Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 16:10, доклад
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них лексико– грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
топорик
сабелька
ножка
ручка
глазик
усики
голосок
носик
силушка
Игра в образовании
сложных слов – игра «Эхо».
листья падают
– листопад
сам ходит – самоход
снег падает
– снегопад
мед носит – медонос
вода падает
– водопад
звонит попусту – пустозвон
звезды падают
– звездопад
сено косит – сенокос
разводит сады
– садовод
везде ходит – вездеход
разводит лева
– лесовод
база для нефти – нефтебаза
перевозит лес
– лесовоз
ходит на атомной энергии – атомоход
сам летит –
самолет
пыль сосет – пылесос
воду возит
– водовоз.
Игра «Назови
сколько».
Картинки перевернуты,
ребенок их не видит.
Цель: Выявить
умение детей согласовывать
Хода игры: Перед
ребенком картинки, которые перевернуты.
Логопед предлагает назвать, что
на карточке.
- Это … (ребенок
наугад называет любой предмет)
Логопед переворачивает
картинку и предлагает назвать, что
на карточке (мяч). Так переворачиваются
последовательно все картинки.
Логопед: Назови
предметы, которые нарисованы на карточках.
Ребенок называет:
мяч, елочка, ведро, машина.
- Перед тобой
4 карточки, но у меня еще и
пятая, посмотри, - логопед предлагает
ребенку карточку с изображением двух
кружков. – Что на карточке?
Ответ ребенка: Кружки.
Логопед: сколько кружков?
Ответ ребенка: Два.
Логопед кладет карточку с изображением двух кружков перед картинками.
Логопед: Назови предметы, добавляя число 2.
Образец: два мяча, две елочки …продолжай.
Логопед меняет первую карточку на карточку с изображением пяти кружков, предварительно предложив ребенку закрыть глаза.
Логопед: Открой глаза и посмотри, что изменилось.
Ребенок: Новая карточка.
Логопед: Сосчитай, сколько кружков на карточке.
Логопед предлагает назвать те же картинки, но добавлять число 5.
Образец: 5 мячей, 5 елочек. [1, c. 21-22]
Развитие навыка
словоизменения:
1 Дифференциация
глаголов 1,2,3 –го лица
- дифференциация в ед.ч.
· Игра «Послушный ребенок» (1-е лицо единственное число) - сейчас я буду просить тебя что-то сделать, а ты будь послушным ребенком – говори, что ты делаешь, и показывай картинку.
-Иди!-Я иду!
-Стой!-Я стою!
-Беги! –Я бегу!
-Читай! –Я читаю! и т.д.
· Игра «Что спросила мама?» (1-2-е лицо единственное число)
Логопед задает вопросы, а ребенок должен ответить.
Ты бежишь? (Я бегу.)
Ты несешь? (Я несу.)
Ты ешь? (Я ем.) и т.д.
· Игра «Расскажи
о нем» (1-3 лицо единственного числа)
Взрослый читает ребенку первое двустишие и показывает, как его надо изменить. Затем взрослый произносит лишь двустишие из первого столбика, предлагая ребенку самому его изменить.
Я бегу, бегу, бегу,
Я на месте не стою.
Он бежит, бежит, бежит,
Он на месте не стоит. и т. д.
- дифференциация во мн.ч.
· Игра «Дружные ребята» (1-2 лицо множественного числа)
Мы идем, и вы идете…
Мы поем, и вы …(поете)
Мы берем, и вы …(берете).
Мы несем, и
вы …(несете).
2.Согласование
глаголов прошедшего времени
с существительными в роде
и числе. В игре «Он, она,
они» необходимо правильно согласовывать
глаголы прошедшего времени в роде и числе.
Каждый раз задавая вопрос, например, «Что
делал мишка?» или «Что делала кукла?, взрослый
указывает на соответствующую картинку.
Когда же задается вопрос с местоимением
они,
взрослому следует жестом показать сразу две картинки.
-Что делал мишка? (Он спал)
-Что делала кукла? (Она спала).
-Что они делали? (Они спали)
-Что делал автобус? (Он ехал).
-Что делала машина? (Она ехала)
-Что они делали? (Они ехали). и т.д.[17, 57c]
Данная методика
позволяет выделить состояние словообразования
и словоизменения у детей с общим недоразвитием
речи. В результате проведённой работы
на формирующем этапе мы сделали вывод,
что произошло повышение речевой активности
у детей, улучшились навыки словообразования
и словоизменения.
2.3 Анализ результатов логопедической работы
По окончанию формирующего этапа был проведён контрольный этап, цель которого заключалась в сравнении полученных результатов с первоначальными данными.
Для этого мы использовали ту же методику, что и на констатирующем этапе.
Особое внимание
мы уделили навыкам
Приведенные данные говорят о том, что средний уровень имеют два ребенка (Маша С. и Никита С.) все остальные дети имеют первый уровень, низкого же уровня не выявлено ни у кого, в то время как на констатирующем этапе низкий уровень и мели два ребенка (Никита С. и Дима Д.) средний уровень наблюдался у пятерых детей (Никита В., Маша С., Вася В., Вова К. и Ксения К.) и первый уровень был зафиксирован у троих детей (Максим Б., Никита А., Ярослав П.)
Таким образом, уровень словообразования качественно увеличился: те дети, которые имели низкий уровень, переместились на средний, а Никита С., благодаря своей внимательности и усидчивости, переместился с низкого на высокий уровень. Четверо детей переместились со среднего уровня на высокий (Никита В., Вася, Ксения, Вова). На одном и том же уровне остались четыре ребенка: Маша- она осталась на среднем уровне, и три ребенка на первом уровне(Максим, Никита А. и Ярослав)
Приведенные данные говорят о том, что средний уровень имеют три ребенка (Никита А., Никита В. и Никита С.) все остальные дети имеют высокий уровень, низкого же уровня не выявлено ни у кого, в то время как на констатирующем этапе низкий уровень и мели четыре ребенка (Ярослав, Маша, Максим, и Дима) средний уровень наблюдался у троих детей (Никита А, Никита В., Никита С.) и первый уровень был зафиксирован у троих детей (Ксения, Вова, Вася)
Таким образом, уровень словообразования качественно увеличился: те дети, которые имели низкий уровень благодаря своей внимательности и усидчивости, переместились с низкого на высокий уровень (Ярослав, Маша, Максим, и Дима). Трое детей так и остались на среднем уровне, так как были не внимательны, расторможены на занятиях (Никита В., Никита С., Никита А.). На высоком уровне как были, так и остались три ребенка (Ксения, Вова, Вася)
Результаты обследования
представлены в таблице №2
Таблица №2Ф. И. ребенка Разделы логопедического обследования Общее количество баллов Уровень
Состояние словообразования Состояние словоизменения
Вася В. 3,5 8 11,5 II
Вова К. 3,5 8 11,5 II
Дима Д. 3,5 7 10,5 II
Ксения К. 4 8 12 I
Максим Б. 4,5 6 10,5 II
Маша С. 2,5 6 8,5 II
Никита А. 3,5 4 7,5 II
Никита В. 3,5 4 7,5 II
Никита С. 2,5 5 7,5 II
Ярослав П. 3,5 6 9,5 II
1 уровень –
высокий (от 12до 17 баллов). Характеризуется
достаточными навыками
2 уровень – средний (от 6,5 до 11,75 баллов). Недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи, недостаточная сформированность навыка словоизменения.
3 уровень – низкий (от 0 до 6,25) Ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность. Наблюдается неразвитость навыков словообразования, словоизменения и понимания обращенной речи.
Таким образом, у 1 ребенка отмечается высокий уровень (10% детей), у 9 – средний (90% детей), низкого уровня не отмечается ни у кого.
Данные говорят о том, что показатели грамматического строя речи существенно увеличились, так как на констатирующем этапе низкий уровень был у троих детей, средний у семерых, высокого же уровня не было ни у кого, а на контрольном соответственно низкого уровня нет ни у кого средний уровень у девятерых и у одного ребенка Высокий уровень.
Таким образом, у всех детей наблюдается улучшение уровней словообразования и словоизменения, кроме одного ребенка (Никита А.) у которого уровень словообразования и словоизменения остался прежним.
Результаты, полученные
в ходе экспериментального исследования,
занесены в сводную таблицу 3.
Таблица 3Уровни сформированности, количество детей Разделы логопедического обследования
Состояние словообразования Состояние словоизменения
Констатирующий этап Контрольный этап Констатирующий этап Контрольный этап
Высокий уровень 3 7 3 8
Средний уровень 3 3 5 2
Низкий уровень 4 - 2 -
Количественная оценка результатов коррекционной работы в группе дошкольников с ОНР показала увеличение навыков словообразования и словоизменения на контрольном этапе по сравнению с констатирующим.
Таким образом,
логопедические мероприятия и педагогическая
технология, учитывающая механизм и
структуру речевого дефекта, разработанная
нами на формирующем этапе эксперимента
способствует устранению нарушений словообразования
и словоизменения у дошкольников с общим
недоразвитием речи.
Заключение
У детей с
нарушенным речевым развитием формирование
грамматического строя речи происходит
с большими трудностями. Это обусловлено
тем, что грамматические значения абстрактны,
грамматическая система языка организована
на основе большого количества языковых
правил. [20;с.70]
Грамматические
формы словоизменения и словообразования
появляются у детей с ОНР, как правило,
в той же последовательности, что и при
нормальном речевом развитии. Своеобразие
овладения грамматическим строем речи
детьми с ОНР проявляется в более медленном
темпе усвоения, в дисгармонии развития
морфологической и синтаксической системы
языка, семантических формально-языковых
компонентов, в искажении общей картины
речевого развития. [9; с.46 ] .
Выделяются следующие
неправильные формы сочетания слов
в предложении при ОНР: