Формирование навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:10, доклад

Описание работы

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико– грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Работа содержит 1 файл

Формирование навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

Дом-домик домашний домовой 

Сад-садовый  садик  

Стол-столовый столик 

Свет-светлый  светить 

Бег-беговой  бежать бегун [12, 264c] 

По результатам  диагностики у всех детей обнаружилось нарушение словообразования. Преимущественно нарушена образование от глагольных основ глаголов с помощью приставок, образование глаголов от прилагательных, а так же образование слов обозначающих профессию с помощью суффиксов.  

2. обследования  словоизменения 

Задание 8 изменение существительных по падежам 

Задание 9 изменение  прилагательных по родам 

Майка какая? Зеленая 

Кресло какое? Красное 

Автобус какой? Синий 

Задание 10 изменение  существительных по числам 

Кровать-кровати 

Вагон-вагоны 

Гнездо-гнезда 

Задание 11 изменение существительных с непродуктивными основами по числам 

Лоб-лбы 

Ухо-уши 

Задание 12 множественное  число существительных в родительном  падеже 

Нет чего? 

Парт 

Ведер 

Цветков 

Задание 13 согласование существительных с числительными 

Одна тетрадь, две тетради, пять тетрадей 

Одно яблоко два яблока пять яблок 

Задание 14 изменение  глаголов по временам 

Что делает девочка? Девочка поливает цветы 

Что делала девочка? Девочка поливала цветы 

Что будет делать девочка? Будет поливать цветы[12, 238c] 

У детей были выявлены нарушения в изменении прилагательных по родам у 7 человек. У 5 детей наблюдались трудности в изменении числа существительных в предложениях. Отмечались единичные случаи затруднений в изменении существительных с непродуктивными основами по числам, и согласования существительных с числительными.

На основе проведенного исследования грамматического строя  речи, у всех детей было выявлено общее недоразвитие речи III уровня. 

Мы свели все  показатели в таблицу, определив  у каждого ребенка уровень речевого развития, по данным констатирующего этапа (Таблица №1)

Таблица № 1.Ф. И. ребенка Разделы логопедического обследования Общее количество баллов Уровень 

Состояние словообразования Состояние словоизменения  

Вася В. 2 7 9 II

Вова К. 2,5 7 9,5 II

Дима Д. 1,5 2 3,5 III

Ксения К. 3 7 10 II

Максим Б. 4,5 3 7,5 II

Маша С. 2 3 5 III

Никита А. 3,5 4 7,5 II

Никита В. 2 4 6 III

Никита С. 1,5 5 6,5 II

Ярослав П. 3,5 3 6,5 II 
 

1 уровень –  высокий (от 12до 17 баллов). Характеризуется  достаточными навыками фонематического восприятия и грамматического строя речи в соответствии своему возрасту.

2 уровень –  средний (от 6,5 до 11,75 баллов). Недостаточное  различение большого количества  звуков из нескольких фонетических  групп при достаточно сформированной  их артикуляции в устной речи, недостаточная сформированность навыка словоизменения.

3 уровень –  низкий (от 0 до 6,25) Ребенок «не слышит»  звуков в слове, не различает  отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из  состава слова и определить  последовательность. Наблюдается неразвитость навыков словообразования, словоизменения и понимания обращенной речи

Таким образом, у 7 детей отмечается средний уровень (70% детей), у 3 – низкий (30% детей). Высокого уровня не было обнаружено ни у кого (0%).

Результаты констатирующего этапа эксперимента показали необходимость ориентации коррекционной работы по направлению совершенствование грамматического строя речи (преимущественно словообразование и словоизменение).

2.2 Логопедическая  работа по преодолению нарушений словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня

Целью формирующего эксперимента было развитие словообразования и словоизменения посредством дидактических  игр

При подборе  дидактических игр учитывались  возрастные особенности старших дошкольников.

Материал формирующего эксперимента представлен ниже.

Игры для закрепления  формы множественного числа:

1. Игра «Один  - много». 

Цель: выявить  умение детей самостоятельно образовывать существительные множественного числа  от существительного единственного числа. 

Ход: Логопед  показывает картинку с изображением одного предмета и предлагает ребенку  найти картинку с изображением этого  же предмета, но в большом количестве. 

Картинки: шар  – шары, дом – дома, ведро –  ведра и т.д. 

Логопед показывает картинку и называет: шар. 

- А у тебя, - спрашивает логопед, - что на  картинке? 

Ответ ребенка: У меня на картинке шары. 

Таким образом  предлагается назвать все картинки (5-6 картинок). 

2. Игра «Лови  и называй». 

Логопед: Я буду бросать мяч и называть слова, которые обозначают один предмет; ты, бросая мяч, будешь мне называть слово, которое обозначает много предметов.

Эта игра напоминает нам правила игры «Один много».

Логопед бросает  мяч ребенку, называя слово «дом»; ребенок возвращает мяч, называя слово «дома». Учить ребенка сочетать движение со словом. Логопед называет от пяти до восьми слов.

3. Образование  формы множественного числа слов  с использованием картинок, на  которых изображен один предмет  (машина, парта, сосна, гора,  дуб,  береза). При этом подбираются такие картинки, которые дают возможность образовывать форму множественного числа слов с окончанием «ы». [4, 23c]

4. Игра «Измени  слово». Логопед называет слово  в единственном числе и бросает  мяч одному из детей, который  должен назвать форму множественного числа.

5. Придумывание  слов, обозначающих несколько предметов.

Игры для уточнения  формы родительного падежа:

«Угадай, чьи  это вещи». Детям предлагаются картинки, на которых изображены: бабушка в  платке, мама в халате, девочка в  шубе, мужчина в шляпе и др., а также картинки с изображением отдельных предметов (платок, халат, шляпа, шуба, и др.). Сначала дети рассматривают картинки. Логопед называет один из предметов. А дети называют, кому принадлежит этот предмет (Это платок бабушки; Это халат мамы; Это шуба девочки и т.д.).

Игра «Угадай, чьи это хвосты». На одной картинке даны изображения животных без хвостов, на другой – изображения хвостов. Логопед показывает изображение  хвоста и спрашивает, кому принадлежит  этот хвост. Аналогичным образом проводится игра «Чей клюв?».

Игры для уточнения  формы дательного падежа:

1. Игра «Кому  нужны эти вещи». Детям предлагаются  картинки, на которых изображены  учитель без указки, маляр без  кисти, парикмахер без ножниц, охотник без ружья, рыболов  без удочки, продавец без весов и т.д., а также изображения предметов. Дети рассматривают картинки и называют, кому что нужно (указка нужна учителю, удочка нужна рыболову и т.д.).

2. Ответы на  вопросы по картинке (кто кому  что дает?). Например: Бабушка дает  внучке ленту; Папа дарит маме цветы; Мама дает дочке куклу.

3. Игра «Гости».  На картинке изображен стол, на  котором тарелки с различными  угощениями (яблоко, рыбка, морковка, кость, грибы). Логопед объясняет:  «Медвежонок ждет гостей. На тарелках  он приготовил угощенье для своих гостей: яблоко, рыбу, морковку, косточку. Как вы думаете, кому приготовлено угощение? Кому морковка? (морковка - зайчику) и т.д.». 

Игры для уточнения  формы винительного падежа: 

1.  Игра «Кто  самый наблюдательный». Дети должны  называть, что они видят: «Я вижу стол, стул, окно» и т.д. 

2.  Ответы  на вопросы, требующие постановки  существительного в винительном  падеже: 

а) Что ты возьмешь на урок физкультуры? На урок рисования? На урок ручного труда? 

б) Что ты любишь?

в) Что ты нарисуешь  красным карандашом? Зеленым карандашом? Желтым карандашом? и т.д.

Игры для уточнения  формы творительного падежа:

1.  Ответы  на вопрос «кто чем работает?»  по картинкам (парикмахер –  ножницами, маляр – кистью  и т.д.).

2.  Добавить  слово к глаголу: рисовать карандашом, мести метлой, писать ручкой, копать лопатой, пилить пилой, причесываться расческой, шить иглой, резать ножом.

3.  Назвать  пары предметов по картинкам:  книжка с картинками, кошка с  котятами, чашка с блюдцем, корзинка  с грибами, ваза с цветами.

Игра для уточнения формы предложного падежа: 

Игра «Помоги  животным найти свой домик». Предлагают две группы картинок: на одних изображены животные, на других – их жилища. Логопед  предлагает детям помочь животным найти  свой домик, вспомнить, кто где живет. Отвечая на вопрос, дети кладут изображения животного рядом с изображением его жилища . 

Игры для формирования умения употреблять уменьшительно-ласкательные и пренебрежительно-увеличительные суффиксы. [1. 37-38c] 

1. Игра «Большой  маленький». 

Цель: выявить  умения детей образовывать с помощью суффиксов существительных уменьшительно-ласкательного значения. 

Оборудование: Картинки с изображением больших и маленьких  предметов. 

Ход: Красные  кружки – большой и маленький. Логопед предлагает назвать, что  на карточке: маленький круг, большой круг. 

Логопед предлагает ребенку назвать кружки без слов «большой» и «маленький». словообразование дошкольный недоразвитие речь 

Это? – показывает на маленький кружок. 

Ответ ребенка: кружок. 

А это? – показывает логопед на большой круг. 

Ответ ребенка: круг. 

Логопед: Помоги мне, пожалуйста, надо разобрать картинки. 

Маленькие предметы на картинках положить под кружочком, большие предметы – под кругом. 

Логопед ставит перед ребенком поднос с картинками с изображением больших и маленьких предметов и следит за ходом выполнения ребенком задания. 

Под маленьким  кружком рисунки: елочка, шарик, мячик. 

Под большим  кругом рисунки: елка, шар, мяч. 

Логопед предлагает назвать сначала большие предметы, а затем маленькие. 

Ответ ребенка: елка, шар, мяч; 

елочка, шарик, мячик. 

2. Игра в употреблении  уменьшительно-ласкательных и пренебрежительно-увеличительных  суффиксов соревнование двух  команд: Мальчика-с-пальчика и Ивана-богатыря: 

Мальчик-с-пальчик                        Иван-богатырь 

Иванушка                                       Иван 

рубашечка                                      рубашища 

сапожки                                           сапожища 

кармашек                                        карманище 

ремешок                                          ремнище 

Информация о работе Формирование навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи