Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа
Актуальность: В настоящее время существует огромный риск для жизни и здоровья людей из-за снижения качества окружающей среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем. С каждым днем эта проблема становится все более актуальной. Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей природной среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. Формирование бережного отношения к природе - важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания.
1.1. Процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
1.2. Урок естествознания, как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
1.3. Психолого-физиологические особенности младших школьников для формирования бережного отношения к природе на уроках естествознания.
Выводы по первой главе
Глава 2. Разработка конспектов уроков по естествознанию для младших школьников.
1конспект урока «Как устроено растение?»
2 конспект урока «Грибы – особое царство природы»
3 конспект урока «Дикие животные зимой»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
- Ну а теперь
самое время отправится в
-В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр, за окном – 4 градуса мороза. Едем, взяли лыжи, палки, не забыли термос с горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак – и в дорогу. Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезжаной дороге. Тихо зимой в лесу и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? «Это, наверно, следы ежа» - сказал Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик» - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы, зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега. Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок»,- сказала Маша. «А ты что не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» - ответил ей Петя. Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков – короедов. Неожиданно на ветке густой ели, мы увидели гнездо и в нем какую – то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой. Петя и это знал: «Это сойка» Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль – лизунец. Это лесники изготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов, возле стога сена. «Наверно это волк ловил мышей в сене», -сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.
Ошибки: 1. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.
2. Ежи и
суслики зимой впадают в
3. Зимой
на лиственнице не бывает
4. Белки
не спят зимой, а ведут
5. Зимой насиживает яйца не сойка, а клест.
6. «Мышкует» в сене не волк, а лисица.
IV. Физкультминутка.
Отложите-ка тетрадки. Раз- два!
Становитесь на зарядку. Раз-два!
Сладко- сладко потянулись, и прогнулись, и пригнулись.
Ваши мышцы все проснулись? Да!
Ваши губки улыбнулись? Да!
Пальчики к письму готовы? Да!
Мы работать будем снова? Да?
V. Общие выводы и установление причинно- следственных связей
- А теперь скажите, ребята, почему так богат животными мир леса?
-Еловые леса зимой любят дятлы, клесты, мыши, белки. Почему? Немало лесных обитателей кормит в лесу ель, большую пользу лесу приносит старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.
- Животным в зимний период приходится очень нелегко. Кто же приходит им на помощь?
- А чем мы с вами можем помочь? – спрашивают нас юннаты
- Ответьте на вопрос: Сделав в мастерской скворечник, школьники прибили его к высокому дереву, на солнечную сторону.
- Все ли правильно сделали ребята?
- Да, все правильно.
- Нет, скворечник нельзя прибивать на солнечную сторону.
- Нет, скворечник нельзя прибивать к дереву, его надо привязывать.
- Почему кормушки для птиц надо каждый год располагать в одном и том же месте?
V. Итог урока
- Что узнали нового на уроке?
- В процессе изучения курса естествознания мы еще не раз пригласим к нам в гости юннатов с их интересными и очень познавательными вопросами.
Выводы по второй главе
Таким
образом, используя различные формы
уроков можно получить наиболее эффективный
результат. При этом дети будут включены
в работу, будут наиболее заинтересованы.
На уроках можно развивать эмоции и чувства,
нравственность, развивать наблюдательность,
умение передавать свои наблюдения, упражнять
детей в письменной речи. Формировать
бережное отношение к природе, к животным.
Знакомить с видами грибов, учить различать
съедобные, несъедобные и ядовитые
грибы.
Заключение
Работая над курсовой, изучив литературу, мы пришли к выводу, что:
Система
начального обучения является первой
ступенью обогащения знаниями о природе
и одним из важнейших факторов образования
и воспитания младших школьников (нравственного,
умственного, эстетического, экологического
и др.) Важная роль в формировании бережного
отношения к природе у учащихся принадлежит
учителю начальных классов. Стержнем трудового
является соблюдение культурного поведения
в природе, изучение и оценка состояния
природного окружения, его благоустройства,
выполнения посильных трудовых операций
по уходу за растениями и их защите.
Важным средством совершенствования работы
учителя начальных классов является использование
на уроках естествознания межпредметных
связей, для того, чтобы показать детям
красоту природы, ее познавательную, оздоровительную
и практическую деятельность, пробудить
у них стремление беречь ее на уроках естествознании,
трудового обучения, экскурсиях и походах.
Критериями бережного отношения младших школьников к природе выступают: соблюдение правил поведения, приобщение с природой и применение этих правил на практике, отношение к труду, умение замечать прекрасное в природе.
Эффективность
бережного отношения к природе у младших
школьников обеспечивается при реализации
следующих педагогических условий:
- определение
задач, содержания, форм, методов и средств
в обучении и воспитании младших школьников,
где урок является основной формой организации
учебной работы по естествознанию;
- вовлечение
младших школьников в выполнение разнообразных
и усложняющихся видов трудовой деятельности;
- оптимальное сочетание воспитания бережного
отношения к природе с нравственным, умственным,
экологическим, эстетическим воспитанием
учащихся;
Полученные
знания я планирую использовать в работе
с детьми начальных классов по формированию
бережного отношения к природе, как деятельности,
направленной на сохранение и приумножение
природных богатств, в подготовке и проведении
уроков естествознания, экскурсий, походов,
трудовой деятельности.
Список литературы
1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. – С. 281.
2. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз.– 1993. - №6.
3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973. С. 66-97.
4. Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.
5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.П. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение, 1993.С,60-63
6. Волевые качества и их развитие. http://stroy.nm.ru
7.Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Педагогическое общество России, 2001. С,75-78.
8. Егорова Н.Н. Природа и дети // Начальная школа: плюс-минус.- 2001.- №7 -С.72-78.
9. Зверина Н.Н. Некоторые методические рекомендации по проведению внеклассных занятий по экологии в начальной школе // Начальная школа.-2002.- №8. - С.58-63.
10. Кулагина Ю.В. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1996. – С. 130.
11. Маклаков А.Г.Общая психология / Анатолий Геннадьевич Маклаков /. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.
12. Морозова Е.В. Психолого- педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе // Начальная школа. - 2002. -№7. - С.35-38.
13. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 книгах: Книга 2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.
14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Издательский центр Академия, 2002.С,19.
15. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. //НШ. – 1998. №6. С. 105-106.
16. Обухова Л.Ф. Детская возрастая психология. Учебник. –М., Российское педагогическое агентство. 1996. –С.281.
17.Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Метод, пособие: 1кл. / М.: Просвещение, 2002.С,38.
18. Психология. Учебник для технических вузов/ Под общ. ред. В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.
19. Развитие и воспитание воли у ребенка. eurokid.com.ua
20. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996
21. Рогожина Ю.А. Экологическое образование в России //Начальная школа.- 2001.- №4 - С. 22-24.
22.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Издательский центр Академия, 2000.С,40.
23. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. - 1998.
24. Яблонов А. В., Остроумов С. А. Охрана животного мира. М., Знамя - 1979.
25.Яковлева
Е. В. Развитие экологической культуры
учащихся младшей школы. // РАО – 1996.