Формирование элементарных математических представлений. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 42 вопроса.

Работа содержит 1 файл

шпоры ФЭМП.docx

— 57.02 Кб (Скачать)

6методика  работы в ср.гр.по обуч-ю построению рядов в возрастающей и убыв.последовательности по длине. Занятие1.цель:учить строить ряд из3полосочек,закрепить счет до3.Мат-л: полосочки3цветов,изображение мишки и домика.Ход: Мишка построил домик,нужно помочь построить лесенку. Что нужно?(ступеньки,считают,их3). Сообщает правило построения длинной лесенки:лестница строится снизу вверх от самой длинной до самой короткой.Из всех полосочек выбираю самую длинную, какого цвета?(выполняют глазомерные действия,зеленая).Прикладывает,сравнивая по левому краю.Из оставшихся полосочек беру самую длинную(желтую). Прикладывает над зеленой.Прикладываю выше голуюую.Прочитывание ряда:ч-короткая,ж-длиннее,з-самая длинная(и в обратном отношении).закрепление на раздаточном мат-ле:строят лесенку от края стола.Обучающих занятий по длине3.2ое-ряд из4полосок.3из5. 

7обуч-е  сравнению2предметов  по3 признакам протяженности.Дети не явно знакомятся с новой величиной-объемом. В предметах имеющих форму прямого паралелепипида.Цель:учить сравнивать2 коробки по3признака величины.Мат-л:разноцветные коробки-бол.и мал.Ход: Создает ситуацию:поместится ли внутри белой коричневая коробка.Если да,то почему?Выделите ширину,длину и высоту у каждой коробки.Опиши размеры каждой коробки.(белая длинная,широкая,высокая;корич-короткая,узкая,низкая).Проверьте не ошиблись ли вы?(прикладывают, накладывают коробки др.на др)Скажем все сразу о белой коробке(длинная, широкая,высокая).Занятие2.Параметры коробок варьируются.Закрепление: сравнивают книги,полки и т.п. 

8Обуч-е  глазомерным действиям. Начинается со2мл.гр.:выбор предмета по образцу,кот.перед глазами р-ка.Выбери елочку такую же по высоте как у тебя(подходят с елочкой,примеривает, делает вывод).ср.гр:образец на расстояние:елочку с собой не бери;проверка приложение.Стар.гр: образец вне поля зрения р-ка.Выбери елочку,кот.нах-ся в спальне.Увеличива ется кол-во предметов при выборе.Проводят упр.по представлению (сравни арбуз и яблоко).От мл.гр.к подг.гр.контрастность в размерах снижается. 
 
 
 
 
 
 
 

9Ознакомление  со способами сравнения  предметов по длине  с помощью условной  мерки,равной по величине одному из сравниваемых предметов. Знач-е:здесь впервые вводится предмет посредник м\у 2сравниваемыми предметами-условная мерка,т.е.дети уводятся от приемов непосредств. сравнения(прилож,налож)и подводятся к приему опосредственного сравнения ч\з создание ситуаций,когда неопосредств. сравнение невозможно.Занятие. Предлагает из конструкторского мат-ла создать2башни(2команды)одной архитектуры по образцу.(выстраивают). Проверим одинаков.ли они.(предполагают придвинуть столы,башни,примерить).Для чего нужна эта веревочка?Надо приложить к1башне и сделать вывод.Н-р:2башня ниже,чем веревочка,значит она ниже1башни.Закрепление:игра:Сравни с помощью полосочки. 

14методика  обуч-я составлению  группы предметов  из отдельных эл-тов  и выделения предметов  из группы. Занятие1типа.Цель:учить видеть границы мн-ва и каждый его эл-т;учить отвечать на вопрос-ск-ко,словами-много,ни одного. Мат-л:однородные игрушки по кол-ву детей.Ход:Игрушки пришли в гости.Кто пришел?Открывет салфетку,делает круговой жест-очерчивает границы мн-ва(это мишки)Ск-ко мишек?(много)Линей кой выставляет игрушки для полноценного восприятия структуры мн-ва.Берет1мишку,пристукивая,выставляет слева направо,приговаривая:«вот мишка…»Линейный жест-вот ск-ко мишек.Раздает каждому по1мишке-возьми1мишку.Ск-ко у тебя мишек?(один мишка)Ск-ко мишек на столе?Ни одного мишки.Собирем мишек.С подносом,со словами-Таня поставила1мишку,Лена еще1мишку.Мишек становится все больше и больше(воссоздание мн-ва).Вот ск-ко много стало мишек.Ск-ко мишек на столе(круг.жест-много мишек).Занятие2 «Пустим рыбок в пруд»Мат-л:пластмасс. рыбки,таз с водой.Занятие3«Курочка и цыплята»Мат-л:курочка,цыплята. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15Обуч-е  сравнению равных  и неравных по  кол-ву эл-тов групп  предметов приемом  наложения.1тип занятия. «Мышки на стульчиках».Цель:учить приему наложения при сравнении одинак-х по кол-ву групп предметов,знак омство со словами<>одинаково по кол-ву.Мат-л:объемный(мишки и кубики по4). Ход:Кто пришел в гости?Ск-ко?Посадим мишек на стульчики.Ск-ко нужно кубиков?(много)Выставляем линейно со словами:этот мишка сел на стульчик,этот сел…Каждый мишка сидит на своем стульчике.Мишек и стульчиков поровну (на др.занятии одинаково по кол-ву,столько же сколько).Продолжение по возможности.1мишка убежал.Чего<>или их поровну?(стульчиков бол.чем мишек). 1стульчик лишний.Значит стульчиков бол.чем мишек.Уравнивает мн-ва.А как сделать так,чтобы мишек и стульчиков стало поровну?(позвать мишку).Добавьте мишку,сажает мишку.Сравните по кол-ву мишек и стульчики.Продолжение:Чего меньше?мишек или стульев?(мишек меньше)1мишки не хватает.Значит мишек меньше,чем стульчиков.Как сделать так,чтобы стульев стало столько же ск-ко мишек?(убрать).Убирает.Мишек и стульев поровну.2типМат-л:плоскостной, карточки(листья,божьи коровки). 3типМат-л:фланелеграф и сюжетные изображения:зайчики и морковки. (карточка№2). 

16Обуч-е  сравнению равных  и неравных групп  предметов приемов  приложения. 1тип:на объемном мат-ле(Мишки на стульчиках-дома).2тип-развивающее. Цель:учить сравнивать равные и неравные по кол-ву мн-ва с помощью мн-ва-посредника-моделирование2мн-в. Ход:чего больше,мишек или боченков?Чего меньше или их поровну?(поровну)Как проверить? (приложить)Для чего нужны круги?Приложим круги к боченкам и сравним их.(их поровну).Перенесем круги и сравним с мишками(поровну).Чего больше,мишек или боченков?Кругов столько же ск-ко боченков и столько же ск-ко мишек,их поровну.Закрепление:в окр.обстановке дети сравнивают с помощью мн-ва-посредника(фигуры)кол-во в группе столов и стульев и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

18Методика  обуч-я счету ср.гр.на основе сравнения групп,выраженных рядом стоящими числами.1занятий немного (2-3).Мат-л:игрушки3шт.Ход:Ск-ко игрушек?Сегодня мы научимся считать. Показывает образец счета,показывая пальцем на каждую игрушку:123игрушки. Делаем круговой жест:всего3игрушки. Вызывает2-3детей и они пересчитывают на раздаточном мат-ле,считают вслух.  2Знач-е:обуч-е счету основано на понимание р-ком образ-я нового числа из предыдущего,путем добавления единицы и предыдущего из последываю щего,путем убавления единицы.Мат-л: плоскостные изображения фруктов.Цель: показать образ-е числа2из1,и3из2. Занятие1.Ск-ко груш?ск-ко апельсинов?как сделать так,чтобы груш стало больше,чем апельсинов.1+1=2 (добавить)К какому кол-ву груш добавить?(к1гр)Ск-ко добавить?(1гр)Ск-ко груш станет?(2).Как сделать так,чтобы груш и апельсинов было поровну по2.(аналогич.работа).Сделайте так,чтобы апельсинов стало больше,чем груш(3апел)Вызванный р-к добавляет и рассказывает как получил3апельсина. Закрепление на раздаточном мат-ле,работа на карточке.Занятие2.Цель:т аже.Ск-ко груш?Ск-ко апельсинов?Что вы можите сказать об их кол-ве?(поровну). Сделайте так,чтобы груш стало больше,чем апельсинов.(надо отнять, убрать,забрать).Уравнивает по2.Сделайте так,чтобы груш стало и апел.поровну. 

20Обуч-определения1  и много звуков  на слух и счету  на слух в ср.и  стар.гр. Мл.гр: Цель:подключение сенсорики к восприятию мн-в,разв-е внимания.Мат-л: муз.молоточек.Ход:1тип:с опорой на предметы.Издает звуки,р-к выставляет демонстр.предметы.Ск-ко кубиков на столе?(много,или1).Значит все услышали много(1)звуков.2тип:звуки за ширмой. 3тип:без опоры на предметы.Ср.гр.1тип. Цель:учить считать на слух до5с опорой на предмете.Мат-л:муз.молоток(бубен, хлопки).Ход:Я буду ударять молоточком,а вы считать звуки.Чтобы не ошибиться будем выставлять кубики.Ск-ко кубиков? (3).Ск-ко звуков?(столько же,3звука). Отсчитайте на карточке столько же кругов ск-ко услышите звуков.2тип.Цель:тоже но без опоры на предметы.Ход:Извлекает звуки,дети на слух воспринимают их и наз-ют числит-е.Замечание:1организоват внимание детей.2звуки м.б.разных тонов,вмл.гр-однотонные.Интервалы м\у ними сокращаются.3Эти упр.сочетаются с отсчетами по образцу;со счетом движений и на ощупь. 
 
 
 
 
 
 

21Обуч-е  счету движений  и счету наощупь.На Ощупь.Мат-л:карточки с нашитыми пуговицами.Ср.гр(картон, пуговицы на ножках,диаметр2см,ч\з1,5-2см,с нашитой салфеткой,5пуговиц).стар. гр.(до10пуговиц,не на ножках,диаметр-меньше2см,ч\з0,5см.,мешочек).Бусы на леске от1до10.Упр.:выкладывают лесенки Игры:«Пошли,пошли,пошли».Цель:учить считать на ощупь.Мат-л:карточки,бусы, мешочки.Ход:дети в круг,за спиной карточки,пересчитывают,отвечат.По сигналу восп.«пошли…»передают карточки по кругу.Сигнал«стоп»пересчит ывают,отвечают. «динь,динь»Мат-л: циферблат,колокольчик.Ход:посчитайте ск-ко раз прозвенел колокольчик и покажите на циферблате.Найдите карточку на кот.столько же пуговиц. Движения.Замечания:проводятся упр.на утренней зарядке,на муз.занятии и физ. Упр.:выполнить наклоны,топнуть, прыгнуть и т.д.под счет восп.либо по названному числу или по услышанному кол-ву звуков,игрушек,пуговиц на карточке-комплексные задания на закрепление счетных умений. 

24Обуч-е  сравнению2мн-в,выраженных рядом стоящими числами. Замечания: в мл.гр. сравнивались 2 мно-ва без пересчета, в ср.гр. упор делают на сранение мно-в, а не на числа. Занятий проводится много. Занятие 1. Цель: сравнить мно-ва, вараж. числами 3 и 4. Мат-л: изображения лимонов и груш (3 и 4). Ход занятия: В: сравните чего больше, меньше или поровну. Д: выполняют прием приложения. Лимонов меньше, чем груш В: посчитайте лимоны и груши. Д: 3 лимона, 4 груши. В: лимонов меньше, их 3; груш больше, их 4. Значит число 3<4. Сделайте так, чтобы фруктов стало поровну. Д: убирают 1 грушу, считают груши, делают вывод. В: груш и лимонов поровну, по 3. Д: хоровое повторение. Возможно добавление 1 лимона и сравнение по 4.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

26Ознакомление  с порядковым счетом  в стар.гр. Усложнения: 1)счет от 5 до 10 методика аналогична ср.гр. (25 вопрос) 2)учить опред-ть место элемента м/у двумя порядковыми номерами эл-тов. Занятие 1. Цель: учить опред-ть место элемента м/у двумя порядковыми номерами эл-тов. Мат-л: однородные фигуры двух видов. Ход занятия: В: отсчитай 6 кружочков и разложи их подальше друг от друга. Положи треугольники м/у 1 и 2 по счету слева направо кружочками. Образец. В: первый, второй кружок кладем м/у ними. (так же м/у 5 и 6, 3 и 4) Серия вопросов на колич. и порядковый счет: ск. треугольников? (3) М/у которыми по счету кругами они лежат? Ск. кружочков м/у кот. не лежат треугольники, назови их порядковый номер (2 и 3, 4 и 5)   Занятие 2. Цель: учить различать виды счета. Мат-л: геом. фигуры. Ход занятия: В: отсчитай 6 треугольников, положи под вторым, третьим и пятым кружки. Ск. кружков? Ск. треугольников, под кот. нет кружков? Назови их порядковые номера.  
 

27обуч-е  сравнению чисел  в стар.гр. В ст.гр. при сравнении уделять больше вним-я числам, но не отказываться от мно-в. Занятий 5: 4 и 5, 5 и 6, 6 и 7, 7 и 8. Занятие 1. Цель: учить сравнивать числа 5 и 6. Мат-л: квадраты и прямоугольники. Ход занятия: В: отсчитайте 5 квадратов и 6 прямоугольников. Чего больше? Скажите сразу все о числах 5 и 6. Д: 5<6, 6>5 В: а кто докажет, объяснит? Д: одного квадрата не хватает, значит 5 квадратов меньше 6 прямоугольников, а число 5<6. Игры для закрепления: назови соседей числа, назови пропущенное число. Я называю 3 числа (5,6,7) расскажи все о числе 6 (6<7, 6>5). К концу ст.гр. можно ввести понятие последующее и предыдущее число в значении последующее- идущее после.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

28Методика  обуч-я установления  разностных отношений  м\у рядом стоящими числами. Замечания: это задача вычислит. деят-ти, т.к. дети находят разность м/у рядом стоящими числами. По программе требуется знание отношений >, < на 1. По вариативным программам >, < на 2,3. Средства обуч-я- построение числовой лесенки Поповой. Лесенка в возрастающем порядке, 3 занятия: от 1 до 4, от 4 до7, от 6 до 10. 4 занятие- итоговое (от 1 до 10) Мат-л: 55 двухцветных кружков. Занятие 1. В: выложи 1 кружок, а подним столько же кружков и еще 1 (переворачивает последний кружок). Далее аналогично, всего 4 ступеньки. Отсчитай на третьей ступеньке 3 кружка и покажи, что их больше на 1, чем на второй (переворачивает последний кружок). Задание по лесенке: считают кружки на каждой ступеньке, сравнивают с соседней ступенькой, используют порядковый счет. Вывод: на каждой следующей ступеньке на 1 кружок больше, чем на предыдущей. Значит след. число больше, чем предыдущее на 1. К концу ст.гр. устные вопросы на ск. 6>5 и т.п.

29Методика  изучения состава  числа из единиц Значение: изуч-е приема присчитывание. Занятие по каждому новому числу. Занятие 1. Цель: изуч-е состава числа 4. Мат-л: разный по качествам- разноцветные кружки. Ход занятия: В: отсчитай 4 кружка. Какие они по цвету? Сколько каких кружков? Д: 1 красный, 1 желтый…  В: правильно, 4 кружка составлены так: один красный, 1 желтый… Значит число 4 состоит из 1,1,1 и еще 1 (дети могут загибать пальчики). На раздаточном мат-ле: выкладывают фломастеры разных цветов и проводят аналогичную работу. В: как составить число 4 с помощью фломастеров? 
 

30Методика  изучения состава  числа из2меньших  чисел. Цель изучения: усвоение таблиц сложения однозначных чисел и соответствующих случаев вычитания. Проводят 3 обуч. занятия: состав чисел 3,4,5. Занятие 1. Цель: изуч-е состава числа 4. Мат-л: двухцветные кружки. Ход занятия: В: отсчитайте 4 кружка, переворачивает последний кружок. Что изменилось? Д: кол-во кружков тоже, но 3 оранжевых и 1 зеленый. В: 4 кружка составлены так: 3 оранжевых и 1 зеленый, значит число 4 это 3 и 1. В: переворачивает след. кружок, теже вопросы. В: а как еще можно составить число 4? Д: переворачивают кружок В: из каких чисел состоит число 4? Д: 4 это 1 и 3. К концу подгот.гр. возможны устные упр. на состав числа до 5, игра с мячом (из каких чисел состоит число 5). 
 

31Методика  обуч-я счету групп  предметов. Цель: усвоение десятичной с/с счисления (счет десятками), подготовка к усвоению таблицы умножения и случаев деления, усвоение отношений часть, целое. Занятие 1. Цель: учить считать группы разнородных предметов. Мат-л: игрушки 5 видов по 3 шт. каждого. Ход занятия: на ковре группы игрушек. В: какие игрушки? Ск. всего? Ск. каких игрушек? (всех по 3) А ск. групп игрушек? (Одна, две…. пять групп игрушек) Вывод: на ковре15 игрушек, по 3 каждого вида, всего 5 групп. На последующих занятиях счет по карточкам, на кот. однородные предметы, но разные по качеству. Занятие 2. Цель: пропедевтика деления. 1)на части. Мат-л: 10 матрешек, 5 машин. Ход занятия: В: матрешки едет в гости, нужно посадить поровну на 5 машин. Высаживает по одной, затем добавляет. 10 матрешек сели на 5 машин по 2 на каждую. 2)по содержанию. В: 10 матрешек рассадить по 2 на машины. Ск. машин? Д: высаживают парами. 10 матрешек парами сядут на 5 машин. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование элементарных математических представлений. Ответы