Формирование бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность: В настоящее время существует огромный риск для жизни и здоровья людей из-за снижения качества окружающей среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем. С каждым днем эта проблема становится все более актуальной. Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей природной среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. Формирование бережного отношения к природе - важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.

Содержание

Глава 1. Теоретические аспекты формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания.
1.1. Процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
1.2. Урок естествознания, как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
1.3. Психолого-физиологические особенности младших школьников для формирования бережного отношения к природе на уроках естествознания.
Выводы по первой главе
Глава 2. Разработка конспектов уроков по естествознанию для младших школьников.
1конспект урока «Как устроено растение?»
2 конспект урока «Грибы – особое царство природы»
3 конспект урока «Дикие животные зимой»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 225.00 Кб (Скачать)
 

- Ну а теперь  самое время отправится в путешествие  с нашими юннатами. Но вы должны  быть очень внимательными во  время этого путешествия, потому  что Петя и Маша хотят проверить,  как вы усвоили их задания. 

 -В классе только и было разговоров о том, будет в воскресенье мороз или оттепель. Проснулись утром и первым делом посмотрели на термометр, за окном – 4 градуса мороза. Едем, взяли лыжи, палки, не забыли термос с  горячим чаем и бутерброд положить в рюкзак – и в дорогу. Кто-то уже прошел на лыжах, и нам было не тяжело идти по наезжаной дороге. Тихо зимой в лесу и только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Накануне выпал снег, и хорошо было видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы подле просеки? «Это, наверно, следы ежа» - сказал Петя. «Нет, это не ежик пробежал, а суслик» - возразила Маша. Неожиданно мы вышли к опушке, где росли одинокие лиственницы, зеленые иголки деревьев выглядывали из-под снега. Решили отдохнуть под большим дубом. «Что-то не видно белок»,- сказала Маша. «А ты что не знаешь, что белка зимой спит в дупле?» - ответил ей Петя. Где-то сверху доносился равномерный стук – это дятел искал под корой личинок жуков – короедов. Неожиданно на ветке густой ели, мы увидели гнездо и в нем какую – то птицу. Кто же это насиживает яйца зимой. Петя и это знал: «Это сойка» Между березами мы увидели кормушку, в которой лежало сено, а рядом соль – лизунец. Это лесники изготовили корм для лесных зверей, чтобы не было им голодно зимой. Солнце уже приближалось к горизонту, и мы двинулись к станции. Подходя к полю, мы увидели много звериных следов, возле стога сена. «Наверно это волк ловил мышей в сене», -сказал кто-то. Через несколько минут поезд уже набирал скорость. Немного усталые, но довольные, мы подъезжали к городу.

        Ошибки: 1. Скворцы – перелетные птицы, зимой их не бывает.

      2. Ежи и  суслики зимой впадают в спячку.

      3. Зимой  на лиственнице не бывает иголок, они опадают осенью.

      4. Белки  не спят зимой, а ведут активный  образ жизни.

      5. Зимой  насиживает яйца не сойка, а клест.

      6. «Мышкует»  в сене не волк, а лисица.

     IV. Физкультминутка.

     Отложите-ка тетрадки. Раз- два!

     Становитесь на зарядку. Раз-два!

     Сладко- сладко потянулись, и прогнулись, и  пригнулись.

     Ваши  мышцы все проснулись? Да!

     Ваши  губки улыбнулись? Да!

     Пальчики к письму готовы? Да!

     Мы  работать будем снова? Да?

     V.  Общие выводы и  установление причинно- следственных связей

- А теперь  скажите, ребята, почему так богат  животными мир леса?

-Еловые леса  зимой любят дятлы, клесты, мыши, белки. Почему? Немало лесных обитателей кормит в лесу ель, большую пользу лесу приносит старая ель – это кормилица многих птиц и зверей.

- Животным в  зимний период приходится очень нелегко. Кто же приходит им на помощь?

- А чем мы  с вами можем помочь? – спрашивают  нас юннаты

- Ответьте на вопрос: Сделав в мастерской скворечник, школьники прибили его к высокому дереву, на солнечную сторону.

- Все ли правильно  сделали ребята?

- Да, все правильно.

- Нет, скворечник  нельзя прибивать на солнечную  сторону.

- Нет, скворечник  нельзя прибивать к дереву, его надо привязывать.

- Почему кормушки  для птиц надо каждый год  располагать в одном и том  же месте?

     V.  Итог урока

- Что узнали  нового на уроке?

- В процессе  изучения курса естествознания  мы еще не раз пригласим  к нам в гости юннатов с  их интересными и очень познавательными вопросами.

                                                                                 

     Выводы  по второй главе

     Таким образом, используя различные формы  уроков можно получить наиболее эффективный  результат. При этом дети будут включены в работу, будут наиболее заинтересованы. На уроках можно развивать эмоции и чувства, нравственность, развивать наблюдательность, умение передавать свои наблюдения, упражнять   детей   в письменной речи. Формировать бережное отношение к природе, к животным. Знакомить с видами грибов, учить различать съедобные,  несъедобные  и  ядовитые  грибы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

     Работая над курсовой, изучив литературу, мы пришли к выводу, что:

     Система начального обучения является первой ступенью обогащения знаниями о природе и одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников (нравственного, умственного, эстетического, экологического и др.) Важная роль в формировании бережного отношения к природе у учащихся принадлежит учителю начальных классов. Стержнем трудового является соблюдение культурного поведения в природе, изучение и оценка состояния природного окружения, его благоустройства, выполнения посильных трудовых операций по уходу за растениями и их защите.  
            Важным средством совершенствования работы учителя начальных классов является использование на уроках естествознания межпредметных связей, для того, чтобы показать детям красоту природы, ее познавательную, оздоровительную и практическую деятельность, пробудить у них стремление беречь ее на уроках естествознании, трудового обучения, экскурсиях и походах.

       Критериями бережного отношения младших школьников к природе выступают: соблюдение правил поведения, приобщение с природой и применение этих правил на практике, отношение к труду, умение замечать прекрасное в природе.             

     Эффективность бережного отношения к природе у младших школьников обеспечивается при реализации следующих педагогических условий:  
          - определение задач, содержания, форм, методов и средств в обучении и воспитании младших школьников, где урок является основной формой организации учебной работы по естествознанию;  
          - вовлечение младших школьников в выполнение разнообразных и усложняющихся видов трудовой деятельности;

          - оптимальное сочетание воспитания бережного отношения к природе с нравственным, умственным, экологическим, эстетическим воспитанием учащихся;  
           Полученные знания я планирую использовать в работе с детьми начальных классов по формированию бережного отношения к природе, как деятельности, направленной на сохранение и приумножение природных богатств, в подготовке и проведении уроков естествознания, экскурсий, походов, трудовой деятельности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

     1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование.) М., «Просвещение», 1968. – С. 281.

     2. Бахтибенов А. Ш. Экологическое воспитание младших школьников. / Русс. яз.– 1993. - №6.

     3. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. Петровского А.В., М., Просвещение, 1973. С. 66-97.

     4. Вершинин Н.А. Воспитание у младших школьников любви к природе родного края, интереса к природоведческих занятиям. // НШ. – 1998. - №10. С. 9-11.

     5. Виноградова Н.Ф., Куликова Т.П. Дети, взрослые и мир вокруг. М.:Просвещение, 1993.С,60-63

     6. Волевые качества и их развитие. http://stroy.nm.ru

     7.Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Педагогическое общество России, 2001. С,75-78.

     8. Егорова Н.Н. Природа и дети // Начальная школа: плюс-минус.- 2001.- №7 -С.72-78.

     9. Зверина Н.Н. Некоторые методические рекомендации по проведению внеклассных занятий по экологии в начальной школе // Начальная школа.-2002.- №8. - С.58-63.

     10. Кулагина Ю.В. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 3-е изд. – М.: Изд-во УРАО, 1996. – С. 130.

     11. Маклаков А.Г.Общая психология / Анатолий Геннадьевич Маклаков /. – СПб.: Питер, 2000. – 592 с.

     12. Морозова Е.В. Психолого- педагогические и методические аспекты экологического образования в начальной школе // Начальная школа. - 2002. -№7. - С.35-38.

     13. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 2 книгах: Книга 2: Экспериментальная педагогическая психология и психодиагностика. – Москва: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

     14. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Издательский центр Академия, 2002.С,19.

     15. Нинадрова Н. Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного. //НШ. – 1998. №6. С. 105-106.

     16. Обухова Л.Ф. Детская возрастая психология. Учебник. –М., Российское педагогическое агентство. 1996.  –С.281.

     17.Плешаков А.А. Мир вокруг нас: Метод, пособие: 1кл. / М.: Просвещение, 2002.С,38.

     18. Психология. Учебник для технических вузов/ Под общ. ред.  В.Н. Дружинина. – СПб.: Питер, 2000.

     19. Развитие и воспитание воли у ребенка. eurokid.com.ua

     20. Рогов И.С. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. - Москва: ВЛАДОС, 1996

     21. Рогожина Ю.А. Экологическое образование в России //Начальная школа.- 2001.- №4 - С. 22-24.

     22.Симонова Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Издательский центр Академия, 2000.С,40.

     23. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. - 1998.

     24. Яблонов А. В., Остроумов С. А. Охрана животного мира. М., Знамя - 1979.

     25.Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО – 1996. 

      
 

Информация о работе Формирование бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания