Методы обучения детей математическим представлениям

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2012 в 08:04, контрольная работа

Описание работы

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания: практические, наглядные, словесные, игровые.
Обычно они применяются комплексно, в разнообразных комбинациях друг с другом, важно чтобы они позволяли достигать наилучших результатов при обучении маленьких детей

Содержание

1. Классификация методов (схема).
2. Дать краткую характеристику каждой группы, соотнося с методами математического развития
3. Математическая сказка как метод формирования математических представлений.
4. Подобрать математическую сказку для использования в образовательном процессе, проиллюстрировать ее.
5. Представить математическую сказку собственного сочинения, приложить к ней дидактические пособия.

Работа содержит 1 файл

контрльная по методике математического развития.docx

— 186.17 Кб (Скачать)

Вариант III

 

Методы обучения детей математическим представлениям

 

ПЛАН

1.  Классификация методов (схема).

 

2.  Дать краткую характеристику  каждой группы, соотнося с методами 

     математического развития.

 

3.  Математическая сказка как  метод формирования математических 

  представлений. 

 

   4. Подобрать математическую сказку для использования в образовательном процессе, проиллюстрировать ее.

 

5. Представить математическую сказку собственного сочинения, приложить к ней дидактические пособия.

 

Литература:

 

        1. Щербакова Е.И. Методика обучения математике в детском саду. – М., 1998. – 272.
        2. Дошкольник изучает математику. Как и где?/Сост. Т.И. Ерофеева. – М.: «Воспитание дошкольника», 2002. – 128 с.
        3. Ерофеева Т.И и др. Математика для дошкольников: Кн. для воспитателя д/с. – М.: «Просвещение», 1992. – 191 с.

 

     + дополнительная литература, подобранная студентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.  Классификация методов (схема).

 

В педагогике метод характеризуется как целенаправленная система действий воспитателя и детей, соответствующих целям обучения, содержанию учебного материала, самой сущности предмета, уровню умственного развития ребёнка. [1, 95]

В теории и методике математического развития детей термин «метод» употребляется в двух смыслах - широком и узком. Метод может обозначать исторически сложившийся подход к предматематической подготовке в детском саду (монографический метод, вычислительный метод), а также способы и приёмы работы воспитателя с детьми. [2, 114]

В педагогических системах И.Г. Песталоцци, Ф. Фребеля, М. Монтессори и др. обосновывается необходимость математического развития детей, а в связи с этим выдвигаются идеи о совершенствовании методов их обучения.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог  использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания:

    • практические,
    • наглядные,
    • словесные,
    • игровые.

Обычно они  применяются комплексно, в разнообразных  комбинациях друг с другом, важно  чтобы они позволяли достигать  наилучших результатов при обучении маленьких детей. [3, 24].

Таким образом, изучив литературу, я составила следующую  схему, отображающую методы математического  развития дошкольников.

 

 

 

 

2. Дать краткую характеристику каждой группы, соотнося с методами

     математического развития

В формировании элементарных математических представлений ведущим принято считать практический метод. Сущность его заключается в организации практической деятельности детей, направленной на усвоение определённых способов действий с предметами или их заменителями (изображениями, графическими рисунками, моделями и т.д.), на базе которых возникают элементарные математические представления.

Практический  метод в наибольшей мере соответствует :

    • специфики и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников;
    • так и возрастным возможностям;
    • уровню развития их мышления, в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.

В мышлении маленького ребёнка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается  в практических действиях с конкретными  предметами, их изображениями или  условными обозначениями.

Согласно  теории П.Я. Гальперина происходит это  следующим образом: практические и материализованные внешние действия детей, отражаясь в устной речи, переносятся во внутренний план, в мысль. Развитие мысли проходит ряд этапов. На каждом из них с разной глубиной происходит отражение практически производимого материализованного действия.

Характерными особенностями практического метода при формировании элементарных математических представлений являются:

    • выполнение разнообразных практических действий, служащих основой для умственных действий;
    • широкое использование дидактического материала;
    • возникновение представлений как результата практических действий с дидактическим материалом;
    • выработка навыков счёта, измерения, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;
    • широкое использование элементарных математических представлений в практической деятельности, быта, игре, труде, т. е. в других видах деятельности.

Практический метод предполагает организацию упражнений. В процессе упражнений ребёнок неоднократно повторяет практические и умственные действия. Упражнения могут предлагаться детям в форме заданий, организовываться как действия с демонстрационным материалом или протекать в виде самостоятельной работы с раздаточным дидактическим материалом. Используются как коллективные (выполняются всеми детьми одновременно), так и индивидуальные (у стола воспитателя) формы выполнения упражнений.

Коллективные упражнения, помимо усвоения и закрепления знаний, могут использоваться для контроля. Индивидуальные упражнения, выполняя те же функции, служат образцом, на который дети ориентируются в коллективной деятельности. Взаимосвязь между ними определяется не только общностью функций, но и постоянным чередованием, закономерной сменой друг друга. Упражнения должны дифференцироваться по степени сложности с учётом индивидуальных особенностей детей.

Игровые элементы включаются в упражнения во всех возрастных группах:

в младших - в виде сюрпризного момента, имитационных движений, сказочного персонажа и  т. д.;

в старших - приобретают характер поиска, угадывания, соревнования. В таких случаях  говорят об игровых упражнениях  или упражнениях в игровой  форме.

С возрастом  детей упражнения усложняются: они  уже состоят из большего числа  звеньев, учебно-познавательное содержание выступает в них прямо, не маскируясь практической или игровой задачей, во многих случаях для их выполнения требуется проявление смекалки, сообразительности.

Но в  то же время, я считаю, излишнее использование практических методов, задержка на уровне практических действий может отрицательно сказываться на ребёнке.

При формировании элементарных математических представлений игра выступает, как метод обучения и может быть отнесена к практическим методам.

Широко  используются разнообразные дидактические игры. Благодаря обучающей задаче, облечённой в игровую форму (игровой замысел), игровым действиям и правилам ребёнок непреднамеренно усваивает определённую «порцию» познавательного содержания.

Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные и др.) являются эффективным средством и методом формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Предметные и словесные игры проводятся на занятиях по математике и вне их, настольно-печатные, как правило, в свободное от занятий время. Все они выполняют основные функции обучения - образовательную, воспитательную и развивающую.

 Все дидактические игры  по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:

1. Игры с цифрами и числами

2. Игры путешествие во времени

3. Игры на ориентировки в пространстве

4. Игры с геометрическими фигурами (см. Приложение 2)

5. Игры на логическое мышление

Знания  в виде способов действий и соответствующих  им представлений ребёнок получает первоначально вне игры, в играх  лишь создаются благоприятные условия для их уточнения, закрепления, систематизации. Структура большинства дидактических игр не позволяет сообщить детям новые знания, однако это не означает что в принципе такое невозможно. [11, 118]

Дидактические игры выполняют обучающую функцию успешнее, если они применяются в системе, предполагающей вариативность, постепенное усложнение  и по содержанию, и по структуре, связь с другими методами и формами работы по формированию элементарных математических представлений.

Игра как метод обучения и формирования элементарных математических представлений предполагает использование  отдельных элементов разных видов  игр (сюжетно-ролевой, игры-драматизации, подвижной и т. д.), игровых приёмов (сюрпризный момент, соревнование, поиск и т. д.), органическое сочетание игрового и дидактического начала в виде руководящей, обучающей роли взрослого и возрастающей познавательной активности и самостоятельности ребёнка. [11, 118-119] 

Обеспечить  всестороннюю математическую подготовку детей всё-таки удаётся при умелом сочетании игровых методов и  методов прямого обучения. Хотя понятно, что игра увлекает детей, не перегружает  их умственно и физически. Постепенный  переход от интереса детей к игре к интересу к учению совершенно естествен.

Наглядные и словесные методы в обучении математике не являются самостоятельными. Они сопутствуют практическим и игровым методам. Но это отнюдь не умаляет их значения в математическом развитии детей.

К наглядным  методам обучения относятся:

    • демонстрация объектов и иллюстраций,
    • наблюдение,
    • показ,
    • рассматривание таблиц, моделей.

К словесным  методам относятся:

    • рассказывание,
    • беседа,
    • объяснение,
    • пояснения,
    • словесные дидактические игры.

1. Демонстрация воспитателем способа действия в сочетании с объяснением.  Это основной приём обучения, он носит наглядно-действенный характер, выполняется с помощью разнообразных дидактических средств, даёт возможность формировать навыки и умения у детей. К нему, как правило, предъявляют следующие требования:

чёткость, «пошаговая» расчленённость демонстрации;

согласованность действий со словесными пояснениями;

точность, краткость и выразительность  речи, сопровождающей показ способов действия;

активизация восприятия, мышления  и речи детей.

Этот  приём чаще всего используется при  сообщении новых знаний.

2. Инструкция по выполнению самостоятельных  заданий (упражнений). Приём связан с показом воспитателем способов действия и вытекает из него. Инструкция сообщает, что, как и в какой последовательность надо делать, чтобы получился необходимый результат.

В старших  группах инструкция носит целостный  характер, даётся полностью до выполнения задания, в младших - сочетается с  ходом его выполнения, предваряя  каждое новое действие.

3. Пояснения, разъяснения, указания. Эти словесные приёмы используются воспитателем при демонстрации способов действия или в ходе выполнения детьми задания, чтобы предупредить ошибки, преодолеть затруднения и т. д. Они должны быть краткими, конкретными, живыми и образными. [13, 119]

«Слово-Стекло», - говорил лингвист А.А. Потебня. Через слово должно всегда просвечивать его предметное содержание. Поэтому слово воспитателя должно быть всегда ясным и точным. [4, 146]

4. Вопросы к детям. Это одно из основных приёмов формирования элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах. Они могут быть:

репродуктивно - мнемические (Что это такое? Какого цвета флажки? И т. д.)

репродуктивно - познавательные (Сколько будет  на полке кубиков, если я поставлю ещё один? И т. д.)

продуктивно - познавательные (Что надо сделать, чтобы кружков стало поровну? И т. д.) [8, 43]

Некоторые основные требования к вопросам воспитателя  как методическому приёму:

точность, конкретность и лаконизм;

логическая  последовательность;

разнообразие  формулировок, т. е. об одном и том  же следует спрашивать по-разному;

оптимальное соотношение репродуктивных и продуктивных вопросов в зависимости от возраста детей, изучаемого материала;

вопросы должны будить мысль ребёнка, развивать  его мышление, заставлять задумываться, анализировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать;

количество  вопросов должно быть небольшим, но достаточным, чтобы достичь поставленную дидактическую цель;

следует избегать подсказывающих  и альтернативных вопросов.

Существуют  также методические требования к  ответам детей. Ответы должны быть:

кратким или полным в зависимости от характера вопроса;

самостоятельными  и осознанными;

точными, ясными, достаточно громкими;

грамматически правильными

В работе с дошкольниками воспитателю  часто приходиться прибегать  к приёму переформулировки ответов, придавая им правильную форму.[11, 121]

Информация о работе Методы обучения детей математическим представлениям