Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:14, дипломная работа

Описание работы

Цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности.
2. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников.
3. Определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.

Содержание

Введение.
Глава I. Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.
1.1. Гражданственность как интегративное качество личности.
1.2. Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Методы и технологии работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками по формированию гражданственности.
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

По окончании формирующего эксперимента было проведено контрольное обследование детей экспериментальной группы, методики которого полностью совпадали с методиками констатирующего этапа. Результаты формирующего эксперимента анализировались с привлечением данных констатирующего этапа работы.

Цель контрольного этапа исследования: выявить динамику сформированности гражданственности у старших дошкольников.

Задачи исследования:

1.      Отобрать критерии, показатели и уровни сформированности гражданственности у старших дошкольников.

2.      Подобрать диагностический инструментарий для выявления уровня сформированности гражданственности у старших дошкольников.

3.      Провести сравнительный анализ и проанализировать динамику сформированности гражданственности у старших дошкольников.

При контрольном проведении методики № 1 «Беседа» для сравнения исходного и итогового изучения сформированности гражданственности в экспериментальной группе детей дошкольного возраста были получены следующие результаты:

ФИ ребенка

Выявляемые критерии

Полнота представлений о гражданственности

Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности

Диана В.

Ответил на 18 вопросов, правильные ответы получены только на 15 вопросов. Ответы полные, но не совсем точные.

При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.

Денис Ш.

Ответил на 18 вопросов. Правильные ответы получены на 15 вопросов. Дошкольник стал различать понятия город и Родина, знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране.

При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.

Сергей Б.

Ответил на 15 вопросов. Правильно назвал столицу нашей родины. Мальчик имеет представления о гражданственности и может  сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т.

При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.

Ярослав С.

Ответил на 18 вопросов, правильные ответы получены только на 15 вопросов. Ответы не полные, односложные и чаще всего не точные. Это говорит об отсутствии представлений о гражданственности.

При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме.

Таня Ш.

Ответила на 18 вопросов.  Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки носили отрывочный и неточный характер.

При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.

Настя К.

Ответила на 13 вопросов. Правильно назвала столицу нашей родины. Девочка не имеет представления о гражданственности и не может  сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т.

При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил отрицательный характер по отношению в рассматриваемой теме.

Ромазан Ш.

Ответил на 18 вопросов.  Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки носили отрывочный и неточный характер.

При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.

Денис Б.

Ответил на 18 вопросов. Правильные ответы получены на 15 вопросов. Дошкольник стал различать понятия город и Родина, знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране.

При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме.

 

Качественный анализ: Анализ проведения диагностической методики показал, что дошкольники экспериментальной группы имеют представления о гражданственности и в основном  могут определить и дать характеристику многим понятиям. Дети затрудняются в определении своих прав и обязанностей, но не путаются в понятиях «Родина», «город», «гражданин». Эмоциональные проявления гражданственности можно характеризовать как положительные.

При контрольном проведении методики №2 «Моделирование проблемных ситуаций» были получены следующие результаты:

 

ФИ ребенка

Выявляемый критерий: активная гражданская позиция в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях

Сит. 1

Сит. 2

Сит. 3

Сит. 4

Диана В.

В решении ситуации показала активную позицию

В решении ситуации показала активную позицию

В решении ситуации показала активную позицию

В решении ситуации показала активную позицию

Денис Ш.

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал пассивную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

Сергей Б.

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

Ярослав С.

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

Таня Ш.

В решении ситуации показала активную позицию

В решении ситуации показала активную позицию

В решении ситуации показала активную позицию

В решении ситуации показала активную позицию

Настя К.

В решении ситуации показала активную позицию

В решении ситуации показала активную позицию

В решении ситуации показала активную позицию

В решении ситуации показала активную позицию

Ромазан Ш.

В решении ситуации показал пассивную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

Денис Б.

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

В решении ситуации показал пассивную позицию

В решении ситуации показал активную позицию

 

Качественный анализ проведенной диагностической методики показал, что в большинстве случаев дети имеют активную гражданскую позицию, если это не связано с собственной ответственностью и возможностью наказания.

При контрольном проведении методики № 3 «Наблюдение» были получены следующие результаты:

Качественный анализ проведенной диагностической методики показал, что в большинстве случаев дети принимают ребенка в группе, у ребенка появились друзья, дети стали чаще с ним играть.

Анализ проведения диагностических методик позволил отнести дошкольников экспериментальной группы к следующим уровням:

К высокому уровню отнесен один ребенок Ромазан Ш.

К среднему уровню отнесены 6 детей (Диана В., Денис Ш., Сергей Б., Ярослав С., Таня Ш., Денис Б.)  У данных дошкольников относительно полные представления о Родине, но недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры.

Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности». Недостаточно выражена сопричастность к поручениям в группе и семье. Недостаточная эмоциональность объяснений, какие права имеют люди. Относительное выполнение своих прав и обязанностей.

Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. Недостаточная эмоциональность при рассказах о людях разных национальностей. Относятся положительно, но дружить не хотят.

К низкому уровню отнесен 1ребенок (Настя К.) так как она затрудняется с ответом на вопрос, что такое Родина, гражданин. Эмоциональная бедность рассказов о Родине. Отсутствие заботы о природе, памятниках культуры, не способна оценить поступки других людей.

Не имеет представлений о правах и обязанностях. Не испытывает позитивных эмоций при выполнении своих обязанностей. Эмоциональная бедность объяснений окружающим людям их прав. Не выполняет свои права и обязанности, не способна оценить поступки других людей.

Не знает, что есть люди других национальностей. Эмоциональная бедность рассказов о людях разных национальностей. Плохо относится к людям других национальностей.

Динамика результатов работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Гражданское общество – общество граждан высокого социального, экономического, культурного и морального статуса, создающих вместе с государством развитые правовые отношения. Это бесконечный процесс совершенствования общества и человека, охватывающий все стороны жизни.

Наличие гражданского общества – важнейший признак и условие существования демократического государства, строительство которого является главной задачей современной жизни. Основной и наиболее активной производительной силой такого строительства должны выступать молодые поколения наших сограждан (А.В. Беляев).

Сущность понятия «гражданственность» в его высоком личностном смысле, сводится в основном к способности убежденно и ответственно сознавать свои права и обязанности и, руководствуясь ими, действовать на пользу родине, народу. Гражданственность – это высшая ступень развития нравственного сознания личности. Педагоги выражают по этому поводу беспокойство: нельзя растить детей «отчужденных» от жизни и интересов своего государства, людей без Отечества.

Проведенное исследование позволило достичь поставленную цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у старших дошкольников.

Эксперимент подтвердил гипотезу о том, что  формирование гражданственности  у детей  старшего дошкольного возраста будет эффективным при следующих условиях:

- процесс воспитания реализуется с учетом содержания понятия «гражданственность детей дошкольного возраста» ;

- определены критерии и уровни сформированности гражданственности у старших дошкольников;

- теоретически разработан и экспериментально апробирован комплекс занятий, учитывающий поэтапное ознакомление детей с Родиной, гражданскими правами, обязанностями, людьми разных национальностей.

И реализовать намеченные задачи: проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности; подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников; определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста; выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.

В ходе опытно-экспериментальной работы были выявлены наиболее оптимальные социально-педагогические условия формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста:

-         Четкого и целенаправленного планирования деятельности направленной на формирование гражданственности.

-         Содержательности опытно-экспериментальной работы с учетом особенностей и интересов детей

-         Использования сочетания разнообразных методов и форм социально-педагогической деятельности.

-         Учет определенных дидактических принципов обучения.

-         Использования разнообразных методов и приемов воспитательно-образовательной педагогической деятельности как средства формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.

Проведенная опытно-экспериментальная работа на формирующем этапе оказалась достаточно эффективной, о чем свидетельствуют результаты контрольного эксперимента. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов эксперимента позволил выявить динамику формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста участвующих в опытно-экспериментальной работе.

У всех детей, наблюдалась положительная динамика в формировании гражданственности, не смотря на то, что данная работа не является завершенной и должна быть продолжена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование - 2005 - №4.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2000.

3. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. / Н.В.Алешина.- М.:ЦГЛ,2005.
4.Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая группа / Н.В.Алешина.- М., 2003.
5. Атоева И. Патриотическое воспитание / И. Атоева.- Ребенок в детском саду.- 2001.

6. Батурина Г. И. Кузина Т. Ф. Народная педагогика в современном учебно-воспитательном процессе (дошкольники и младшие школьники): Пособие для воспитателей и учителей / Серия Библиотека журнала «Воспитание школьников». - М.: Школьная пресса, 2003.

7. Гасанов З.Т. Патриотическое воспитание граждан // - 2005 - №6.
8. Герасимова З. Родной свой край люби и знай/ З. Герасимова, Н. Казачок, // Дошкольное воспитание. – 2001. - № 12.

9.  Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.». Постановление Правительства Российской Федерации 11 июля 2005 г. № 422.

10. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста /Под ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. - М.: ГНОМ и Д, 2001.

11. Доронова Т. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Доронова-Дошкольное воспитание,2004.-№1.

12. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей / Т.Данилина.- Дошкольное воспитание, 2000.- №1.

13. Каримова И.А. «Идея национальной независимости. Основные понятия и принципы» Т- 2001г.

Информация о работе Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста