Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии федеральному государственному образовательном

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 09:16, курсовая работа

Описание работы

Цель: теоретически изучить и экспериментальным путем выявить особенности формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС
Гипотеза: мы предполагаем, что формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста будет результативным, если:
- педагогами используется образовательная программа, разработанная в соответствии ФГОС
Объект: коммуникативные навыки школьников.
Предмет: формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС
Задачи: 1.проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме
2. раскрыть теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста
3. выявить особенности формирования коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС
4. разработать рекомендации для педагогов по формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС.

Содержание

Введение………………………………………………………………………......3
Глава I Теоретические основы формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста…………………………………………….6
1.1 Понятие коммуникативных навыков в психолого-педагогической литературе…………………………………………………………………………6
1.2 Коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста…………9
1.3 Требования ФГОС к коммуникативным навыкам младшего школьника..13
Глава II Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС……………………………………15
2.1 Содержание, формы и средства формирования коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС…….15
2.2 Методические рекомендации для педагогов по формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС……………………………………………………………..22
Заключение……………………………………………………………………….25
Библиография…………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 237.00 Кб (Скачать)

Рисунок 1 - Уровень коммуникативных навыков младших школьников до эксперимента

(Высокий уровень коммуникативных навыков – 5 человек, средний уровень коммуникативных навыков – 12 человек, низкий уровень коммуникативных навыков – 9 человек).

        Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков обнаружился всего у 5 человек. Эти школьники активно стремятся к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывают в ней потребность. Быстро ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитают принимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.

        Таким образом, результаты диагностики показали слабые результаты сформированности уровня коммуникативных навыков у  младших школьников, поэтому педагогу необходимо уделить внимание данной проблеме при работе по образовательной программе «Школа России».

       Анализ общеобразовательной программы «Школа России» мы осуществляли, опираясь на требования ФГОС к коммуникативным навыкам младшего школьника, рассмотренные в 3 параграфе 1 главы.

        1. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

        Для реализации указанных результатов в образовательной программе «Школа России» дается большое количество заданий, предусматривающих систематическое проведение работы в паре, в группе. Ученики совместно определяют общую цель, помогают друг другу сформулировать учебную задачу или, контролируя друг друга, поочередно выполняют задания, чтобы получить верный результат, оценивают правильность выполнения задания сверстником и др.

       В курсе «Физическая культура» материалы по подвижным и доступным мини-спортивным играм формируют умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной игровой или спортивной деятельности, участвуя в которой дети приобретают умение адекватно оценивать свои результаты, вклад товарищей по команде и соперников, собственное поведение и поведение участвующих лиц.

        На уроках математики, литературного чтения, русского языка, окружающего мира предложена рубрика «Наши проекты», с указанием темы проекта, соответствующих комментариев, советов, плана выполнения проектной работы. Проектные задания также размещены в информатике, иностранных языков, технологии. Учащиеся вместе обсуждают и формулируют цель работы над заявленной в проекте темой, план своих действий, промежуточные и итоговые результаты работы.

       2. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

       В программе «Школа России» предлагаются задания для объяснения представленных алгоритмов действий, вычислений, построений, рассуждений, мнений, различных точек зрения, побуждающие учащихся искать разные способы решения, вычисления, обсуждать их, выслушивая версии одноклассников. В заданиях предлагается рассмотреть представленные в учебниках варианты ответа, обсудить, кто из персонажей учебника прав, найти ошибки в ходе решения проблемы, задачи, объяснить и аргументировать свою позицию.

       В курсе «Русский язык» даются специальные задания для дискуссии, связанной с содержанием языкового или иллюстративного материала. Ученики по рисункам составляют диалоги и их инсценируют. Есть упражнения, где описываются разные точки зрения, например, положительные и отрицательные отзывы о картине В.М. Васнецова «Иван Царевич на Сером волке», второклассники при этом высказывают своё собственное мнение, учатся слушать своих оппонентов, включаются в диалог, полилог.

        В курсе «Литературное чтение» система заданий и вопросов направлена на формирование умения высказывать свою точку зрения, активно участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Вопросы открытого типа, начинаются со слов «Почему? Как?» с тем, чтобы дети смогли выразить собственное мнение, выслушать мнение одноклассников, обсудить вопрос в группе или паре.

        На основе аналогии или текста-опоры учащиеся составляют небольшие рассказы о себе и окружающем мире; описывают иллюстрации к произведениям и высказывают отношение к его героям.

        В курсе «Английский язык» упражнения на развитие диалогической речи представлены в заданиях типа «Разыграйте диалог-знакомство со своим одноклассником…», «Глядя на картинки, спроси своего одноклассника…» и т. п.

        Кроме того, учащиеся участвуют в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом, отвечают на вопросы открытого типа (выражают свое собственное мнение и выслушают мнение одноклассников). Они используют в диалоге фразы и элементарные нормы речевого этикета.

       В каждом уроке английского языка есть специальный раздел для совершенствования навыков говорения Let Us Talk. Опираясь на диалоги-модели, школьники учатся вести беседу о себе, своей семье, своих друзьях, интересах, игрушках, домашних питомцах и пр. Здесь же учащимся даются опоры для разыгрывания диалогов в ситуациях, приближенных к реальным — в школе, дома, в магазине, на улице.

      Таким образом, в соответствии с требованиями ФГОС, содержание, формы и средства программы «Школа России» способствуют формированию коммуникативных навыков, что доказывают результаты контрольного этапа эксперимента.

 

Контрольный этап.

       Цель: выявить, как изменился уровень коммуникативных навыков младших школьников.

        Результаты повторных диагностических мероприятий представлены в Приложении В. Полученные результаты были обработаны и выведены в динамику (Рисунок 2).

        Можно с уверенностью сказать, что работа по программе «Школа России», соответствующая ФГОС, положительно влияет на формирование коммуникативных навыков.

       В ходе проведения методик было выявлено, что 5 младших школьников обладают низким уровнем сформированности коммуникативных навыков,  14 испытуемых  средним уровнем и  7 человек  высоким.

 

Рисунок 2 - Уровень коммуникативных навыков младших школьников до и после эксперимента

 

(До эксперимента: высокий уровень коммуникативных навыков – 5 человек, средний уровень коммуникативных навыков – 12 человек, низкий уровень коммуникативных навыков – 9 человек; после эксперимента: высокий уровень коммуникативных навыков – 7 человек, средний уровень коммуникативных навыков – 14 человек, низкий уровень коммуникативных навыков – 5 человек).

         Как видим из рисунка, наши ожидания оправдались, уровень коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста в целом повысился.

        Таким образом, формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста будет результативным, если педагогами используется образовательная программа, разработанная в соответствии ФГОС.

2.2 Методические рекомендации для педагогов по формированию коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии ФГОС

На протяжении младшего школьного возраста происходит активное становление такой ключевой компетентности, как коммуникативная. Но в ситуации стихийного, не управляемого формирования (так сказать «сама собой») эта компетентность развивается у разных детей очень по-разному, но в большинстве случае неудовлетворительно. Необходимы  специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов сотрудничества.

Между тем в современной школе безраздельно господствуют индивидуальные формы организации учебной деятельности по типу «учитель - ученик»: ученики на уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как учитель всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют “подсказкой и списыванием”. И получается, что в учении – в их главном на данном возрастном этапе деле – они лишены общества сверстников. Фактически дети учатся рядом, но не вместе.

Наиболее значительный вклад в создание принципиально иной модели обучения, – обучения, основанного на учебном сотрудничестве учеников, принадлежит Д.Б. Эльконину (1989) и В.В. Давыдову (1996), а также их последователям – В.В. Рубцову (1998) и Г.А. Цукерман (1993). В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной и средней школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.

Хотя экспериментальный опыт реализации принципов учебного сотрудничества В.В. Рубцова, В.В. Репкина, А.К. Марковой, С.Ю. Курганова, Г.А. Цукерман и их сотрудников не может быть прямо перенесен в контекст существующей системы образования, тем не менее, он дает полезные ориентиры в отношении средств и способов стимуляции развития коммуникативных действий.

В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).

Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила. Например, при организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно выяснить причину отказа от работы); совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается; не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с выкрикиванием и т.д.  При этом нередко требуются специальные усилия педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Школа так же располагает и иными возможностями. Например, это проектные задания, специальные тренинговые занятия по формированию  коммуникативных навыков под руководством школьного психолога. Возрастными и социальными психологами разработано немало программ, направленных на развитие общения у младших школьников. Одни из них основаны на широком применении игровых методов и предназначены для проведения во внеурочное время. Другие – могут входить как часть в курс русского языка в младших классах или «Ознакомление с окружающим миром». Можно проводить их и как самостоятельные занятия.

       Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендации могут оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей атмосферы в ученическом классе и в школе в целом – атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения. Необходима терпимость к иному мнению. Решающая роль в этом  принадлежит учителю, который сам должен быть образцом терпимого, не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать достаточной общей коммуникативной культурой.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

         Проблема формирования коммуникативных умений у младших школьников сегодня очень актуальна. Однако является недостаточно изученной. Ученые дают различные определения коммуникативных умений. Мы остановились на следующем: коммуникативные навыки младших школьников - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информативной, перцептивной, интерактивной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

        Для определенного возраста характерны определенные коммуникативные умения. Таким образом, для младшего школьного характерны умение слушать, умение излагать свои мысли и умение вести себя в конфликтной ситуации. Это наиболее обобщенные и значимые умения для младшего школьника, активное формирование которых поможет преуспеть в обучении и окажется хорошим фундаментом для активизации навыков общения со сверстниками.

        Нами была выдвинута гипотеза, в которой мы предполагали, что формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста будет результативным, если педагогами используется образовательная программа, разработанная в соответствии ФГОС. Анализ программы начальной школы и контрольная диагностика показали, что у младших школьников наблюдается положительная динамика формирования коммуникативных навыков.

Информация о работе Формирование коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста в соответствии федеральному государственному образовательном