Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа
Актуальность: В настоящее время существует огромный риск для жизни и здоровья людей из-за снижения качества окружающей среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем. С каждым днем эта проблема становится все более актуальной. Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей природной среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. Формирование бережного отношения к природе - важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания.
1.1. Процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
1.2. Урок естествознания, как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
1.3. Психолого-физиологические особенности младших школьников для формирования бережного отношения к природе на уроках естествознания.
Выводы по первой главе
Глава 2. Разработка конспектов уроков по естествознанию для младших школьников.
1конспект урока «Как устроено растение?»
2 конспект урока «Грибы – особое царство природы»
3 конспект урока «Дикие животные зимой»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Содержание
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания.
1.1. Процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
1.2. Урок естествознания, как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
1.3. Психолого-физиологические
особенности младших
Выводы по первой главе
Глава 2. Разработка конспектов уроков по естествознанию для младших школьников.
1конспект урока «Как устроено растение?»
2 конспект урока «Грибы – особое царство природы»
3 конспект урока «Дикие животные зимой»
Выводы по второй главе
Заключение
Список
литературы
Введение
О необходимости формирования бережного отношения к природе на уроках школьного естествознания еще в XIX веке писали русские педагоги Ястребцов, Сальцман, Симашко; известный педагог-естественник Д.Н. Кайгородов неоднократно заявлял: “Нужно культивировать в школе не мертвую науку о природе, а живую любовь к природе и Божьим творениям”. К такому же мнению в начале XX века пришел и известный педагог Стенли Холл. [5]
Одну из наиболее серьезных работ обсуждению такого сложного и таинственного понятия как бережное отношение к природе посвятил известный российский педагог и деятель охраны природы Б.Е. Райков еще в 1915 году. По его мнению, бережное отношение к природе является “отвлеченным чувствованием собирательного характера”. В него входят разнообразные и сложные переживания, как:
“1. Наслаждение красивыми формами, красками, звуками и связанные с этим восприятия и представления;
2.
Удивление перед разнообразием
форм и явлений в природе,
интерес перед новым,
3.
Преклонение перед величием
Под бережным отношением (влечением, приверженностью, страстью) к природе можно подразумевать сложную смесь неподвластных волевому регулированию этических, эстетических, религиозных чувствований, имеющих заинтересованный характер и основанных на восхищении и наслаждении красотой природы, симпатии, преклонении и благоговении перед ней и т.п. Бережное отношение к природе вызывает альтруистические и одновременно эгоистические мотивации быть рядом с объектом любви, смотреть на него, обладать им или защищать его.
Актуальность:
В настоящее время существует огромный
риск для жизни и здоровья людей из-за
снижения качества окружающей среды, постоянной
угрозы крупных техногенных катастроф
и деградации природных экосистем. С каждым
днем эта проблема становится все более
актуальной. Будущее человечества напрямую
связано с состоянием окружающей природной
среды и полностью зависит от отношения
к этой проблеме жителей планеты. Формирование
бережного отношения к природе - важнейшая
задача школы в настоящее время. Сейчас
очень много экологических проблем. И
не только в России, но и во всем мире. Это
происходит от того, что школа всегда очень
мало уделяла внимания экологическому
просвещению и воспитанию учащихся. Это
привело к тому, что люди стали относиться
к природе только как к источнику сырья,
жизни и т.д.
Одной из основных причин незрелости экологического
сознания людей нужно считать недостаточно
эффективную систему экологического просвещения
населения. Далеко не каждый человек имеет
возможность приобщиться к пониманию
экологических проблем на уровне большой
науки, представление об этих проблемах
складывается подчас весьма случайным
образом: под воздействием обыденных впечатлений
или из сообщений средств массовой информации.
Разрозненные сведения не дают возможности
человеку выработать стройную систему
экологических знаний, которая необходима
ему, чтобы разумно относится к природе,
не наносить ей урона. Наша задача - обеспечить
системный характер экологического просвещения
младших школьников.
Период начальной школы в жизни ребенка
можно рассматривать как первую ступень
обогащения знаниями о природном и социальном
окружении, знакомства с общей целостной
картиной мира, воспитания нравственного
и эстетического отношения к нему. Система
экологического просвещения и воспитания
в начальной школе имеет особое значение,
т.к. вопросы сохранения окружающей среды
выходят на первый план, без этого не возможна
жизнь человека.
Для формирования у подрастающего поколения
основ экологической культуры, в качестве
осознанной личностью и обществом необходимостью
ответственно относиться к природе и окружающей
среде, к собственному здоровью и здоровью
других людей, в соответствии с правовыми
и нравственными нормами, принятыми в
обществе и формируемыми целенаправленно
в течение жизни и деятельности поколений,
в образовательных учреждениях Российской
Федерации, осуществляется экологическое
просвещение и образование, как неотъемлемая
составляющая системы образования.
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия её с человеком выросли в глобальную проблему, к которой привело безответственное отношение к ней. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать детей бережному отношению к природе с раннего возраста. Приобретённые ребёнком знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения. Ученики будут бережно относиться к природе, что может положительно повлиять на природную среду в нашем крае и в стране.
Но чтобы успешно охранять наши леса и водоёмы, землю и воздух от оскудения и загрязнения, а животный и растительный мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать её законы и истинную ценность. Поэтому так важно, чтобы дети, начиная с раннего возраста, становились защитниками одной из основных ценностей человека – природы. Чем раньше начнётся работа по воспитанию учащихся, тем больше будет её педагогическая результативность. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны. В эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного, умение видеть красоту вокруг себя. Ребёнок должен понять, что состояние природы зависит не только от всех, но и от каждого человека в отдельности, от того, насколько каждый внесёт свой вклад в дело охраны природы. При этом в тесной взаимосвязи должны выступать все формы и виды учебной и внеклассной деятельности детей.
Широко известно, что К.Д. Ушинский рассматривал природу как важный фактор воспитания детей. Его мысли по этому вопросу не утратили актуальности и по сей день. К.Д. Ушинский обратил особое внимание на необходимость всестороннего воспитания детей средствами природы. Он считал, что именно в детстве надо прививать любовь к природе, поскольку детские ощущения самые острые и сильные.
Познание
человеком природы всегда составляло
важнейшую основу его умственного
развития. В советское время идею
использования природы как
Большое наследие в области воспитания ребёнка природой оставил нам выдающийся педагог В.А. Сухомлинский. Он считал, что взаимодействие подрастающего поколения с природой имеет большой педагогический потенциал. Но проблема заключается в том, что без готовности личности его видеть, без соответствующей внутренней активности, он так и остаётся потенциалом.
Таким образом, складывается противоречие между необходимостью воспитания бережного отношения к природе и практическим состоянием педагогической деятельности в этом направлении, что определило выбор темы: «Воспитание бережному отношению к природе младших школьников».
Проблема исследования: каковы наиболее эффективные педагогические условия формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
Объект исследования: процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
Предмет исследования: урок естествознания как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
Цель исследования: теоретически обосновать эффективность использования урока естествознания как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
Гипотеза: формирование бережного отношения к природе у младших школьников будет эффективным, если:
- соблюдаются психолого-физиологические особенности младших школьников;
-
используются различные виды
уроков и соблюдаются
Задачи исследования:
1.
Изучить и проанализировать
2.
Выявить психолого-
3. Выявить и охарактеризовать возможные виды уроков по естествознанию.
4.Разработать уроки, на которых формируется бережное отношение к природе.
Методы: Теоретические - анализ, синтез, обобщение;
Эмпирические – изучение опыта педагогической деятельности.
Практическая значимость: данная работа будет полезна в педагогической деятельности учителей, при разработке уроков естествознания и дальнейшем их проведении.
Структура работы:
введение
глава 1
выводы по первой главе
глава 2
выводы по второй главе
заключение
список
литературы
Глава 1.
1.1. Процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
Острота
современных экологических
В
системе подготовки молодого поколения
к рациональному
Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.
Целевые установки учебных предметов начальной школы обуславливают необходимость совместного использования их для воспитания у младших школьников бережного отношения к природе. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли, что природа и среда - необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д.