13Особенности
понимания арифметич.
задач. 1дети не отличают задачу от рассказа=>на1этапе
учим составлять рассказы по картинкам
и задавать вопросы в том числе со словом
ск-ко.2ошибки в усвоении условия.Не запоминают
отношения м\у числам и сами числа.Развивают
сюжет. Восп. преднамеренно допускает
ошибки: пропускает1или оба числа в их
данных и предлагает решить такую задачу.3ошибки
в постановке вопроса.дети забывают задать
вопрос или сразу отвечают.Восп.задает
вопрос со словом ск-ко.4не различают задачу
и загадку(угадайте ск.стало).Восп.загадывает
загадки с числовыми данными«2кольца,2конца,
посередине гвоздик».5дети составляют
нереальные задачи и увлекаются задачами
на сложение.
16методы
предматематической
подготовки дошкольников.Практич.мето
д-соотв-ет как специфике и ос-тям элементарных
математич.представлений, так и возр.возможностям,уровню
разв-я мышления,в основном наглядно-действенного
и наглядно-образного.Хар-ные ос-ти:выполнение
разнообразных практич.действий,испол.дид.мат-ла,
возникновение представлений как рез-та
практич.действий с дид.мат-лом; выработка
навыков счета,измерение, вычисления и
рассуждения в самой элементарной форме;испол.
элементарных математич.представлений
в практич.дея,быту,игре,труду.Игра-как
метод обуч-я и форм-я элемен.математич
представлений испол.отдельных эл-тов
разных видов игр,игровых приемов,сочет
ание игрового и дид.начала в виде руководящей,обучающей
роли взр.и возрастающей познават.активности
и сам-ти р-ка.Наглядные и словесные методы
при форм-и элемен. Математ. представлений
не явл. сам-ми,они сопутствуют практич.и
игровым методам. Приемы:демонстрация
действий с объяснениями;инструкция; пояснение,ра
зъяснение,указание;вопросы;словесные
отчеты детей;контроль и оценка;сравне
ние,анализ,синтез,обобщение;практич.и
умственные действия;моделирование.
18Формы
организации работы
по разв-ю э.м.п.Спец.организованная
дея. обучающего и обучаемых,протекающая
по установленному порядку и в опред. режиме,наз-ся
формой обуч-я.Занятия явл.основной формой
разв-я э.м.п.в д\с. Они составляются с учетом
общдидактич.принципов.С возр.увелич-ся
длительность занятий:от15мин.до30. Решению
каждой программной задачи посвещается
неск-ко занятий,затем в качестве закрепления
к ней неоднократно возвращаются в течении
года.Кроме образ-х задач ставятся восп-е
и разв-е.Структура занятия обеспечивает
сочетание и успешную реализацию задач
из разных разделов программы, активность
как отдельных детей,так и всей группы
в целом,испол.разноо бразных методов
и дид.средств,усвоение и закрепление
нового мат-ла,повторение пройденного.В
процессе занятий проводятся физкультминутки.Типы
заня тий:в форме дид.игры;в форме дид.упр;в
форме дид.упр.и игр.По основной дид.цели
выделяют:занятия по сообщению новых знаний
и их закреплению;занятия по закреплению
и применению полученных представлений
в решении прктич.и познават.задач; учетно-контрольные,проверочные
занятия;комбинированные занятия.
17Средства
форм-я э.м.п.:комплекты наглядного
дидактич.мат-ла для занятий; оборудование
для сам-ных игр и занятий детей;методич.пособия;сборники
дид.игр и упр.для форм-я колич-х,простр-х,временных
представлений;учебно-познават.книги.Средства
выполняют ф-и: реализуют принцип наглядности;адап
тируют абстрактные математич.понятия;
помогают овладеть способами действий;
способствуют накоплению опыта чувственного
восприятия св-в;дают возможность организовывать
учебно-познават.дея.и управлять этой
работой; увеличивают объем сам-ной познават.дея;
расширяют возможности в решении образ-х,воспит-х,развив-х
задач;рационализируют процесс обуч-я.
Основное средство комплект наглядного
дид.мат-ла;в него входит:объекты окр. среды,взятые
в натуральном виде;изобра жения предметов;графич.и
схематич.сред ства.Для каждой возр.группы
имеется свой комплект наглядного мат-ла.Обычно
испол.наглядный мат-л 2видов:демонстр.
и раздаточный.
15Общая
хар-ка содержания
предматем атич.подготовки.Содержание
обуч-я отражается в разделе«Разв-е э.м.п»
«Программы восп-я и обуч-я в д\с».В каждой
возр.гр.программа разв-я э.м.п.состоит
из одинаковых по названию разделов:«кол-во
и счет»(во2мл.гр.этот раздел наз-ся просто«кол-во»,т.к.детей
еще не учат считать),«Величина»,«Геом.
фигуры»,«ориентировка в пространстве»,
«ориентир-ка во времени».Наибольшее влияние
на математич.разв-е детей оказывает овладение
спец.видами дея.Среди них м.выделить2группы.К1отн
осятся ведущие по своему х-ру математич.виды
дея:счет,измерение,про стейшие вычисления,связанные
с выполнением арифметич.действий.Ко2-
пропедевтические,спец.сконструированные
в дид.целях,доматематические виды дея:сравнение
предметов путем наложения или приложения,уравнивание
и комплектование,сопоставление и уравнивание.Поквартальное
изложение основных программных задач
в методич. пособиях и отдельных программных
документах облегчает своевременное повторение
и закрепление пройденного,освоение нового
мат-ла.
19Планирование
работы по разв-ю
э.м.п. Планирование-один из способов
управления процессом форм-я э.м.п.у детей.План
дает возможность целенаправленно и систематически
распределять по времени программные
задачи и пути их осуществления.Планиро
вание учебно-воспитат.процесса невозможно
без учета его рез-тов.Учет-это глубокий,всесторонний
и конкретный анализ рез-тов работы педагога
и детей в процессе обуч-я.Он дает возможность
оценить эффективность приемов и методов
обуч-я,рез-ты усвоения программного мат-ла
детьми,наметить перспективы дальнейшей
работы.ТО,учет и планирование взаимосвязаны.2вида
планирования:перспективные
планы отно сятся к числу методич.мат-лов
ДУ,поэтом у разрабатываются,как правило,восп-ми
группы при непосредственном участии
рук-ва ДУ.П.п.составляется обычно на текущий
квартал.В нем предусматривается лишь
образ-ные задачи.В его содержание входит
распределение программных задач в строго
опред-ной с\с.Возможно применение2способов
П.п.1-распределение программных задач
по опред-ной теме.2-комплексное распределение
программных задач всего раздела.Календарный
план занятий содержит:1програмные задачи:образ-ные,разв-щие,воспит;2задачи
индивид.работы с отдельными детьми планируются
по тем же трем направлениям;3дидактич.мат-л.
22Методика
обуч-я отсчету
по образцу и
по названному
числу.Образцу:Знач-е: диагностич.упр.по
опред.сформирова нности представлений
о числе и пониманию задания отсчитай(от
большего кол-ва).Занятие:цель-учить отсчитывать
до числа4.Мвт-л-5игрушек,5кругов.Ход:Ск-ко
мишек на столе?(много).Мне нужно отсчитать4миш
ки.Пристукивая,выставляет игрушки:1234.
Др.мишек брать не нужно.(пересчитывают).Отсчитай
столько же кругов,ск-ко мишек.Ск-ко отсчитал?(4круга,столько
же ск-ко мишек,поровну,много).Почему?(п.ч.4мишки).1уровень:отсчитывают
правильно на расстоянии,не соотнося1к1,только
на основе пересчитанного мн-ва.2ур:устанав
ливают соотв-е1к1,иногда ошибочно.3ур:
«списывающие».Занятий по счету д.б.много.Карточки
для отсчета демонстрируется.Задание:отсчитай
столько предметов,ск-ко на карточке. Карточка
убирается.Ч\з2-3мин. демонстрируется.Названному:Задание:
отсчитай3круга и4треуг.Сочетание формы
и цвета,величины,пространственного положения.3круга
вверху фланелеграфа,4 треуг.внизу.Знач-е:разв-е
памяти на числа.
23Методика
сравнения мн-в
с разными качеств-ми
признаками.Эти занятия направлены
на снятие у детей феномена Пиаже-относящимся
законом сохранения кол-ва.Занятие1типа:цель-показать
на равночисленных мн-вах что предметы
разные по величине не м.б.одинаковыми
по кол-ву.Мат-л-боль.и мал.яблоки(4шт). Ход:Мишка
собрал в корзину большие яблоки,а мишутка-маленькие.Кто
угадал где чьи?Каких <>?Проверим(выкладыва
ют парами,сравнивают,поровну).Мы умеем
считать,сосчитываем(поровну,по4) Разложим
в корзиночки.Не важно какие по размеру
предметы,важно их посчитать и ответить
на вопрос.Аналогично сравнивают неравные
по кол-ву мн-ва предметы.Занятие2типа:Цель-показать,
что кол-во предметов не зависит от пространственного
расположения.Мат-л- яблоки,груши.Ход:Подул
ветер и уронил фрукты.Под яблоней-яблоки,под
грушей-груши.Каких <>=?Проверим.Не важно
как лежат предметы,ск-ко места они занимают,важно
их посчитать.Возможно проведение занятий
на независимость занятий от яркости предметов.
25Ознакомление
с порядковым счетом
в ср.гр.Замечание:в мл.гр.сравнивались2мн-ва
без пересчета;в ср.гр.упор делают на сравнение
мн-в,а не на числа.Занятий много.Цель-сравнить
мн-ва выраженными числами3и4.Мат-л-лимоны
и груши(3и4).Ход:Сравните чего<>=?(выполняют
прием приложения; лимонов меньше груш,и
наоборот).Посчи тайте лимоны и груши.(1234груши,123лимона).Лимонов
меньше,их3.Груш больше,их4.Значит число3меньше
чем4.Сделайте так чтобы фруктов стало
поровну по3. (убирают1грушу,считают,делают
вывод). Груш и лимонов поровну,по3.Возможно
добавление1лимона и сравнение по4. След.занятия1-2,2-3,4-5.
0.Методика
обуч-я выделению
длины. Занятие1 «Вытянем ленты».Мат-л:коробк
а,ленты0,1-0,8м;0,4-0,5м.Ход:Демонстр. коробку
и ленты.Вызывает2детей.(пооче реди вытягивают
ленты).Какие ленты? (мал,бол).У Яны лента
длинная(пальцем проводит по длине)-вот
ее длина,до Яны не достать;у Наташи лента
короткая-вот ее длина,до нее достану.(хоровое
повторение-длин,корот).Смена детей2-3р
Занятие2«Переправа»Цель:учить выдел
ять длину в предмете и сравнив ать2контрастных
предмета,оценивая словами длинный,короткий.Мат-л:ковер
(ткань голубого цвета1мx20см),машина, мостики-полоски
картона,разного цвета, по длине разница15-10см.Занятие3
«Пройдем по дорожкам».Мат-л:на прогулке
мелом чертят дорожки5и3м. Занятие4.«Завяжем
куклам бантики». Мат-л:ленты одинаковых
цветов,разные по длине(0,8-0,4м),2куклы:бол.и
мал.
1Методика
выделения ширины. Занятие1.«Переправа»Мат-л:ковер,ткань
голубого цвета(1м-20см),машина,мостики
–полоски картона,по длине одинаковые,
но разные по ширине и цвету.Ход:Как переправится,чем
мостики похожи? (длина одинак).Чем отличаются?(цветом
черный-большой,белый-мал).Правильно говорить,что
черный мостик широкий-разведение пальцев-вот
его ширина(повторяют).Накладывает и переправляет
машину.Белый мостик узкий-вот его ширина(повторяют).
Накладывает-машины не переправится места
не хватит.По какому переправится? (по
широкому).Смена мостиков.Занятие2 «Перепрыгнем
ч\з ручейки».Мат-л:на улице(на физ.занятии)ручейки
шириной 0,5-0,3м.Занятие3«Прокатим мяч в
ворота».Мат-л:дугообразные ворота: широкие(1,5м),узкие(1м),мячи
по кол-ву детей.
2Методика
выделения высоты
и толщины.Занятие1.Цель:учить выделять
высоту предмета,сравнивать2предмета
по высоте словами высокий и низкий. Мат-л:деревянная
подставка с прорезью30см,плоскостные
изображения елочек,разных по цвету и
высоте.Вопросы что это?чем отличаются?(цветом)еще
чем?(бол.и мал)Зеленая елочка высокая,показывает,вот
ее высота. Голубая низкая-вот ее высота.Задание:
посади елочки около домиков.Высокую около
высокого домика,низкую около низкого.Вопросы:как
растут елочки?(около высокого высокая
елочка..).Занятие2«Расставим цветы в вазы».Мат-л:высокая
и низкая вазы,цветы на высоких и низких
стебельках.Задание:в высокую вазу поставить
цветы на высоком стебельке,в низкую на
низком.Занятие1.Цель: выделять
толщину предмета,сравнивать 2предмета
по толщине-толстый,тонкий. Мат-л:цилиндры,одинак.по
высоте,но разные по цвету и толщине.Ход:Один
цилиндр толстый-вот его толщина;убирае
м цилиндр,оставляем пальцы-вот его толщина.Этот
цилиндр тонкий-вот его толщина.Занятие2.Мат-л:карандаши
и коробки.Задание:толстые карандаши уложить
в широкую коробку,тонкие-в узкую.Занятие3.Мат-л:плоскостные
грибы с тонкой и толстой ножкой,корзинки.Зада
ние:грибы на толстой ножке в широкую корзину,на
тонкой-в узкую.
3Обуч-е
сравнению2предметов
по длине приемом
приложения. Мат-л:полоски разные по
цвету и длине(сюжетные).Лошадки с длинным
и коротким хвостиком,девочка с домиком.
Ход:Девочка ждет лошадок в гости.Они побегут
по дорожкам.Лошадка с длинным хвостиком
по длинной дорожке,с коротким по короткой.Давайте
на глаз определим полоски(разв-е глазомера).Какая
полоска длинная,какая короткая(разница8-10см).(определяют
но не точно).Чтобы не ошибиться нужно
приложить полоски друг к другу.Смотрит
е как(показывает).Прикладываем полоску
левым краем к резиночке,а под ней прикладываем
черную полоску левым краем к резиночке.Синяя
полоска длиннее чем черная,у нее краешек
выступает.А черная полоска короче синей,у
нее кончика не хватает.Задание: расставь
лошадок на дорожке.С коротким хвостиком
по короткой,с длинным по длинной.Итог:по
каким дорожкам бегут лошадки?На раздаточном
мат-ле:на листах с наклеенными полосками.Зада
ние:выложи дорожки,подровняв краеш ки.Какая
короче?Какая длиннее?Занятие2 Цель:сравнение
предметов одинак.по длине.Мат-л:полоски
разных цветов,но2из них одинак.по цвету
и длине(5шт),девочка.Ход:найдите для девочки
ленты для бантиков.
4Обуч-е
сравнению2предметов
по ширине приемом
приложения.Цель: сравнение2полосок
разных по длине и ширине.Знакомство с
приемом уравнивания по ширине,в речи-
шире чем,уже чем.Мат-л:полоски разные
по цвету и ширине,но один.по длине.Ход:
Ежик и белочка потерялись в лесу,им нужно
найти пенечки,для белочки-широк ий,для
ежика-узкий.Покажи ширину каждого пенечка(показывают).сравним
пенечки по ширине,подравнять их по резиночке.У
широкого уголочек выступает.Значит коричн.пенечек
шире красного.А у красного уголочка не
хватает,значит красный уже коричн.Посади
зверюшек на пенечки.скажем все о пенечках.Занятие2.
Цель:сравнение полосок одинак.по ширине.Занятие
на изготовление поделки из листов бумаги2хцветов
одинак.по ширине и длине.
5Обуч-е
сравнению2предметов
по2 признакам протяженности.Цель:учить
сравнивать2прямоугол.по длине и ширине,оба
параметра одного прямоугол.превышают
параметры др.Мат-л:большой и маленький
прямоугол.разных цветов.Ход:Что это?посчитай?(2прямоуг)чем
они отличаются?(цветом,один бол,др.мал).
Проверим,сравним по длине.(Приклады вают,подравнивая
по левому краю,делают вывод:зеленый длиннее,а
красный короче).Проверим по ширине (прикладывают,подравнивают
снизу по резиночке и делают вывод).А теперь
научимся говорить сразу все о ширине
и длине этих прямоуг.Накладываем прямоуг.др.на
др.:зеленый длинеее и шире красного(сбоку
и вверху выступают),а красный короче и
уже зеленого(у него не хватает).Закрепление
на раздаточном мат-ле:сравнивают размеры
открыток,книжек и т.п.Занятие2 Цель:учить
сравнивать2прямоуг.с вариативными параметрами.Знач-е
работы:дети не явно знакомятся с площадью
фигуры,для них площадь это место занимаемое
на плоскости.