Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:14, дипломная работа
Цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности.
2. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников.
3. Определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.
Введение.
Глава I. Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.
1.1. Гражданственность как интегративное качество личности.
1.2. Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Методы и технологии работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками по формированию гражданственности.
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.
В.П. Тугаринов считает, что личность «…есть человек, взятый в совокупности тех свойств (качеств), которые вырабатываются в нем в процессе взаимоотношений с обществом». Примерно такого же мнения придерживается И.С. Кон, который под личностью понимает совокупность присущих отдельному человеку социально значимых черт, образовавшихся в процессе его социального взаимодействия с другими людьми. «Личность – сложное, многогранное явление общественной жизни, - указывает А.Г. Ковалев, - звено в системе общественных отношений. Она – продукт общественного, исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития, с другой»[28,67].
Представители разных течений социогенетической ориентации (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) изучают процессы социализации человека, освоения им социальных норм и ролей, приобретения социальных установок и ценностных организаций, формирование социального и национального характера человека как типичного члена той или иной общности.
Социальная среда представляет собой источник, питающий развитие личности. Она несет общественные нормы, ценности, роли, церемонии, орудия, системы знаков, с которыми сталкивается индивид. Подлинными основаниями и движущей силой развития личности выступают совместная деятельность и общение, посредством которых осуществляется движение личности в мире людей, приобщение ее к культуре. Через преобразование в своих поступках и деяниях мира, других людей и себя идет самоосуществление индивидуальности и обогащение жизни общества. Взаимоотношение между индивидом как продуктом антропогенеза, личностью, усвоившей общественно-исторический опыт, и индивидуальностью, преобразующей мир, может быть передано формулой: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» [28,79].
Формирование личности имеет решающее значение для характеристики человека: оно обеспечивает наиболее высокие, сознательные формы его поведения и деятельности, а также создает единство всех его отношений к действительности. В результате любая реакция человека и весь строй его внутренней аффективной жизни определяются теми особенностями личности, которые сложились у него в процессе его социального опыта.
Формирующиеся в ходе развития способности и функции воспроизводят в личности, исторически сформировавшиеся человеческие качества. Овладение действительностью у ребенка осуществляется в его деятельности при посредстве взрослых. Деятельность ребенка всегда опосредована взрослыми, направляется ими. Тем самым процесс воспитания становится ведущим в развитии личности. Опираясь на то, чем ребенок обладает, взрослые организуют его деятельность по овладению новыми сторонами действительности и новыми формами поведения. Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития.
Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях, процесс усвоения человеком социального опыта, в ходе которого человек преобразует его в собственные ценности и ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. Нормы поведения, нормы морали, убеждения человека определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе (А.В. Мудрик).
Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, которые опосредуются содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности для каждого из участников. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, образуя особое качество самой групповой деятельности.
В структуру личности человека входят три образующие подсистемы: индивидуальность личности, ее представленность в системе межличностных отношений и в других людях.
Высшая ступень развития нравственного сознания личности характеризует собой гражданственность. Она представляет сложное явление, в котором целостно сочетаются интеллектуальные, эмоционально-волевые и практические аспекты жизнедеятельности и отношений человека.
Субъективными основами гражданственности являются уровень развития самосознания личности, ее интересы, потребности, возможности, содержание духовного мира, ценностные ориентации, мотивы деятельности и поведения, определяющие состояние готовности к социально значимой деятельности. Это сложное психологическое образование, характеризующееся единством широких нравственных убеждений, этических знаний, чувств, потребности жить в соответствии с общечеловеческими моральными нормами, помогать людям, нести им добро. Она подразумевает определенный уровень сформированности, нравственной, духовной культуры человека.
Самосознание («Я-концепция») – относительно устойчивая в большей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которого он строит свои взаимодействия с другими людьми и относится к себе.
Понятие «самосознание» определяется в психолого-педагогической литературе как совокупность психических процессов, с помощью которых происходит осознание человеком самого себя, своих возможностей, сознательно мыслящего и действующего существа, то есть как личности и как деятеля.
По мнению Н.Е. Анкудиновой под самосознанием следует понимать процесс осознания своей личности, своего «Я» как физического, духовного и общественного существа.
В.С. Мухина определяет самосознание ребенка как понимание того, что он собой представляет, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение.
По мнению С.П. Рубинштейна, самосознание – это не осознание сознания, а осознание самого себя, как существа осознающего мир и изменяющего его. Самосознание ребенка начинает формироваться в дошкольном возрасте. Его представления о себе, наряду с личными качествами, включает характеристики, которые связаны с осознанием своей принадлежности к определенному полу, семье, народу, своему государству.
Гражданское самосознание – важная составная часть общественного мнения. Являясь одной из основ социального сознания и ориентиром гражданского поведения, гражданское самосознание окрашивает в специфические тона социальное воспитание, формирование впечатлений о соотнесенности социальных событий.
По мнению Б.Т. Лихачева, содержание гражданского сознания, обусловливает его функции [53,52]:
Воспитательная функция – влияние гражданского сознания формирует общественное мнение, требующее прямоты и откровенности, честности и внимательности к человеку, принципиальности и нетерпимости к недостаткам в себе и ответственности за порученное дело.
Социальная функция – стабилизация внутреннего положения в обществе, возможность гармонического развития личности.
Культурно-просветительская – активное содействие обогащения людей духовной культурой, побуждение к творчеству.
Психологическая функция – сознательность в человеке, стабилизирует духовное начало в личности, делает позитивными и негативными ее направленность и поступки, влияет на мотивы поведения и позволяет критично оценивать самого себя, целенаправленно формировать человеческие качества и черты характера.
В «Толковом словаре русского языка» гражданственность личности отождествляется с ее цивилизованностью[84,234]. В этом определении удачно отражается момент связи гражданственности человека с особенностями и содержанием общественно-исторического развития, однако вне поля зрения остаются существенные черты, структура и специфические особенности гражданственности как качества личности. Гражданственность тесно связана с объективными условиями общественного бытия, но не сводится к нему. Как отношение и качество личности гражданственность имеет две стороны – объективную и субъективную. Если объективная сторона гражданственности наиболее полно выражена в способе жизнедеятельности человека, то субъективная сторона - в формах и видах поведения, ее потребностях, интересах, установках и ценностных ориентациях. В приведенном выше определении гражданственность отождествляется с цивилизацией, то есть с условиями и уровнем развития человеческого общества, и тем самым игнорируется субъективная основа гражданственности как личностного качества общественного человека.
В «Словаре современного русского языка»[70,23] гражданственность личности рассматривается через элементы ее сознания и такие гражданские качества, как организованность и дисциплинированность. В этом определении предпринята попытка раскрыть сущность гражданственности через определенные черты совместной деятельности людей и осознание ими своего места и роли в государстве. Однако объективная основа содержания определяемого понятия при такой его трактовке ограничивается рамками государства, что значительно сужает функции гражданственности как социального качества личности, активно взаимодействующей не только с государством, но и с обществом в целом.
Педагог А.В. Беляев предлагает рассматривать гражданственность в пяти аспектах [6,24]:
1. В социально-правовом аспекте. Гражданственность служит характеристикой степени цивилизованности общества. Он определяет нормы и принципы социально-правового взаимодействия государства с отдельными гражданами. Это находит отражение и закрепление в правовых актах (С.С. Алексеев, Б.Ю. Бачков, Г.Е. Зборовский, Ю.А. Красин, Г.П. Смирнов, В.Г. Смольников, Н.Е. Фабер, В.М. Шепель).
2. В педагогическом аспекте гражданственность понимается как интегративный комплекс качеств личности, определяющий ее социальную направленность, готовность к достижению социально значимых и индивидуально необходимых целей, в соответствии с имеющимися в обществе, государстве условиями, личными потребностями и возможностями, в соответствии с принятыми правовыми и моральными нормами (Т.К. Акаян, Л.П. Буева, Р.Г. Гурова, В.Д. Семенов, Г.Н. Соломаткин, И.А. Томин, А.С. Филонов и другие).
3. В социально-педагогическом аспекте гражданственность конкретизируется через понятие «гражданская культура», которое в качестве структурных компонентов включает экономическую, правовую, нравственную, экологическую культуру. Критериями ее выступают соответствующие знания, уровень сформированности эмоционально-волевого облика личности, результаты практической деятельности (В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, Р.Г. Гурова, З.А. Малькова, А.Ф. Никитин, В.Д. Семенов, Я.В. Соколов, Ф.Р. Филиппов, Г.Н. Филонов).
3. В социально-психологическом аспекте гражданственность – это чувство единства со страной, обществом, социальный оптимизм, любовь к родине, решимость и стойкость в преодолении жизненных трудностей, волевой потенциал в деятельности, направленной на достижение благополучия, опыт преодоления и предупреждения конфликтов, ощущение социальной и национальной полноценности, терпимости (Э.Ф. Зеер, В.П. Зинченко, Г.А. Карпова, И.С. Кон, Б.С. Круглов, В.М. Шепель, В.А. Ядов).
4. В морально этическом аспекте гражданственность понимается как уровень нравственной культуры общества, нравственный императив. Оценивается степень приближения общества к таким идеалам, как долг, ответственность, достоинство, совесть, неравнодушное отношение к жизненно важным проблемам, гуманность, милосердие (Л.М. Архангельский, Л.А. Беляева, Э.В. Ильенков, Л.Я. Рубина, А.И. Титаренко, О.П. Целикова, Т.А. Шингерей).
Гражданственность как сложное личностное образование в структурном отношении состоит из ряда свойств, качеств и черт. Наиболее важные из них – гражданственность, ориентация на гуманистическую идеологию, правовая и нравственная культура, достоинство, социальная справедливость и ответственность, готовность к труду, культура межличностного общения и другое. Важнейшим интегративным признаком гражданственности и критерием ее сформированности является наличие гражданской позиции. Ядро понятия «гражданская позиция», - гражданское сознание личности, - органически сочетаясь с нравственными чувствами, выражается в поступке, в активной деятельности, направленной на утверждение передовых взглядов, идеалов.
Гражданственность, по мнению Д.С. Яковлевой, есть интегральное качество, характеризующее человека как сознательного и активного гражданина, формирующееся и выражающееся в таких проявлениях, как высоконравственный гражданский долг, основанный на знании гражданских прав и обязанностей, готовность трудиться на общую пользу, решимость и умение отстаивать общественные интересы.
Существенное значение для научного осмысления теоретических основ воспитания гражданственности имеют исследования Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, З.И. Васильевой, Л.И. Новиковой, З.И. Равкина, И.Ф. Харламова и других.
Гражданственность как интегративное качество личности позволяет человеку ощущать себя социально и нравственно дееспособным. К основным элементам гражданственности относится нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, внутренней свободе личности, дисциплинированности, в уважении и доверии к другим гражданам, способности выполнять свои обязанности, гармоничном сочетании гражданских, национальных и интернациональных чувств. Нравственная культура базируется на общечеловеческих моральных ценностях.
Одним из аспектов нравственности и исполнения обязанностей перед своими близкими и далекими согражданами и является гражданственность, который формируется в процессе воспитания. Стержнем гражданственности как более сложного образования является сочетание нравственной культуры с культурой правовой, находящее выражение в субъективно-личностной форме (А.Ф. Никитин).
Информация о работе Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста