Формирование навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:10, доклад

Описание работы

С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико– грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.

Работа содержит 1 файл

Формирование навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

топорик                                           топорище 

сабелька                                          саблища 

ножка                                              ножища 

ручка                                                        ручища 

глазик                                              глазище 

усики                                                        усищи 

голосок                                           голосище 

носик                                                        носище 

силушка                                          силища. 

Игра в образовании  сложных слов – игра «Эхо». 

листья падают – листопад              сам ходит – самоход 

снег падает – снегопад          мед носит – медонос 

вода падает – водопад          звонит попусту – пустозвон 

звезды падают – звездопад            сено косит – сенокос 

разводит сады – садовод               везде ходит – вездеход 

разводит лева – лесовод                база для нефти – нефтебаза 

перевозит лес  – лесовоз                 ходит на атомной энергии – атомоход 

сам летит –  самолет                        пыль сосет – пылесос 

воду возит  – водовоз. 

Игра «Назови  сколько». 

Картинки перевернуты, ребенок их не видит. 

Цель: Выявить  умение детей согласовывать числительные (2 и 5) с существительными в роде, числе, падеже. 

Хода игры: Перед  ребенком картинки, которые перевернуты. Логопед предлагает назвать, что  на карточке. 

- Это … (ребенок  наугад называет любой предмет). 

Логопед переворачивает картинку и предлагает назвать, что на карточке (мяч). Так переворачиваются последовательно все картинки. 

Логопед: Назови предметы, которые нарисованы на карточках. 

Ребенок называет: мяч, елочка, ведро, машина. 

- Перед тобой  4 карточки, но у меня еще и  пятая, посмотри, - логопед предлагает ребенку карточку с изображением двух кружков. – Что на карточке? 

Ответ ребенка: Кружки.

Логопед: сколько  кружков?

Ответ ребенка: Два.

Логопед кладет карточку с изображением двух кружков  перед картинками.

Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.

Образец: два мяча, две елочки …продолжай.

Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив  ребенку закрыть глаза.

Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.

Ребенок: Новая  карточка.

Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.

Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять  число 5.

Образец: 5 мячей, 5 елочек. [1, c. 21-22]

Развитие навыка словоизменения: 

1 Дифференциация  глаголов 1,2,3 –го лица 

- дифференциация  в ед.ч.

·  Игра «Послушный ребенок» (1-е лицо единственное число) - сейчас я буду просить тебя что-то сделать, а ты будь послушным ребенком – говори, что ты делаешь, и показывай картинку.

-Иди!-Я иду!

-Стой!-Я стою!

-Беги! –Я бегу!

-Читай! –Я  читаю! и т.д.

·  Игра «Что спросила мама?» (1-2-е лицо единственное число)

Логопед задает вопросы, а ребенок должен ответить.

Ты бежишь? (Я  бегу.)

Ты несешь? (Я  несу.)

Ты ешь? (Я  ем.) и т.д.

·  Игра «Расскажи  о нем» (1-3 лицо единственного числа) 

Взрослый читает ребенку первое двустишие и показывает, как его надо изменить. Затем взрослый произносит лишь двустишие из первого столбика, предлагая ребенку самому его изменить.

Я бегу, бегу, бегу,

Я на месте не стою.

Он бежит, бежит, бежит,

Он на месте  не стоит. и т. д.

- дифференциация  во мн.ч.

·  Игра «Дружные ребята» (1-2 лицо множественного числа)

Мы идем, и  вы идете…

Мы поем, и  вы …(поете)

Мы берем, и  вы …(берете).

Мы несем, и  вы …(несете). 

2.Согласование  глаголов прошедшего времени  с существительными в роде  и числе. В игре «Он, она,  они» необходимо правильно согласовывать глаголы прошедшего времени в роде и числе. Каждый раз задавая вопрос, например, «Что делал мишка?» или «Что делала кукла?, взрослый указывает на соответствующую картинку. Когда же задается вопрос с местоимением они, 

взрослому следует жестом показать сразу две картинки.

-Что делал  мишка? (Он спал)

-Что делала  кукла? (Она спала).

-Что они делали? (Они спали)

-Что делал  автобус? (Он ехал).

-Что делала  машина? (Она ехала)

-Что они делали? (Они ехали). и т.д.[17, 57c]

Данная методика позволяет выделить состояние словообразования и словоизменения у детей с общим недоразвитием речи. В результате проведённой работы на формирующем этапе мы сделали вывод, что произошло повышение речевой активности у детей, улучшились навыки словообразования и словоизменения. 
 

2.3 Анализ результатов  логопедической работы

По окончанию  формирующего этапа был проведён контрольный этап, цель которого заключалась  в сравнении полученных результатов  с первоначальными данными.

Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе.

Особое внимание мы уделили навыкам словообразования и словоизменения

Приведенные данные говорят о том, что средний  уровень имеют два ребенка (Маша С. и Никита С.) все остальные дети имеют первый уровень, низкого же уровня не выявлено ни у кого, в то время как на констатирующем этапе низкий уровень и мели два ребенка (Никита С. и Дима Д.) средний уровень наблюдался у пятерых детей (Никита В., Маша С., Вася В., Вова К. и Ксения К.) и первый уровень был зафиксирован у троих детей (Максим Б., Никита А., Ярослав П.)

Таким образом, уровень словообразования качественно  увеличился: те дети, которые имели  низкий уровень, переместились на средний, а Никита С., благодаря своей внимательности и усидчивости, переместился с низкого  на высокий уровень. Четверо детей переместились со среднего уровня на высокий (Никита В., Вася, Ксения, Вова). На одном и том же уровне остались четыре ребенка: Маша- она осталась на среднем уровне, и три ребенка на первом уровне(Максим, Никита А. и Ярослав)

Приведенные данные говорят о том, что средний уровень имеют три ребенка (Никита А., Никита В. и Никита С.) все остальные дети имеют высокий уровень, низкого же уровня не выявлено ни у кого, в то время как на констатирующем этапе низкий уровень и мели четыре ребенка (Ярослав, Маша, Максим, и Дима) средний уровень наблюдался у троих детей (Никита А, Никита В., Никита С.) и первый уровень был зафиксирован у троих детей (Ксения, Вова, Вася)

Таким образом, уровень словообразования качественно  увеличился: те дети, которые имели низкий уровень благодаря своей внимательности и усидчивости, переместились с низкого на высокий уровень (Ярослав, Маша, Максим, и Дима). Трое детей так и остались на среднем уровне, так как были не внимательны, расторможены на занятиях (Никита В., Никита С., Никита А.). На высоком уровне как были, так и остались три ребенка (Ксения, Вова, Вася)

Результаты обследования представлены в таблице №2 

Таблица №2Ф. И. ребенка Разделы логопедического обследования Общее количество баллов Уровень 

 

Состояние словообразования Состояние словоизменения  

Вася В. 3,5 8 11,5 II

Вова К. 3,5 8 11,5 II

Дима Д. 3,5 7 10,5 II

Ксения К. 4 8 12 I

Максим Б. 4,5 6 10,5 II

Маша С. 2,5 6 8,5 II

Никита А. 3,5 4 7,5 II

Никита В. 3,5 4 7,5 II

Никита С. 2,5 5 7,5 II

Ярослав П. 3,5 6 9,5 II 

1 уровень –  высокий (от 12до 17 баллов). Характеризуется  достаточными навыками фонематического  восприятия и грамматического  строя речи в соответствии  своему возрасту.

2 уровень –  средний (от 6,5 до 11,75 баллов). Недостаточное  различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, недостаточная сформированность навыка словоизменения.

3 уровень –  низкий (от 0 до 6,25) Ребенок «не слышит»  звуков в слове, не различает  отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Наблюдается неразвитость навыков словообразования, словоизменения и понимания обращенной речи.

Таким образом, у 1 ребенка отмечается высокий уровень (10% детей), у 9 – средний (90% детей), низкого уровня не отмечается ни у кого.

Данные говорят  о том, что показатели грамматического  строя речи существенно увеличились, так как на констатирующем этапе  низкий уровень был у троих  детей, средний у семерых, высокого же уровня не было ни у кого, а на контрольном соответственно низкого уровня нет ни у кого средний уровень у девятерых и у одного ребенка Высокий уровень.

Таким образом, у всех детей наблюдается улучшение  уровней словообразования и словоизменения, кроме одного ребенка (Никита А.) у которого уровень словообразования и словоизменения остался прежним.

Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, занесены в сводную таблицу 3. 

Таблица 3Уровни сформированности, количество детей Разделы логопедического обследования

Состояние словообразования Состояние словоизменения

Констатирующий  этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап

Высокий уровень 3 7 3 8

Средний уровень 3 3 5 2

Низкий уровень 4 - 2 -

Количественная  оценка результатов коррекционной работы в группе дошкольников с ОНР показала увеличение навыков словообразования и словоизменения на контрольном этапе по сравнению с констатирующим.

Таким образом, логопедические мероприятия и педагогическая технология, учитывающая механизм и структуру речевого дефекта, разработанная нами на формирующем этапе эксперимента способствует устранению нарушений словообразования и словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи.  
 

Заключение

У детей с  нарушенным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями. Это обусловлено тем, что грамматические значения абстрактны, грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил. [20;с.70] 

Грамматические  формы словоизменения и словообразования появляются у детей с ОНР, как правило, в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи детьми с ОНР проявляется в более медленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической системы языка, семантических формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. [9; с.46 ] . 

Выделяются следующие  неправильные формы сочетания слов в предложении при ОНР: 

Информация о работе Формирование навыков словообразования и словоизменения у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи