Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 22:12, курсовая работа
Цель исследования. На основании литературных источников теоретически обосновать методические рекомендации, направленные на развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
Введение
Глава I. Современное состояние проблемы нарушения фонематического восприятия у дошкольников
1. Взгляды педагогов на роль фонематического восприятия в развитии речи
2. Особенности формирования фонематической стороны речи в онтогенезе
3. Особенности речевого развития детей с дислалией.
Глава II. Определение уровня сформированности фонематических восприятия у детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Принципы и приемы, используемые при обследовании состояния фонематического восприятия у детей.
2.2. Описание основных методик, применяемых при обследовании фонематического восприятия.
Глава III. Логопедическая работа по формированию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией.
3.1. Организация работы по формированию фонематического восприятия
3.2. Современные авторские методики по формированию фонематического восприятия для детей с дислалией.
3.3. Система упражнений по развитию фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с дислалией
Заключение
Список используемой литературы
Т.Б. Филичева и Н.А. Чевелева [21] не только выделили недоразвитие фонематического восприятия как одну из причин появления дефектов звукопроизношения, но и предложили последовательность работы по формированию фонематического восприятия, начиная ее с работы по развитию слухового восприятия (узнавание неречевых звуков), речевого слуха (различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов, звуков по высоте, силе и тембру голоса). Работа по развитию фонематического восприятия идет от различения слов, близких по звуковому составу, к дифференциации слогов, а затем к дифференциации фонем. Только после этого предусматривается работа по развитию навыков элементарного звукового анализа. Параллельно авторы предложили проводить работу по развитию слухового внимания и слуховой памяти. Созданные впоследствии программы для детей с ФФН, а также методики по развитию фонематического восприятия опираются на указанные Т.Б. Филичевой и Н.А. Чевелевой этапы работы.
По данным Р.Е. Левиной, Н.Х. Швачкина, в период от одного года до четырёх лет развитие фонематического восприятия происходит параллельно с овладением произносительной стороны речи.
Б.М. Гриншпун [5] обобщил имеющийся материал о роли фонематического восприятия в формировании произносительной стороны речи. Он пришел к выводу, что в логопедии, как педагогической отрасли знаний, важным является выделение таких признаков нарушения, которые существенны для самого логопедического воздействия, т.е. учет того, каким является дефект, фонематическим или фонетическим. В соответствии с предложенными критериями он выделил формы дислалии: акустико-фонематическую, артикуляторно-фонематическую, артикуляторно-фонетическую. Б.М. Гриншпун предложил проводить работу над формированием восприятия звуков речи с учетом характера дефекта и разработал положения, с учетом которых строится логопедическая работа по развитию фонематического восприятия в настоящее время.
Таким образом, исследования, проводимые
с первой половины 20 века, заложили
фундамент для дальнейшего
1.2. Развитие фонематического восприятия в онтогенезе
Фонематический слух является одним
из наиболее рано формирующихся сенсорных
процессов. Уже у новорожденных
имеется чувствительность к звукам,
которая обнаруживает себя изменением
общей двигательной активности ребёнка,
нарушением частоты и ритма дыхания,
торможением сосательных
Основой для развития фонематического
восприятия является нормальное развитие
слухового восприятия: уже в 1-2 месяца
отмечаются ориентировочные реакции
на слуховой раздражитель (звучание погремушки,
голос матери, мелодия); в 2-3 месяца –
ориентировочно-поисковые
Н.Х. Швачкин [28] подчёркивает, что возникновение сенсомоторных связей, относящихся к четвёртому месяцу жизни ребёнка, является важнейшей предпосылкой речи вообще и звуков речи в частности. В 6-7 месяцев развивается способность не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На шестом месяце особую семантическую функцию получает ритм. На 7-8 месяце ребёнок понимает многие слова, узнаёт названия некоторых предметов, которые ему показывают. В конце первого года жизни вслед за интонацией и ритмом семантическую значимость начинает получать звуковой рисунок слова. Этот этап развития детской речи автор назвал дофонемным. Речь является просодической. В этот период речи звук сопровождает артикуляцию и следует движениям речедвигательного аппарата. Под воздействием изменения семантики происходит переход к фонематическому восприятию речи, связанный с коренной перестройкой и артикуляции и речевого слуха ребёнка. Начатки этого перехода отмечаются в начале второго года жизни. Речь второго периода Н.Х. Швачкин назвал фонемной. Фонематическое становление речи ребёнка существенно зависит от психологических особенностей фонем:
1) Обобщённость фонемы
Фонема возникает в связи со становлением слова. Будучи смыслоразличителем слова, фонема включает в себя ряд фонетических представлений и, конкретизируясь в процессе речи, является представлением, образом. Одновременно с этим фонема является обобщением фонетических представлений, сходных по своей смыслоразличительной функции.
2) Различительная функция фонемы.
Фонема-звук, различающий значения
слов. Психологическая особенность
различения значений с особой чёткостью
обнаруживается в момент образования
фонемы. Возникновение фонем связано
с развитием способности
3) Константность фонемы.
Благодаря ей, мы разное «к» в словах «кот», «кат» воспринимаем как одинаковое «к».
4) Произвольность или
Фонема - звук, произвольно или преднамеренно произносимый. Произвольность фонемы чётко выявляется в момент её возникновения. В период до-фонемной речи ребёнок произносит звуки непроизвольно, они сопровождают артикуляцию. Иная природа звуков фонемной речи. С момента возникновения фонемы ребёнок начинает произвольно произносить звуки речи. Здесь оказывается, что он не в состоянии произнести все звуки, которые он непроизвольно произносил в до-фонемный период. Ребёнок, овладевая фонематической системой языка, поглощён наблюдениями за звуками своей речи и очень чувствителен к звуковой недостаточности своей и чужой речи. Впоследствии, с развитием автоматизации, фонема получает непроизвольный характер. Но это иная непроизвольность, чем непроизвольность до-фонемной речи. Эта непроизвольность является продуктом обобщения артикуляции фонемы, и в любой момент, когда это необходимо, фонема может вновь обнаружить свою произвольную природу.
Н.Х. Швачкин [28] составил общую схему фонематического развития. На первой стадии ребенок овладевает различением гласных:
– А в отличие от других гласных;
– противопоставление по ряду И-У, Э-О, И-О, Э-У;
– противопоставление гласных среднего и верхнего подъема И-Э, У-О.
На второй стадии учится определять наличие или отсутствие согласных в слове, затем овладевает умением различать согласные:
– различение сонорных– шумных;
– различение твердых – мягких;
– различение сонорных между собой;
– различение губных и язычных;
– различение взрывных и щелевых;
– различение переднеязычных и заднеязычных;
– различение глухих и звонких согласных;
– различение шипящих и свистящих;
– различение плавных и йот.
На основе данных Р.Е. Левиной [17] можно выделить несколько этапов усвоения фонематической системы языка в онтогенезе.
1) Дофонематический (доязыковой) этап - От рождения до шести месяцев.
Отсутствует дифференциация звуков речи на слух. Слово воспринимается глобально и опознается по общему звуковому «облику» с опорой на просодические особенности (интонационно-ритмические характеристики). Понимание речи не развито.
2) Фонематический (языковой) этап.
– Начальный этап. От шести месяцев до двух лет.
Дифференцируются контрастные фонемы. Активно развивается понимание. Критика к своей и чужой речи снижена. Правильное и неправильное произношение не различаются. Звукопроизносительная сторона речи искажена.
– От двух до четырех лет.
На протяжении от двух до трех лет
совершенствуются реакции ребенка
на неречевые и речевые звуки.
Различает звуки в соответствии
с их фонематическими признаками.
Сенсорные эталоны
– К возрасту четырех лет.
В норме фонематическое восприятие и представления сформированы. Формируется критика к собственной речи. Ребенок различает на слух все фонемы языка. Правильно произносится большинство фонем.
– К пяти годам.
Завершается процесс спонтанного фонематического развития. Сформированы дифференцированные образы слов и отдельных звуков. Ребенок не только слышит, но и правильно произносит все звуки родного языка.
3) Заключительный этап.
К шести – семи годам наступает осознание звуковой стороны слова.
Опираясь на данные А.И. Гвоздева, Н.Х. Швачкина, Р.Е. Левиной и других исследователей детской речи, можно констатировать, что к четырехлетнему возрасту формирование фонематического восприятия ребёнка с нормальным интеллектом в основном заканчивается, что в этом возрасте он различает на слух все фонематические тонкости речи окружающих его взрослых.
Благодаря раннему развитию фонематического
слуха, ребёнок впервые учится различать
разнообразные фонематические элементы
речи, их точные слуховые представления,
которые становятся регулятором
для выработки этих элементов
в его собственном
Осознание различительной функции фонем начинается в дошкольном возрасте. Это проявляется у ребёнка в намеренных упражнениях в усвоении звуков, в стремлении исправить ошибки в произношении других.
В возрасте 5-6 лет у детей уже
довольно высокий уровень
От развития фонематического восприятия зависит формирование всей фонематической системы ребёнка, а в дальнейшем и процесс овладения устной и письменной речью.
Значимость этой проблемы требует постоянной корректировки методик формирования фонематического восприятия у детей.
1.3. Особенности речевого развития детей с ФФНР.
Фонетико-фонематическое недоразвитие
– нарушение процессов
Р.Е. Левина, Н. X. Швачкин, А. Р. Лурия считают, что в случаях нарушения артикуляторной интерпретации слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие.
Р. Е. Левина [17] на основе психологического изучения речи детей пришли к выводу о важнейшем значении фонематического восприятия для полноценного усвоения звуковой стороны речи. Было установлено, что у детей с сочетанием нарушения произношения и восприятия фонем отмечается незаконченность процессов формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими акустико-артикуляционными признаками.
Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом. Степень недоразвития фонематического восприятия может быть различна. Можно выделить следующие его уровни (М. Ф. Фомичева):
- первичный уровень.
- вторичный уровень.
Исследователи Т. А. Ткаченко, М. Ф Фомичева и др. в фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний:
- недостаточное различение и
затруднение в анализе только
нарушенных в произношении
- недостаточное различение
- при глубоком фонематическом
недоразвитии ребенок «не