, Т.Б Филичева - Екатеринбург.: Феникс 2007.- 316с. – ISBN 5-222-09249-6
9. Зализняк,
А.А. Русское именное
10. Земская,
Е.А. Словообразование как
11. Зикеев, А.Г.
Развитие речи учащихся
12. Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда [Текст] / О.Б. Иншакова – М. Владос 2005.-279с.- ISBN 5-691-00179-5
13. Короткова,
А.В. Дроздова, Е.Н. Особенности
формирования лексико-
14. Лалаева,
Р. И. Серебрякова, Н. В.
15. Лепская, Н.И. Язык ребенка [Текст] / Н.И Лепская - М. Владос 2005.- 151с. - ISBN 5-4666-766-6
16. Львов, М.И. Методика развития речи старших дошкольников [Текст] / М.И. Львов – М.: Просвещение 2005.- 176 с. - ISBN 5-324-6735-4
17. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой [Текст] / Волкова Л.С - М.: Владос 2006.- 678с. - ISBN 5-691-01357-2
18. Нищева, Н.Г. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР [Текст] / Н.Г Нищева – М.: Владос 2006.- 576с. - ISBN 5-451-7459-7
19. Попов,
Р.Н. Валькова, Д.П. Маловицкий, Л.Я.
Федоров, А. К. Современный
Преодоление общего недоразвития речи дошкольников / Под ред. Т.В. Волосовец. [Текст] / Волосовец Т.В – М.: Академия 2005. – 287с. -ISBN 5-6744-651-5
20. Розенталь,
Д.Э. Голуб, И.Б. Теленкова, М.
21. Смирнов, В.М Нейрофизиология и высшая нервная деятельность детей и подростков [Текст] / В.М Смирнов - М.: Просвещение 2007.- 400с. -ISBN 5-2315-475-9
22. Современный русский язык / Под ред. Белошапкова, Н.Г. [Текст] / Н.Г. Белошапков - М.: Просвещение 2005.- 560с. - ISBN 5-743-8757-0
23. Современный русский язык / Под ред. Валгиной, Н.С. [Текст] / Н.С Валгина- М.: Академия 2006.-528с. - ISBN 5-7690-546-2
24. Современный русский литературный язык / Под ред. Леканта Л.И. [Текст] / Л.И. Лекант. – М.: Академия 2006.-510с. - ISBN 5-0058-653-9
25. Спирова,
Л.Ф. Особенности речевого
26. Филичева, Л.Е. Дети с ОНР воспитание и обучение [Текст] / Л.Е. Филичева - М.: Владос 2005 – 487с. - ISBN 5-204-7391-7
27. Фомичева,
М.Ф. Воспитание у детей
28. Хрестоматия по логопедии, том 2 / Под ред. Волковой, Л.С. Селиверстова В.И. [Текст] / Л.С. Волкова, В.И Селиверстов - М.: Просвещение 2007.- 656 с. - ISBN 5-893-7543-8
29. Шахматов, А.А. Синтаксис русского языка [Текст] / А.А. Шахматов – М.: Владос 2005.- 650с. - ISBN 5-3757-909-5
30. Шанский, Н.М. Иванов В.В. Современный русский язык Часть I [Текст] / Н.М Шанский, В.В. Иванов. -М.: Академия 2005.-192с. - ISBN 5-734-6843-9