Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:14, дипломная работа
Цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности.
2. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников.
3. Определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.
Введение.
Глава I. Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.
1.1. Гражданственность как интегративное качество личности.
1.2. Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Методы и технологии работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками по формированию гражданственности.
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.
Гражданственность представляет собой систему общечеловеческого ценностного отношения к глобальным проблемам, социальным группам, отдельным личностям, их деятельности, к явлениям общественной жизни и сознания.
Основная цель формирования гражданственности – воспитание в человеке нравственных идеалов общества, чувства любви к Родине, формирование цивилизованного человека, способного обрести гражданскую позицию. Подготовка юного гражданина к активному включению в самостоятельную, трудовую деятельность на основе необходимых для этого знаний, стимулирующих молодых людей к социальной активности. Гражданственность утверждает гуманный подход к развитию личности человека. Она характеризуется общечеловеческими аспектами:
- понимание единства и взаимозависимости мира;
- проблем экологии;
- защиты и сохранения мировой и художественной культуры;
- экономического, научного, культурного сотрудничества, общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий.
Функции гражданственности, по мнению Б.Т. Лихачева, разделяются на образовательные, воспитательные и развивающие.
Образовательная функция заключается в раскрытии детям общечеловеческих и общегражданских ценностных ориентаций, ораторского и организаторского искусства. Она развивает способность эмоционального, убедительного, аргументированного монолога, обращенного к слушателям, формирует у детей умение отстаивать свои убеждения.
Воспитательная функция проявляется по мере включения ребенка в посильную и доступную общественно-гражданскую деятельность. В ней происходит формирование чувства гражданственности и интернационализма, а также высоких нравственных качеств: порядочности, сознательной дисциплинированности, ответственности, человечности, способности исправлять свои ошибки.
Развивающая функция формирует мышление дошкольников и в целом психику.
Опираясь на данные философских и психолого-педагогических исследований, мы будем рассматривать гражданственность как интегративное нравственное качество, имеющее сложное содержание, включающее нравственную и правовую культуру, гражданственность и межнациональную толерантность.
Рис. 1. Взаимосвязь гражданственности с другими личностными образованиями.
Гражданственность тесно взаимосвязана с нравственным, гражданственным, правовым, интернациональным воспитанием, что обусловлено сущностью и содержанием понятия «гражданственность».
Спектр исследований, направленных на изучение процесса нравственного воспитания школьников, изучение особенностей усвоения детьми младшего школьного возраста норм, эталонов, правил поведения в психолого-педагогической литературе представлен достаточно широко. Этой проблеме посвящены исследования Л.В. Артемовой, Р.С. Буре, А.М. Виноградовой, Т.И. Ерофеевой, Л.П. Князевой, С.А. Козловой, Л.П. Лаврентьевой, Т.А. Пономаренко, С.Н. Силиной и других. В них нравственное воспитание понимается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы, становятся регулятором поведения. Нравственность рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений, нравственного сознания и нравственной деятельности. Данные исследований практически строятся на двух основных позициях:
- формулировке для дошкольников правил поведения, взаимоотношений и т.п., в которых выражены требования к детям;
- создании им условий для упражнения в этих правилах.
Задачи нравственного воспитания включают формирование нравственных понятий, убеждений, чувств, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества.
Под «нравственностью» принято понимать «знание добра и зла, правильное или неправильное поведение, стремление жить и принимать решения в соответствии с таким знанием». Следует учитывать, что «нравственность – это не только ориентация мышления на систему специфических понятий, норм и требований, но и воля: человек направляет свои усилия только на определенные цели и избирает при этом только определенные способы действия. При слабости волевого начала нравственная регуляция поведения неполноценна, она остается на уровне лишь знания принципов морали, без должного отражения их в поведении». Еще в 60-х годах Л.И. Божович подчеркивала значение собственного опыта и активности ребенка в ходе его морального развития. Как показала С.Г. Якобсон, основным психическим процессам, опосредующим и регулирующим соблюдение социальных норм, является моральное самосознание, осознание себя, своей личности, поскольку этически правильный выбор предполагает личное полярное отношение к самим эталонам, воплощенным в конкретной форме понятий добра и зла.
Наиболее значима для нравственного воспитания нравственно-правовая культура. Нравственно-правовое воспитание в целом представляет процесс, который выполняет три основные функции – познавательную, оценочно-формирующую, регулятивную. При помощи этих функций достигается цель, задача и результат нравственно-правового воспитания. Взаимодействие нравственного и правового воспитания, как деалектически противоречивое единство двух систем социальной регуляции, раскрывается в нескольких различных подходах, которые не отрицают, а взаимно дополняют друг друга.
Суть первого из них, состоит в первичности нравственного воспитания по отношению к правовому. Именно поэтому, чем выше уровень нравственного осознания формирующейся личности окружающих общественных отношений, тем выше и уровень его настоящего и будущего долженствования к необходимости реализации, как морального долга, так и юридических прав и обязанностей гражданина.
Во втором, - как нравственное, так и правовое воспитание ориентируют на поддержание должного в интересах общества порядка, взаимоотношений между людьми, а также допустимых возможностей самореализации в окружающей жизни. В связи с этим в осмыслении нуждается нравственное обоснование правовых норм, как сочетание целесообразности включенного в них содержания и его ценности для человека.
Третий – обусловлен собственно этическим подходом к исходному понятию права. В центр внимания теория правового воспитания выдвигается включенность морали в систему правоотношений, вследствие чего социальные характеристики правомерного поведения одновременно оказываются нравственными характеристиками людей, их потребностей, целей, побудительных и оправдательных мотивов, намерений, дозволенности или недозволенности используемых средств в жизненных ситуациях с нравственно-правовым содержанием.
Сущностным выражением как нравственной, так и правовой культуры является гражданская позиция личности, активизация которой и определяет их формирование.
Высшей формой проявления нравственного и правового сознания являются нравственные и правовые убеждения, которые выполняют ведущую роль в выборе путей и средств разрешения нравственно-правовых ситуаций. В педагогической литературе нравственные убеждения рассматриваются как единство определенных этических знаний и чувств, понимания и переживания, обеспечивающее психологическую готовность личности к соответствующим практическим действиям. В свою очередь, правовые убеждения связываются с устойчивыми правовыми знаниями и адекватными переживаниями воспитанника.
Педагогический поиск состоит в том, чтобы приблизить нравственные и правовые идеи, обеспечить у ребенка необходимую готовность к их восприятию и усвоению. Содержание правового воспитания в целостном педагогическом процессе рассматривается в возрастном аспекте. Нравственные основы правового воспитания закладываются в раннем детстве, в нравственных отношениях семьи, в формировании нравственных стимулов и тормозов поведения. Ребенок осознает свои «права и обязанности» как члена семьи. Он впитывает это с молоком матери и приходит в детский сад, а потом в школу с определенным сознанием своих привычек, потребностей и обязанностей. Определяющим элементом системы правового воспитания детей является цель правового воспитания. Она состоит в том, чтобы ввести дошкольников в правовые общественные отношения. Здоровый нравственный климат в коллективе является основой ответственного отношения его членов к правовым нормам, показателям хорошей работы. Положительные результаты правового воспитания достигаются в целостном педагогическом процессе единством воздействий гражданского и нравственного воспитания.
Важнейший элемент правового сознания – нравственно-правовые чувства. Нравственно-правовым чувством является уважение к закону. Оно неразрывно связано с чувством гражданственности. Элементом структуры правового сознания является правовое мышление. Оно основывается на правовых знаниях и представляет собой умение оценивать замыслы, поступки, поведение людей с точки зрения норм права. Правовые знания, чувства и мышление во взаимодействии способны развивать в ребенке потребность в правопослушном поведении и волю, направленную на активное соблюдение правовых норм, борьбу против их нарушения. Формирование правового сознания имеет целью воспитание у детей правовой культуры. Она включает в себя знание правовых норм; развитую нравственно-правовую эмоциональную сферу и мышление; умение использовать нормы права в интересах организаций, граждан, своих собственных; гражданскую потребность в осуществлении правового просвещения и борьбе с правонарушениями.
Права человека – это система ценностей, которая предполагает действия для обеспечения уважения достоинства и реального признания ценности каждого человека. Это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять; то, что соответствует природе человека и разрешено законами. Права и свободы человека – общечеловеческие ценности. Они выражают общие интересы человечества, сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии и эпохи.
Система прав человека обеспечивает две функции:
- социальную защищенность личности;
- активное участие в общественной и государственной жизни.
Анализ педагогической литературы по гражданственности показывает, что разные ученые относят ее к разным направлениям. Некоторые ученые (Л.Р. Болотина, П.В. Конаныхин, О.И. Павелко, Л.Ф. Спирин и другие) рассматривают гражданственность как часть идейно-политического, другие, и их большинство (В.В. Белорусова, Н.И. Болдырев, Л.И. Мищенко, И.Ф. Харламов, Г.И. Щукина, Н.Е. Щуркова и другие) – как часть нравственного воспитания, третьи (Т.А. Ильина, И.Т. Огородников и другие) выделяют его в самостоятельный раздел. С учетом особенностей формирования гражданственности в современных условиях цель данного процесса определяется, как воспитание убежденного гражданина, любящего свою Родину, преданного Отечеству, готового служить ему своим трудом и защищать его интересы.
Задачи и содержание формирования гражданственности вытекают из структуры понятия «гражданственность» и включают: воспитание гражданских знаний, взглядов и убеждений гражданского характера, формирование положительного отношения к гражданской деятельности, формирование практических умений и навыков, необходимых для самостоятельной деятельности гражданского характера.
Гражданственность неразрывно связана с нравственным воспитанием. Сама структура понятия «гражданственность» определяет задачи формирования гражданственности и ее содержание, что предполагает формирование чувств, сознания и привычек поведения. Это находит свое воплощение в гражданственности, в которой выражается высокая мотивация поведения, определяемая гражданским долгом. Это стимулирует активность человека во всех сферах его жизнедеятельности. Сущность понятия «гражданственность» включает в себя любовь к Родине, земле, где родился и вырос человек, переживании неудач, готовности к защите родной земли. Гражданственность тесно связана с интернационализмом.
Вопросами интернационального воспитания в разное время занимались разные авторы М.И. Богомолова, А.С. Макаренко, Ю.В. Максимов, Э.К. Суслова, В.А. Сухомлинский и другие. В настоящее время интернациональность заменяется таким понятием как толерантность (терпимость, снисходительность) к людям других национальностей.
Воспитание гражданственности личности определяется субъективными усилиями педагогов и объективным состоянием общества, уровнем развития демократии, гуманности. Основные черты гражданского облика личности закладываются в детском возрасте на основе опыта, приобретаемого в семье, социальной среде, и в дальнейшем формируются на протяжении всей жизни человека. Личность в гражданском обществе – новый человеческий тип, ориентированный на созидание, гражданские отношения и новую духовность.
Гражданский долг и ответственность – это высокие личные качества. Началом их воспитания служит гражданское видение жизни, гражданская тревога и беспокойство за судьбу дела, людей. Чувство гражданского долга и личной ответственности за судьбу своей Родины, за благополучие народа, за сохранность и приумножение материальных и духовных ценностей, которые созданы старшими поколениями, является одним из важных показателей гражданской направленности личности ребенка.
Таким образом, анализ социальной, педагогической и психологической литературы позволяет заключить, что гражданственность – это сложное интегральное личностное образование, основными элементами которого являются гармоническое сочетание высоких гражданских чувств, интернациональная, нравственная и правовая культура, выражающаяся в чувстве собственного достоинства, во внутренней свободе личности и одновременно ее дисциплинированности, уважении и доверии к другим гражданам, к государственной власти. Хотя это далеко неполное содержание, но нашло достаточно четкое отражение в концептуальных идеях педагогических воззрений и прочих положениях.
Информация о работе Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста