Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Августа 2012 в 13:14, дипломная работа
Цель: выявить наиболее эффективные условия социально-педагогической деятельности по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать психологическую и социально-педагогическую литературу по проблеме гражданственности у старших дошкольников в процессе социально-педагогической деятельности.
2. Подобрать диагностический инструментарий по выявлению уровня формирования гражданственности старших дошкольников.
3. Определить средства, методы и приёмы социально-педагогической деятельности направленной на формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
4. Выявить динамику формирования гражданственности старших дошкольников и сделать выводы.
Введение.
Глава I. Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста как социально-педагогическая проблема.
1.1. Гражданственность как интегративное качество личности.
1.2. Особенности формирования гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
1.3. Методы и технологии работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа со старшими дошкольниками по формированию гражданственности.
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданственности детей старшего дошкольного возраста.
2.2. Программа работы по формированию гражданственности у старших дошкольников.
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Заключение.
Список литературы.
Итак, личность формируется в результате интеграции таких нравственных качеств, как гражданственность, правовая культура, национальная толерантность и другие. Цель гражданского воспитания старших дошкольников заключается в установлении и поддержании связи между формирующейся личностью и ее родиной, являющейся совокупностью географических, исторических, этнических, культурных (в том числе религиозных) и т.п. представлений, скрепленных эмоционально и являющихся ценностной основой ее (личности) гражданского поведения.
Проблема воспитания ответственного отношения человека к обществу, к государству, к окружающему миру в целом, всегда занимала господствующее положение в теории и практике гражданского воспитания. Оно рассматривалось как стержневое, цементирующее целостный учебно-воспитательный процесс, направленное на формирование всесторонне и гармонически развитой личности гражданина, обладающего самостоятельностью, ответственностью, гуманностью, творческой индивидуальностью, свободой и вместе с тем ощущающего свой долг перед Отечеством.
Глава II. Опытно-экспериментальная работа со страшими дошкольниками по формированию гражданственности.
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданственности старших дошкольников.
Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста проводилась на базе государственного учреждения социального обслуживания населения Тульской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних № 3 города Тулы ».
Исходя из того, что процесс формирования гражданственности понимается как результат систематической и целенаправленной работы педагога, предусматривающей организацию познавательной деятельности детей по овладению доступным для данного возраста объемом знаний о Родине, формирование у них эмоционально-положительного отношения к занятиям такого рода, сопереживания в процессе познания, интереса к событиям, происходящим в стране, потребности в обществоведческих сведениях, стимулирование у дошкольников стремления к отражению в деятельности полученных знаний и отношений, накопление опыта участия в общественно полезной деятельности. На констатирующем этапе планировалось выявить представления детей о гражданственности их отношение к данному качеству личности.
Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданственности у детей старшего дошкольного возраста была проведена в три этапа:
- констатирующий эксперимент
- формирующий эксперимент
- контрольный эксперимент
Констатирующий эксперимент проводился в 2010 - 2011г в ГУСОН ТО СРЦН № 3 города Тулы.
В составе экспериментальной группы, было 8 детей, что обусловлено специализацией данного учреждения.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровни сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1.
2.
3.
Из исследований Караковского В.А. подобраны критерии и показатели сформированности гражданственности у детей старшего дошкольного возраста:
1. Полнота представлений о гражданственности:
- полные и глубокие;
- поверхностные и частичные;
- представления отсутствуют.
2. Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности:
- яркие и положительные проявления;
- эмоциональные проявления нейтральные и недостаточные;
- эмоциональные проявления отрицательные или отсутствуют.
3. Активная гражданская позиция в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях:
- активность позитивная;
- активность нейтральная;
- активность отсутствует.
Полнота представлений о гражданственности позволяет выявить наличие или отсутствие представлений о Родине, правах и обязанностях граждан, народах других национальностей.
Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности показывает эмоциональное отношение к понятиям Родина, гражданин, права и обязанности, народы разных национальностей.
Активная гражданская позиция в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях показывает особенности поведенческих проявлений в решении ситуаций, связанных с вопросами прав и обязанностей, взаимодействия с народами разных национальностей.
Высокий уровень.
Имеют полные представления о том, что такое Родина, гражданин. Эмоционально рассказывают о своей Родине. Бережно относятся к природе, памятникам культуры, способны оценить действия и поступки других.
Знают что такое права и обязанности. С удовольствием выполняю свои обязанности, испытывают удовлетворение от проделанной работы. Эмоционально объясняют окружающим, какие права имеют. Соблюдают и выполняют свои права и обязанности, способны оценить действия и поступки других.
Имеют представления о людях других национальностей. Испытывают эмоционально положительные чувства к людям разных национальностей. Дружат с детьми других национальностей.
Средний уровень.
Относительно полные представления о Родине. Недостаточна эмоциональность рассказов о Родине. Недостаточное проявление заботы о природе, памятниках культуры.
Наблюдается недостаточно четкая дифференциация понятий «права» и «обязанности». Недостаточно выражена сопричастность к поручениям в школе и семье. Недостаточная эмоциональность объяснений, какие права имеют люди. Относительное выполнение своих прав и обязанностей.
Недостаточная полнота представлений о людях разных национальностей. Недостаточная эмоциональность при рассказах о людях разных национальностей. Относятся положительно, но дружить не хотят.
Низкий уровень.
Затрудняются с ответом на вопрос, что такое Родина, гражданин. Эмоциональная бедность рассказов о Родине. Отсутствие заботы о природе, памятниках культуры, не способны оценить поступки других людей.
Не имеют представлений о правах и обязанностях. Не испытывают позитивных эмоций при выполнении своих обязанностей. Эмоциональная бедность объяснений окружающим людям их прав. Не выполняют свои права и обязанности, не способны оценить поступки других людей.
Не знают, что есть люди других национальностей. Эмоциональная бедность рассказов о людях разных национальностей. Плохо относятся к людям других национальностей.
Методика № 1. Беседа.
Автор: Е.А. Казаева
Цель: выявить полноту представлений о гражданственности и эмоциональные проявления у детей экспериментальной группы.
Условия проведения: индивидуально с каждым ребенком в свободное время.
Методика проведения: педагог заранее подготовил вопросы для беседы и при ее проведении следил не только за правильностью и полнотой ответов, но и за эмоциональной реакцией ребенка.
Примерные вопросы беседы с детьми.
1. Что такое Родина?
2. Как называется страна, город, где ты живешь?
3. Как называется столица нашей страны, главный город нашей страны?
4. За что ты любишь свой город?
5. Твой город – это Родина?
6. Кто в нем живет?
7. Ты слышал(а) такое слово – гражданин?
8. Кто такой гражданин?
9. Считаешь ли ты себя гражданином?
10. Должен ли гражданин иметь права и обязанности?
11. Какие права ты знаешь?
12. Знаешь ли ты свои права?
13. Рассказывал ли тебе кто-нибудь о твоих правах?
14. Какие обязанности ты знаешь?
15. Выполняешь ли ты свои обязанности? Какие?
16. Рассказывали ли тебе о твоих обязанностях? Кто?
17. Какие народы живут в нашей стране?
18. Как должны они относиться друг к другу?
19. Могут ли они вместе работать, отдыхать?
Анализ проведения:
Ответы детей характеризовались в зависимости от:
правильности, точности, полноты;
неточности;
неправильности или отсутствия ответа: типа «Я забыл», «Не знаю», «Не помню».
ФИ ребенка | Выявляемые критерии | |
Полнота представлений о гражданственности | Сформированность эмоциональных проявлений гражданственности | |
Диана В. | Ответила на 18 вопросов, правильные ответы получены только на 15 вопросов. Ответы не полные, односложные и чаще всего не точные. Это говорит об отсутствии представлений о гражданственности. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Денис Ш. | Ответил на 18 вопросов. Правильные ответы получены на 15 вопросов. Дошкольник путает понятия город и Родина, не знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. Все это говорит о низком уровне представлений о гражданственности. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Сергей Б. | Ответил на 5 вопросов. Правильно назвал только столицу нашей родины. Мальчик не имеет представлений о гражданственности и не может сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил отрицательный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Ярослав С. | Ответил на 10 вопросов. Правильные ответы получены только на два вопроса. Мальчик не знает что такое права, ему никто не рассказывал, о том какие у него есть права и обязанности, какие люди населяют Россию. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Таня Ш. | Ответила на 18 вопросов. Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания девочки носили отрывочный и неточный характер. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Настя К. | Ответила на 5 вопросов. Правильно назвала только столицу нашей родины. Девочка не имеет представлений о гражданственности и не может сориентироваться в основных элементарных понятиях право, гражданин, обязанности и т.т. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил отрицательный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Ромазан Ш. | Ответил на 18 вопросов. Анализируя ответы можно сказать, что представления о гражданственности сформированы не достаточно так, как высказывания мальчика носили отрывочный и неточный характер. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил положительный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Денис Б. | Ответил на 6 вопросов. Дошкольник путает понятия город и Родина, не знает, что такое права и какие народы живут в нашей стране. Все это говорит о низком уровне представлений о гражданственности. | При проведении беседы эмоциональный фон разговора носил нейтрально-безразличный характер по отношению в рассматриваемой теме. |
Качественный анализ: анализ проведения диагностической методики показал, что дошкольники экспериментальной группы имеют низкие представления о гражданственности и не могут определить и дать характеристику многим понятиям. Дети затрудняются в определении своих прав и обязанностей, путаются в понятиях «Родина», «город», «гражданин». Эмоциональные проявления гражданственности можно характеризовать как нейтрально-безразличные в связи с отсутствием знаний дошкольников.
Методика №2. Моделирование проблемных ситуаций.
Автор: Е.А. Казаева
Цель: выявить активную гражданскую позицию в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях.
Условия проведения: индивидуально с каждым ребенком в свободное время.
Методика проведения: педагог предлагает детям специально смоделированные проблемные ситуации.
- Как бы ты поступил, если бы увидел, что в вашем дворе кто-то разбросал бумагу, сломал деревце?
- Что бы ты сделал, если бы придя, домой из школы, увидел, что мама устала и отдыхает?
- Как бы ты поступил, если бы увидел, что кто-то рисует на стене в подъезде, на стене дома?
- «Мне рассказали недавно такую историю, которая произошла в другом детском саду, и даже в другом городе, но с такими же ребятами, как и вы. Они тоже ходили в детский сад. И вот, однажды, к ним в группу пришел новенький. Это был узкоглазый мальчик Ренат, который приехал со своими родителями из Якутии, с холодного севера. Как и всех детей, мама привела его в детский сад. Встретили в группе Рената тепло, по-дружески. Дети наперебой знакомились с ним, расспрашивали. Им было весело вместе. Все было бы хорошо, но только один мальчик Саша никак не хотел знакомиться с Ренатом: «Я не буду с ним знакомиться и играть тоже не хочу! Он узкоглазый! Пусть он едет к себе и играет с такими же детьми как он!» Как вы думаете, ребята, прав ли Саша? Как бы вы поступили в такой ситуации?
ФИ ребенка | Выявляемый критерий: активная гражданская позиция в решении проблемных ситуаций на вербальном и реальном уровнях | |||
Сит. 1 | Сит. 2 | Сит. 3 | Сит. 4 | |
Диана В. | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию | Не правильно решила ситуацию | В решении ситуации показала активную позицию |
Денис Ш. | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал пассивную позицию | В решении ситуации показал активную позицию |
Сергей Б. | В решении ситуации показал пассивную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию |
Ярослав С. | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал активную позицию |
Таня Ш. | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию |
Настя К. | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию | В решении ситуации показала активную позицию |
Ромазан Ш. | В решении ситуации показал пассивную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | В решении ситуации показал пассивную позицию | В решении ситуации показал активную позицию |
Денис Б. | В решении ситуации показал пассивную позицию | В решении ситуации показал активную позицию | Не смогла ответить на вопрос | В решении ситуации показал активную позицию |
Информация о работе Формирование гражданственности у детей старшего дошкольного возраста