Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:16, курсовая работа
Цель: теоретически изучить и экспериментальным путем выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста будет результативным, если:
- педагогами используется образовательная программа, разработанная в соответствии ФГОС
Объект: коммуникативные навыки школьников.
Предмет: формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС
Задачи: 1.проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме
2. раскрыть теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
3. выявить особенности формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС
4. разработать рекомендации для педагогов по формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС.
Введение………………………………………………………………………......3
Глава I Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста…………………………………………….6
1.1 Понятие коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2 Коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста…………9
1.3 Требования ФГОС к коммуникативным навыкам младшего школьника..13
Глава II Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС……………………………………15
2.1 Содержание, формы и средства формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС…….15
2.2 Методические рекомендации для педагогов по формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС……………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиография…………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………29
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза была подтверждена в проведенном исследовании.
Библиография:
1. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция, - Спб.: Питер, 20004, - 480 с.
2. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от 19.11.1998).
3. Кравцов Г.Г. Принципы единства аффекта и интеллекта, как основа личностного подхода к обучению детей.// Вопросы психологии. 1996.- №6.
4. Кравцов Г.Г. Психологические проблемы начального образования. Изд-во Красноярского университета, 2004.
5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.: Изд-во РОУ, 1996. 180 с.
6. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителей. - М.: Просвещение, 1993
7. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. Калинин, 2007.
8. Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1999.
9. Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008
10. Минияров В.М. Психология семейного воспитания. М., 2008.
11. Мухина В.С. Детская психология. М., 2005.
12. Немов Р.С. Психология Кн.1 изд.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 1997. 688 с.
13. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. Ч.1 /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – М.: Просвещение, 2010.
14. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми. / Под ред. М.И. Лисиной. - М., 2005.
15. Общение и формирование личности школьника. /Под ред. Бодалева А.А., Кричевского Р.Л. - М., 2007.
16. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
17. Приказ Минобрнауки России от 23.10.2009 г. № 655 «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».
18. Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.
19. Психологический словарь / авт. состав В.Н. Копорулина, М.Н. Смирнова, Н.О. Гордеева. Под общей ред. Ю.Л. Неймера - Ростов_на_Дону: Феникс. 2007.
20. Полуэктова Н.М., Яковлева Н.В. Психодиагностика и формирование коммуникативных качеств личности. - Ленинград, 1989.
21. Развитие психологии ребенка в общении со взрослыми и сверстниками/ под ред. Репиной Н.Е. - М., 2005.
22. Смирнова Е.О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е.О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с. — (Учебник для вузов)
23. Cорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Отечественный журнал социальной работы №2-М,1995г
24. Фельдштейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989
25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010
26. Филиппова Ю.В Общение. Дети 7-10 лет/Художник Янаев В.Х. - Ярославль: Академия развития, 2002
27. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; В 4-х томах т. 3, 4. 2-е изд. стер. - М.: Генезис,2003
28. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск, 2005.
29. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. - М.: Академкнига/Учебник, 2010
30. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. – М., 1974
Приложение А.
Опросник-тест для педагогов «Оценка коммуникативных навыков младших школьников»
1. Постоянно прерывает меня во время беседы
2. Никогда не смотрит в лицо во время разговора, и не понятно, слушает ли он меня
3. Постоянно суетится, игрушки занимают его больше, чем мои слова, при этом невнимателен
4. Переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал
5. Не дослушав до конца, перебивает меня лишь затем, чтобы согласиться
6. Всегда смотрит на меня очень внимательно, не мигая
7. Выслушав меня, задает интересующие его вопросы
8. Когда я предлагаю что-нибудь новое, он всегда возражает
9. Если тема беседы не интересна, скажет, что ему это не интересно
10. Вступает в диалог, при этом может сам предложить тему для беседы
Интерпретация результатов теста:
Подсчитайте процент ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение при общении с ребенком по формуле К=С/10*100, где
С - количество ситуаций, вызывающих у Вас досаду и раздражение;
10 - общее количество ситуаций
Низкий уровень коммуникативных умений - оценка 1 балл: 60%-100% - коммуникативные умения развиты слабо, необходимо дошкольника научить слушать, быть внимательным во время диалога
Средний уровень коммуникативных умений - оценка 3 балла: 30%-60% - в коммуникативных умениях присущи некоторые недостатки, не внимателен, иногда перебивает
Высокий уровень коммуникативных умений - оценка 5 баллов: 0%-30% - коммуникативные умения развиты, но иногда не совсем внимателен, умеет слушать, поддерживать беседу.
Приложение Б.
Тест «Оценка уровня общительности» модифицированная методика В.Ф. Ряховского
Инструкция по применению методики:
Школьникам предлагается ответить на 20 вопросов, поставив в графе «Да» знак (+); в графе «Нет» знак (-). На обдумывание каждого вопроса отводится не более 1 минуты.
Вопросы:
1. Много ли у вас друзей, с которыми вы постоянно общаетесь?
2. Долго ли вас беспокоит чувство обиды, причиненной вам кем-либо из ваших друзей?
3. Есть ли у вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
4. Верно ли, что вам приятнее и проще проводить время с книгами или за каким-либо занятием, чем с людьми?
5. Легко ли вы устанавливаете контакт с людьми, которые старше Вас по возрасту?
6. Трудно ли вам включиться в новые для вас компании?
7. Легко ли вам устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
8. Трудно ли вы осваиваетесь в новом коллективе?
9. Стремитесь ли вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым человеком?
10. Раздражают ли вас окружающие люди, и хочется ли вам побыть одному?
11. Нравится ли вам находиться среди людей?
12. Испытываете ли вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится проявлять инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
13. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
14. Правда ли, что вы чувствуете себя неуверенно среди малознакомых вам людей?
15. Полагаете ли вы, что вам не представляет особого труда внести оживление в малознакомую компанию?
16. Стремитесь ли вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
17. Чувствуете ли вы себя непринужденно, попав в незнакомую для вас компанию?
18. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенно и спокойно, когда приходится говорить что-то большой группе людей?
19. Верно ли, что у вас много друзей?
20. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми людьми?
Обработка результатов.
В таблицу проставляются ответы на вопросы, плюс или минус.
Фамилия, имя
1 | 11 |
2 | 12 |
3 | 13 |
4 | 14 |
5 | 15 |
6 | 16 |
7 | 17 |
8 | 18 |
9 | 19 |
10 | 20 |
С помощью дешифратора подсчитать количество совпадающих с дешифратором ответов по каждому разделу методики.
Дешифратор.
1 + | 11 + |
2 - | 12 - |
3 + | 13 + |
4 - | 14 - |
5 + | 15 + |
6 - | 16 - |
7 + | 17 + |
8 - | 18 - |
9 + | 19 + |
10- | 20- |