Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 21:12, курсовая работа
Актуальность: В настоящее время существует огромный риск для жизни и здоровья людей из-за снижения качества окружающей среды, постоянной угрозы крупных техногенных катастроф и деградации природных экосистем. С каждым днем эта проблема становится все более актуальной. Будущее человечества напрямую связано с состоянием окружающей природной среды и полностью зависит от отношения к этой проблеме жителей планеты. Формирование бережного отношения к природе - важнейшая задача школы в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всем мире.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроках естествознания.
1.1. Процесс формирования бережного отношения к природе у младших школьников на уроке естествознания.
1.2. Урок естествознания, как средство формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
1.3. Психолого-физиологические особенности младших школьников для формирования бережного отношения к природе на уроках естествознания.
Выводы по первой главе
Глава 2. Разработка конспектов уроков по естествознанию для младших школьников.
1конспект урока «Как устроено растение?»
2 конспект урока «Грибы – особое царство природы»
3 конспект урока «Дикие животные зимой»
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Младший школьник еще не способен делать длительных волевых усилий, особенно при выполнении однообразных заданий. Отсюда понятна необходимость постоянно разнообразить деятельность младшего школьника. Важным фактором в воспитании воли у школьника является совместная работа в коллективе. Дружный, целеустремленный коллектив оказывает положительное влияние на личность школьника, воспитывая его волю. Школьник подражает лучшим в школьном коллективе, старается не отстать от коллектива, стремится воспитать у себя те волевые качества, которые особенно ценятся в коллективе. Оценка коллективом поступков, поведения конкретного ученика существенно влияет на формирование его воли.[13]
Можно
сказать, что младшие школьники не имеют
целенаправленного внимания. Они обращают
свое внимание в основном на то, что им
непосредственно интересно. Условия школьной
работы с первых дней требуют от ребенка
следить за предметами и усваивать сведения,
которые его вовсе не интересуют. Мышление
ребенка в начале обучения в школе отличается
эгоцентризмом, особой умственной позицией,
обусловленной отсутствием знаний, необходимых
для правильного решения определенных
проблемных ситуаций. В начальных классах
ребенок уже может мысленно сопоставлять
отдельные факты. Не малую роль в учебной
деятельности ребенка играет память, которая
приобретает ярко выраженный познавательный
характер. Младший школьник еще не способен
делать длительных волевых усилий при
выполнении однообразных заданий, отсюда
необходимость разнообразить виды уроков
и деятельность школьника на них.[19]
Выводы по первой главе
Таким
образом, мы рассмотрели особенности
формирования бережного отношения
к природе у младших
Глава 2.
2.1.Конспект урока по естествознанию
Класс: 1
Время: 45 минут (1 урок)
Цели:
Воспитательная. Формировать бережное отношение к природе.
Образовательная. Изучить, как устроено растение, основные функции частей растения виды стеблей и листьев, плодов;
Развивающая. Развивать наглядно – образное и логическое мышление, воображение, внимание, память.
Оборудование:
План урока
I. Организационный момент
II. Повторение пройденного материала
III. Постановка темы и цели урока
IV. Изучение нового материала
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного
VII. Итог урока
VIII. Домашнее задание
Ход урока
I. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Посмотрите на парты: все ли у вас готово к уроку?
II. Повторение пройденного материала.
Какую тему мы изучали на прошлом уроке? Времена года.
Сколько вы знаете времен года? Четыре.
Перечислите их! Зима, Весна, Лето, Осень.
Верно.
А почему в природе происходит смена времен года? Потому что меняется положение Земли по отношению к Солнцу, температура, погода.
Изменения происходят сначала в живой или в неживой природе? В неживой.
А что меняется? Температура.
А как? Становится тепло или холодно?
Когда холодно, какие выпадают осадки? Снег, град.
А когда тепло? Дождь.
А в разное время года небо одинаковое? Нет.
Какое в теплую погоду? Ясное.
А в холодную? Хмурое.
А когда меняется
погода, как меняется живая природа?
(Что относится к живой
Что происходит с растениями в каждое время года, расскажите? Летом – трава зеленая, на деревьях много листвы, распускаются цветы.
Что происходит с растениями осенью? Меняют цвет, становятся разноцветными.
Почему они меняются? Потому что готовятся отмирать, готовятся к зиме, к ним не поступают питательные вещества.
На пользу ли растенью отмирает листик? Да, это помогает ему пережить зиму.
А как называется очень красивое явление, которое происходит в конце осени? Листопад.
А кто-нибудь видел листопад, расскажите? А что происходит потом, зимой? Все растения спят, укрыты снегом.
А весной? Тает снег, бегут ручьи, вылезает травка. На деревьях появляются почки.
III. Постановка темы и цели урока.
А с чего же начинается питание растений?
Откуда берутся живительные соки, благодаря которым и развивается растение?
Это и будет тема нашего сегодняшнего урока: «как устроено растение?»
Давайте проследим за одним растением.
IV .Изучение нового материала
Вот его семечко осенью попало в землю. Зимой оно пролежало под снегом, грелось. Весной снег растаял, начало пригревать солнышко. Семечко пустило корни. Корни укреплялись в почве. Затем появился первый листик. Растение начало развиваться. Появился еще листик. Появился стебелек. Потом – цветочек. Это – первый весенний цветок – подснежник. Один цветочек отцвел. На его месте образовалась небольшая коробочка.
Как вы думаете, что это? Плод.
Не просто плод, а внутри него находятся семена. За место первого цветочка еще один. У нас получилась схема строения растений. А для того, чтобы проверить это, мы откроем учебник на стр. 68. Найдите, пожалуйста, корень. Поставьте пальчик, стебель, плод с семенами. Найдите стебель, поставьте пальчик. Найдите плод, поставьте пальчик. Найдите листик, поставьте пальчик. Найдите цветок, поставьте пальчик.
Верная ли у нас получилась схема? Верная.
В конце страницы есть вывод, почитайте его.
Корень, стебель, цветок, лист и плод с семенами – это части растений.
V. Физкультминутка.
Буратино потянулся.
Раз – нагнулся, разогнулся.
Руки в стороны развел,
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
VI. Закрепление изученного
Откройте в своей тетради №2 на стр. 10 тему «Как устроены растения». Сейчас мы с вами выполним первую часть задания: будем раскрашивать стебель и листья.
Карандаши, каких цветов нам понадобятся? Зеленого.
Давайте найдем стебель гороха. Поставьте на него пальчик. Возьмите цветной карандаш и раскрасьте его. На втором рисунке найдите листья.
Каким цветом будем их раскрашивать? Зеленым.
Верно, раскрасьте их. Молодцы. Вторую часть будете делать дома.
(Какие деревья изображены на стр. 11? Дуб, рябина, клен? Найдите плод дуба. Линией соедините его с деревом. Найдите лист дуба. Его тоже соедините с деревом. То же самое сделайте с другими деревьями.)
Давайте посмотрим на картинку на стр. 69.
Части, каких растений здесь изображены? Части клена, рябины, дуба? Что общего у этих частей? Что у них есть листья и плоды.
А что разного? Листья.
А чем они отличаются? Цветом, размером, формой.
А чем еще отличаются? Плодами.
На что похожи плоды клена? На вертолетики.
А плоды рябины? Кисть.
А плоды дуба? На голову в шляпке.
Чем еще могут различаться растения? Стеблями.
Верно! Давайте перевернем страницу и посмотрим, какие бывают стебли. Что вы можете сказать о стеблях кактуса? Он толстый, с иголками.
А что можете сказать о стеблях клена? Это ствол, большого размера.
А стебель вьюна, какой? Тонкий, легко можно согнуть, легко меняет форму. Молодцы! Как мы уже видели, что листья бывают разными. Простыми и сложными. Простые листья те, у которых одна листовая пластина, т.е. один листок на черешке, а сложные, у которых несколько листовых пластин на черешке, несколько листиков.
Какие простые листья здесь изображены? Береза и Липа.
Какие сложные? Рябина и каштан.
Плоды бывают разными. Плоды каких растений вы видите? Крыжовника, арбуза, мака, гороха.
Чем отличаются эти плоды? Цветом, размером, формой.
VII. Итог урока
С какой темой мы сегодня познакомились на уроке? Как устроены растения. Какие части растения вы знаете? Корни, стебли, листья, цветки, плоды, семена.
Чем могут отличаться стебли, листья и плоды? Формой, цветом и размером.
VIII. Домашнее задание
Домашнее задание: в тетради №2 доделать упр. на стр. 10 и сделать задание с клубочком на стр. 71.
2.2. Конспект урока по естествознанию «Грибы – особое царство природы».
Тема: Грибы – особое царство природы.
Класс: 2
Время: 45 мин (1 урок)
Тип урока: интегрированный.
Цель:
Воспитательная. Формировать бережное отношение к природе
Образовательная. Познакомить с видами грибов, как одним из представителей «сообщества леса»;
Научить различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы;
Познакомить с исчезающими грибами;
Развивающая. Упражнять детей в письменной речи.
Оборудование:
План урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
III. Работа над новой темой
IV. Физкультминутка
V. Сообщения детей о грибах.
VI. Итог урока
Ход урока.
I. Организационный момент.