Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. На основании литературных источников теоретически обосновать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Содержание

Введение
Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников
1. Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
2. Особенности формирования фонематической стороны речи в онтогенезе
3. Особенности речевого развития детей с дислалией.
Глава II. Определение уровня сформированности фонематических восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Принципы и приемы, используемые при обследовании состояния фонематического восприятия у детей.
2.2. Описание основных методик, применяемых при обследовании фонематического восприятия.
Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
3.1. Организация работы по формированию фонематического восприятия
3.2. Современные авторские методики по формированию фонематического восприятия для детей с дислалией.
3.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 88.04 Кб (Скачать)

 Она удобна для:

- диагностики;

- уточнения структуры речевого  дефекта и оценки степени выраженности  нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);

- построения системы индивидуальной  коррекционной работы;

- комплектования групп на основе  общности структуры нарушений  речи;

    -отслеживания динамики  речевого развития ребёнка и  оценки эффективности коррекционного  воздействия.

 

Структура методики: экспресс-вариант состоит из четырёх серий.

Серия I – исследование сенсомоторного уровня речи:

Проверка фонематического восприятия - 5;

Исследование состояния артикуляционной  моторики - 5;

Звукопроизношение - с максимальным балом – 15;

Проверка сформированности звукослоговой  структуры слова –5;

За всю серию наивысшая оценка – 30 баллов.

Серия II – исследование грамматического строя речи: пять видов задания. В заданиях оставлено по пять проб, пятое задание использовать целиком. Максимальное число баллов – 30.

Серия III – исследование словаря и навыков словообразования: название детёнышей животных. Образование относительных, качественных и притяжательных прилагательных. Максимальное число баллов – 30.

Серия IV – исследование связной речи: рассказ по серии сюжетных картинок и пересказ. Максимальное число баллов – 30.

Все задания объединены в четыре серии с одинаковыми максимальными  оценками в 30 баллов. Наибольшее количество баллов за всю методику равно 120. Приняв эту цифру за 100 %, можно высчитать  процентное выражение успешности выполнения речевых проб. Полученное значение можно также соотнести с одним  из четырёх уровней успешности.

VI уровень – 100-80%;

III уровень – 79,9-65%;

II уровень – 64,9-45%;

I уровень – 44,95% и ниже.

Высчитав процентное выражение  успешности каждой серии, вычерчивается  индивидуальный речевой профиль: фонематическое восприятие; артикуляционная моторика; звукопроизношение; звуко-слоговая структура  слова; грамматический строй речи; словообразование; связная речь.

б) Методические разработки обследования фонематического восприятия Волковой Л.С.,  Голубевой Г.Г.,  Коноваленко В.В.,  Коноваленко  В.С.

1 задание. Обследование  восприятия и дифференциации  изолированных звуков.

Инструкция: Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к)подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных  звуков: Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф

Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

2 задание. Обследование  восприятия и дифференциации  звуков в слогах.

Ребенку предлагается прослушать и  повторить за логопедом серии  из двух - трех слогов.

Обследование проводится на материале  серий из двух - трех слогов типа согласный  гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих: акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно  близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, Зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся Ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы Го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до Фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла Ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха

3 задание. Обследование  дифференциации слов квазимонимов

Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.

Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале  слов квазимонимов которые содержат: артикуляторно далекие, но акустически  близкие звуки ( крыша - крыса), артикуляторно  близкие, но акустически далекие  звуки (лак-рак), артикуляторно и  акустически близкие звуки (лиса - лица): крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка -кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава- дрова, бочка- почка, башня- пашня, корка - горка, тапки - тяпки, лук - люк, круг - крюк.

4 задание. Обследование  дифференциации и восприятия  звуков в словах.

Инструкция: перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те в которых ты слышишь звук с (ш,ч,б). Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

Материалом обследования служат разнообразные  картинки с изображениями предметов: собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.

5 задание. Обследование  способности к элементарному  звуковому анализу.

Инструкция: сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук ( д, ж, и т.д) - предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и конце слова.

Для прослушивания предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце  слова. С искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова в  которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного  ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

6 задание. Обследование  дифференциации правильного и  дефектно произнесенного звука.

Инструкция: давай поиграем в «телефон» я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.

Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т.д) с дефектно произносимыми  или заменяемыми звуками имитируя а)произношение ребенка, б) дефекты  которых нет в речи ребенка, в) правильное произношение.

в) Методические рекомендации по диагностике фонематического  восприятия у старших дошкольников (Дьякова Н.И.)

Оценка способности различать  особенности и порядок звуков в слове проводится на лексическом материале или при сравнении отдельных звуков, слогов, слов, фраз:

- дифференциация слов, различающихся  одной из парных согласных 

па — ба; са — за; то — до;

- дифференциация изолированных  пар согласных п — б; ж — ш; с —з; к — г;

- дифференциация слов  — квазиомонимов (различающихся  одной фонемой) бочка — почка; коза — коса; крыша — крыса;

- деформированные фразы  (услышать, найти и исправить ошибку).

Хозяйка сварила зуб.

На лугу паслась коса.

У девочки болел суп.

У девочки длинная коза.

 

Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

 

3.1. Организация работы по формированию фонематического восприятия 

 

Программа занятий по формированию фонематического восприятия должна быть построена с учетом следующих  дидактических принципов:

 

      1. Принцип комплексного лечебно-педагогического подхода к преодолению речевых нарушений, отражает необходимость всестороннего и общего воздействия на психофизическое состояние ребенка разными специалистами (логопедами, врачами, психологами, педагогами, воспитателями) и семьи, разными средствами и в разных условиях.
      2. Принцип системности опирается на представление о речи, как о сложной функциональной системе, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии. В связи с этим необходимо подбирать лингвистический материал таким образом, чтобы способствовать формированию у детей лексических, морфологических и синтаксических обобщений.
      3. Принцип максимальной опоры на различные анализаторы: формирование высших психических функций – сложного процесса организации функциональных систем – кинестетической, зрительной, двигательной
      4. Принцип опоры на сохранные функции или принцип обходного пути предполагает формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена и использование всех доступных анализаторов. Поэтому необходимо использовать зрительный, кинестетический, слуховой контроль на начальных этапах работы.
      5. Принцип поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину) предполагает поэтапное преобразование внешних материальных действий во внутренние, умственные действия. Они претерпевают постепенное обобщение, сокращение и свертывание.
      6. Принцип учета зоны ближайшего развития (по Л.С.Выготскому), т.е. учета того уровня, на котором выполнение задания возможно с дозированной помощью со стороны взрослого. Необходимо выявлять имеющийся, актуальный уровень развития фонематического восприятия у каждого ребенка и строить работу с учетом потенциального уровня развития, к которому следует стремиться.
      7. Принцип усложнения материала – постепенное включение трудностей в коррекционную работу.

 

К специфическим принципам формирования фонематического восприятия относятся:

 

  1. Онтогенетический принцип предполагает разработку методики коррекционно-логопедического воздействия с учетом последовательности появления форм и функций речи, а также видов деятельности ребенка в онтогенезе. Формирование фонематического восприятия должно опираться на предшествующие его появлению в онтогенезе процессы. Последовательность выработки фонематических противопоставлений определяется закономерностью их появления в процессе онтогенеза.
  2. Патогенетический принцип предполагает учет механизма нарушения. основным механизмом нарушения фонематической стороны языка является несформированность фонематических противопоставлений. Основным содержанием коррекционно-логопедической работы является преодоление данного механизма, формирование у ребенка полноценных фонематических противопоставлений

 

Занятия проводятся индивидуально  и (или) малыми группами (2-3 ребенка) ежедневно. Продолжительность занятий зависит  от состояния ребенка и его  готовности сотрудничать (от 10 до 20 мин.) В каждое занятие включается широкий  диапазон упражнений и игр, направленных на формирование предпосылок фонематического  восприятия. Упражнение должно закончится прежде, чем успеет надоесть ребенку. Своевременно переключать на другую деятельность можно с помощью  голосовых реакций, логических пауз и ударений, интонационных конструкций. Посторонние раздражители на занятии  должны быть сведены к минимуму.

 

Каждое занятие состоит из трех частей:

    1. Вводно-мотивационная (1-3 мин.) – включает в себя ритуал приветствия, установление и поддержание эмоционально-положительного контакта «взрослый-ребенок». Инициатива приветствия должна принадлежать взрослому. Такое планирование содержания вводной части содействует созданию установок на позитивную ориентацию на занятии и совместную деятельность.
    2. Операционно-исполнительная часть (10-15 мин.) – предусматривает реализацию установленного этапа программы обучения. Приемы работы определяются логопедом, воспитателем или же родителем.
    3. Оценочно-рефлексивная (2-5 мин.) – представляет собой подведение итогов, оценивание деятельности детей, рефлексирование происходящего на занятии.

 

3.2. Современные авторские методики по формированию фонематического восприятия для детей с дислалией.

 

В соответствии с программой, разработанной  Г.А. Каше [9], логопедическая работа включает развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза, формирование произносительных навыков. Большое внимание уделяется также и дифференциации звуков.

Сложное взаимодействие функций, участвующих  в формировании фонематических представлений, требует расчленённого поэтапного формирования как полноценного артикулирования  звуков, так и их восприятия. В  первую очередь у детей уточняется артикуляционная основа для дальнейшего  развития фонематического восприятия и звукового анализа.

Фронтальные занятия по уточнению  артикуляции, по развитию фонематического  восприятия и по подготовке детей  к анализу и синтезу звукового  состава слова обязательно проводятся на звуках, правильно произносимых всеми детьми. Затем в определённой последовательности включаются поставленные к этому времени звуки. Дифференциации звуков на всех этапах уделяется большое  внимание. Каждый звук, после того как  достигнуто его правильное произношение, сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками (первый этап дифференциации). Позднее, после усвоения артикуляции второго  из пары взаимозаменяющихся в речи звуков, дифференциация производится не только на слух, но и в произношении (второй этап дифференциации). На основании  уточнённых произносительных навыков  осуществляются наиболее простые формы  фонематического восприятия, т.е. умение услышать заданный звук (в ряду других звуков); определить наличие данного  звука в слове. С самого начала обучения осуществляется опора на осознанный анализ и синтез звукового состава  слова. Умение выделять звуки из состава  слова играет большую роль при  восполнении пробелов фонематического  развития. Упражнения в звуковом анализе  и синтезе, опирающиеся на чёткие кинестетические ощущения, способствуют осознанному звучанию речи, что является базой для подготовки к обучению грамоте. С другой стороны, навыки звуко-буквенного анализа, сравнение, сопоставление  сходных и различных признаков  звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу способствуют закреплению  навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.

В системе обучения предусмотрено  определённое соответствие между изучаемыми звуками и теми или иными формами  анализа. В определённой последовательности проводятся упражнения, подготавливающие детей к обучению грамоте –  вначале это выделение из слов отдельных звуков, затем анализ и  синтез простейших односложных слов. И лишь позднее дети овладевают навыком звуко-слогового анализа и синтеза двух-трёхсложных слов. Навыки речезвукового анализа и синтеза углубляются и совершенствуются в процессе дальнейшего изучения звуков и обучения грамоте.

Информация о работе Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией