Формирование элементарных математических представлений. Ответы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2011 в 14:10, шпаргалка

Описание работы

Ответы на 42 вопроса.

Работа содержит 1 файл

шпоры ФЭМП.docx

— 57.02 Кб (Скачать)

13Особенности  понимания арифметич.  задач. 1дети не отличают задачу от рассказа=>на1этапе учим составлять рассказы по картинкам и задавать вопросы в том числе со словом ск-ко.2ошибки в усвоении условия.Не запоминают отношения м\у числам и сами числа.Развивают сюжет. Восп. преднамеренно допускает ошибки: пропускает1или оба числа в их данных и предлагает решить такую задачу.3ошибки в постановке вопроса.дети забывают задать вопрос или сразу отвечают.Восп.задает вопрос со словом ск-ко.4не различают задачу и загадку(угадайте ск.стало).Восп.загадывает загадки с числовыми данными«2кольца,2конца, посередине гвоздик».5дети составляют нереальные задачи и увлекаются задачами на сложение. 

16методы  предматематической  подготовки дошкольников.Практич.мето д-соотв-ет как специфике и ос-тям элементарных математич.представлений, так и возр.возможностям,уровню разв-я мышления,в основном наглядно-действенного и наглядно-образного.Хар-ные ос-ти:выполнение разнообразных практич.действий,испол.дид.мат-ла, возникновение представлений как рез-та практич.действий с дид.мат-лом; выработка навыков счета,измерение, вычисления и рассуждения в самой элементарной форме;испол. элементарных математич.представлений в практич.дея,быту,игре,труду.Игра-как метод обуч-я и форм-я элемен.математич представлений испол.отдельных эл-тов разных видов игр,игровых приемов,сочет ание игрового и дид.начала в виде руководящей,обучающей роли взр.и возрастающей познават.активности и сам-ти р-ка.Наглядные и словесные методы при форм-и элемен. Математ. представлений не явл. сам-ми,они сопутствуют практич.и игровым методам. Приемы:демонстрация действий с объяснениями;инструкция; пояснение,ра зъяснение,указание;вопросы;словесные отчеты детей;контроль и оценка;сравне ние,анализ,синтез,обобщение;практич.и умственные действия;моделирование.

18Формы  организации работы  по разв-ю э.м.п.Спец.организованная дея. обучающего и обучаемых,протекающая по установленному порядку и в опред. режиме,наз-ся формой обуч-я.Занятия явл.основной формой разв-я э.м.п.в д\с. Они составляются с учетом общдидактич.принципов.С возр.увелич-ся длительность занятий:от15мин.до30. Решению каждой программной задачи посвещается неск-ко занятий,затем в качестве закрепления к ней неоднократно возвращаются в течении года.Кроме образ-х задач ставятся восп-е и разв-е.Структура занятия обеспечивает сочетание и успешную реализацию задач из разных разделов программы, активность как отдельных детей,так и всей группы в целом,испол.разноо бразных методов и дид.средств,усвоение и закрепление нового мат-ла,повторение пройденного.В процессе занятий проводятся физкультминутки.Типы заня тий:в форме дид.игры;в форме дид.упр;в форме дид.упр.и игр.По основной дид.цели выделяют:занятия по сообщению новых знаний и их закреплению;занятия по закреплению и применению полученных представлений в решении прктич.и познават.задач; учетно-контрольные,проверочные занятия;комбинированные занятия. 

17Средства  форм-я э.м.п.:комплекты наглядного дидактич.мат-ла для занятий; оборудование для сам-ных игр и занятий детей;методич.пособия;сборники дид.игр и упр.для форм-я колич-х,простр-х,временных представлений;учебно-познават.книги.Средства выполняют ф-и: реализуют принцип наглядности;адап тируют абстрактные математич.понятия; помогают овладеть способами действий; способствуют накоплению опыта чувственного восприятия св-в;дают возможность организовывать учебно-познават.дея.и управлять этой работой; увеличивают объем сам-ной познават.дея; расширяют возможности в решении образ-х,воспит-х,развив-х задач;рационализируют процесс обуч-я. Основное средство комплект наглядного дид.мат-ла;в него входит:объекты окр. среды,взятые в натуральном виде;изобра жения предметов;графич.и схематич.сред ства.Для каждой возр.группы имеется свой комплект наглядного мат-ла.Обычно испол.наглядный мат-л 2видов:демонстр. и раздаточный. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

15Общая  хар-ка содержания  предматем атич.подготовки.Содержание обуч-я отражается в разделе«Разв-е э.м.п» «Программы восп-я и обуч-я в д\с».В каждой возр.гр.программа разв-я э.м.п.состоит из одинаковых по названию разделов:«кол-во и счет»(во2мл.гр.этот раздел наз-ся просто«кол-во»,т.к.детей еще не учат считать),«Величина»,«Геом. фигуры»,«ориентировка в пространстве», «ориентир-ка во времени».Наибольшее влияние на математич.разв-е детей оказывает овладение спец.видами дея.Среди них м.выделить2группы.К1отн осятся ведущие по своему х-ру математич.виды дея:счет,измерение,про стейшие вычисления,связанные с выполнением арифметич.действий.Ко2- пропедевтические,спец.сконструированные в дид.целях,доматематические виды дея:сравнение предметов путем наложения или приложения,уравнивание и комплектование,сопоставление и уравнивание.Поквартальное изложение основных программных задач в методич. пособиях и отдельных программных документах облегчает своевременное повторение и закрепление пройденного,освоение нового мат-ла. 

19Планирование  работы по разв-ю  э.м.п. Планирование-один из способов управления процессом форм-я э.м.п.у детей.План дает возможность целенаправленно и систематически распределять по времени программные задачи и пути их осуществления.Планиро вание учебно-воспитат.процесса невозможно без учета его рез-тов.Учет-это глубокий,всесторонний и конкретный анализ рез-тов работы педагога и детей в процессе обуч-я.Он дает возможность оценить эффективность приемов и методов обуч-я,рез-ты усвоения программного мат-ла детьми,наметить перспективы дальнейшей работы.ТО,учет и планирование взаимосвязаны.2вида планирования:перспективные планы отно сятся к числу методич.мат-лов ДУ,поэтом у разрабатываются,как правило,восп-ми группы при непосредственном участии рук-ва ДУ.П.п.составляется обычно на текущий квартал.В нем предусматривается лишь образ-ные задачи.В его содержание входит распределение программных задач в строго опред-ной с\с.Возможно применение2способов П.п.1-распределение программных задач по опред-ной теме.2-комплексное распределение программных задач всего раздела.Календарный план занятий содержит:1програмные задачи:образ-ные,разв-щие,воспит;2задачи индивид.работы с отдельными детьми планируются по тем же трем направлениям;3дидактич.мат-л. 
 
 

22Методика  обуч-я отсчету  по образцу и  по названному  числу.Образцу:Знач-е: диагностич.упр.по опред.сформирова нности представлений о числе и пониманию задания отсчитай(от большего кол-ва).Занятие:цель-учить отсчитывать до числа4.Мвт-л-5игрушек,5кругов.Ход:Ск-ко мишек на столе?(много).Мне нужно отсчитать4миш ки.Пристукивая,выставляет игрушки:1234. Др.мишек брать не нужно.(пересчитывают).Отсчитай столько же кругов,ск-ко мишек.Ск-ко отсчитал?(4круга,столько же ск-ко мишек,поровну,много).Почему?(п.ч.4мишки).1уровень:отсчитывают правильно на расстоянии,не соотнося1к1,только на основе пересчитанного мн-ва.2ур:устанав ливают соотв-е1к1,иногда ошибочно.3ур: «списывающие».Занятий по счету д.б.много.Карточки для отсчета демонстрируется.Задание:отсчитай столько предметов,ск-ко на карточке. Карточка убирается.Ч\з2-3мин. демонстрируется.Названному:Задание: отсчитай3круга и4треуг.Сочетание формы и цвета,величины,пространственного положения.3круга вверху фланелеграфа,4 треуг.внизу.Знач-е:разв-е памяти на числа. 

23Методика  сравнения мн-в  с разными качеств-ми  признаками.Эти занятия направлены на снятие у детей феномена Пиаже-относящимся законом сохранения кол-ва.Занятие1типа:цель-показать на равночисленных мн-вах что предметы разные по величине не м.б.одинаковыми по кол-ву.Мат-л-боль.и мал.яблоки(4шт). Ход:Мишка собрал в корзину большие яблоки,а мишутка-маленькие.Кто угадал где чьи?Каких <>?Проверим(выкладыва ют парами,сравнивают,поровну).Мы умеем считать,сосчитываем(поровну,по4) Разложим в корзиночки.Не важно какие по размеру предметы,важно их посчитать и ответить на вопрос.Аналогично сравнивают неравные по кол-ву мн-ва предметы.Занятие2типа:Цель-показать, что кол-во предметов не зависит от пространственного расположения.Мат-л- яблоки,груши.Ход:Подул ветер и уронил фрукты.Под яблоней-яблоки,под грушей-груши.Каких <>=?Проверим.Не важно как лежат предметы,ск-ко места они занимают,важно их посчитать.Возможно проведение занятий на независимость занятий от яркости предметов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

25Ознакомление  с порядковым счетом  в ср.гр.Замечание:в мл.гр.сравнивались2мн-ва без пересчета;в ср.гр.упор делают на сравнение мн-в,а не на числа.Занятий много.Цель-сравнить мн-ва выраженными числами3и4.Мат-л-лимоны и груши(3и4).Ход:Сравните чего<>=?(выполняют прием приложения; лимонов меньше груш,и наоборот).Посчи тайте лимоны и груши.(1234груши,123лимона).Лимонов меньше,их3.Груш больше,их4.Значит число3меньше чем4.Сделайте так чтобы фруктов стало поровну по3. (убирают1грушу,считают,делают вывод). Груш и лимонов поровну,по3.Возможно добавление1лимона и сравнение по4. След.занятия1-2,2-3,4-5. 

0.Методика  обуч-я выделению  длины. Занятие1 «Вытянем ленты».Мат-л:коробк а,ленты0,1-0,8м;0,4-0,5м.Ход:Демонстр. коробку и ленты.Вызывает2детей.(пооче реди вытягивают ленты).Какие ленты? (мал,бол).У Яны лента длинная(пальцем проводит по длине)-вот ее длина,до Яны не достать;у Наташи лента короткая-вот ее длина,до нее достану.(хоровое повторение-длин,корот).Смена детей2-3р Занятие2«Переправа»Цель:учить выдел ять длину в предмете и сравнив ать2контрастных предмета,оценивая словами длинный,короткий.Мат-л:ковер (ткань голубого цвета1мx20см),машина, мостики-полоски картона,разного цвета, по длине разница15-10см.Занятие3 «Пройдем по дорожкам».Мат-л:на прогулке мелом чертят дорожки5и3м. Занятие4.«Завяжем куклам бантики». Мат-л:ленты одинаковых цветов,разные по длине(0,8-0,4м),2куклы:бол.и мал. 

1Методика  выделения ширины. Занятие1.«Переправа»Мат-л:ковер,ткань голубого цвета(1м-20см),машина,мостики –полоски картона,по длине одинаковые, но разные по ширине и цвету.Ход:Как переправится,чем мостики похожи? (длина одинак).Чем отличаются?(цветом черный-большой,белый-мал).Правильно говорить,что черный мостик широкий-разведение пальцев-вот его ширина(повторяют).Накладывает и переправляет машину.Белый мостик узкий-вот его ширина(повторяют). Накладывает-машины не переправится места не хватит.По какому переправится? (по широкому).Смена мостиков.Занятие2 «Перепрыгнем ч\з ручейки».Мат-л:на улице(на физ.занятии)ручейки шириной 0,5-0,3м.Занятие3«Прокатим мяч в ворота».Мат-л:дугообразные ворота: широкие(1,5м),узкие(1м),мячи по кол-ву детей. 
 
 
 
 

2Методика  выделения высоты  и толщины.Занятие1.Цель:учить выделять высоту предмета,сравнивать2предмета по высоте словами высокий и низкий. Мат-л:деревянная подставка с прорезью30см,плоскостные изображения елочек,разных по цвету и высоте.Вопросы что это?чем отличаются?(цветом)еще чем?(бол.и мал)Зеленая елочка высокая,показывает,вот ее высота. Голубая низкая-вот ее высота.Задание: посади елочки около домиков.Высокую около высокого домика,низкую около низкого.Вопросы:как растут елочки?(около высокого высокая елочка..).Занятие2«Расставим цветы в вазы».Мат-л:высокая и низкая вазы,цветы на высоких и низких стебельках.Задание:в высокую вазу поставить цветы на высоком стебельке,в низкую на низком.Занятие1.Цель: выделять толщину предмета,сравнивать 2предмета по толщине-толстый,тонкий. Мат-л:цилиндры,одинак.по высоте,но разные по цвету и толщине.Ход:Один цилиндр толстый-вот его толщина;убирае м цилиндр,оставляем пальцы-вот его толщина.Этот цилиндр тонкий-вот его толщина.Занятие2.Мат-л:карандаши и коробки.Задание:толстые карандаши уложить в широкую коробку,тонкие-в узкую.Занятие3.Мат-л:плоскостные грибы с тонкой и толстой ножкой,корзинки.Зада ние:грибы на толстой ножке в широкую корзину,на тонкой-в узкую. 

3Обуч-е  сравнению2предметов  по длине приемом  приложения. Мат-л:полоски разные по цвету и длине(сюжетные).Лошадки с длинным и коротким хвостиком,девочка с домиком. Ход:Девочка ждет лошадок в гости.Они побегут по дорожкам.Лошадка с длинным хвостиком по длинной дорожке,с коротким по короткой.Давайте на глаз определим полоски(разв-е глазомера).Какая полоска длинная,какая короткая(разница8-10см).(определяют но не точно).Чтобы не ошибиться нужно приложить полоски друг к другу.Смотрит е как(показывает).Прикладываем полоску левым краем к резиночке,а под ней прикладываем черную полоску левым краем к резиночке.Синяя полоска длиннее чем черная,у нее краешек выступает.А черная полоска короче синей,у нее кончика не хватает.Задание: расставь лошадок на дорожке.С коротким хвостиком по короткой,с длинным по длинной.Итог:по каким дорожкам бегут лошадки?На раздаточном мат-ле:на листах с наклеенными полосками.Зада ние:выложи дорожки,подровняв краеш ки.Какая короче?Какая длиннее?Занятие2 Цель:сравнение предметов одинак.по длине.Мат-л:полоски разных цветов,но2из них одинак.по цвету и длине(5шт),девочка.Ход:найдите для девочки ленты для бантиков. 

4Обуч-е  сравнению2предметов  по ширине приемом  приложения.Цель: сравнение2полосок разных по длине и ширине.Знакомство с приемом уравнивания по ширине,в речи- шире чем,уже чем.Мат-л:полоски разные по цвету и ширине,но один.по длине.Ход: Ежик и белочка потерялись в лесу,им нужно найти пенечки,для белочки-широк ий,для ежика-узкий.Покажи ширину каждого пенечка(показывают).сравним пенечки по ширине,подравнять их по резиночке.У широкого уголочек выступает.Значит коричн.пенечек шире красного.А у красного уголочка не хватает,значит красный уже коричн.Посади зверюшек на пенечки.скажем все о пенечках.Занятие2. Цель:сравнение полосок одинак.по ширине.Занятие на изготовление поделки из листов бумаги2хцветов одинак.по ширине и длине. 

5Обуч-е  сравнению2предметов  по2 признакам протяженности.Цель:учить сравнивать2прямоугол.по длине и ширине,оба параметра одного прямоугол.превышают параметры др.Мат-л:большой и маленький прямоугол.разных цветов.Ход:Что это?посчитай?(2прямоуг)чем они отличаются?(цветом,один бол,др.мал). Проверим,сравним по длине.(Приклады вают,подравнивая по левому краю,делают вывод:зеленый длиннее,а красный короче).Проверим по ширине (прикладывают,подравнивают снизу по резиночке и делают вывод).А теперь научимся говорить сразу все о ширине и длине этих прямоуг.Накладываем прямоуг.др.на др.:зеленый длинеее и шире красного(сбоку и вверху выступают),а красный короче и уже зеленого(у него не хватает).Закрепление на раздаточном мат-ле:сравнивают размеры открыток,книжек и т.п.Занятие2 Цель:учить сравнивать2прямоуг.с вариативными параметрами.Знач-е работы:дети не явно знакомятся с площадью фигуры,для них площадь это место занимаемое на плоскости. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Формирование элементарных математических представлений. Ответы