Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:14, дипломная работа
Цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности.
2. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников.
3. Определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.
Введение.
Глава I. Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.
1.1. Гражданственность как интегративное качество личности.
1.2. Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Методы и технологии работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками по формированию гражданственности.
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
По окончании формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной группы, методики которого полностью совпадали с методиками констатирующего этапа. Результаты формирующего эксперимента анализировались с привлечением данных констатирующего этапа работы.
Цель контрольного этапа исследования: выявить динамику сформированности гражданственности у старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. Отобрать критерии, показатели и уровни сформированности гражданственности у старших дошкольников.
2. Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности гражданственности у старших дошкольников.
3. Провести сравнительный анализ и проанализировать динамику сформированности гражданственности у старших дошкольников.
При контрольном проведении методики № 1 «Беседа» для сравнения исходного и итогового изучения сформированности гражданственности в экспериментальной группе детей дошкольного возраста были получены следующие результаты:
ФИ ребенка | Выявляемые критерии | |
Полнота представлений о гражданственности | Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности | |
Диана В. | Ответил на 18 вопросов, правильные ответы получены только на 15 вопросов. Ответы полные, но не совсем точные. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Денис Ш. | Ответил на 18 вопросов. Правильные ответы получены на 15 вопросов. Дошкольник стал различать понятия город и Родина, знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Сергей Б. | Ответил на 15 вопросов. Правильно назвал столицу нашей родины. Мальчик имеет представления о гражданственности и может сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Ярослав С. | Ответил на 18 вопросов, правильные ответы получены только на 15 вопросов. Ответы не полные, односложные и чаще всего не точные. Это говорит об отсутствии представлений о гражданственности. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Таня Ш. | Ответила на 18 вопросов. Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки носили отрывочный и неточный характер. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Настя К. | Ответила на 13 вопросов. Правильно назвала столицу нашей родины. Девочка не имеет представления о гражданственности и не может сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил отрицательный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Ромазан Ш. | Ответил на 18 вопросов. Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки носили отрывочный и неточный характер. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Денис Б. | Ответил на 18 вопросов. Правильные ответы получены на 15 вопросов. Дошкольник стал различать понятия город и Родина, знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Качественный анализ: Анализ проведения диагностической методики показал, что дошкольники экспериментальной группы имеют представления о гражданственности и в основном могут определить и дать характеристику многим понятиям. Дети затрудняются в определении своих прав и обязанностей, но не путаются в понятиях «Родина», «город», «гражданин». Эмоциональные проявления гражданственности можно характеризовать как положительные.
При контрольном проведении методики №2 «Моделирование проблемных ситуаций» были получены следующие результаты:
ФИ ребенка | Выявляемый критерий: активная гражданская позиция в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях | |||
Сит. 1 | Сит. 2 | Сит. 3 | Сит. 4 | |
Диана В. | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию |
Денис Ш. | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал пассивную позицию | В решении ситуации показал активную позицию |
Сергей Б. | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию |
Ярослав С. | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию |
Таня Ш. | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию |
Настя К. | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию |
Ромазан Ш. | В решении ситуации показал пассивную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию |
Денис Б. | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал пассивную позицию | В решении ситуации показал активную позицию |
Качественный анализ проведенной диагностической методики показал, что в большинстве случаев дети имеют активную гражданскую позицию, если это не связано с собственной ответственностью и возможностью наказания.
При контрольном проведении методики № 3 «Наблюдение» были получены следующие результаты:
Качественный анализ проведенной диагностической методики показал, что в большинстве случаев дети принимают ребенка в группе, у ребенка появились друзья, дети стали чаще с ним играть.
Анализ проведения диагностических методик позволил отнести дошкольников экспериментальной группы к следующим уровням:
К высокому уровню отнесен один ребенок Ромазан Ш.
К среднему уровню отнесены 6 детей (Диана В., Денис Ш., Сергей Б., Ярослав С., Таня Ш., Денис Б.) У данных дошкольников относительно полные представления о Родине, но недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры.
Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности». Недостаточно выражена сопричастность к поручениям в группе и семье. Недостаточная эмоциональность объяснений, какие права имеют люди. Относительное выполнение своих прав и обязанностей.
Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. Недостаточная эмоциональность при рассказах о людях разных национальностей. Относятся положительно, но дружить не хотят.
К низкому уровню отнесен 1ребенок (Настя К.) так как она затрудняется с ответом на вопрос, что такое Родина, гражданин. Эмоциональная бедность рассказов о Родине. Отсутствие заботы о природе, памятниках культуры, не способна оценить поступки других людей.
Не имеет представлений о правах и обязанностях. Не испытывает позитивных эмоций при выполнении своих обязанностей. Эмоциональная бедность объяснений окружающим людям их прав. Не выполняет свои права и обязанности, не способна оценить поступки других людей.
Не знает, что есть люди других национальностей. Эмоциональная бедность рассказов о людях разных национальностей. Плохо относится к людям других национальностей.
Динамика результатов работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста
Заключение
Гражданское общество – общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.
Наличие гражданского общества – важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодые поколения наших сограждан (А.В. Беляев).
Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.
Проведенное исследование позволило достичь поставленную цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у старших дошкольников.
Эксперимент подтвердил гипотезу о том, что формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих условиях:
- процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия «гражданственность детей дошкольного возраста» ;
- определены критерии и уровни сформированности гражданственности у старших дошкольников;
- теоретически разработан и экспериментально апробирован комплекс занятий, учитывающий поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, людьми разных национальностей.
И реализовать намеченные задачи: проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности; подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников; определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста; выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.
В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены наиболее оптимальные социально-педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста:
- Четкого и целенаправленного планирования деятельности направленной на формирование гражданственности.
- Содержательности опытно-экспериментальной работы с учетом особенностей и интересов детей
- Использования сочетания разнообразных методов и форм социально-педагогической деятельности.
- Учет определенных дидактических принципов обучения.
- Использования разнообразных методов и приемов воспитательно-образовательной педагогической деятельности как средства формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Проведенная опытно-экспериментальная работа на формирующем этапе оказалась достаточно эффективной, о чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил выявить динамику формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста участвующих в опытно-экспериментальной работе.
У всех детей, наблюдалась положительная динамика в формировании гражданственности, не смотря на то, что данная работа не является завершенной и должна быть продолжена.
Список литературы:
1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000.
3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. / Н.В.Алешина.- М.:ЦГЛ,2005.
4.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа / Н.В.Алешина.- М., 2003.
5. Атоева И. Патриотическое воспитание / И. Атоева.- Ребенок в детском саду.- 2001.
6. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2003.
7. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6.
8. Герасимова З. Родной свой край люби и знай/ З. Герасимова, Н. Казачок, // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12.
9. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.
10. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2001.
11. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Доронова-Дошкольное воспитание,2004.-№1.
12. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.Данилина.- Дошкольное воспитание, 2000.- №1.
13. Каримова И.А. «Идея национальной независимости. Основные понятия и принципы» Т- 2001г.
Информация о работе Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста