Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа
Цель исследования. На основании литературных источников теоретически обосновать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Введение
Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников
1. Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
2. Особенности формирования фонематической стороны речи в онтогенезе
3. Особенности речевого развития детей с дислалией.
Глава II. Определение уровня сформированности фонематических восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Принципы и приемы, используемые при обследовании состояния фонематического восприятия у детей.
2.2. Описание основных методик, применяемых при обследовании фонематического восприятия.
Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
3.1. Организация работы по формированию фонематического восприятия
3.2. Современные авторские методики по формированию фонематического восприятия для детей с дислалией.
3.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Заключение
Список используемой литературы
Содержание
Формирование фонематического
восприятия у детей старшего дошкольного
возраста с дислалией
Введение
Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников
1. Взгляды педагогов на
роль фонематического
2. Особенности формирования фонематической стороны речи в онтогенезе
3. Особенности речевого развития детей с дислалией.
Глава II. Определение уровня сформированности фонематических восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Принципы и приемы,
используемые при обследовании
состояния фонематического
2.2. Описание основных методик, применяемых при обследовании фонематического восприятия.
Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
3.1. Организация работы по формированию фонематического восприятия
3.2. Современные авторские методики по формированию фонематического восприятия для детей с дислалией.
3.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Развитие фонематического
восприятия является одной из важнейших
задач, стоящих перед логопедами,
работающими с детьми с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. Несформированность
фонематического восприятия негативно
влияет на формирование звукопроизношения:
для детей характерно употребление
диффузных звуков неустойчивой артикуляции,
многочисленные замены и смешения при
относительно благополучном состоянии
строения и функции артикуляционного
аппарата. Дети с нарушением фонематического
восприятия часто искажают в речи
те звуки, которые умеют произносить
правильно Для детей с
Актуальность данной работы обусловлена возрастающим количеством детей, имеющим нарушение фонематического слуха и поиском новых путей преодоления стоящих перед ними трудностей. Дети, у которых нарушения произношения (смешение и замена фонем) сочетаются с недостаточностью фонематического восприятия, составляют 20 – 25% от общего числа детей, зачисляемых на логопедические занятия.
Проблема исследования. Полноценное
развитие фонематического восприятия
у детей старшего дошкольного
возраста с ФФН является одним
из условий эффективности
Цель исследования. На основании литературных источников теоретически обосновать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Объект исследования: формирование фонематического восприятия у старших дошкольников с дислалией.
Предмет исследования: методы формирования фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Гипотеза исследования: специальное коррекционное обучение детей с дислалией способствует полноценному развитию фонематических процессов, что в свою очередь необходимо для правильного произношения речи, и в дальнейшем беспрепятственного овладения детьми навыков чтения и письма в школе.
В соответствии с целью, предметом, выдвинутой гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
1) Дать понятие фонематического
восприятия. Изучить особенности
развития фонематического
2) Изучить особенности развития речи и фонематического восприятия у детей с дислалией.
3) Провести анализ методик по диагностике состояния фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
4) Произвести анализ методик по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
В соответствии с целью гипотезой и задачами работы в ходе данного исследования применялся теоретический метод - анализ литературных источников
Теоретическая значимость исследования.
Теоретическая значимость исследования
определяется тем, что его результаты
позволяют расширить и углубить
научные представления о
Практическая значимость исследования.
Заключается в поиске адекватных
методов и средств
Теоретическую
методологическую базу
Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников.
1.1. Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
Фонематическое восприятие представляет
собой наиболее элементарный уровень
распознавания речевых
Экскурс в историю изучения этих вопросов позволяет увидеть, с одной стороны, как последовательно формировались представления о особенностях речевого развития детей, накапливались и систематизировались сведения о нарушениях речи и приемах их устранения.
Развитие научно – обоснованного
подхода к проблеме воспитания правильной
речи у детей подготовило
Так, Я.А. Коменский [11] считал, что начало развития речи у детей может проявляться с 6 месяцев, но обычно это происходит в конце первого года. В это время в детском языке формируются отдельные звуки, слоги, что на следующий год обыкновенно проявляется полнее. При этом педагог обращал внимание на то, что развитие речи у детей происходите крайне неравномерно. Данное наблюдение позволило ему сделать вывод о необходимости обучения детей с первого - второго года их жизни.
К.Д. Ушинский считал, что работа по усвоению ребенком родного языка должна начинаться как можно раньше из-за своей первостепенной важности для всего развития человека. Причиной недостатков детской речи педагог называл слабое развитие внимания у ребенка.
Таким образом, можно отметить, что все просветители уделяли особое внимание развитию речи у детей. В оценке сроков появления речи у детей есть разногласия, но все педагоги сходятся во мнении, что для её своевременного появления и развития необходимо проводить специальную работу. Одной из важнейших предпосылок для развития речи они считали развитие слухового внимания и речевого слуха. Также каждый из исследователей предлагал свой путь формирования полноценной речи детей. Всех их объединяют особые требования к речи окружающих ребёнка людей с момента его рождения.
Педагоги, занимающиеся исправлениями
недостатков произношения звуков, считали
основными причинами нарушения
звукопроизношения
Д.Б. Эльконин [29] фонематическое восприятие определяет как «слышание отдельных звуков в слове и умение производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании». По его мнению, развитие фонематического слуха у ребенка начинается со слуховой дифференцировки звуков (гласные – согласные, звонкие – глухие, твердые – мягкие), т.е. ребенок начинает с акустического различия звуков, а уже потом включается артикуляция.
А.Н. Гвоздев [3] в своих работах показал роль фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Он отмечал, что общий ход усвоения звуковой стороны речи определяется совместным действием слуховой и моторной сфер. Слуховая сфера является ведущей: различение разнообразных фонематических элементов, их точные слуховые представления становятся регулятором для выработки их в произношении ребенка. В то же время, для появления в речи звуковых элементов необходимы артикуляционные навыки, которые вырабатываются позднее. Гвоздев отмечает, что «хотя ребёнок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производиться». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно ребенку без помощи взрослых.
Н.Х. Швачкин [28], изучив развитие фонематического восприятия в онтогенезе, выделил основные закономерности его развития. Он назвал процессы, которые лежат в основе развития фонематического восприятия, и основные этапы (периоды) его формирования.
Р.Е. Левина [17] на основе психологического изучения речи детей пришла к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками. Исследователь отметила вторичное влияние приближенных упрощенных артикуляций и формирующихся под их влиянием аморфных кинестезий на процесс формирования фонематического восприятия, затруднение операции сличения собственных речевых высказываний с нормативными образцами, предъявляемыми взрослыми. Левина отмечает, что акт произношения в норме следует рассматривать как завершение акустического процесса, направленного на выделение соответствующего звука и его различия среди других.
Итак, ребёнок начинает с акустической
дифференцировки звуков, затем включается
артикуляция и, наконец, процесс
дифференцировки завершается
Данные, полученные в ходе исследований Гвоздева А.И., Швачкина Н.Х., Левиной Р.Е. используются в настоящее время для проведения дифференциальной диагностики и построения программ по развитию фонематических процессов у детей с ФФН.
Одновременно с развитием
М.Е. Хватцев [25], рассматривая этиологию нарушений речи, выделял первыми среди пяти психических причин нарушения произношения:
1) Недостаточность в
2) Вторичные нарушения слуха на почве первичных моторных поражений.
3) Плохое слуховое внимание в отношении речи окружающих и своей собственной.
Значение фонематического
О.А. Токарева предложила процесс коррекции
при функциональных дислалиях начинать
с выделения дефектно произносимых
звуков и установления ребенком различия
между правильно и неправильно
произнесенным звуком на слух и путем
наблюдения за своим произношением
и произношением логопеда с помощью
зеркала. Для преодоления этих затруднений
автор предложила проводить специальные
тренировочные упражнения в воспитании
фонематического слуха, в узнавании
данного звука среди близких
ему звуков и в установлении прочной
связи между речеслуховыми и
речедвигательными
Г.А. Каше [9] разработала программу по устранению недостатков произношения у дошкольников, в которой логопедическая работа включала развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа. Вся работа строилась в определенной последовательности, с учетом закономерностей формирования фонематических процессов и возрастных особенностей детей.