Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:10, доклад
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико– грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
Формирование
навыков словообразования и словоизменения
у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием
речи
Введение
С учетом постоянного
увеличения числа дошкольников с
общим недоразвитием речи проблема
формирования у них лексико– грамматических
средств речи занимает важнейшее место
в современной логопедии, а вопрос о методике
их развития и коррекции становится одним
из самых актуальных. [8;с26]
По мнению Визель
Т.Г. - благодаря зонам, которые составлены
третичными полями коры мозга, уровень
которых обозначается, как языковой, ребенок
овладевает сложно-построенной речью,
чтением, письмом, понимает переносные
значения слов, синонимы, метафоры, юмор.
Часть нервных клеток символического
уровня созревает поздно, в старшем дошкольном
возрасте, и дозревает всю жизнь. Без них
невозможно сознательное овладение сложными
текстами, грамматическими правилами,
орфографией. За словарь ответственны
височные доли вначале обоих полушарий.
За усвоение и использование морфологических
правил – теменные доли. Синтаксис – прерогатива
заднелобных долей мозга, преимущественно
в левом полушарии. [5; с8]
Сегодня достаточно
полно представлен анализ особенностей
овладения лексическим и
Разработкой данной
проблемы занимались такие специалисты
как: Жукова Н.С. Мастюкова Е.М Филичева
Т.Б. (2000г.), Алексеева М.М., Яшина В.И.
(1997г.), Арушанова А.Г.(2005г.), Короткова
А.В., Дроздова Е.Н.(2004г.) и многие другие.
Вершинина О.М. утверждает,
что поиск наиболее эффективных путей
преодоления данного нарушения делает
необходимым тщательный анализ механизмов
становления данных языковых операций,
[4;с26] что и обосновывает актуальность
исследования.
В данной работе
при изучении грамматического строя
речи наибольшее внимание нами будет уделено
словообразованию и словоизменению, а
в частности, выявлению характера их сформированности
у детей с общим недоразвитием речи. Становится
необходимой разработка теоретического
обоснования включения в логопедическую
работу разделов, содержание которых направлено
на развитие осознанных навыков использования
словообразования и словоизменения. [8;
с. 58]
Цель: выявление
наиболее эффективные методов и
приемов формирования словообразования
и словоизменения.
Объект исследования:
процесс овладения
Предмет исследования:
методы и приемы формирования словообразования
и словоизменения у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием
речи III уровня.
Гипотеза: Формирование
умения образовывать и изменять слова
у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием
речи 3 уровня будет проходить наиболее
эффективно при соблюдении следующих
условий:
1. Учет структуры
дефекта.
2. Учет возрастных,
речевых, индивидуальных
3. Целенаправленность,
систематичность,
4. Разнообразие
используемых методов и
Задачи:
1. Изучить и
проанализировать психолого-
2. Рассмотреть
подходы различных
3. Определить
закономерности и специфику
4. Наметить методику
обследования умений
Для реализации
поставленных целей и задач исследования
был использован комплекс теоретических
и эмпирических методов:
1. Изучение и
анализ психолого-
2. эмпирические
методы:
- Изучение документации
- методика: О.Б.Иншаковой
«альбом для логопеда»
3. Количественный
и качественный анализ.
Экспериментальная
база: исследование проводилось на
базе НГДОУ №256 г. Комсомольска-на-Амуре.
Логопедическая группа, дети 6-7 лет.
Теоретическая
значимость: обобщение исследований
по проблеме словообразования и словоизменения.
Практическая значимость:
разработка рекомендаций по проблеме
словообразования и словоизменения у
старших дошкольников с ОНР
Курсовая работа
состоит из введения, двух глав, заключения
и библиографического списка.
Глава 1. Теоретические
основы формирования словообразования
и словоизменения
1.1 Грамматические
системы словообразования и
По мнению Ефремовой
Т.Ф. словообразование - образование
слов от других слов с помощью определенных
операций, подразумевающих содержательные
и формальные изменения характеристик
слова.
Слово, полученное
в результате процесса словообразования,
называется производным или
Различают синхронное
и диахроническое словообразование.
Диахроническое словообразование изучает
реальные процессы образования одних
языковых знаков от других на протяжении
исторического развития языка, а также
исторические изменения словообразовательной
структуры отдельных слов (в частности,
путем опрощения и переразложения). Синхронное
словообразование изучает не столько
процессы, сколько отношения между словами,
сосуществующими в одном синхронном срезе
языка.
Основным понятием
словообразования является словообразовательная
мотивация. В синхронном словообразовании
оно обозначает отношение, связывающее
мотивирующее слово с производным (дериватом).
Производное слово, как правило, сложнее
мотивирующего и формально, и семантически.
Так, глагол пересчитать является производным
от глагола считать, поскольку образован
от него путем присоединения приставки
пере. Он сложнее как формально, поскольку
в его составе присутствует соответствующий
звуковой (или буквенный) сегмент пере-,
так и семантически, поскольку в толковании
глагола пересчитать должна быть отсылка
к глаголу считать.
Другим важным
понятием словообразования является словообразовательное
значение. Речь идет, прежде всего, о значении
аффиксов, используемых в рамках одного
словообразовательного шага. Рассматривается
ряд аналогичных шагов с разными мотивирующими
словами, в которых участвует данный аффикс.
Существуют два основных подхода к выделению
словообразовательного значения. При
первом подходе оно определяется при помощи
«семантического вычитания»: как повторяющиеся
семантические различия между производными
и мотивирующими словами. При втором подходе
оно определяется как общая часть семантики
соответствующих производных слов.
Производные слова,
относящиеся к одной части
речи и образованные с помощью
одной и той же операции с одним
и тем же значением, образуют словообразовательный
тип. Так, в один словообразовательный
тип входят существительные с уменьшительным
суффиксом -ик: домик, садик, лилипутик;
глаголы с приставкой за- в «начинательном»
значении: забегать, запрыгать, зашуметь,
зазвенеть и др.[6, 78c]
По мнению Зализняк
А.А. Словоизменение - система соответствий,
при которой каждому слову (лексеме) языка
отвечает совокупность всех его словоформ,
т.е. парадигма. Чтобы понять, что такое
словоизменение, его нужно сравнить со
словообразованием. Все формы словоизменения
(словоформы) относятся к одной лексеме,
т.е. различаются только грамматическим
значением (например, формы словаря и словарю
различаются значением падежа), а лексическое
значение у них одинаковое. Наоборот, при
словообразовании имеющиеся формы отличаются
друг от друга частью своего лексического
значения (ср. учить – учитель) и тем самым
не могут быть признаны одной и той же
лексемой.
В описаниях
грамматики языка обычно выделяют классы
слов (грамматические разряды), каждый
из которых характеризуется своей
системой словоизменения, иными словами
– разновидностью парадигмы. В каждом
таком классе слова изменяются по определенным
грамматическим категориям, которые называются
словоизменительными для данного класса.
Так, для класса русских существительных
словоизменительными являются категории
падежа и числа, для класса местоимений-существительных
(кто, себя и др.) – категория падежа, для
класса, включающего притяжательные прилагательные
(волчий, дядин), местоимения-прилагательные
(наш, некоторый) и порядковые числительные
(первый, десятый) – категории падежа,
числа, рода и одушевленности-
Как видно, грамматические
разряды в какой-то мере соотносятся
с делением слов на части речи, но
полного совпадения тут нет: так,
одни местоимения образуют особый разряд
местоимений-существительных, а другие
попадают в один класс с притяжательными
прилагательными и порядковыми числительными.
Точно так же русские глаголы делятся
на несколько грамматических разрядов.
Самый широкий набор форм имеют переходные
глаголы несовершенного вида: сюда входят
формы залога, наклонения, времени, числа,
лица, причастий и деепричастий, инфинитива.
У непереходных глаголов форм меньше,
так как отсутствуют личные формы страдательного
залога и страдательные причастия. У глаголов
совершенного вида есть всего две формы
времени и нет страдательных форм на -ся,
зато существует форма страдательного
причастия прошедшего времени.
Словоизменение
имен (существительных, прилагательных,
местоимений, числительных) называют склонением,
словоизменение глаголов – спряжением.
Обычно в языках бывают классы неизменяемых
слов, на которые понятие словоизменения
не распространяется. В русском языке
в этот класс входят предлоги, союзы, частицы
и др.
По мнению Земской
Е.А. Словоизменение определяют еще
и другим образом – как механизм,
обеспечивающий выражение грамматических
значений в словах какого-либо языка. Этот
механизм состоит, во-первых, из инвентаря
суффиксов (окончаний) и других грамматических
средств, во-вторых, из правил их комбинации
(сюда может относиться, к примеру, информация,
что в повелительном наклонении глагола
не выражается время) и, в третьих, из всевозможных
правил соединения этих грамматических
знаков с основами.[9, 87c]
В узком смысле
словоизменение включает только морфологические
грамматические средства (т.е. суффиксы,
префиксы и т.п.). В этом случае и лексическое,
и грамматическое значение выражается
в пределах одного слова. В широком смысле
словоизменение включает, помимо этого,
служебные слова и частицы.
Грамматические
категории, которые выражаются средствами
словоизменения, называются словоизменительными;
те категории, которые используют словообразование,
называются словообразовательными. Например,
словоизменительные категории русского
языка – это падеж, род, лицо, время и др.,
а словообразовательные – это уменьшительные
формы существительных и прилагательных
(диминутивы: домик, легонький), имя деятеля
(писатель, ученик), различные способы
действия (погулять, разгуляться, нагуляться,
перегулять) и т.п. [8, 49c]
Изучение морфологической
структуры слов, развитие процессов
словоизменения и словообразования имеет
исключительное значение для развития
лингвистических способностей учащихся
и их общего развития. Невозможно переоценить
роль понимания структуры слова в обучении
чтению и письму, в дальнейшем в успешном
усвоении учащимися грамматических знаний
и орфографических навыков.
Решение проблемы
обогащения словарного запаса через
восполнение процессов
Таким образом,
овладение речью - сложный, многосторонний,
психический процесс, ее появление
и дальнейшее развитие зависит от
многих факторов. Речь начинает формироваться
лишь тогда, когда головной мозг, слух,
дыхание и артикуляционный аппарат
ребенка достигнут определенного уровня
развития но, имея даже достаточно развитой
речевой аппарат, сформированный мозг,
хороший физический слух, ребенок без
речевого окружения никогда не заговорит.
Чтобы у него появилась, а в дальнейшем
правильно развивалась речь, нужна речевая
среда