Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. На основании литературных источников теоретически обосновать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Содержание

Введение
Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников
1. Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
2. Особенности формирования фонематической стороны речи в онтогенезе
3. Особенности речевого развития детей с дислалией.
Глава II. Определение уровня сформированности фонематических восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Принципы и приемы, используемые при обследовании состояния фонематического восприятия у детей.
2.2. Описание основных методик, применяемых при обследовании фонематического восприятия.
Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
3.1. Организация работы по формированию фонематического восприятия
3.2. Современные авторские методики по формированию фонематического восприятия для детей с дислалией.
3.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 88.04 Кб (Скачать)

 

Предусмотрена следующая последовательность:

Работа начинается с уточнения  артикуляции звуков [у], [а], [и]. Эти  же звуки используются для наиболее лёгкой формы анализа – выделения  первого гласного звука из начала слов. Детям даётся первое представление  о том, что звуки могут быть расположены в определённой последовательности. Чётко артикулируя, они произносят указанные звуки, например, [а], [у] или [и], [у], [а], а затем определяют количество их и последовательность.

Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут, ок. Дети учатся выделять последний согласный  из конца слова (кот, мак).

Затем они приступают к выделению  начальных согласных и ударных  гласных из положения после согласных (дом, танк).

После указанных упражнений дети легко  овладевают анализом и синтезом прямого  слога типа «са».

Далее основной единицей изучения становится не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используются схема, в которой  длинной чертой или полоской бумаги обозначаются слова, короткими –  слоги. Составляются из полосок (или  записываются) схемы односложных, двухсложных  и трёхсложных слов. Проводятся разнообразные  упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги.

Затем дети овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трёхзвуковых (типа «мак») и двусложных (типа «зубы») слов, составляющих соответствующие схемы, в которых обозначаются не только слова и слоги, но и звуки. Постепенно осуществляется переход к полному анализу и синтезу слов без помощи схемы.

Дальнейшее усложнение материала  предусматривает анализ слов со стечением  согласных в составе слога (стол, шкаф); двухсложных с одним закрытым слогом (кошка, гамак, клубок), некоторых  трёхсложных (канава), произношение которых  не расходится с написанием. Вводятся упражнения в преобразовании слов путём  замены отдельных звуков (лук –  сук, мак – рак).

За это же время практически  усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твёрдые, мягкие звуки.

Авторы  Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева [22] предлагают проводить работу по развитию фонематического восприятия с первых дней коррекционной работы в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. Начинается эта работа на материале неречевых звуков, постепенно вводятся звуки речи, правильно произносимые детьми и те, которые вновь ставятся (или исправляются и вводятся в самостоятельную речь ребенка). Кроме этого, с первых занятий параллельно проводится работа по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Такая двоякая направленность занятий позволяет добиться наиболее эффективных результатов в развитии фонематического восприятия.

Логопедическую работу по развитию у детей способности дифференцировать фонемы исследователи условно делят на шесть этапов: 1) Узнавание неречевых звуков. 2) Различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса. 3) Различение слов, близких по звуковому составу. 4) Дифференциация слогов. 5) Дифференциация фонем. 6) Развитие навыков элементарного звукового анализа.

Б.М. Гриншпун [5] предлагает строить работу по формированию восприятия звуков речи с учётом характера дефекта. В одних случаях работа направляется на формирование фонематического восприятия и на развитие слухового контроля. В других – в её задачу входит развитие фонематического восприятия и операций звукового анализа. В третьих – ограничивается формированием слухового контроля как осознанного действия.

При этом нужно учитывать следующие  положения:

1. Умение опознавать и различать  звуки как осознанные. Это требует  от ребёнка перестройки отношения  к собственной речи, направленности  его внимания на внешнюю, звуковую  сторону, которая  ранее им не осознавалась. Ребёнка нужно специально обучать операциям осознанного звукового анализа, не полагаясь на то, что он спонтанно им овладевает.

2. Исходными единицами речи должны  быть слова, так как звуки  – фонемы существуют лишь в  составе слова, из которого  путём специальной операции они  выделяются при анализе. Лишь  после того ими можно оперировать  как самостоятельными единицами  и проводить наблюдения за  ними в составе слоговых цепочек  и в изолированном произнесении.

3. Операции звукового анализа,  на основе которых формируются  умения и навыки осознанного  опознания и дифференциации фонем,  проводятся в начале работы  на материале с правильно произносимыми  ребёнком звуками. После того  как ребёнок научится узнавать  тот или иной звук в слове,  определять его место среди  других звуков, отличать один  от другого, можно перейти к  другим видам операций, опираясь  на умения, сложившиеся в процессе  работы над правильно произносимыми  звуками.

4. Работу по формированию восприятия  неправильно произносимых звуков  нужно проводить так, чтобы  собственное неправильное произношение  ребёнка не мешало ему. Для  этого в момент осуществления  операций звукового анализа нужно  ребёнка максимально ограничивать  или исключить собственное его  проговаривание, перенеся всю нагрузку  на слуховое восприятие материала.

5. Проговаривание ребёнка желательно  подключать на последующих занятиях, когда возникает необходимость  сравнения его собственного произношения  с нормированным.

 

Эффективная программа обучения, в  которой большое внимание уделяется  развитию фонематического слуха, разработана Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной [23]. В «Программе обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием» они предлагают задания, направленные на развитие фонематических процессов и подобранные с учётом возрастных особенностей детей. Программа создана для детей старшего дошкольного возраста. В ней работа по развитию произношения проводится одновременно с работой по развитию слухового восприятия. Процесс обучения делится на три периода. В течении первого периода обучения детей учат чётко, даже утрированно, воспроизводить гласные звуки, угадывать их по беззвучной артикуляции, слышать и выделять в ряду других звуков. Включаются упражнения по удержанию в памяти ряда, состоящего из 3-4-х гласных звуков. Учитывая возрастные особенности детей, все задания предлагаются в игровой форме. Отработка правильного произношения простых согласных звуков сочетается с выработкой умения слышать эти звуки в ряду других, выделять соответствующие слоги среди других слогов, а также определять наличие данного звука в слове. Сначала дети выделяют начальную позицию звука в слове, затем конечную. Много внимания уделяется запоминанию слоговых рядов, типа та – ат, пу- уп –пу и так далее. Эти слоги произносятся с разной интонацией, силой голоса, медленно и отрывисто, с выделением ударного слога. Упражнения на узнавание звука в слове, отбор картинок, придумывание слов с этим звуком осуществляется в процессе игр с использованием различного дидактического материала. Когда дети свободно определяют наличие звука в слове, переходят к определению его места в слове. Умение выделять гласные и согласные звуки позволяет перейти к анализу и синтезу обратных слогов (ат, ап, уп и т.д.).

Во втором периоде новым является усиление направленности на дифференциацию (на слух и в произношении) звуков по принципу твёрдости и мягкости, звонкости и глухости. продолжается работа по закреплению навыков звукового  анализа и синтеза. На материале  изучаемых звуков дети тренируются  в выделении согласного в слове, определении его позиции (начало, середина, конец слова), составлении  слогов типа ас-са, цу-цо и т.д. в это  же время учат определять гласный  в положении после согласного (мак, суп, кот) и т.д. в конце второго  периода обучения дети самостоятельно в устной форме анализируют слоги  типа са-со-су, соединяют отдельные  звуки (согласные и гласные) в  прямые слоги и преобразуют их (са-су, цу-цо и т.д.) в то же время  на практике усваиваются термины: слог, слово, гласные звуки, согласные  звуки (звонкие, глухие, мягкие, твёрдые), предложение.

В третьем периоде обучения на каждом логопедическом занятии даются упражнения на звуковой анализ и синтез. Основной единицей изучения является теперь не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Детей учат делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема, где длинной  полоской обозначено слово, короткими  – слоги. Выделяются гласные звуки  – красными кружочками, согласные  – синими. К концу третьего периода  дети самостоятельно проводят анализ и синтез односложных слов (рак, шум, лук), слогов со стечением согласных (сто, шко, сту) и слов типа: стол, стул, шкаф.

 

Методисты-практики в настоящее  время разрабатывают системы  обучения и методические пособия  по развитию фонематического восприятия у детей с ФФН.

Т.А. Ткаченко [20] предлагает целую систему работы по развитию фонематического восприятия. Она предлагает задания на узнавание неречевых звуков, развитие речевого внимания, речевого слуха, формирование элементарных навыков звукового анализа и синтеза. Дети учатся выделять в ряду названных слов похожие по звучанию слова и отличающиеся (по звучанию, по количеству слогов), рифмовать слова, подбирать пропущенные в стихотворении слова. Задания расположены в порядке возрастания трудности. К каждому последующему заданию следует переходить после освоения предыдущего. Автор предлагает методические рекомендации по организации продуктивного взаимодействия между логопедом, воспитателями и родителями воспитанников.

В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко [12] предлагают систему упражнений для развития фонематического восприятия на логопедических занятиях, занятиях по развитию речи, а также в процессе логопедизации всех режимных моментов в группе для детей с ФФН. Предлагаются задания по анализу звуковых рядов из двух, трёх гласных звуков. Затем дети учатся выделять глухой или сонорный согласный в обратных слогах, в словах. Работа по формированию навыков звукового анализа и синтеза строится от выделения ударных гласных к безударным. Предлагаются задания на воспроизведение слоговых рядов с одинаковым гласным или согласным звуком. На практическом уровне у детей формируются представления о гласных и согласных звуках, о звонких, глухих, твёрдых и мягких звуках, о слоге, слове, предложении.

Проблемой развития фонематического  восприятия у детей в настоящее  время занимаются Н.А. Лукина и И.И. Никкинен. Они выделяют три этапа  слухоречевого развития ребёнка:

Первый этап - это появление реакции  на неречевой звук (комплекс оживления): ребенок начинает повизгивать, шевелить ручками, ножками.

Второй этап - различение неречевых  звуков. Ребенок начинает различать  неречевые звуки по их основным характеристикам: по громкости (громкий - тихий); по продолжительности  звучания (долгий - короткий); по направлению  звука; по высоте (высокий - низкий); по ритму.

На третьем этапе ребенок  начинает различать отдельные речевые  звуки, звукоподражания по громкости, длительности звучания, высоте, твердости - мягкости, интонации, ритму, направлению  звука.

На последнем этапе ребенок  дифференцирует звуки, слоги, слова  и соотносит их с предметами.

В соответствии с этими этапами  развития построена система упражнений.

Обучение начинается с игр на угадывание неречевых звуков:

1. Восприятие слуховых сигналов, сопровождающихся показом картинок, игрушек, действий, связанных со  звуковым сигналом.

2. Дифференцирование по способу  воспроизведения: хлопки, притопы;  по темпу: быстрые - медленные  (постукивания, хлопки); по ритму  (идут, скачут, бегут); по силе звучания: громкие звуки (идет медведь), тихие (кошечка крадется).

Игры на воспитание речевого слуха  имеют цель научить различать  качества человеческого голоса: тембр, силу, интонацию, высоту.

Игры на развитие фонематического  восприятия учат: - различать слова, близкие по звуковому составу;  - различать звукоподражания и слоги; - различать звуковые фонемы, узнавать отдельные звуки в потоке звуков.

Содержательные и методические аспекты проблемы формирования фонематических процессов у дошкольников с нарушениями  речи рассматриваются А.М. Горчаковой [4]. Автор выделяет три этапа по формированию фонематических процессов в системе коррекционной работы:

Начальный этап - восприятие звуков. Цель: формирование фонематического восприятия и представлений.

Продвинутый этап коррекционной работы - восприятие и воспроизведение звуков. Цель: формирование звукопроизносительной  стороны речи в единстве процессов  восприятия и воспроизведения.

Заключительный этап коррекции - восприятие, воспроизведение звуков, с последующим  закреплением их в письменной форме  речи, в процессе чтения и письма. Цель: формирование звукобуквенных связей, предупреждение нарушений письменной речи.

Исследователь предлагает направления  коррекционно-логопедической работы:

1) Различение неречевых звуков:

– развитие слухового восприятия, внимания, памяти

– различение высоты, силы и тембра голоса

– восприятие темпа и ритма речи.

2) Различение речевых звуков:

– формирование фонематического восприятия

– различение слов, близких по звучанию

– различение слогов

– различение звуков

Информация о работе Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией