Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. На основании литературных источников теоретически обосновать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Содержание

Введение
Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников
1. Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
2. Особенности формирования фонематической стороны речи в онтогенезе
3. Особенности речевого развития детей с дислалией.
Глава II. Определение уровня сформированности фонематических восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Принципы и приемы, используемые при обследовании состояния фонематического восприятия у детей.
2.2. Описание основных методик, применяемых при обследовании фонематического восприятия.
Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
3.1. Организация работы по формированию фонематического восприятия
3.2. Современные авторские методики по формированию фонематического восприятия для детей с дислалией.
3.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 88.04 Кб (Скачать)

 

Дифференциация по высоте:

 

Игра «Угадай, кто сказал».

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».

Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется  нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.

 

Игра «В больнице»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.

Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.

Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет ребенку, что  эти люди в больнице ждут, когда  их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.

Логопед предлагает внимательно послушать  и определить, кто вздохнул.

 

Игра «Медведица и медвежонок»

Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.

Оборудование: две игрушки –  большой и маленький медведи, ширма.

Описание игры: логопед говорит  ребенку, что к нему пришли гости  и показывает игрушки. Затем читает рифмовку:

Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.

(произносит звук низким голосом)

Пыхтит, как пышка, и маленький  мишка: ы-ы-ы.

(произносит звук высоким голосом)

Логопед убирает игрушки за ширму  и просит ребенка догадаться, кто  его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...

 

В) Развитие речевого внимания:

 

Игра «Будь внимателен»

Цель: развитие речевого внимания.

Логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок  должен обратить внимание на ошибки и  исправить их.

Это задание можно предложить в  основной части индивидуального  занятия на тему «Слова-действия».

 

Игра «Слушай и выполняй»

Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.

Логопед называет действия, которые  должен выполнить ребёнок. Малыш  выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).

Это задание можно предложить во время динамической паузы на индивидуальном занятии на тему «Слова-действия».

 

Игра «Кто внимательнее?»

Цель: развитие устойчивого речевого внимания.

Ход: логопед называет действия, которые  должны выполнить дети. Одновременно логопед выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь. Дети должны быть заранее предупреждены о  том, что иногда логопед будет  выполнять действия неправильно, и  о том, что они должны ориентироваться  только на речь логопеда.

Эту игру можно предложить во время  динамической паузы на фронтальном  или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».

 

II. Основной этап работы

 

Цель: развитие фонематического восприятия.  

 

Дифференциация слов, близких по звучанию:

 

  1. Игра «Игрушка ошибается»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: любимая игрушка  ребёнка.

Описание игры: логопед объясняет  ребенку, что его любимая игрушка  слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить  их. Игрушка плохо слышит, поэтому  просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать  ребёнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или  называет другое слово. Ребёнок более  внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.

 

  1. Игра «Внимательные ушки».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: предметная картинка с  изображением вагона.

Описание игры: логопед просит детей  поднять руку, если он произнесет слово  неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...

 

  1. Игра «Запомни слова».

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.

Оборудование: картинки, названия которых  близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).

Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок  должен выставить названные картинки в заданной последовательности.

Дифференциация слогов:

 

  1. Игра «Эхо»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких  по звуковому составу.

Оборудование: ширма.

Описание игры: логопед предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я  буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Логопед четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок  повторяет.

 

  1. Игра «Бабочка»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.

Описание игры: логопед предлагает детям «превратить руки в бабочек» (скрестить кисти рук в запястьях, прижать ладони тыльными сторонами  друг к другу, выпрямив пальцы –  бабочка сложила крылья, взмах  крыльев осуществляется только легким, но резким движением в запястьях). Бабочка летит, пока логопед произносит слоги («песенки»), но замирает, когда  логопед произносит слог «ай»: ам, ом, ай, ап, оп, ох, ах, ай, ам, ах, ух, ай...

 

  1. Игра «Телефон»

Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.

Описание игры: логопед говорит  на ухо ребенку слог, ребенок повторяет  вслух. Логопед называет тот же или  оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед. Глухие и звонкие согласные в этой игре не дифференцируются.

 

Дифференциация фонем:

(различение изолированных звуков, связанных с конкретными образами)

 

  1. Игра «Медведица и медвежонок»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: ширма, игрушки (большой  и маленький медведи).

Ход: логопед говорит ребенку, что  к нему пришли гости. Из-за ширмы  появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом  они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед  за ширмой произносит звуки «и», «ы».)

 

  1. Игра «Охотники»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они  спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав  нужный звук в ряду других звуков.

 

  1. Игра «Песни леса»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, экранчик.

Описание игры: логопед предлагает ребенку отправиться в путешествие  по лесу. Ребенок называет известных  ему животных и птиц. Логопед предлагает ребенку внимательно слушать  песни лесных жителей и спрятаться, услышав песню волка «у-у-у». Ребенок  «гуляет», а логопед произносит гласные  звуки, закрыв рот экраном. Услышав  звук «у», ребенок прячется.

 

Игры со звуковыми  символами:

 

Для этих игр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10*10 см. Символы  рисуются красным фломастером. Звук «а» обозначается большим полым  кругом, звук «у» – маленьким  полым кругом, звук «о» – полым  овалом , звук «ы» - широким красным  прямоугольником и звук «и» –  узким красным прямоугольником. Дети предварительно знакомятся с каждым звуком и его обозначением.

 

Список игр:

 

  1. Игра «Кто внимательный?».

Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.

Оборудование: один символ звука или  несколько.

Описание игры: логопед называет гласные звуки. Ребёнок должен поднять  соответствующие символы. На начальном  этапе игра может проводиться  с одним символом, затем с двумя  и более.

 

  1. Игра «Телевизор».

Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.

Оборудование: символы звуков, плоский  картонный экран телевизора, с  вырезанным окошком.

Описание игры: логопед произносит гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующие  символы. Затем кто-то из детей может  «поработать диктором».

 

  1. Игра «Лошадка»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Описание игры: логопед учит ребенка  показывать лошадку (повернуть руку ладонью к себе, большой палец  поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива).Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может  потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот). Затем  предлагает поиграть: «Когда услышишь изучаемый звук, лошадка будет  открывать и закрывать рот».

 

В целом, реализация данных направлений  должна идти на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, проводимых в соответствии с календарным  планом логопедической работы в виде различных игровых заданий, органично  входящих в этапы занятий. Работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном этапе  и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков).

 

Заключение  

 

 

Нарушение произношения звуков неразрывно связано с недоразвитием  у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового  анализа и синтеза, усвоение грамоты.

Проведенное исследование и анализ литературных источников позволяет сделать выводы:

  1. Недостаточное различение фонем на слух и в произношении, несформированность фонематических представлений снижает у детей готовность к звуковому анализу.
  2. Дети с дислалией нуждаются в целенаправленной коррекционно-развивающей работе по развитию фонематического восприятия.
  3. Эффективная коррекционная работа невозможна без тщательного обследования фонематического слуха, выявления особенностей фонематического восприятия.
  4. Педагогическая работа по развитию фонематического восприятия детей будет успешной при объединении усилий воспитателей и родителей. А так же при условии развития слухового внимания и слуховой памяти, формирования навыков узнавания неречевых звуков, различения высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз, различения слов, близких по своему звуковому составу. дифференциации слогов. дифференциации фонем. навыков элементарного звукового анализа.

Таким образом, цели исследования были достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

    1. Буслаева Е.Н. Состояние фонематического слуха у учащихся младших классов с нарушением интеллекта // Дефектология, 2002,№2-с.17.
    2. Волкова Л. С. Логопедия. Методическое наследие. В 5 кн. Кн. 5: Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. Владос, 2004.
    3. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб.: Изд. РГПУ, 2008.
    4. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов у детей с нарушениями речи // Современные тенденции специальной педагогики и психологии: Научные труды Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции специальной педагогики и психологии» - Самара, СГПУ, 2003 – с.70-83.
    5. Гриншпун Б.М. Дислалия. // Хрестоматия по логопедии –т.1.- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997.-с.108-120.
    6. Дьякова Н.И.Диагностика и коррекция фонематического восприятия у дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2010. — 64 с.
    7. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. - М., 1985.- 367с
    8. Казанская В.Л., Шматко Н.Д. Дидактические игры и упражнения по развитию слухового восприятия // Дефектология, 2002, №6- с.67.
    9. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. - М., 1985. - 195с
    10. Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. М.: 2002.
    11. Коменский Я.А. Материнская школа // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1999 – с.56.
    12. Коноваленко В.В. Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН – в 3 ч. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
    13. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжёлые нарушения речи. – СПб, 2002 –368с.
    14. Лалаева Р.И. Формирование правильной речи у дошкольников. Ростов-на- Дону: Феникс. 2005г, 224с
    15. Логопедия / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред. Л.С. Волковой.- В 2-х книгах. Книга 2. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
    16. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общей ред. Проф. Г.В.Чиркиной – М.: АРКТИ, 2003-240 с.
    17. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р. Е. Левиной М.: «Просвещение» 1967.
    18. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.
    19. Ткаченко Т.А. Альбом индивидуального обследования дошкольника. – М.: ГНОМ и Д, 2001.
    20. Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000
    21. Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А Чевелева, Г. В. Чиркина. - М.: Просвещение,1989.
    22. Филичева Т.Б., Чевелева Н.А. Дислалия у детей // Хрестоматия по логопедии, т. 1,- М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.- с.102-108.
    23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М: МГОПИ, 1993. – 72 с.
    24. Фомичева М.Ф. воспитание у детей правильного произношения. Москва-Воронеж, 1997г. - 304с
    25. Хватцев М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.331.
    26. Чевелева Н.А. Приемы развития фонематического восприятия у дошкольников с нарушениями речи\\ Дефектология 1986 № 3 с 57-61
    27. Чиркина Г.В. Основы коррекционного обучения // Хрестоматия по логопедии. Т.1,-М.: ГИЦ ВЛАДОС, 1997г.-с.68-76.
    28. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 1999 – с.312.
    29. Эльконин Д. Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М.: 1969.

Информация о работе Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией