Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа
Цель исследования. На основании литературных источников теоретически обосновать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Введение
Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников
1. Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
2. Особенности формирования фонематической стороны речи в онтогенезе
3. Особенности речевого развития детей с дислалией.
Глава II. Определение уровня сформированности фонематических восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Принципы и приемы, используемые при обследовании состояния фонематического восприятия у детей.
2.2. Описание основных методик, применяемых при обследовании фонематического восприятия.
Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
3.1. Организация работы по формированию фонематического восприятия
3.2. Современные авторские методики по формированию фонематического восприятия для детей с дислалией.
3.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Заключение
Список используемой литературы
Дифференциация по высоте:
Игра «Угадай, кто сказал».
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация фраз по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением персонажей из сказки «Три медведя».
Описание игры: детей предварительно знакомят со сказкой. Логопед произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая персонажам. Дети определяют, кто так говорит. Рекомендуется нарушать последовательность персонажей, указанную в сказке.
Игра «В больнице»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звукоподражаний по высоте голоса.
Оборудование: картинки с изображением грустных мужчины и мальчика.
Описание игры: логопед показывает картинки и объясняет ребенку, что эти люди в больнице ждут, когда их примет врач. Мужчина вздыхает грубым голосом: ох, ох (логопед показывает), а мальчик тоненьким голоском: ох, ох.
Логопед предлагает внимательно послушать и определить, кто вздохнул.
Игра «Медведица и медвежонок»
Цель: развитие речевого слуха, дифференциация звуков по высоте голоса.
Оборудование: две игрушки – большой и маленький медведи, ширма.
Описание игры: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости и показывает игрушки. Затем читает рифмовку:
Пыхтит, как пышка, мамочка-мишка: Ы-Ы-Ы.
(произносит звук низким
Пыхтит, как пышка, и маленький мишка: ы-ы-ы.
(произносит звук высоким
Логопед убирает игрушки за ширму и просит ребенка догадаться, кто его зовет: Ы-Ы-Ы, ы-ы-ы, Ы-Ы-Ы...
В) Развитие речевого внимания:
Игра «Будь внимателен»
Цель: развитие речевого внимания.
Логопед выполняет действия с предметами, сопровождая их речью. Иногда действия логопеда и утверждения о том, что он делает, не совпадают. Ребёнок должен обратить внимание на ошибки и исправить их.
Это задание можно предложить в основной части индивидуального занятия на тему «Слова-действия».
Игра «Слушай и выполняй»
Цель: развитие речевого внимания, развитие речевой памяти.
Логопед называет действия, которые должен выполнить ребёнок. Малыш выполняет их. (В зависимости от уровня развития ребенка от 2 до 4-5 инструкций).
Это задание можно предложить во время динамической паузы на индивидуальном занятии на тему «Слова-действия».
Игра «Кто внимательнее?»
Цель: развитие устойчивого речевого внимания.
Ход: логопед называет действия, которые должны выполнить дети. Одновременно логопед выполняет те же действия, иногда намеренно ошибаясь. Дети должны быть заранее предупреждены о том, что иногда логопед будет выполнять действия неправильно, и о том, что они должны ориентироваться только на речь логопеда.
Эту игру можно предложить во время динамической паузы на фронтальном или индивидуальном занятии, например, при изучении темы «Слова-действия».
II. Основной этап работы
Цель: развитие фонематического восприятия.
Дифференциация слов, близких по звучанию:
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: любимая игрушка ребёнка.
Описание игры: логопед объясняет ребенку, что его любимая игрушка слышала, что он знает много слов. Она просит научить его произносить их. Игрушка плохо слышит, поэтому просит произносить слова внятно и громко. Она старается подражать ребёнку в произношении слов, но иногда заменяет один звук другим или называет другое слово. Ребёнок более внимательно прислушивается к словам, исправляет ошибки.
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: предметная картинка с изображением вагона.
Описание игры: логопед просит детей поднять руку, если он произнесет слово неправильно, если правильно – хлопнуть в ладоши. Логопед произносит: вагон, флакон, загон, вагон, фагон...
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слов, близких по звучанию.
Оборудование: картинки, названия которых близки по звучанию (рак, мак, дом, дым, ком, кот, сок).
Описание игры: логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить названные картинки в заданной последовательности.
Дифференциация слогов:
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация звукосочетаний, близких по звуковому составу.
Оборудование: ширма.
Описание игры: логопед предлагает ребенку: «Я буду произносить звуки, а ты повторяй их, как эхо. Если я буду произносить громко, то ты тоже повторяй громко, если тихо – ты тоже тихо». Логопед четко произносит за ширмой: ау, уа, ио, ои, уи, иу . Ребенок повторяет.
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов, близких по звуковому составу.
Описание игры: логопед предлагает
детям «превратить руки в бабочек»
(скрестить кисти рук в
Цель: развитие фонематического восприятия, дифференциация слогов с оппозиционными согласными.
Описание игры: логопед говорит на ухо ребенку слог, ребенок повторяет вслух. Логопед называет тот же или оппозиционный слог. Дети должны определить, правильно ли повторил логопед. Глухие и звонкие согласные в этой игре не дифференцируются.
Дифференциация фонем:
(различение изолированных
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: ширма, игрушки (большой и маленький медведи).
Ход: логопед говорит ребенку, что к нему пришли гости. Из-за ширмы появляется медведица и здоровается: «Ы-Ы-Ы», потом медвежонок: «И-И-И». Потом они уходят за ширму. Ребенок должен догадаться, кто его зовет. (Логопед за ширмой произносит звуки «и», «ы».)
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед предлагает детям научиться ловить звуки. Просит детей сделать вид, что они спят (чтобы «не вспугнуть звук»): положить голову на руки, закрыть глаза. «Проснуться» (сесть прямо), услышав нужный звук в ряду других звуков.
Цель: развитие фонематического восприятия.
Оборудование: картинка с изображением зимнего леса, экранчик.
Описание игры: логопед предлагает
ребенку отправиться в
Игры со звуковыми символами:
Для этих игр необходимо изготовить звуковые символы на карточках из картона размером примерно 10*10 см. Символы рисуются красным фломастером. Звук «а» обозначается большим полым кругом, звук «у» – маленьким полым кругом, звук «о» – полым овалом , звук «ы» - широким красным прямоугольником и звук «и» – узким красным прямоугольником. Дети предварительно знакомятся с каждым звуком и его обозначением.
Список игр:
Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.
Оборудование: один символ звука или несколько.
Описание игры: логопед называет гласные звуки. Ребёнок должен поднять соответствующие символы. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более.
Цель: развитие фонематического восприятия, формирование фонематических представлений.
Оборудование: символы звуков, плоский картонный экран телевизора, с вырезанным окошком.
Описание игры: логопед произносит гласные звуки в окошечке телевизора, а дети поднимают соответствующие символы. Затем кто-то из детей может «поработать диктором».
Цель: развитие фонематического восприятия.
Описание игры: логопед учит ребенка показывать лошадку (повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива).Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот). Затем предлагает поиграть: «Когда услышишь изучаемый звук, лошадка будет открывать и закрывать рот».
В целом, реализация данных направлений должна идти на фронтальных и индивидуальных логопедических занятиях, проводимых в соответствии с календарным планом логопедической работы в виде различных игровых заданий, органично входящих в этапы занятий. Работа по формированию фонематического восприятия начинается на подготовительном этапе и продолжается на этапе формирования первичных произносительных умений и навыков (в процессе постановки, автоматизации и дифференциации звуков).
Заключение
Нарушение произношения звуков
неразрывно связано с недоразвитием
у детей фонематического
Проведенное исследование и анализ литературных источников позволяет сделать выводы:
Таким образом, цели исследования были достигнуты, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Библиографический список