Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования. На основании литературных источников теоретически обосновать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

Содержание

Введение
Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников
1. Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
2. Особенности формирования фонематической стороны речи в онтогенезе
3. Особенности речевого развития детей с дислалией.
Глава II. Определение уровня сформированности фонематических восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Принципы и приемы, используемые при обследовании состояния фонематического восприятия у детей.
2.2. Описание основных методик, применяемых при обследовании фонематического восприятия.
Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
3.1. Организация работы по формированию фонематического восприятия
3.2. Современные авторские методики по формированию фонематического восприятия для детей с дислалией.
3.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 88.04 Кб (Скачать)

Содержание

 

Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией                                                           

Введение

Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников

1. Взгляды педагогов на  роль фонематического восприятия  в развитии речи

2. Особенности формирования  фонематической стороны речи  в онтогенезе

3. Особенности речевого развития детей с дислалией.

Глава II. Определение уровня сформированности фонематических восприятия у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Принципы и приемы, используемые при обследовании  состояния фонематического восприятия  у детей.

2.2. Описание основных методик, применяемых при обследовании фонематического восприятия.

Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

3.1. Организация работы по формированию фонематического восприятия

3.2. Современные авторские методики по формированию фонематического восприятия для детей с дислалией.

3.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Развитие фонематического  восприятия является одной из важнейших  задач, стоящих перед логопедами, работающими с детьми с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Несформированность фонематического восприятия негативно  влияет на формирование звукопроизношения: для детей характерно употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, многочисленные замены и смешения при  относительно благополучном состоянии  строения и функции артикуляционного аппарата. Дети с нарушением фонематического  восприятия часто искажают в речи те звуки, которые умеют произносить  правильно Для детей с недоразвитием  фонематического восприятия также  характерны нарушения звуковой и  слоговой структур слова (пропуск, вставка, перестановка, повторение звуков и  слогов). С помощью выработки артикуляционных  навыков можно добиться лишь минимального эффекта, и притом временного. Фонематическое восприятие является важнейшим стимулом формирования нормированного произношения. Стойкое исправление произношения может быть гарантировано только при опережающем формировании фонематического  восприятия. Несомненна связь фонематических и лексико-грамматических представлений. При планомерной работе по развитию фонематического восприятия дети намного  лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки в однокоренных словах, общие суффиксы, предлоги при  стечении согласных звуков и т.п. Кроме того, без достаточной сформированности фонематического восприятия невозможно становление фонематических процессов, формирующихся на его основе: формирование полноценных фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза. В свою очередь, без длительных специальных  упражнений по формированию навыков  звукового анализа и синтеза  дети не овладевают грамотным чтением  и письмом. Дети с нарушением фонематического  восприятия плохо справляются в школе со звуковым анализом слов, что приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановка, замена букв) и является причиной их неуспеваемости. Работа по развитию фонематического восприятия имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего успешного обучения детей в школе. Она подводит ребёнка к полному анализу звукового состава слова, необходимому при обучении грамоте. Ребёнок с хорошим фонематическим восприятием даже при наличии нарушения звукопроизношения, то есть при неумении правильно произносить какой-нибудь звук, в чужой речи правильно его узнаёт, связывает с соответствующей буквой, и ошибок в письме не делает.

Актуальность данной работы обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей. Дети, у которых нарушения произношения (смешение и замена фонем) сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия, составляют 20 – 25% от общего числа детей, зачисляемых на логопедические занятия.

Проблема исследования. Полноценное  развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного  возраста с ФФН является одним  из условий эффективности коррекции  данных речевых нарушений, а также  обучения и дальнейшей социализации в обществе детей данной категории. Но, к сожалению, технология данного  процесса остается недостаточно разработанной.

Цель исследования. На основании  литературных источников теоретически обосновать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического  восприятия у детей старшего дошкольного  возраста с дислалией.

 

Объект исследования: формирование фонематического восприятия у старших  дошкольников с дислалией.

Предмет исследования: методы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного  возраста с дислалией.

Гипотеза исследования: специальное  коррекционное обучение детей с  дислалией способствует полноценному развитию фонематических процессов, что  в свою очередь необходимо для  правильного произношения речи, и  в дальнейшем беспрепятственного  овладения  детьми навыков чтения и письма в школе.

В соответствии с целью, предметом, выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1) Дать понятие фонематического  восприятия.  Изучить особенности   развития фонематического восприятия  у детей в норме.

2) Изучить особенности  развития речи и фонематического восприятия у детей с дислалией.

3) Провести анализ методик по диагностике состояния фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

4) Произвести анализ методик по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.

В соответствии с целью  гипотезой и задачами работы в  ходе данного исследования применялся теоретический метод - анализ литературных источников

Теоретическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления о специфике логопедической работы по развитию фонематического анализа у детей с ФФН.

Практическая значимость исследования.

Заключается в поиске адекватных методов и средств логопедической работы, способствующих более эффективной  коррекции фонематического восприятия у детей старшего дошкольного  возраста, что будет способствовать преодолению у них имеющихся  речевых нарушений, позволит активизировать их последующую учебную деятельность, предупредить развитие у них дисграфии, увеличить коммуникативные возможности  и как следствие будет способствовать их социализации.

    Теоретическую  методологическую базу исследования  составляют положения ученых  таких как Д.Б. Эльконин, Р.Е.  Левина,  Г.А. Волкова о развитии  фонематических представлений, методиках  исследования и формирования  фонематического  восприятия.

Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников.

1.1. Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи

Фонематическое восприятие представляет собой наиболее элементарный уровень  распознавания речевых высказываний. Под этим подразумевается способность  к дифференциации всех фонем родного  языка.

Экскурс в историю изучения этих вопросов позволяет увидеть, с одной стороны, как последовательно формировались представления о особенностях речевого развития детей, накапливались и систематизировались сведения о нарушениях речи и приемах их устранения.

Развитие научно – обоснованного  подхода к проблеме воспитания правильной речи у детей подготовило основательный  и прочный фундамент для дальнейшего  изучения отклонений в развитии речи и поиска путей их предупреждения и устранения.

Так, Я.А. Коменский [11] считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это происходит в конце первого года. В это время в детском языке формируются отдельные звуки, слоги, что на следующий год обыкновенно проявляется полнее. При этом педагог обращал внимание на то, что развитие речи у детей происходите крайне неравномерно. Данное наблюдение позволило ему сделать вывод о необходимости обучения детей с первого - второго года их жизни.

К.Д. Ушинский считал, что работа по усвоению ребенком родного языка должна начинаться как можно раньше из-за своей первостепенной важности для всего развития человека. Причиной недостатков детской речи педагог называл слабое развитие внимания у ребенка.

 

Таким образом, можно отметить, что  все просветители уделяли особое внимание развитию речи у детей. В  оценке сроков появления речи у детей  есть разногласия, но все педагоги сходятся во мнении, что для её своевременного появления и развития необходимо проводить специальную работу. Одной  из важнейших предпосылок для  развития речи они считали развитие слухового внимания и речевого слуха. Также каждый из исследователей предлагал  свой путь формирования полноценной  речи детей. Всех их объединяют особые требования к речи окружающих ребёнка  людей с момента его рождения.

 

Педагоги, занимающиеся исправлениями  недостатков произношения звуков, считали  основными причинами нарушения  звукопроизношения недостаточное  упражнение и дурное воспитание, а  также органические нарушения. Но в начале 20 века была оценена роль фонематического восприятия в овладении речью.

Д.Б. Эльконин [29] фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». По его мнению, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия звуков, а уже потом включается артикуляция.

А.Н. Гвоздев [3] в своих работах показал роль фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Он отмечал, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении ребенка. В то же время, для появления в речи звуковых элементов необходимы артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно ребенку без помощи взрослых.

Н.Х. Швачкин [28], изучив развитие фонематического восприятия в онтогенезе, выделил основные закономерности его развития. Он назвал процессы, которые лежат в основе развития фонематического восприятия, и основные этапы (периоды) его формирования.

Р.Е. Левина [17] на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Исследователь отметила вторичное влияние приближенных упрощенных артикуляций и формирующихся под их влиянием аморфных кинестезий на процесс формирования фонематического восприятия, затруднение операции сличения собственных речевых высказываний с нормативными образцами, предъявляемыми взрослыми. Левина отмечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других.

Итак, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс  дифференцировки завершается акустическим различением (Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин, С.Н. Ржевкин).

Данные, полученные в ходе исследований Гвоздева А.И., Швачкина Н.Х., Левиной  Р.Е. используются в настоящее время  для проведения дифференциальной диагностики  и построения программ по развитию фонематических процессов у детей  с ФФН.

Одновременно с развитием фонематического  восприятия происходит интенсивное  развитие словаря и овладение  произношением. Нужно уточнить, что  чёткие фонематические представления  о звуке возможны только при правильном его произнесении. По данным С.Бернштейна, «безусловно, правильно мы слышим только те звуки, которые умеем правильно  произносить».

М.Е. Хватцев [25], рассматривая этиологию нарушений речи, выделял первыми среди пяти психических причин нарушения произношения:

1) Недостаточность в фонематическом  анализе слова (в сравнении,  в сопоставлении с другими  звуками в связи с их смысловым  значением) и отсутствие установки  на подобный анализ; он отмечает  особенно резко выступающую плохую смысловую дифференциацию в восприятии парных (оппозиционных) согласных звуков.

2) Вторичные нарушения слуха  на почве первичных моторных  поражений.

3) Плохое слуховое внимание в  отношении речи окружающих и  своей собственной.

 

Значение фонематического восприятия для формирования речи было признано всеми специалистами, и была поставлена задача его развития.

О.А. Токарева предложила процесс коррекции  при функциональных дислалиях начинать с выделения дефектно произносимых звуков и установления ребенком различия между правильно и неправильно  произнесенным звуком на слух и путем  наблюдения за своим произношением  и произношением логопеда с помощью  зеркала. Для преодоления этих затруднений  автор предложила проводить специальные  тренировочные упражнения в воспитании фонематического слуха, в узнавании  данного звука среди близких  ему звуков и в установлении прочной  связи между речеслуховыми и  речедвигательными кинестезиями.

Г.А. Каше [9] разработала программу по устранению недостатков произношения у дошкольников, в которой логопедическая работа включала развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Вся работа строилась в определенной последовательности, с учетом закономерностей формирования фонематических процессов и возрастных особенностей детей.

Информация о работе Формирование фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией