Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:14, дипломная работа
Цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности.
2. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников.
3. Определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.
Введение.
Глава I. Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.
1.1. Гражданственность как интегративное качество личности.
1.2. Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Методы и технологии работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками по формированию гражданственности.
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.
Каждый человек должен не только пользоваться своими правами, но и уважать права других людей, уважать их достоинство.
Для того чтобы детям было более понятно, «Всеобщую декларацию прав человека для детей и взрослых» А. Усачева обыгрывали. На каждом последующем занятии детей знакомили с одним или несколькими правами. Приведу небольшой фрагмент занятия:
В одном большом городе жил Маленький Человек. Был он маленький-маленький. И дом у него был маленький. И сад у него был маленький.
Днем Маленький Человек ходил на работу, а вечерами сажал в своем саду тюльпаны или сидел на скамейке у ворот, курил маленькую трубочку и радовался тому, что все вокруг такое большое: и люди, и дома, и деревья, и даже собаки.
Огорчало Маленького Человека только то, что Большим людям все это казалось маленьким. А уж Маленького Человека большие люди и вовсе не замечали. Они могли толкнуть его на улице и не извиниться. Или пройти через его ухоженный сад, топча ногами цветы.
- Что вы делаете? – кричал Маленький Человек. – Пожалуйста, будьте внимательны…
Но большие люди не обращали на него никакого внимания и шли дальше по своим делам.
- Они совершенно никого не уважают…
Однажды Маленький Человек нашел в своей библиотеке маленькую книжку, которая называлась «Всеобщая декларация прав человека». В ней говорилось о том, что все люди должны знать свои права и относиться друг к другу с уважением. Книжка эта очень понравилась Маленькому Человеку. Но у кого он ни спрашивал, никто в городе даже не слышал о Правах Человека.
-Большие люди удивительно безграмотны, – подумал Маленький Человек. – Надо это исправить.
И однажды он вышел на центральную площадь города с большим плакатом в руках: ВСЕ ЛЮДИ РОЖДАЮТСЯ СВОБОДНЫМИ И РАВНЫМИ, ВСЕ ИМЕЮТ ОДИНАКОВОЕ ДОСТОИНСТВО И ПРАВА. ВСЕ НАДЕЛЕНЫ РАЗУМОМ И ДОЛЖНЫ ОТНОСИТЬСЯ ДРУГ К ДРУГУ КАК БРАТЬЯ И СЕСТРЫ…
Чтобы облегчить осмысление новых, мало известных слов и понятий давалось домашнее задание завести словари новых слов: «Мой словарик», который составлялся под руководством педагога. Педагог вписывал в специально подготовленные тетради новые слова и понятия, а родители совместно с детьми находили к ним определения, подбирали иллюстрации или выполняли рисунки сами.
В этих же целях может быть проведено занятие в игровой форме «Назови правильно», предложенное З.К. Шнекендорфом и адаптированное к старшему дошкольному возрасту.
Цель – научить детей правильно называть нравственное понятие и правильно его использовать в соответствующем речевом общении.
Ход занятия: ребята садятся вокруг стола, на котором стоит коробка с фишками и вопросами (рисунками, описанием ситуаций). По команде экспериментатора один из детей берет фишку и вопрос (ситуацию) и старается ответить на него. Примерные типы вопросов: Что чувствуют люди, когда к ним обращаются не по имени, а по прозвищу? Почему нельзя давать товарищам кличку, прозвище? «Меня не интересует, что ты думаешь. Держи свое мнение при себе». Как можно охарактеризовать такой ответ взрослого ребенку? Если ответ правильный, то ребенок оставляет фишку у себя, если ответ неверный – фишка возвращается на место, а в игру вступает следующий.
В группе оформлялся уголок: «Твои права, человек», «Наши права». В них помещались заметки и рисунки, рассказывающие о жизни группы.
Кульминационным моментом данного блока был праздник 12 декабря – «День Конституции».
В гости к детям пришел Незнайка, который считал себя гражданином, но о правах ничего не слышал. И поэтому поведение у него было соответствующее: он толкался, кричал, обзывался, грубил старшим, заставлял других убирать за ним игрушки. И говорил при этом: «Я – большой, что хочу, то и делаю. Не нужны мне никакие права, я и без них все умею».
Ведущий. Ребята, правильно ли поступает Незнайка?
Дети. Нет.
Ведущий. Почему?
Дети объясняли Незнайке, почему так нельзя вести себя. Существует «Конвенция о правах ребенка», в которой написаны права детей и ты нарушаешь многие из них. Чтобы быть настоящим гражданином нужно соблюдать права. А кто не соблюдает права человека, того могут даже арестовать.
Ведущий. Ребята, давайте покажем Незнайке, что же все-таки может произойти с тем человеком, кто не соблюдает права. (Показывают инсценировку).
Незнайка. Спасибо вам большое, ребята, теперь я все понял. Значит, получается, что я вел себя не как настоящий гражданин, а как хулиган. Простите меня за все, с этого момента я обязательно прочитаю «Конвенцию о правах ребенка» и буду делать все так, как в ней написано. Я хочу вас угостить сладостями за то, что вы помогли мне.
Второй содержательный блок «Юные граждане» предполагал следующую задачу: систематизация представлений о Родине, родном крае, городе.
Данная задача решалась в процессе серии занятий («Наша Родина – Россия», «Мой родной город», «Улицы нашего города»), в процессе посещения краеведческого музея, где представлена история края и города, чтения художественной литературы, экскурсий по городу, рассматривания иллюстраций с изображением достопримечательностей, выполнения рисунков после экскурсий, введения в воображаемую ситуацию. Кульминационный момент данного блока - праздник – 23 февраля «День защитника Отечества».
При отборе содержания знаний о родном крае учитывались требования научности, доступности, возрастных возможностей детей, логической последовательности подачи материала, его воспитательной ценности, а также интереса детей к той или иной информации, возможности отражения полученных знаний в деятельности школьников.
Важным принципом отбора сведений об окружающем мире для детей старшего дошкольного возраста являлся краеведческий принцип, предполагающий использование в работе с детьми, прежде всего близкого, доступного им материала.
При ознакомлении детей со страной систематизировались знания о России – большой Родине; познакомить со столицей России, гимном, гербом, флагом. Воспитывать у детей любовь к Родине, желание узнать больше о ней.
Чтобы закрепить полученные знания использовался такой прием, как введение детей в воображаемую ситуацию. Представь себе, что ты известный художник. И с помощью иллюстраций хочешь рассказать ребятам, которые никогда не видели Москву, о ее самых красивых и интересных местах, о ее достопримечательностях. Что бы ты нарисовал?
На следующем занятии, дети знакомились с понятием «малая Родина».
Программное содержание. Познакомить детей с малой Родиной, городом. Воспитывать любовь и интерес к родному краю.
Для более подробного ознакомления с родным городом было проведено занятие «Улицы нашего города».
После занятия, чтобы закрепить у детей полученные знания, им было предложено выполнить рисунки на тему: «Главная улица города» и игру «Экскурсия по городу». По всей группе расставлялись изображения различных зданий, памятников, улиц. Детям предлагалось сконструировать автобус. Один ребенок брал на себя роль экскурсовода и рассказывал остальным о том, что изображено на картинках. Затем дети менялись ролями.
Так же педагог использовал прием воображаемой ситуации, предложенный Э.К. Сусловой. 1) Представь себе, что ты приехал в другую страну, к примеру, в Японию. Что бы ты рассказал японским ребятам о родном городе? 2) Представь себе, что ты известный художник и с помощью иллюстраций хочешь рассказать ребятам, которые никогда не видели Тулу, о его самых красивых и интересных местах, о его достопримечательностях. Что бы ты нарисовал?
Кульминационным моментом данного этапа стал праздник - 23 февраля, посвященный «Дню защитника Отечества». Цель данного мероприятия состояла в активизации знаний об исторических событиях и памятниках, полученных во время экскурсий и прогулок по Туле. Побуждать выражать в речи свои знания, впечатления, переживания; строить развернутые сообщения по модели. Праздник проходил под названием «Путешествие во времени».
Задача третьего содержательного блока «Люди разных национальностей – какие они?» - обогащение представлений дошкольников о людях разных национальностей.
Данная задача решалась при помощи эвристических бесед с иллюстрациями людей разных национальностей, чтения сказок разных народов, составления рассказов по рисункам «Наши маленькие друзья», решения проблемных ситуаций, дидактических игр.
Для воздействия на эмоциональную сферу дошкольников использовался метод чтения сказок разных народов, что обеспечивало, в свою очередь, «наполнение» и когнитивного компонента уважительного отношения к людям разных национальностей.
Для закрепления полученных знаний в практической деятельности использовалась проблемная ситуация: «Угости конфетой»: перед ребенком раскладывали картинки с изображением мальчиков и девочек разных национальностей. Педагог говорил: «Это украинские ребята Галинка и Грицко, вот азербайджанские - Гюнай и Яшар, здесь якутские – Равиль и Занияр, а это русские – Танечка и Ванечка. Видишь, какие разные у них костюмы. После рассмотрения детьми картинок, обращался к одному из них, «Посмотри, как много вкусных конфет в вазочке, они твои, ты можешь съесть их сам (конфет кладется столько же, сколько картинок и одна ребенку). Только вот сладости любят все дети, и те, с которыми ты познакомился сегодня, тоже. Может, угостишь кого-нибудь? Кого ты хочешь угостить? А почему именно его?»
После проведения целенаправленной формирующей работы дошкольникам давали задание нарисовать рисунки на тему «Наши маленькие друзья», а затем по ним составить небольшие рассказы.
Заключительным моментом данного этапа стал праздник – 1 мая «День солидарности трудящихся». В качестве эмблемы этого праздника предлагался подсолнух, который символизировал большую дружную семью, где живут разные народы в мире и согласии. Цель: систематизировать знания детей о людях разных национальностей. Стремиться к тому, чтобы дети испытывали позитивные эмоции к разным народам.
Четвертый содержательный блок « Есть ли у детей обязанности?» направлен на решение следующей задачи - обогащать представления детей об обязанностях.
Решение данной задачи осуществлялось в процессе цикла занятий, изготовления семейных альбомов «Мои обязанности», проведения игр «Поводырь слепого», «Тайный друг», использования игры-упражнения «Кинематограф». Заключительным этапом данного блока заданий был праздник 1 июня – «День защиты детей».
Для того чтобы закрепить с детьми то, что в обязанности каждого человека входит помощь всем кто в ней нуждается, проводилась игра «Поводырь слепого». Правилом этой игры является выражение: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Дошкольники делились на пары. Один в паре – «слепой», и ему завязывают глаза. Другой – его «поводырь», и он водит «слепого» по группе в течение нескольких минут. Впоследствии игра усложнялась, предлагались препятствия, которые мешают движению. Ведущий в паре должен предоставить как можно больше возможностей «слепому» партнеру. Затем дети менялись ролями. В конце игры педагог интересовался у детей: Что ты чувствовал в роли «слепого»? Что ты чувствовал в роли «поводыря»?
Таким образом, дети приходили к выводу о том, что людям, которые нуждаются в помощи, в заботе, необходимо помогать.
Игра «Тайный друг». Педагог писал на листочках имена всех, кто находится в группе. Затем эти листочки перемешивались. Каждый ребенок вытягивал листок с чьим-то именем и фамилией. Этот человек и был тайным другом в течение недели. Каждый день этот тайный друг осуществлял какие-либо поступки, свидетельствующие о его дружбе (помощь в каком-либо задании, помощь при уборке рабочего места и так далее). На стене в группе вывешивался специальный календарь, где каждый рисовал цветок или другое изображение напротив фамилии ребенка, который в этот день проявил к вам какие-либо знаки внимания и дружбы. В конце недели каждый старается определить, кто был его тайным другом и кто оказался лучшим по числу нарисованных цветков.
Чтобы сформировать у дошкольников представления о том, что обязанности необходимо выполнять, и что если их не выполнять, то это может привести к плачевным последствиям, использовалась игра-упражнение «Кинематограф». Детям предлагали разделиться на три группы: фотографы и художники, сценаристы и режиссеры. Фотографы и художники «фотографируют» и рисуют картины, изображающие обязанности дома, в детском саду, на прогулке и так далее. Сценаристы пишут к каждой картине рассказ. А режиссеры монтируют сам фильм, склеивая картины, чтобы получилась как бы кинопленка.
Итог работы «Кинематографа» подводился на празднике-чаепитии совместно с родителями.
Педагог так же давал детям домашнее задание, выполнить совместно с родителями альбомы на тему «Мои обязанности в семье».
Итоговым моментом данного блока мероприятий стало проведение праздника, приуроченного к 1 июня – «Дню защиты детей». Цель: обобщить знания детей об обязанностях. Вызвать желание постоянно выполнять свои обязанности.
Итогом всей работы по формированию основ гражданственности стала подготовка и проведение праздника «День гражданина в стране Малая Россия», приуроченного к празднику 12 июня – «День независимости». Проведение праздника дало возможность детям обобщить все полученные ими знания за весь год.
Цель: систематизировать полученные детьми знания о гражданственности, правах, обязанностях и людях разных национальностей.
Первая половина дня посвящена тому, что дети, путешествуя по различным республикам, слушали песни и рассказывали сказки того народа, который представляет. Вторая половина дня посвящалась тому, что дети, соблюдая свои права и, выполняя обязанности, заботились о младших детях, ухаживали за природой прилегающего участка, оказывали помощь педагогам. В конце дня проводился конкурс на лучший рассказ о своем городе.
Информация о работе Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста